В декрет - с деньгами!
(отпуск по беременности и родам: порядок оплаты)

Для начала вспомним некоторые детали, важные для расчета пособия по беременности и родам.

Период декретного отпуска четко регламентирован в законодательстве: до родов - 70 и после родов - 56 календарных дней (ст. 17 Закона об отпусках). Всего - 126 календарных дней. Если же роды будут осложненными или на свет появятся двое и более детей, то послеродовой отпуск увеличивают еще на 14 календарных дней до 70 дней (в итоге весь отпуск составит 140 календарных дней). Также в п. 10 ст.30 Закона о защите чернобыльцев говорится, что женщинам, отнесенным к I-IV категориям лиц, пострадавших в следствие Чернобыльской катастрофы, отпуск по беременности и родам предоставляют общей продолжительностью 180 календарных дней (90 - до родов и 90 - после). В п.1 ст.38 Закона о нетрудоспособности эти нормы продублированы. Там же сказано, что размер пособия исчисляют суммарно и предоставляют застрахованному лицу в полном объеме независимо от количества дней отпуска, фактически использованных до родов. Поясним последнюю фразу. Тот факт, что законодатель установил дородовой отпуск в пределах 70 дней, совсем не означает, что ребенок родится точно по истечении этого срока. Природа может распорядиться иначе, и ребенок осчастливит родителей своим появлением немного раньше или позже предусмотренных для первой части отпуска дней. Тем не менее такое "несоответствие" никоим образом не повлияет на сумму полученного женщиной пособия -оплатят как дородовой, так и послеродовой отпуск одной суммой.

Назначают и выплачивают данное пособие на основании выданного на весь период декретного отпуска листка нетрудоспособности. Это значит, что отпуск по беременности и родам должен начаться с того дня, с которого открыт больничный. Здесь нужно обратить внимание на такой момент. Нередко листок уже оформлен, но будущая мать не против еще немного поработать. Работодатель, как правило, идет ей навстречу и переносит начало отпуска на новую дату, которая устраивает работницу, уменьшая его дородовую часть. В этом случае независимо от того, какие даты стоят в больничном, за счет Фонда нетрудоспособности можно профинансировать только дни фактического отпуска. За период до него придется выплатить заработную плату (со всеми начислениями и удержаниями).

Пример 1.

Оформленный на 126 календарных дней больничный на период с 26 января по 30 мая 2004 года женщина подала на предприятие 19 января. Отпуск по ее просьбе ей предоставили начиная с 1 марта 2004 года, о чем руководитель издал соответствующий приказ. При таких условиях за отработанные с 26.01.04 г. по 29.02.04 г. дни предприятие должно выплатить заработную плату, а уже с 01.03.04 г. по 30.05.04 г. включительно (если отпуск не будет продлен в связи с осложнениями родов) рассчитать декретные за счет Фонда страхования от нетрудоспособности.

Контролирует правильность оформления листка нетрудоспособности комиссия по социальному страхованию. Она следит за наличием всех необходимых реквизитов в больничном листке (подписей врачей, печатей медицинского учреждения и т.д.), а также за своевременностью и правильностью расчета и выплаты пособия (равно как и прочих обеспечений, предоставляемых за счет Фонда страхования от нетрудоспособности).

Оплачивая декретные, нужно учитывать такие особенности:

1. Пособие выплачивают только за рабочие дни, приходящиеся на календарные дни отпуска по беременности и родам.

2. Сумма декретных зависит от двух показателей: количества рабочих дней, приходящихся на календарный период декретного отпуска (фактически взятого работницей), и среднедневной заработной платы работницы.

3. В отличие от пособия по временной нетрудоспособности, на размер пособия не влияет страховой стаж - декретные начисляют застрахованному лицу в размере 100% средней заработной платы (дохода).

Расчет декретных

Среднедневную заработную плату застрахованного лица для оплаты декретных рассчитывают согласно Порядку №1266.

В соответствии с этим документом базой для исчисления средней заработной платы является начисленная зарплата (основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме), подлежащая обложению налогом с доходов, с которой уплачивались страховые взносы. Тут важно помнить, что взносы начисляют на заработок (доход) работника, не превышающий 2660 грн. в месяц. Соответственно, и учитывают при расчете среднего заработка зарплату в пределах указанной суммы.

Расчетный период - последние шесть календарных месяцев (с 1 -го по 1 -е число), предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Если же работница отработала менее 6-ти календарных месяцев, среднюю зарплату исчисляют за фактически отработанные календарные месяцы. А если страховой случай с работницей произошел, когда она проработала меньше календарного месяца, расчет ведут за фактически отработанное время перед наступлением такого случая (фактически отработанные дни).

Среднедневную зарплату исчисляют делением начисленной за расчетный период заработной платы, из которой уплачивались страховые взносы, на количество отработанных рабочих дней в расчетном периоде.

Пример 2.

