Операция "кооперация",
или кто имеет право проверять токсичность выхлопов автомобиля

Дышать чистым воздухом намного приятнее, чем за-газованнм. Думаем, с этим утверждением согласится каждый. Особенно актуальна проблема чистоты воздуха в городах, где, кроме промышленных предприятий, атмосферу загрязняют еще и автомашины. По словам заместителя начальника Управления государственной автомобильно-технической инспекции, надзора за перевозкой опасных грузов и состоянием дорог - начальника отдела государственной автомобильно-технической инспекции Департамента ГАИ МВД Украины Николая Николаевича Яворского, в Украине сейчас свыше 9 миллионов транспортных средств, из которых почти 80% эксплуатируют более 10 лет.

На защите природы у нас стоит государство - еще в 1991 году был принят Закон об окружающей среде. Согласно ему предприятия, которые осуществляют проектировку, производство, эксплуатацию и обслуживание автомобилей и производство и поставку горючего, обязаны разрабатывать и проводить мероприятия по:

- снижению токсичности и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в отработанных газах и выбросах транспортных средств;

- переходу на менее токсичные виды энергии и горючего;

- соблюдению режима эксплуатации транспортных средств и другие мероприятия, направленные на предупреждение и уменьшение выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ.

Производство и эксплуатация транспортных средств, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы, не допускается (ст. 56 Закона об окружающей среде). Но любой запрет напрасен, если отсутствует механизм его реализации.

А проверяющие кто?

Кому взять на себя контроль за соблюдением экологических норм, как не профильному Министерству охраны окружающей природной среды Украины (далее - Минприроды)! Ведь оно уполномочено осуществлять госконтроль за соблюдением требований законодательства об охране окружающей природной среды, рациональном использовании природных ресурсов, экологической безопасности (п. 3 Положения о Минприроде). Для этого в составе Минприроды создана Государственная экологическая инспекция (Госэкоинспекция).

Ее представители, в соответствии с пп.13 п. 5 Положения о Госэкоинспекции, могут останавливать транспортные средства и "проводить их осмотр".

Также задействованы и наши правоохранительные органы: милиция должна предупреждать загрязнение воздуха и водоемов транспортными средствами (п. 12 ст. 10 Закона о милиции). Данная обязанность относится к основным задачам Госавтоинспекции как подразделения милиции (п. 3 Положения о ГАИ). При этом работникам ГАИ разрешено "проверять выполнение собственниками (владельцами) транспортных средств требований законодательства, в том числе правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды" (пп. 1 п. 5 Положения о ГАИ).

Кстати, пройти "обследование" в ГАИ можно добровольно. Согласно Размерам платы исследование двигателей транспортных средств на содержание вредных веществ в отработанных газах с выдачей экологической карточки стоит всего-навсего 11 грн. Правда, ее статус остается несколько непонятным - ни в одном нормативно-правовом акте не сказано, что при ее наличии у водителя проверка токсичности выхлопов авто отменяется.

Однако нечасто встретишь на дороге представителей как Госэкоинспекции, так и ГАИ, которые бы интересовались токсичностью выхлопов автомобиля. Как правило, его жаждут осмотреть или работники какого-нибудь предприятия, или члены общественных формирований по охране общественного по рядка (далее - члены формирований).

Права и обязанности последних определены в ст. 10 Закона о формированиях, согласно которой они принимают участие в обеспечении охраны общественного порядка только совместно с работниками милиции.

Свою деятельность общественные формирования должны проводить путем совместного с работниками органов внутренних дел патрулирования и выставления постов (п. 1 ст. 11 Закона о формировании). Более того, использовать для остановки машины жезл могут только сотрудники ГАИ и военной инспекции безопасности дорожного движения (пп. 8.8 ПДД).

Следовательно, самостоятельно останавливать автомобили члены формирований не имеют права! И конечно, попытка задержать авто другими лицами - тоже незаконна.

Таким образом, проверить токсичность выхлопов двигателя вашего авто уполномочены:

1) сотрудники ГАИ;

2) государственные экологические инспектора. Однако фактически это могут сделать именно первые.

Ведь и Закон о дорожном движении (ст. 16), и ПДД (пп. 2.4) требуют от водителя реагировать на требование работников милиции и никого более! А по ст. 19 Конституции Украины никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Однако не следует игнорировать ситуации, когда инспектор ГАИ, остановив вас, передаст дело госэкоинспектору. Здесь, на наш взгляд, нарушений не будет.

К сожалению, в последнее время "экологи-любители" (т. е. лица, не являющиеся ни сотрудниками милиции, ни государственными экоинспекторами) все чаще появляются на дорогах в форме, очень похожей на милицейскую, и с жезлами, которые от ГАИшных можно отличить с минимального расстояния.

