Комментарий к приказу Министерства Транспорта Украины
от 16.02.2004 г. №
99

Нормы расхода топлива исправлены и дополнены

Нормы расхода топлива на автотранспорте и коэффициенты к ним, утвержденные приказом Минтранса Украины от 10.02.98 г. № 43 (далее - Нормы расхода), в очередной раз преобразовали. В 2002 году, если вы помните, они были дополнены разделом, посвященным автомобилям Daewoo (см. приказ Минтранса от 17.12.02 г. № 893). Теперь же, помимо того, что появился свежий раздел с нормами для автомобилей ЗАЗ и ЗАЗ-Daewoo, стал другим порядок применения норм и коэффициентов. Остановимся на новшествах подробнее.

1. Нормы на выполнение транспортной работы (п. 1.3 Норм расхода) назвали предельно допустимыми (максимальными). Вот что интересно: в примечаниях к упомянутому подпункту его авторы рекомендуют при магистральных перевозках грузовиками пользоваться нормой 0,6 - 0,8 л на 100 т-км. Проверяющие могут истолковать это как руководство к действию и потребовать списания топлива именно исходя из данных норм. Причем аргументы привести такие: мол, 1,3 л на 100т-км - предельное значение, оно -для тяжелых условий эксплуатации, а в обычных режимах движения вместо него следует употреблять 0,6 - 0,8 л. Ничего подобного! В последнем абзаце примечания читаем: "Право установления конкретных размеров норм расхода топлива на выполнение транспортной работы в регламентированных пределах предоставляется руководителям предприятий и утверждается приказом (распоряжением) по предприятию". Следовательно, директор волен выбирать: заливать 0,1 литра или целый литр на 100 т- км. А рекомендованные нормы - они и есть рекомендованные. То есть необязательные.

2. Коэффициент на работу на дорогах со сложным планом (пп. 3.1.3 Норм расхода) отныне не будет применяться в городах. Такая непростая дорога подразумевает "наличие в среднем на 1 км дороги более пяти округлений радиусом меньше 40 м, то есть на 100 км дороги не менее 501 поворота". Естественно, городские пути сим условиям отвечают. А раз так, то все предприятия этот коэффициент в городе использовали. Больше не будут, что, на наш взгляд, правильно. Ведь для движения автомобиля по городу есть отдельный коэффициент (пп. 3.1.4 Норм расхода).

3. Порядок применения следующего коэффициента усложнили (изменения в пп. 3.1.5 Норм расхода). Речь идет об увеличении на 10% норм расхода топлива в случае работы транспорта, требующей частых остановок (общественный транспорт, почта и т.п.). Сюда добавили работу "в напряженных дорожных условиях в центральных частях города и поездки на короткие расстояния (до пяти км) с длительными перерывами между поездками (один час и более)". Кроме того, коэффициент, который нас интересует, будет касаться только той части маршрута, которая соответствует условиям из пп. 3.1.5. Причем наличие условий, о которых мы только что рассказывали, нужно будет подтверждать документально "распоряжениями, записями ответственных лиц в путевых листах и т.д.". Чьими распоряжениями, записями каких ответственных лиц - не уточняют. Мы убеждены, что для маршрутных транспортных средств достаточно будет утвержденного маршрута движения. На его основании вполне удастся рассчитать нормы расхода (хотя определить, где проходит граница между центральной и периферийной частями города непросто). А вот для остальных машин ситуация сложнее, поскольку то, как часты остановки, были ли пробки и т.п., известно лишь водителю. Здесь можно посоветовать ответственному лицу делать соответствующие записи в путевом листе со слов водителя.