Тарасова Н. А. подала больничный в связи с беременностью и родами на 126 календарных дней с 15 марта по 18 июля 2004 года. С 1 сентября по 29 февраля включительно (6 календарных месяцев - расчетный период) ей начислили суммарно 3700 грн. заработной платы. Всего женщина отработала в течение расчетного периода 128 рабочих дней. Делаем расчет.

1. Определяем, что на период положенного сотруднице отпуска по беременности и родам приходится 84 рабочих дня по графику работы предприятия.

2. Рассчитываем среднедневной заработок: 3700грн.: 128 дн. = 28,91 грн.

3. Исчисляем сумму пособия по беременности и родам: 28,91 грн. х 84 дн. = 2428,44 грн.

Обратите внимание: данную сумму выплачивают в полном объеме (за весь период дородовой и послеродовой частей отпуска) в ближайший после назначения пособия срок, установленный для выплаты заработной платы (ст.52 Закона о нетрудоспособности).

Налогообложение

Как видите, расчет не вызывает вопросов, чего не скажешь об обложении пособия налогом с доходов физических лиц. Дело в том, что существуют прямые основания не удерживать с декретных сумм налог Вот они:

1. Подпункт п.4.3.1 Закона о налоге с доходов содержит норму, в соответствии с которой "сумма... компенсаций, вознаграждений и страховых выплат, которые получаются налогоплательщиком соответственно из бюджетов... фондов общеобязательного государственного социального страхования согласно закону" не включается в состав общего облагаемого дохода. Исключение сделано только для выплат, связанных с временной нетрудоспособностью. Все прочие пособия и обеспечения Фонда страхования от нетрудоспособности не облагаются налогом.

2. Статья 34 Закона о нетрудоспособности позволяет сделать вывод о том, что пособие по беременности и родам и помощь по временной нетрудоспособности - две разные выплаты, поскольку в числе видов обеспечения упоминаются независимо друг от друга. Это же подтверждают и статьи 35 и 38 указанного Закона. Причем в последней прямо сказано, что "пособие по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое компенсирует потерю заработной платы (дохода) за период отпуска в связи с беременностью и родами ". Такое же мнение высказали специалисты Фонда страхования от нетрудоспособности в письме от 18.02.04 г. № 01-16-222 и работники Министерства труда и социальной политики Украины в письме от 09.04.04 г. № 20-139.

Таким образом, декретные - это выплата, связанная с наступлением отпуска, а не с временной нетрудоспособностью. При этом по действующему законодательству ее финансирует Фонд, и именно поэтому она не имеет отношения к заработной плате. То есть оснований считать ее частью облагаемого дохода нет. К сожалению, позиция налоговой, изложенная в письме от 23.02.04г. № 1286/6/17-3116, диаметрально противоположна сказанному. В результате бухгалтер, который начисляет пособие, стоит перед выбором - облагать или нет. Буква закона дает возможность этого не делать. Но очень велика вероятность того, что в ее правильности придется убеждать (возможно, даже через суд) налогового инспектора, для которого не менее важна позиция руководства.

А вот взносы в социальные фонды (включая Пенсионный) ни начислять изданную выплату, ни удерживать из нее не нужно, поскольку пособие по беременности и родам - это не расходы на оплату труда и отдельно не определены как объект для расчета страховых платежей. Не возникает и валовых расходов, поскольку начисленная сумма пособия в полном объеме выплачивается за счет Фонда страхования от нетрудоспособности.

Покажем, как отразить операции, описанные в примере 2, в бухгалтерском учете.

Таблица

Содержание хозяйственной операции


 
Корреспонденция счетов
 
Сумма, грн.

 
ВР


 
Дт
 
Кт
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
Начислена заработная плата за март
 
23
 
661
 
300
 
300
 
Начислено пособие по беременности и родам  652
 
661
 
2428,44
 
-
 
Начислены на заработную плату:
 
- пенсионный взнос (32%)
 
23
 
651
 
96
 
96
 
- взносы на страхование от нетрудоспособности (2,9%)
 
23
 
652
 
8,7
 
8,7
 
- взносы на страхование от безработицы (1,9%)
 
23
 
653
 
5,7
 
5,7
 
- взносы на страхование от несчастного случая (условно)
 
23
 
656
 
3
 
3
 
Удержаны из заработной платы:
 
- пенсионный взнос (2%)
 
661
 
651
 
6
 
-
 
- взносы на страхование от нетрудоспособности (0,5%)
 
661
 
652
 
1,5
 
-
 
- взносы на страхование от безработицы (0,5%)
 
661
 
653
 
1,5
 
-
 
- налог с доходов (работница имеет право на социальную льготу):
(300 - 61,5 - 6 - 1,5 - 1,5) х 13%*
 
661
 
641
 
29,84
 
-
 
Получены деньги в кассу
 
301
 
311
 
2689,6
 

 
Выплачены заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности:
(300 - 6 - 1,5 - 1,5 - 29,84) + 2428,44
 
661
 
301
 
2689,6
 
-
 

-------------------------------

* Мы считаем, что налог с доходов с декретных не удерживается.