Итак, что посоветовать водителю, который видит перед собой людей в форме, настойчиво приглашающих его притормозить? Лучше остановиться: очень неприятно будет, если окажется, что перед вами были сотрудники милиции (по ст. 122 КоАП невыполнение требований остановки ведет к штрафу от 136 до 170грн. или лишению права управления от 1 до 3-х лет).

Но сразу выясните, с кем вы имеете дело (попросите предъявить удостоверение). Если это не милиционер - смело отправляйтесь дальше. "Экологи-любители" не вправе заставить вас-проходить проверку. Да и экологический талон, который они обычно предлагают приобрести, не имеет никакой юридической силы - от проверки сотрудниками ГАИ он не защищает.

Когда же вам встретились представители государственной автомобильно-технической инспекции, придется подчиниться.

Порядок измерения токсичности отработанных газов

Для того чтобы результаты проверки были легитимными, ее проводят, соблюдая требования, зафиксированные в ДСТУ 4277 (утвержден приказом Госпотребстандарта Украины от 31.01.04 г. № 14, начал действовать с 1 июля 2004 года* и заменил ГОСТ 17.2.2.03-87).

Конечно, автомобиль должен быть технически исправным. Его выпускная система - в полной комплектности, без прогаров, механических пробоин и неплотностей в соединениях, которые приводят к утечке отработанных газов и подсосу воздуха.

Сначала двигатель необходимо будет прогреть так, чтобы температура охладительной жидкости (или моторного масла для двигателей с воздушным охлаждением) была в пределах диапазона рабочих температур по рекомендациям предприятия-производителя. А если подобных данных нет - не менее 80 °С (пп. 5.1.3 ДСТУ 4277).

Собственно измерение нужно осуществлять в следующей последовательности (пп.5.1.5 ДСТУ 4277):

1) установить рычаг переключения передач (селектор КПП для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение;

2) поставить на тормоз авто стояночным тормозом;

3) подложить под колеса упорные колодки;

4) остановить двигатель (если он работал);

5) открыть капот моторного отсека;

6) подсоединить тахометр;

7) погрузить пробоотборочный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 30 см от среза (если срез косой, замеряют от его короткой кромки);

8) полностью открыть воздушную заслонку;

9) запустить двигатель;

10) увеличить частоту вращения вала двигателя до 2200 оборотов в минуту и выдержать этот режим не менее 30 секунд;

11) установить минимальную частоту вращения вала двигателя и после стабилизации показателей газоанализатора, но не позднее чем через 60 секунд, измерить содержание оксида углерода и углеводородов (определяют среднее арифметическое между максимальным и минимальным показателями прибора за время измерения);

12) установить повышенную частоту вращения вала двигателя и после стабилизации показателей газоанализатора, но не позднее чем через 60 секунд, измерить содержание оксида углерода и углеводородов (снова берут среднее арифметическое).

При этом на повышенных оборотах работы проверяют только карбюраторные двигатели (п. 4.1 ДСТУ 4277).

Обратите внимание: токсичность отработанных газов измеряют лишь с применением внешнего тахометра. Пользоваться при этом показаниями автомобильного прибора запрещено!

Таблица 1

Предельно допустимое содержание оксида углерода и углеводородов
в отработанных газах автомобилей, не оборудованных нейтрализаторами

Топливо, на котором работает двигатель


 
Частота враще-
ния*, об. /мин. (±100)


 
Оксид углерода, объемная доля, %

 
Углеводороды, объемная доля, млн-1, для двигателей с числом цилиндров
 
до 4 включительно
 
более 4
 
Ранее (ГОСТ 17.2.2. 03-87)
 
Теперь (ДСТУ 4277)
 
Ранее (ГОСТ 17.2.2. 03-87)
 
Теперь, (ДСТУ 4277)
 
Ранее (ГОСТ 17.2.2.03-87)
 
Теперь (ДСТУ 4277)
 
Бензин

 
800
 
1,5
 
3,5**
 
1200
 
1200
 
3000
 
2500
 
2200
 
2,0
 
2,0
 
600
 
600
 
1000
 
1000
 
Газ природный

 
800
 
-
 
1,5
 
-
 
600
 
-
 
1800
 
2200
 
-
 
1,0
 
-
 
300
 
-
 
600
 
Газ нефтяной сжиженный
 
800
 
-
 
3,5
 
-
 
1200
 
-
 
2500
 
2200
 
-
 
1,5
 
-
 
600
 
-
 
1000
 
* Данный показатель может быть иным - по рекомендации предприятия - производителя автомобиля.
** Для автомобилей, изготовленных до 01.10.86 г., допустимое содержание оксида углерода составляет 4,5%.
 