4. Формулировку пп. 3.1.6 тоже не обошли стороной. Напомним: по этому подпункту увеличивают нормы на 10% при работах "которые требуют пониженных скоростей (до 20 км/ч) в удовлетворительных дорожных условиях (перевозка крупногабаритных, взрывоопасных, стеклянных, хрупких и т.п. грузов, при выполнении сельскохозяйственных работ, работа киносъемочных и аналогичных специальных автомобилей, движение в колоннах и т.д.)". Теперь там появилось "движение в заторах в час "пик" в центральных частях городов". Это, конечно, замечательно, но заторы случаются не только в центральных районах. И не исключительно в час "пик". Да и что это за время? С 8 до 10 утра и с 6 до 8 вечера? А в каком нормативном документе это записано? Что считать затором? Опять же, как определить центральную часть города? Ответов нет. Однако тут, как и в предыдущем подпункте, говорится: предприятия должны документально подтвердить работу машины в указанных условиях. Выход один: пусть водитель в режиме реального времени записывает в путевой лист сведения о движении: стоял в пробке в центре города в час "пик", чуть позже ехал там же в "тянучке" и т.п. Тем более что проверить, была ли в тот день "пробка", допустим, на улице Леннона, практически невозможно.

5. Хорошая новость для владельцев иномарок. Об увеличении норм при работе кондиционера и климат-контроля поведали более подробно (изменения в пп. 3.1.13). Во-первых, коэффициент стал зависеть от температуры забортного воздуха до 5 или до 10% (ранее 5% и точка). А во-вторых, владельцы авто с системой климат-контроля при отрицательных температурах смогут применять коэффициент не до 5%, а от 5 до 10%. Кстати, о кондиционерах и климат-контролях. Наивно полагать, что о них вспоминают только в жаркую погоду. Кондиционер включают и в дождь, чтобы подсушить воздух в салоне - стекла-то запотевают. А во многих автомобилях кондиционер вообще начинает работать автоматически, когда переводят воздушные потоки на окна.

Ну и о добавленных нормах для автомобилей ЗАЗ и ЗАЗ-Daewoo (таблица А 2.2). Первое, что обращает на себя внимание, - невиданная ранее марка автомобиля в строках 7 и 8 таблицы: ЗАЗ-Deowoo. Хотя правильное написание корейской половины названия: Daewoo. Скорее всего произошла досадная опечатка и из-за нее не следует полагать, что норма недействительна. Но самое главное в данной таблице - разобраться с типами кузовов. Они таковы:

- хетчбек 3-дверный;

- фургон 3-дверный;

- пикап 2-дверный;

- нотчбек 5-дверный.

И если с первыми тремя все понятно, то пятидверный нотчбек- это что-то новое. Заглянем в таблицу А 2.1 Норм расхода. Там в строке 41 фигурирует автомобиль Daewoo Nubira с кузовом 4-дверный нотчбек. А в новоиспеченных нормах видим 5-дверный. Так как же правильно? Если честно, точно определить тип кузова некоторых современных автомобилей не по силам даже специалистам. Но это касается машин, дизайн которых идет в авангарде мировой автостилистики. Таких как: "Renault Avantime", "Seat Altea". А продукция родного ЗАЗа новаторским дизайном, к сожалению, не блещет. Потому-то по крайней мере странной выглядит путанница с типами кузовов. Но ближе к делу.

В специализированной литературе для обозначения трехобъемного кузова с четырьмя дверьми и двумя рядами сидений употребляют несколько терминов: Sedan, Notchback, Saloon, Berline, Limousine. Причем очень часто наименование двойное: "седан-нотчбек". Так обозначают седаны с ярко выраженной трехобъемностью, т.е. когда багажный отсек визуально можно отделить от салона для пассажиров. Ниже мы приводим схематическое изображение седана-нотчбека.

В случае с Nubira проблем нет, ведь кузов, который в Нормах расхода нарекли четырехдверным нотчбэком, действительно трехобъемный (моторный отсек, салон, багажник). А вот, к примеру, у ЗАЗа 110307, который называют 5-дверным нотчбеком, двухобъемный кузов, о чем красноречиво свидетельствует пятая дверь в салон (которая располагается сзади). То есть фактически ЗАЗ 110307- 5-дверный хэтчбек. Думаем, что всему виной визуальная трехобъемность кузова этого ЗАЗа. Аналогичный (похожий на седан-нотчбек) кузов имеет, кстати, популярная у нас "Skoda Octavia". Таким образом, если у вас автомобиль ЗАЗ с пятидверным кузовом хэтчбек - смело применяйте нормы для нотчбека.

“Все о бухгалтерском учете”, № 55 (966), 10 июня 2004 г.