Вопросы уплаты земельного налога в случае, если не оформлен землеотвод

ВОПРОС: Земельный участок, на котором находится здание, принадлежащее нашей организации, не выделялся на местности и не был передан предприятию ни в собственность, ни в пользование (договор аренды не заключался); какие-либо документы, подтверждающие право на указанный участок, у предприятия отсутствуют. Необходимо ли нам уплачивать налог на землю? Мы собираемся передать здание спортивному учреждению - будет ли оно уплачивать налог на землю?

ОТВЕТ: В соответствии со ст.2 Закона о плате за землю пользование землей в Украине платное. Плата за землю осуществляется в виде земельного налога или арендной платы. Собственники земельных участков и землепользователи, кроме арендаторов, уплачивают земельный налог. За земельные участки, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Согласно нормам ЗК Украины земельные участки могут находиться у физических и юридических лиц только на праве пользования или праве собственности. При этом право пользования существует в двух видах - в виде аренды земли и в виде права постоянного пользования.

Согласно действующему законодательству аренда земельного участка происходит в соответствии с договором, заключаемым между собственником земли и арендатором. Право постоянного пользования земельным участком могут приобретать только предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной или коммунальной собственности.

Согласно ст.5 Закона о плате за землю объектом платы за землю является земельный участок, который пребывает в собственности или в пользовании, в том числе на условиях аренды.

Субъектом платы за землю (плательщиком) является собственник земельного участка и землепользователь, в том числе арендатор.

Немаловажно отметить, что нормой ст.15 Закона о плате за землю установлено, что собственники земли и землепользователи уплачивают земельный налог со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.

Вместе с тем, в соответствии со ст.125 ЗК Украины, право собственности и право постоянного пользования земельным участком возникают после получения его собственником или пользователем документа, удостоверяющего право собственности или право постоянного пользования земельным участком, и его государственной регистрации. Право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации.

Право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком удостоверяются государственными актами. Право аренды - договором, который регистрируется в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, при выделении земельного участка в собственность или в пользование землеустроительные организации обязательно должны установить границы земельного участка в натуре (на местности).

На основании этого, а также на основании норм ст.5 и ст.15 Закона о плате за землю можно сделать вывод о том, что формально предприятие не является субъектом платы за землю, а следовательно, налог на землю уплачивать не должно.

Но вместе с тем немаловажно отметить, что существует и иное мнение по поводу уплаты налога на землю субъектами хозяйствования, не имеющими соответствующей документации, подтверждающей право собственности или пользования земельным участком.

Так, Высший арбитражный суд Украины (ВАСУ) в письме от 07.02.2000 г. № 01-8/48 “О некоторых вопросах практики разрешения споров при участии налоговых органов” высказывает мнение, что отсутствие оформленных документов на земельный участок не освобождает собственников и землепользователей от уплаты земельного налога.

В указанном письме ВАСУ в подтверждение своей позиции приводит мнение о том, что при передаче предприятиями, учреждениями, организациями строений и зданий иным предприятиям, учреждениям и организациям вместе с этими объектами к ним переходит право пользования земельным участком, на котором находятся указанные строения и здания.

Далее ВАСУ указывает, что Законом о плате за землю предусмотрено, что пользование землей в Украине платное: собственники и землепользователи уплачивают земельный налог со дня возникновения права собственности или пользования земельным участком, то есть со дня передачи здания или сооружения.

На основании этого делается вывод о том, что отсутствие оформленного документа, удостоверяющего право на земельный участок, не освобождает субъекта хозяйствования от уплаты земельного налога.

Кроме того, подтверждает позицию о необходимости уплаты земельного налога во время фактического использования земельного участка и абзац 4 ст. 14 Закона о плате за землю, где сказано, что за земельный участок, на котором расположено строение, находящееся в пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из них пропорционально той части площади строения, которая находится в их пользовании.

И хотя при буквальном толковании этой нормы Закона можно предположить, что она специально предусмотрена для случаев, когда строение, расположенное на определенном земельном участке, находится в пользовании нескольких юридических лиц, тем не менее, прослеживается указание на то, что при наличии у предприятия права пользования на определенное строение, на земельный участок, находящийся под таким строением, предприятие должно уплачивать земельный налог.

После передачи здания спортивному учреждению необходимо учитывать, что, согласно п.4 ст. 12 Закона о плате за землю, от земельного налога освобождаются отечественные учреждения культуры, науки, образования, охраны здоровья, социального обеспечения, физической культуры и спорта, спортивные сооружения, используемые ими по целевому назначению.

Отметим, что данной нормой предусмотрено освобождение от уплаты налога только для отечественных учреждений культуры, науки, образования, охраны здоровья, социального обеспечения, физической культуры и спорта и тех спортивных сооружений, которые используются ими по целевому назначению. То есть для применения льготы субъект хозяйствования обязательно должен подпадать под определение учреждения культуры, науки, образования, охраны здоровья, социального обеспечения, физической культуры и спорта и в органах статистики такому субъекту должны быть присвоены соответствующие указанным видам деятельности коды.

В случае если предприятие не соответствует таким требованиям, права на льготу по уплате земельного налога оно не имеет.

Справочно отмечаем, что перечень учреждений, которые согласно кодам Общего-классификатора отраслей народного хозяйства Минстата Украины освобождаются от уплаты земельного налога, определены письмом ГНАУ от 16.02.1994 г. № 14 - 403.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, №25-26, 21 июня 2004г.
Подписной индекс 40783