Как избежать тотальной камеральной проверки?

Большинство бухгалтеров стараются быстрее сдать отчетность в налоговую инспекцию и забыть о ней. Однако расслабляться не стоит.

Камерально - это как?

Согласно подпункту 4.2.2 п. 4.2 ст. 4 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III “О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами” камеральной считается проверка, проводимая контролирующими органами исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях, без проведения любых других видов проверок налогоплательщика.

Камеральная проверка, как таковая, проводится уполномоченными должностными лицами налоговой инспекции непосредственно по месту нахождения налогового органа в день поступления отчетности от предприятий или в последующие периоды по каждому виду налога.

Суть камеральной проверки заключается не только в визуальной проверке правильности оформления налоговой отчетности, в частности: полнота предоставления отчетности, заполнение всех необходимых реквизитов отчета, проставлены ли все подписи налогоплательщика (уполномоченных должностных лиц), оформление оговорок об исправлении допущенных ошибок и заполнение других, предусмотренных в формах отчетности, реквизитов.

Главной целью камеральной проверки является: проверка правильности в налоговых декларациях арифметических расчетов итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет; обоснованность применения налоговых ставок и льгот; правильность показателей, необходимых для исчисления базы налогообложения; проверка своевременности предоставления налоговых расчетов в налоговые органы. Как видим, камеральная проверка проводится на основании документов, которые налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы в соответствии с законодательством, без всякого специального истребования (отчеты, расчеты по налогам, бухгалтерская отчетность и т. д.) и уж совсем не по усмотрению налогового инспектора.

Для инспекторов-камеральщиков, которые проверяют отчеты предприятий, каких-то конкретных специальных форм и методов камеральных проверок ГНАУ пока не разработала. Как правило, этот процесс частично автоматизирован. Специальная программа “тестирует” введенный документ на наличие в нем ошибки, прежде всего арифметической. Кроме этого, программа находит нестыковки между всеми документами отчетности. Однако возможности программы ограничены, и большинство показателей, которые указаны в декларациях фирмы, она проверить не может. И тут, как правило, в работу включается непосредственно налоговый инспектор с его логическим мышлением.

Понятие логического контроля камеральной проверки являет собой связь (логическую) между отдельными отчетными и расчетными показателями, сравнение отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода. Как правило, в ходе таких проверок под пристальное внимания проверяющих попадает и согласование показателей, которые повторяются в налоговых расчетах и декларациях. При этом досконально изучается предыдущая оценка налоговых деклараций и расчетов с точки зрения достоверности отдельных отчетных показателей, наличие сомнительных сравнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможности нарушения налогового законодательства.

После такой кропотливой работы не исключено, что налоговому инспектору могут понадобиться от налогоплательщика дополнительные сведения либо получение объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременности уплаты налогов в проведенных тех или иных хозяйственных операциях. Для этого они делают запрос на предприятие о предоставлении таких документов. Исходя из ситуации, предприятие само должно решить для себя вопрос о предоставлении или непредоставлении дополнительных документов в налоговые органы. Возможно, что после предоставления дополнительных документов о вас сразу же и забудут, но не исключено, что ваше предприятие попадет под пристальное внимание налоговиков и станет кандидатом номер один в списке внеплановых выездных проверок. Отметим, что необходимость предоставления дополнительных документов, сведений, объяснений должна обусловливаться налоговиками выявлением ошибок в заполнении уже представленных документов, а также противоречий между содержащимися в них сведениями.

Из вышеизложенного напрашивается вывод о том, что у предприятия, отчетности которых содержат умышленные ошибки, увеличивается риск лишний раз подвергнуть себя “нападениям” со стороны контролирующих органов.

Конечно, “трясти” все фирмы подряд у налоговиков нет возможности. В первую очередь контролирующие органы будут проявлять интерес и стараться быстрее провести проверку фирм, которые имеют льготы, большую сумму на возмещение НДС из бюджета, существенные затраты или убытки. Поэтому после того, как сдана “подозрительная” отчетность, из налоговой нужно ждать вестей.

Теперь читатели, наверное, уже поняли, что камеральная проверка является лишь предварительным этапом перед проведением основной проверки или внеплановой выездной налоговой проверки.

Выездные проверки, согласно статье 1 Указа Президента Украины от 23.07.98 г. № 817/98 “О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности”, разделяются на плановые и внеплановые.

Плановая выездная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства, предусмотренная в плане работы контролирующего органа и проводимая по местонахождению субъекта или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводится проверка. Внеплановая выездная проверка предусмотрена статьей 3 Указа № 817. Такие проверки контролирующими органами не планируются. Внеплановые выездные проверки делятся на встречные и оперативные. Встречные проводятся в случае возникновения у налоговых органов необходимости проверки сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности. Поводом для проверки может послужить неполучение ответа на соответствующий письменный запрос контролирующих органов с требованием предоставить необходимые документы и пояснения в течение трех рабочих дней. Чтобы разрядить ситуацию, предприятию нужно всего лишь предоставить требуемые документы налоговикам, и у них не будет оснований для проведения проверки непосредственно на предприятии.

