Порядок оформления безналичных расчетов
Темой нашего материала будет порядок оформления безналичных расчетов в Украине в национальной валюте, который устанавливает Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением Правления НБУ от 21 января 2004 года № 22 (далее — Инструкция о безналичных расчетах). Как мы уже говорили, она сменила Инструкцию о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденную постановлением Правления НБУ от 29 марта 2001 года № 135, и действует с 9 апреля 2004 года.
Цель создания новой Инструкции — привести безналичные расчеты в Украине в соответствие с новыми Гражданским и Хозяйственным кодексами, которые действуют в Украине с 1 января 2004 года. Мы расскажем о ключевых моментах оформления безналичных расчетов.
Как и ранее, применяют следующие формы расчетов (п. 1.13 Инструкции о безналичных расчетах): аккредитивную, инкассовую, вексельную, расчетные чеки; расчетные документы на бумажных носителях и в электронном виде.
При этом функции расчетных документов по-прежнему выполняют мемориальный ордер, платежное поручение, платежное требование-поручение, платежное требование, расчетный чек, аккредитив.
Платежные инструменты (за исключением мемориального ордера) для проведения расчетов клиенты банков выбирают сами и указывают их при заключении договоров (пункт 1.14 Инструкции о безналичных расчетах).
Общие правила документооборота
Поручения плательщиков и распоряжения взыскателей о списании средств со счета плательщики и взыскатели составляют по форме расчетных документов, утвержденных комментируемой Инструкцией.
Каждый из них претерпел небольшую литературную обработку. Например, во всех бланках слово "Одержувач" трансформировалось в "Отримувач" (в том числе и в платежном поручении). Вместе с тем п.2.1 Инструкции о безналичных расчетах разрешает свободное использование обоих терминов.
Если в процессе проведения расчетов банк обнаружит, что какой-то реквизит не заполнен или заполнен неправильно, документ вернут плательщику без оплаты. Ответственность за правильность заполнения несет исключительно тот, кто оформил и подал документ в банк. Также банки могут вернуть расчетный документ без исполнения, если (п.2.5 Инструкции о безналичных расчетах):
— в расчетном документе не заполнен хотя бы один из реквизитов, заполнение которого предусмотрено его формой (кроме реквизита "Дата валютування");
— нет сопроводительных документов, предоставление которых вместе с расчетным документом предусмотрено Инструкцией о безналичных расчетах, или закончился срок действия этих сопроводительных документов;
— расчетный документ подан в банк с нарушением законодательства Украины, или документ не может быть исполнен согласно законодательству Украины;
— нарушены прочие требования глав 2 и 5 Инструкции о безналичных расчетах.
Возвращая невыполненный расчетный документ, банк записывает на его обратной стороне причину и дату возврата, а также дает ссылку на законодательную норму, по которой документ нельзя оплатить (пункт 2.15 Инструкции о безналичных расчетах).
Расчетный документ (кроме расчетного чека) оформляют в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов (но не менее двух). Это можно сделать на компьютере, печатной машинке (под копирку), а также шариковой ручкой с чернилами темного цвета. Как и ранее, первый экземпляр расчетного документа (независимо от способа его изготовления) должен иметь оттиск печати (если она предусмотрена формой документа) и подписи/подпись ответственных лиц/лица.
Если в банк одновременно поступает несколько платежных документов, то их оплатят в такой последовательности (пункт 2.22 Инструкции о безналичных расчетах):
— в первую очередь списывают средства по решению суда для удовлетворения требований о возмещении ущерба, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью, а также требований о взыскании алиментов;
— во вторую — на основании решения суда для расчетов по выплате выходного пособия и оплаты труда лицам, которые работают по трудовым договорам (контрактам), а также выплаты по авторским договорам;
— в третью — на основании других решений суда;
— в четвертую — по расчетным документам, которые предусматривают платежи в бюджет;
— в пятую — по другим расчетным документам в порядке их поступления.
Банк плательщика может исправлять реквизиты в расчетных документах, если (пункт 2.26 Инструкции о безналичных расчетах):
— платежное требование выполнено частично (реквизит "Сума" исправляют в соответствии с пунктом 5.13 Инструкции о безналичных расчетах);
— изменены по инициативе банка плательщика (в связи с реорганизацией банка, изменением в банке правил бухгалтерского учета, выполнением банком требований нормативно-правовых актов НБУ) номер его счета, название и код его банка.
Причем плательщик вправе в любое время до списания платежа со счета отозвать из обслуживающего его банка платежные поручения только в полной сумме. Порядок оформления отзыва определяют внутренние правила банка (пункт 2.29 Инструкции о безналичных расчетах).
Рассмотрим каждую форму расчетов более детально.
Расчеты при помощи платежных поручений
Эту форму расчета используют большинство предприятий. Она удобна, привычна.