Важно также знать, что в случае преждевременных или многоплодных родов, возникновения осложнений во время родов или в послеродовом периоде женщине дополнительно выдают листок нетрудоспособности на 14 календарных дней (кроме женщин-чернобыльцев, чей отпуск и без того увеличенной продолжительности). На основании такого листка руководитель должен издать приказ о продлении отпуска, предоставленного ранее на 126 календарных дней. При этом расчетный период для оплаты такого дополнительного отпуска не изменяется, поскольку новый страховой случай не возникает.

Пример 3.

Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что Тарасова Н. А. подала на предприятие больничный на 14 календарных дней продления отпуска по беременности и родам (с 19.07.04 г. по 01.08.04 г. включительно). В этом случае ей нужно оплатить за счет Фонда страхования от нетрудоспособности 10 рабочих дней, приходящихся на указанный период. Доплата к уже полученному пособию составит: 28,91 грн. х 10 дней = 289,10 грн. Ее бухгалтер начислит после того, как Тарасова подаст больничный на предприятие и руководитель издаст приказ. Данную сумму можно будет получить в ближайший установленный на предприятии для выплаты заработной платы срок.

Список нормативно-правовых актов

1. КЗоТ - Кодекс законов о труде Украины.

2. Закон об отпусках - Закон Украины "Об отпусках" от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

3. Закон об оплате труда - Закон Украины "Об оплате труда" от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

4. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

5. Закон о доходах - Закон Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22.05.03 г. № 889-IV.

6. Закон о нетрудоспособности - Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением" от 18.01.01 г. № 2240-III.

7. Закон № 796 - Закон Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" от 28.02.91 г. № 796-XII.

8. Постановление № 225 - постановление КМУ "О максимальной величине фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной сумме заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды" от 07.03.01 г. № 225.

9. Порядок № 1266 - Порядок исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.01 г. № 1266.

10. Порядок № 100 - Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

11. Постановление № 45 - постановление КМУ "Об утверждении условий, продолжительности, порядка предоставления и оплаты творческих отпусков" от 19.01.98 г. № 45.

12. Постановление № 634 - постановление КМУ "Об утверждении Порядка, продолжительности и условий предоставления ежегодных отпусков работникам, которые учатся в высших учебных заведениях с вечерней и заочной формами обучения, где учебный процесс имеет свои особенности" от 28.06.97 г. № 634.

13. Список 1 - Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, утвержденный постановлением КМУ от 17.11.97г. № 1290.

14. Список 2 - Список производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, что дает право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда, утвержденный постановлением КМУ от 17.11.97 г. № 1290.

15. Приказ № 16 - приказ Минтруда Украины "Об утверждении Порядков применения Списков производств, работ, цехов, профессий и должностей, занятость работников в которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и за особый характер труда" от 30.01.98 г. № 16.

16. Приказ № 383/55 - приказ Министерства здравоохранения Украины, Министерства труда и социальной политики Украины "Об утверждении Показателей и критериев условий труда, по которым будут предоставляться ежегодные дополнительные отпуска работникам, занятым на работах, связанных с негативным влиянием на здоровье вредных производственных факторов" от 31,12.97 г. № 383/55.

17. Список № 570 - постановление КМУ "Об утверждении Списка работ, профессий и должностей работников лесной промышленности и лесного хозяйства, государственных заповедников, национальных парков, имеющих лесные площади, лесо-охотничьих хозяйств, постоянных лесозаготовительных и лесохозяйственных подразделений других предприятий, а также лесничеств, которым предоставляется ежегодный основный отпуск продолжительностью 28 календарных дней, и Порядка его применения" от 09.06.97 г. № 570.

18. Порядок № 346 - постановление КМУ "Об утверждении Порядка предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней руководящим работникам учебных заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогическим, научно-педагогическим работникам и научным работникам" от 14.04.97г. № 346.

19. Список № 278 - постановление КМУ "Об утверждении Списка сезонных работ и сезонных отраслей" от 28.03.97 г. № 278.

20. Рекомендации № 7 - Рекомендации относительно порядка предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда от 10.10.97 г. № 7.

21. Инструкция о пенсионных взносах - Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.01 г. № 21-1.

22. Инструкция по статистике заработной платы - Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13.01.04 г. № 5.

23. Инструкция об инвентаризации - Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина Украины от 11.08.94 г. № 69.

24. Инструкция № 291 - Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

25. П(С)БУ 11 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 "Обязательства", утвержденное приказом Минфина Украины от 31.01.2000 г. № 20.

26. П(С)БУ 26 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 26 "Выплаты работникам", утвержденное приказом Минфина Украины от 28.10.03 г. № 601.

“Все о бухгалтерском учете”, № 41-42 (952), 6 мая 2004 г.