Как создать благотворительную организацию

В последнее время в Украине постепенно возрастает интерес к благотворительным организациям. Такая заинтересованность объясняется тем, что благотворительная деятельность позволяет легально минимизировать потери от налогообложения. Одной из законодательных норм, способствующих этому, является пп. 5.2.2 Закона о налогообложении прибыли*, согласно которому деньги или имущество, добровольно переданные неприбыльным организациям (к которым относятся и благотворительные фонды), включаются в валовые расходы (ВР) плательщика в размере, который составляет не менее двух и не более пяти процентов налогооблагаемой прибыли предыдущего отчётного квартала, а также сформировавшееся наконец законодательство, определяющее статус и порядок создания благотворительных организаций.

Кроме того, согласно пп. 5.1.21 Закона о НДС** освобождаются от обложения НДС товары (работы, услуги), бесплатно предоставляемые благотворительным организациям, которые соответствуют требованиям Закона о налогообложении прибыли. Пожертвование денежных средств, естественно, не является объектом обложения НДС.

Что же касается самих благотворительных организаций, то они не увеличивают валовые доходы (ВД) на суммы денежных средств или стоимость имущества, поступающие им бесплатно, в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований (пп. 7.11.3 Закона о налогообложении прибыли).

Также, согласно пп. 7.11.3 Закона о налогообложении прибыли, от налогообложения освобождены доходы благотворительных организаций, полученные в виде средств или имущества, которые поступают таким организациям, от осуществления их основной деятельности. Данные доходы, как и в предыдущем случае, не включаются в ВД благотворительных организаций.

Продолжая разговор о положительных аспектах деятельности благотворительных организаций, будет не лишне упомянуть и о Законе № 889***. Согласно пп. 4.3.5 “в” Закона № 889 в состав доходов физического лица не включаются суммы выплат и возмещений, осуществляемых неприбыльными организациями и благотворительными фондами:

“4.3.5. суммы выплат или возмещений (кроме заработной платы или других выплат и возмещений по гражданско-правовым договорам), осуществляемые:

в) другими неприбыльными организациями и благотворительными фондами Украины, чей статус определяется согласно закону, в пользу получателей таких выплат, кроме любых выплат или возмещений членам руководящих органов таких организаций или фондов и связанным с ними физическим лицам”.

В данном случае под “выплатами и возмещениями” от неприбыльных и благотворительных организаций, согласно п. 9.7 Закона № 889, понимается только “благотворительная помощь”.

Для целей налогообложения Закон № 889 разделяет благотворительную помощь на целевую и не целевую благотворительную помощь.

Целевой является благотворительная помощь, предоставляемая под определённые условия и направления её расходования, а не целевой считается помощь, предоставляемая без установления таких условий или направлений.

Однако наряду с “мёдом” в этой бочке есть и небольшая “ложка дёгтя” - п. 51 ст. 80 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2004 г.” приостановлено действие второго предложения абзаца третьего пп. 7.11.13 Закона о налогообложении прибыли, в результате чего в 2004 году благотворительные организации утратили возможность относить к основной деятельности продажу ими товаров (услуг), пропагандирующих принципы и идеи, для защиты которых были созданы такие благотворительные организации, при условии, что цена на такие товары (услуги) будет ниже обычных цен либо на уровне цен, установленных государством. Но это ограничение носит временный характер и действует исключительно в течение 2004 года.

В общем, учитывая вышеизложенное, можно сказать, что интерес, проявленный к благотворительным организациям, абсолютно оправдан.

Но в деятельности благотворительных организаций иногда возникают проблемы и трудности, некоторые из которых являются следствием ошибок, допущенных учредителями ещё на стадии создания таких благотворительных организаций. С целью предупреждения возникновения таких ошибок рассмотрим процедуру создания благотворительных организаций, условно разделив её на следующие темы:

- учредители благотворительных организаций;

- организационно-правовые формы и статус благотворительных организаций;

- органы, осуществляющие государственную регистрацию благотворительных организаций;

- документы, необходимые для государственной регистрации благотворительных организаций;

- государственная регистрация благотворительных организаций.