Ну вот, ваш автомобиль "замеряли". Поинтересуйтесь результатами измерений: вписываются ли они в законные рамки?

Нормы токсичности

Новый стандарт принес не только свои требования к порядку измерений, а и новые нормы токсичности (см. таблицу 1). Для наглядности рядом с ними мы привели еще и старые.

Для машин, находящихся на обкатке (пробег не превышает 3000 км), нормы токсичности увеличивают на 20% (пп. 4.3.1 ДСТУ 4277).

Как видите, ранее проверка токсичности ожидала только авто с бензиновыми двигателями, а теперь еще и машины "на газу". Кроме того, стандарт позволяет проводить измерения у авто, оборудованных так называемыми "катализаторами"! Нормы токсичности для них приведены в таблице 2.

Таблица 2

Предельно допустимое содержание оксида углерода
и углеводородов в отработанных газах автомобилей, оборудованных нейтрализаторами

Частота вращения*, об./мин. (±100)


 
Автомобили с окислительными
нейтрализаторами
 
Автомобили с трехкомпонентными нейтрализаторами
 
Оксид углерода, объемная доля, %
 
Углеводороды , объемная доля, млн-1
 
Оксид углерода,
объемная доля, %
 
Углеводороды, объемная доля, млн-1
 
800
 
1,0
 
600
 
0,5
 
100
 
2200
 
0,6
 
300
 
0,3
 
100
 

А если выбросы вашего авто оказались более загрязненными, чем это позволяет стандарт?

Ответственность за превышение токсичности

Мы уже упоминали: Закон об окружающей среде не разрешает эксплуатировать авто, выбросы которых превышают норму. Аналогичного мнения и ПДД: по пп. 31.4.6 запрещена эксплуатация транспортных средств, у которых содержание вредных веществ в отработанных газах или их дымность выше, чем установлено стандартами. Поэтому не исключено, что работник ГАИ решит снять номера с вашего авто, руководствуясь ст. 37 Закона о дорожном движении. Хотя если вы на месте сумеете отрегулировать токсичность выхлопов, основания для снятия номеров исчезнут.

А вот составить протокол об административном правонарушении по ст. 81 КоАП "Эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах" (она предусматривает наложение штрафа от 17 до 51 грн.) милиционер не имеет права.

Зато когда ваш автомобиль будет проверять госэкоинспектор, за номера не волнуйтесь. Он может (на основании ст. 255 КоАП) только составить протокол по ст. 81 КоАП. Рассматривать дело об админправонарушении имеют полномочия (ст. 242 КоАП):

- главный госинспектор Украины по охране окружающей природной среды и его заместители;

- главные госинспектора по охране окружающей природной среды АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя и их заместители;

- старшие госинспектора по охране окружающей природной среды;

- госинспектора по охране окружающей природной среды.

Когда же для проверки вас остановит инспектор ГАИ вместе с госэкоинспектором, вероятно, что вы получите сразу два "удовольствия" (лишитесь номеров в обмен на протокол).

Так что стоит следить за своим железным конем, особенно за тем, что выходит из его выхлопной трубы. Тогда никакой контроль вам будет не страшен.

Список использованных нормативно-правовых актов:

1. КоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях.

2. Закон об окружающей среде - Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" от 25.06.91 г. №1264-XII.

3. Закон о милиции - Закон Украины "О милиции" от 20.12.90 г. № 565-XII.

4. Закон о формированиях - Закон Украины "Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы" от 22.06.2000 г. № 1835-III.

5. Закон о дорожном движении - Закон Украины "О дорожном движении" от 30.06.93 г. № 3353-XII.

6. ПДД - Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.01 г. № 1306.

7. Положение о Минприроды - Положение о Министерстве охраны окружающей природной среды Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 10.02.04 г. № 176/2004.

8. Положение о Госэкоинспекции - Положение о Государственной экологической инспекции в редакции постановления КМУ от 16.06.04 г. № 770.

9. Положение о ГАИ - Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, утвержденное постановлением КМУ от 14.04.97г. № 341.

10. Размеры платы - Размеры платы за услуги, предоставляемые подразделениями Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Украины, утвержденные приказом МВД Украины, Минфина и Минэкономики Украины от 16.07.01 г. № 549/333/147.11. ДСТУ 4277 - Национальный стандарт Украины "Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработанных газах автомобилей с двигателями, работающими на бензине или газовом топливе ДСТУ 4277:2004", утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины от 31.01.04 г. № 14.

12. ГОСТ 17.2.2. 03-87 - Государственный стандарт "Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями ГОСТ 17.2.2. 03-87".

“Все о бухгалтерском учете”, № 71 (982), 02 августа 2004 г.