Вопросы учета рабочего времени
ВОПРОС: 1. Что необходимо проставлять в табеле учета рабочего времени работнику, если у него не было работы (но официальных простоев нет) и как правильно оформить время простоев работника на рабочем месте (если простоев нет). Как учитывать это время при расчете больничных листов, общего стажа, непрерывного и т.п.?
2. Каков порядок расчета времени больничных листов работнику, находящемуся в декретном отпуске, административном, в случае простоя и т.д.?
Как поступить, если больничный лист предшествовал началу простоя в цехе (сегодня открыт больничный лист, а с завтрашнего дня в цехе простои)?
3. С какой категории работников не снимается время отсутствия на работе при оформлении больничного листа?
ОТВЕТ: Простой - это приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, непреодолимой силой или другими обстоятельствами.
В своем письме указано, что у работника не было работы, однако "официальных простоев нет". Если у работника не было работы это будет простой не по вине работника, который оплачивается в соответствии со ст. 113 КЗоТ.
Согласно ст. 113 КЗоТ время простоя не по вине рабочего или служащего оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).
О начале простоя, кроме простоя структурного подразделения или всего предприятия, работник должен предупредить собственника или уполномоченный ним орган либо бригадира, мастера, других должностных лиц.
За время простоя, если возникла производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья работника либо для окружающих его людей и окружающей природной среды не по его вине, за ним сохраняется средний заработок.
Время простоя по вине работника не оплачивается.
На период освоения нового производства (продукции) собственник или уполномоченный ним орган может производить работникам доплату к среднему заработку на срок не более шести месяцев.
Что касается оформления простоя и указания о нем в табеле учета использования рабочего времени, то следует исходить из следующего:
Приказом Министерства статистики Украины от 09.10.95 г. N 253 утверждены типовые формы первичного учета, введенные в действие с 01.01.96 г., в том числе по учету использования рабочего времени - формы П-12, П-13, П-14, П-15 и П-16.
Формы NN П-12 и П-13 применяются для учета использования рабочего времени всех категорий работающих для контроля за соблюдением работающими установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета заработной платы, а также для составления статистической отчетности по труду.
Форма П-13 используется в условиях автоматизированной системы управления производством.
Форма П-14 предназначена только для учета использования рабочего времени работником с твердым месячным окладом или ставкой.
Форма П-15 для учета времени сверхурочных работ на основе списков лиц, работающих сверхурочно.
Форма П-16 - для учета времени простоев осуществляется на основании листа учета простоев. Лист учета простоев с отметкой о времени простоя используется для записи в табеле.
Поэтому время простоя работника на основании указанного листа с отметкой о времени простоя должны вноситься в табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы по форме П-12 как целосменный простой не по вине работающего (код "пц" 19) или внутрисменный простой не по вине работающего (код "пв" 20).
Статьей 36 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением" предусмотрены основания, при которых помощь по временной нетрудоспособности не предоставляется. Среди них нет основания, связанного с простоем работника.
Согласно п. 2 Правил исчисления общего трудового стажа, для назначения работникам помощи по временной нетрудоспособности в общий трудовой стаж засчитывается время работы на условиях трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности или другой работы, на протяжении которой работник подлежал обязательному социальному страхованию, независимо от характера, продолжительности работы и продолжительности перерывов. Следовательно, время простоя работника также включается в общий стаж.
Непрерывный трудовой стаж в настоящее время не является критерием дифференциации размера помощи по социальному страхованию, так как при этом учитывается лишь общий трудовой стаж.
2. Пунктом 3 ст. 38 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением" предусмотрено, что в случае предоставления застрахованному лицу отпуска в связи с беременностью и родами в период его временной нетрудоспособности, лист нетрудоспособности по временной нетрудоспособности закрывается и со дня наступления этого отпуска выдается другой лист нетрудоспособности. Каждый из указанных листов оплачивается по соответствующим нормам этого Закона.
В случае предоставления застрахованному лицу отпуска в связи с беременностью и родами в период простоя предприятия, учреждения, организации не но вине застрахованного лица, ежегодного (основного и дополнительного) отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, дополнительного отпуска в связи с обучением, творческого отпуска, помощь по беременности и родам предоставляется со дня возникновения права на отпуск в связи с беременностью и родами.
В том случае, когда больничный лист предшествовал началу простоя, он в силу требований ст. 36 указанного Закона подлежит оплате в полном размере.
3. Оформление больничного листа в установленном порядке должно производиться для всех работников, работающих на предприятии одинаково и никакой категории работников, с которых бы "не снималось время отсутствия на работе при оформлении больничного листа" законом не установлено.
“Адвокат бухгалтера”, № 11 (65), июнь 2004 г.
Подписной индекс 23311