Порядок и условия создания благотворительных организаций регулируются Гражданским кодексом (ГК) Украины, Хозяйственным кодексом (ХК) Украины, Законом № 531****, Положением № 382*****,Постановлением № 383******.

Учредители благотворительных организаций

Учредителями благотворительной организации, в соответствии с ч. 1 ст. 131ХК Украины, могут быть граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, которые достигли 18 лет а также юридические лица независимо от форм собственности. Об этом же говорится и в ст. 5 Закона № 531.

Но не все могут быть учредителями благотворительных организаций. На этот счёт законодательство устанавливает некоторые ограничения: не могут быть учредителями благотворительной организации органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации Украины, финансируемые из бюджета (ч. 2 ст. 5 Закона № 531).

Основанием для создания благотворительной организации является волевой акт со стороны её учредителей, который состоит в принятии ими решения о создании благотворительной организации. Данное решение принимается на собрании учредителей и оформляется в письменной форме в виде протокола собрания учредителей. Кроме решения о создании благотворительной организации учредители на учредительном собрании утверждают устав (положение) благотворительной организации, а также принимают решение о формировании органов управления благотворительной организации. В дальнейшем учредители заслушивают отчеты наблюдательного совета относительно контроля за целевым использованием средств и имущества благотворительной организации и решают другие вопросы, отнесенные Законом № 531 и уставом (положением) благотворительной организации к их компетенции (ч. 3 ст. 5 Закона №531).

Организационно-правовые формы
и статус благотворительных организаций

Благотворительные организации, согласно ст. 10 Закона № 531, могут образовываться в таких организационно-правовых формах:

- членская благотворительная организация;

- благотворительный фонд;

- благотворительное учреждение;

- другие благотворительные организации (учредительство, миссии, лиги и т. п.).

Конкретная организационно-правовая форма благотворительных организаций определяется учредителями (учредителем).

Благотворительные организации создаются и действуют по территориальному признаку и делятся по своему статусу на:

- всеукраинские;

- местные;

- международные (ст. 7 Закона № 531, п. 2 Положения № 382).

Всеукраинскими благотворительными организациями являются благотворительные организации, деятельность которых распространяется на всю территорию Украины и которые имеют свои отделения (филиалы, представительства) в большинстве областей Украины.

К местным принадлежат благотворительные организаций, деятельность которых распространяется на территорию соответствующего региона или административно-территориальной единицы.

К международным благотворительным организациям относятся организации, деятельность которых распространяется на территорию Украины и хотя бы одного иного государства.

Территория деятельности благотворительной организации определяется в соответствии с ее уставом (положением).

Органы, осуществляющие государственную регистрацию благотворительных организаций

Статья 8 Закона № 531 устанавливает, что благотворительная организация приобретает права юридического лица с момента ее государственной регистрации.

Государственную регистрацию осуществляют:

1) всеукраинских и международных благотворительных организаций - Министерство юстиции Украины;

2) местных благотворительных организаций, а также отделений, филиалов, представительств всеукраинских и международных благотворительных организаций - органы Министерства юстиции на местах, а именно:

- главное управление юстиции Минюста в Автономной Республике Крым, деятельность которых распространяется на территорию Автономной Республики Крым;

- областное, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции, деятельность которых распространяется соответственно на территории области, городов Киева и Севастополя;

- районное, районное в городах Киеве и Севастополе управления юстиции, деятельность которых распространяется на территории соответствующего района, города районного значения или посёлка, села, которые входят в состав этого района;

- государственная регистрация местных благотворительных организаций, деятельность которых распространяется на территорию город а областного значения, производится городским управлением юстиции;

- если деятельность благотворительной организации распространяется на территорию района, то регистрацию такой благотворительной организации производит районное управление юстиции;

- если деятельность благотворительной организации распространяется на территорию области, её регистрация производится областным управлением юстиции (п. 2 Положения № 382).