Что же делать, если налоговики требуют и настаивают в срочном порядке предоставить дополнительные документы или сведения о хозяйственной деятельности предприятия, а руководство предприятия сомневается, что это закончится для них положительным результатом? Идти открыто на конфликт и “ссориться” с инспекцией никто, как правило, не хочет. Поэтому фирмы, прежде всего, стараются придумать варианты вежливого отказа или хотя бы попытаться отодвинуть момент передачи налоговикам документов. А выигранное время использовать для поиска и исправления ошибки. Как правило, предприятие должно потребовать официальный запрос из налоговой инспекции о предоставлении дополнительной документации и ни в коем случае не предоставлять налоговикам документы по звонку налогового инспектора, за исключением, конечно, если налоговик требует предоставить документ, который вряд ли сможет существенно что-то изменить, и вы полностью уверены, что с отчетностью у вас все в порядке. Если даже предприятие согласно предоставить документы, но нет времени, чтобы их подготовить, зачастую в таких случаях отвечают запросом о более подробном уточнении перечня этих документов. Или еще вариант. В письме в налоговую указывается фраза следующего содержания: “Ввиду большого объема запрашиваемых документов организация не имеет технической возможности снять их копии, заверить надлежащим образом и представить в налоговую инспекцию в положенный срок. В связи с этим просим продлить срок представления документов”. Многие предприниматели в ответах на запросы налоговой выискивают в законодательстве основания для отказа в предоставлении документов, и во многих случаях они оказываются правы. А если даже и не правы, то такая длительная переписка с налоговиками дает время бухгалтеру самому разыскать ошибку и внести изменения в отчетность.

Очень часто предприниматели ссылаются на то, что документы находятся у аудиторов или адвокатов (если, конечно, с ними есть договор). Лучший вариант, конечно, когда документы, которые, в принципе, могут понадобиться предприятию в будущем, но не желательны для хранения в офисе, в текущее время по договору архивного хранения находятся у адвокатской компании, а уж у них изъять документы контролирующим органам будет ох как не просто.

Если у фирмы существуют филиалы, то руководство может сослаться на то, что необходимо определенное количество времени для доставки и получения от них запрашиваемых документов.

В конце концов, можно просто попытаться договориться устно о том, что вы принесете все нужные документы, но спустя некоторое время. Как правило, на такие уступки налоговики идут очень часто, так как у них и без того очень много работы. Правда, документы принести все же придется, но появляется дополнительное время, чтобы как следует их проверить, внести исправления и даже “достать” недостающие бумаги.

Что касается ответственности, то, согласно подпункту 17.1.4 п. 17.1 ст. 17 Закона 2181, вследствие проведения камеральной проверки плательщик налогов обязан (кроме случаев, когда налоговая декларация не принимается вопреки нормам Закона 2181) уплатить штраф в размере пяти процентов суммы доначисленного налогового обязательства, но не меньше одного необлагаемого минимума доходов граждан совокупно за весь срок недоплаты, независимо от количества прошедших налоговых периодов. Основанием для определения налоговым органом недоплаты может быть выявленная налоговым органом и неисправленная плательщиком самостоятельно в уточненном расчете методологическая или арифметическая ошибка.

Под арифметической ошибкой следует понимать, согласно письму Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 20.03.2001 г. № 06-10/167 и письму ГНА Украины от 06.07.2001 г. № 9018/7/23-3317, ошибку, допущенную налогоплательщиком при заполнении деклараций (расчетов) или дополнений к ним, в частности при выполнении арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, расчет процентов, доли), предусмотренных при расчете объекта налогообложения, с целью определение налоговых обязательств по налогу, сбору, обязательному платежу, а также описки, допущенные при переносе данных из приложений, на основании которых заполняются соответствующие строки декларации (неправильно поставленная запятая при применении единицы измерения, неправильно перенесен итог из приложения и др.). Согласно этому же письму, методологической ошибкой считается ошибка, которая заключается в неправильном применении или неприменении ставок налогообложения или коэффициента при определении налогового обязательства по тому или иному налогу, сбору (обязательному платежу). Кроме этого, следует отметить, что при проверке правильности составления налоговой декларации и полноты определения в ней суммы налогового обязательства следует обратить внимание на обязанность налогового органа определить не только допущенное плательщиком налогов занижение налогового обязательства, но и на его завышение.

“Вестник бухгалтера и аудитора Украины”, № 13-14, июль 2004 г.