Документы, необходимые
для государственной регистрации
благотворительных организаций

Для государственной регистрации благотворительной организации в соответствующий регистрирующий орган подается заявление учредителей (учредителя) или их уполномоченных представителей. Подписи на заявлении подлежат обязательному нотариальному заверению. Данное заявление должно быть подано в течение одного месяца со дня принятия решения об основании благотворительной организации учредительным собранием (съездом, конференцией). Последствием не соблюдения учредителями этого срока является отказ в государственной регистрации благотворительной организации.

К заявлению подаются следующие документы:

а) протокол учредительного собрания (съезда, конференции) с указанием решения о создании благотворительной организации и утверждении устава (положения), решения о выборах исполнительных, распорядительных и контролирующих органов;

б) устав (положение) благотворительной организации в двух экземплярах. Устав (положение) благотворительной организации должен содержать:

- название, местонахождение, статус и организационно-правовую форму благотворительной организации;

- предмет, цели, задачи и основные формы благотворительной деятельности;

- порядок образования и деятельности органов управления благотворительной организации;

- источники финансирования и порядок использования имущества и средств благотворительной организации;

- порядок внесения изменений в устав (положение) благотворительной организации;

- порядок реорганизации или ликвидации благотворительной организации, использования ее имущества и средств в случае прекращения деятельности;

- условия и порядок принятия в члены благотворительной организации и выбытия из нее;

- права и обязанности членов благотворительной организации.

В устав (положение) могут включаться другие положения, связанные с особенностями деятельности благотворительной организации. Одним из основных требований к уставу (положению) благотворительной организации является то, что он не должен противоречить действующему законодательству Украины;

в) сведения об учредителях (учредителе) благотворительной организации:

- для физических лиц - фамилия, имя и отчество, год рождения, место проживания и место работы, должность;

- для юридических лиц - название, юридический адрес, копия устава (положения) и копия документа о регистрации, засвидетельствованные в установленном законом порядке, решения руководящего органа или протоколы общих собраний коллектива, которыми подтверждается согласие на основание благотворительной организации;

- для иностранных юридических лиц - документ, свидетельствующий о его государственной регистрации в стране местонахождения. Этот документ должен быть заверен в соответствии с законодательством страны, которая его выдала, а также переведен на украинский язык и легализован в порядке, установленном законодательством Украины;

г) сведения об органах управления благотворительной организации и членах исполнительного органа (фамилия, имя и отчество, год рождения, место проживания и место работы, должность), а также подтверждения юридического адреса (гарантийное письмо собственника помещения, договор аренды и т. п.). В случае предоставления под юридический адрес благотворительной организации адреса жилого помещения в органы регистрации подаётся справка о составе семьи, проживающей в данном помещении, и заявление совершеннолетних членов семьи об их согласии на такое предоставление адреса;

д) сведения о наличии отделений (филиалов, представительств) благотворительной организации, подтвержденные протоколами общих собраний членов ее отделений (филиалов) или их представителей;

е) документ, подтверждающий уплату средств за государственную регистрацию благотворительной организации.

Международной благотворительной организации для регистрации на территории Украины необходимо подать документы, подтверждающие распространение ее деятельности на территорию хотя бы одного государства (заявление, сведения о координаторах, приказ, протоколы, документы о легализации и т. п.).

Для регистрации отделения всеукраинской или международной благотворительной организации в соответствующий регистрирующий орган (в Министерство юстиции Украины) подается заявление.

К заявлению прилагаются:

а) устав (положение) отделения всеукраинской или международной благотворительной организации в двух экземплярах;

б) протокол учредительного собрания (съезда, конференции) всеукраинской или международной благотворительной организации, на котором принят устав (положение) такой благотворительной организации и избраны органы управления;

в) сведения об учредителе отделения;

г) копии устава (положения) и свидетельства о государственной регистрации всеукраинской, международной благотворительной организации, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

д) подтверждение органом управления всеукраинской, международной благотворительной организации факта создания этого отделения и утверждения его устава (положения);

е) документ, подтверждающий уплату средств за государственную регистрацию отделения;

и) подтверждение юридического адреса (гарантийное письмо собственника помещения, договор аренды и т. п.). В случае предоставления под юридический адрес отделения всеукраинской или международной благотворительной организации адреса жилого помещения в органы регистрации подаётся справка о составе семьи, проживающей в данном помещении, и заявление совершеннолетних членов семьи об их согласии на такое предоставление адреса.

Для регистрации филиала, представительства всеукраинской, международной благотворительной организации подаются:

а) заявление руководителя всеукраинской, международной благотворительной организации;

б) заверенные нотариально копии устава (положения) и свидетельства о государственной регистрации благотворительной организации;

в) решение органа управления благотворительной организации о создании филиала, представительства;

г) копия доверенности на осуществление представительских функций, оформленная в установленном законодательством порядке (с указанием срока ее действия, фамилии и имени представителя, места проживания, полномочий);

д) документ, подтверждающий уплату средств за государственную регистрацию филиала, представительства.

Филиалы и представительства, созданные всеукраинской, международной благотворительной организацией, подлежат государственной регистрации без предоставления им статуса юридического лица.

За государственную регистрацию благотворительной организации вносится плата, размер которой устанавливается Кабинетом Министров Украины, но не может быть больше 3 необлагаемых минимумов доходов граждан (п. 1 Постановления № 383).

Государственная регистрация
благотворительных организаций

Заявление о государственной регистрации благотворительной организации, а также отделения, филиала или представительства всеукраинской, международной благотворительной организации рассматривается регистрирующим органом в двухмесячный срок, начиная со дня представления всех необходимых документов. На протяжении этого срока орган, осуществляющий государственную регистрацию, проводит проверку сведений, содержащихся в поданных документах. По результатам рассмотрения заявления и прилагающихся документов принимается решение о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации благотворительной организации.

О результатах рассмотрения регистрирующий орган в 10-дневный срок со дня принятия решения сообщает заявителю.

После государственной регистрации благотворительной организации учредителям (учредителю) выдается свидетельство о регистрации благотворительной организации.

Зарегистрированная благотворительная организация вносится в реестр благотворительных организаций, который ведется органом, осуществляющим государственную регистрацию, с присвоением ей соответствующего номера.

Благотворительная организация обязана на протяжении одного месяца со дня получения свидетельства о государственной регистрации стать на учет в налоговых органах по месту её нахождения.

Относительно того момента, когда регистрирующим органом может быть принято решение об отказе в государственной регистрации благотворительной организации, законодательство крайне лаконично. Содержания ст. 9 Закона № 531 и п. 7 Положения № 382 абсолютно идентичны:

“Нарушение установленного этим Законом и другими нормативно-правовыми актами порядка основания благотворительной организации или наличие ранее зарегистрированной благотворительной организации под таким же названием является основанием для отказа в государственной регистрации.

Не может считаться основанием для отказа в государственной регистрации благотворительной организации предоставление ей юридического адреса гражданином по месту его проживания.

Решение об отказе в государственной регистрации благотворительной организации может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Украины”.

Решение о государственной регистрации благотворительной организации может быть аннулировано в судебном порядке в случае установления регистрирующим органом факта фальсификации учредительных документов.

Регистрация нескольких благотворительных организаций под одним и тем же названием не допускается.

В случае если с заявлением о государственной регистрации обращаются благотворительные организации, которые имеют одинаковое название, преимущество предоставляется благотворительной организации, которая первой подала заявление о регистрации.

_________________

* Закон Украины “О налогообложении прибыли предприятий”

** Закон Украины от 03.04.1997г. № 168/97-ВР “О налоге на добавленную стоимость”

*** Закон Украины от 22.05.2003г. № 889-IV “О налоге с доходов физических лиц”

**** Закон Украины от 16.09.1997г. № 531/97-ВР “О благотворительности и благотворительных организациях”

***** Положение о порядке государственной регистрации благотворительных организаций, утвержденное Постановлением КМУ от 30.03.1998г. № 382

****** Постановление КМУ от 30.03.1998г. № 383 “О размерах и порядке уплаты за государственную регистрацию благотворительных организаций”

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, №24(442), 14 июня 2004г.
Подписной индекс 40783