Платежными поручениями оформляют расчеты по товарным и нетоварным платежам. А именно (п.3.6 Инструкции о безналичных расчетах):
— за фактически отгруженную (проданную) продукцию (выполненные работы, предоставленные услуги и др.);
— в порядке предварительной оплаты (когда это предусмотрено договором или законодательством);
— для завершения расчетов по актам сверки взаимной задолженности предприятий, которые составлены не позднее установленного украинским законодательством срока;
— для перечисления предприятиями сумм, которые принадлежат физическим лицам (заработная плата, пенсии и т.д.), на их банковские счета;
— для уплаты налогов и сборов, страховых взносов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды;
— в других случаях в соответствии с заключенными договорами и законодательством Украины.
Форму сего документа вы найдете в приложении 2 к Инструкции о безналичных расчетах. Заполняют его как минимум в двух экземплярах. И оба подают в банк при осуществлении расчетной операции.
За плательщиком оставили право указывать в платежном поручении дату валютирования*. Она по-прежнему не может превышать 10 календарных дней (п.3.2 Инструкции о безналичных расчетах). До этой даты сумму перевода учитывают в банке получателя, и плательщик может отозвать ее. Для этого ему достаточно направить в свой банк письмо. Банк плательщика, в свою очередь, в тот же день должен направить указание о возврате средств банку получателя (п.3.4 Инструкции о безналичных расчетах). А последний вдень получения такого указания возвращает деньги на тот счет, откуда они пришли, и сообщает об этом получателю.
Как гласит пункт 3.9 Инструкции о безналичных расчетах, банк принимает платежное поручение на перечисление зарплаты на счета работников предприятия или денежный чек на ее получение только при наличии платежных поручений на перечисление платежей, удержанных из заработной платы работников и начисленных на фонд оплаты труда налогов в бюджет и взносов в государственные целевые фонды, или документального подтверждения их уплаты ранее. При этом в реквизите "Призначення платежу" платежных поручений на перечисление налогов и сборов ставят дату выплаты зарплаты, форму выдачи (натуральная форма, выплаты из выручки и пр.) и период, за который ее выплачивают
Расчеты с использованием
платежных требований-поручений
Форма такого документа дана в приложении 3 к Инструкции о безналичных расчетах. Особенность применения платежного требования-поручения состоит в том, что его верхнюю часть заполняет получатель средств. И передает ее плательщику сам или через свой банк в банк плательщика не меньше, чем в двух экземплярах. Если плательщик согласен оплатить полученный документ, то он оформляет его нижнюю часть (любым способом независимо от того, как заполнена верхняя) и подает в обслуживающий его банк для выполнения не позднее 20 календарных дней с момента ее оформления получателем.
Наиболее часто этот докумет применяют при расчетах за электро- и теплоэнергию, услуги предприятий коммунального хозяйства.
Принудительное списание средств
на основании исполнительных документов,
выданных судами
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Украины средства можно списать со счета клиента без его поручения на основании решения суда.
Банк плательщика принимает платежное требование к оплате независимо от того, достаточно ли на данный момент средств на счету плательщика. Если их недостаточно, банк оплатит платежное требование в пределах средств, имеющихся на счету плательщика. Частичную оплату банк оформляет мемориальным ордером.
Банк не позднее следующего рабочего дня сообщает плательщику о поступлении платежного требования на принудительное списание средств с его счета, если такое условие есть в договоре на расчетно-кассовое обслуживание между банком и плательщиком.
Договорное списание
Физические и юридические лица, заключая между собой договоры, могут предусмотреть в них право получателя на договорное списание средств со счета плательщика по его поручению. Это право у получателя появляется, когда наступил срок платежа, указанный в договоре с плательщиком, или когда последний пропустил срок.
Подобное право плательщик закрепляет за банком в договоре на расчетно-кассовое обслуживание или в любом другом документе о предоставлении банковских услуг
Списание проводят на основании платежного требования (приложение 4 к Инструкции о безналичных расчетах), которое получатель сам оформляет и подает в банк плательщика.
Применяем расчетные чеки
Чеки очень удобны при безналичных расчетах. Согласитесь, заполнить их гораздо быстрее, чем оформить платежное поручение. Их используют при расчетах за полученные товары (выполненные работы, предоставленные услуги).
Банк оплатит расчетный чек только перечислением средств со счета чекодателя на счет получателя. В большинстве случаев получить наличные по этому чеку нельзя. Исключение — физические лица. Им могут выдать наличные или сдачу наличными, но не более 20% от суммы, записанной в чеке.
Чеки брошюруют в чековые книжки по 10, 20 и 25 листов. Стать обладателем чековой книжки можно в своем обслуживающем банке, составив соответствующее заявление. Чеки для одноразовых операций, но только для физических лиц, изготавливают в виде отдельных бланков. И чеки, и книжки — бланки строгого учета, поэтому учитывают их на предприятии в порядке, предусмотренном для таких документов.
Чтобы гарантировать оплату чека, чекодатель бронирует в банке определенную сумму на отдельном аналитическом счете "Расчеты чеками". Для чего одновременно с заявлением на оформление чековой книжки подают в банк платежное поручение на перечисление нужной суммы на отдельный счет. Обратите внимание: банк выдаст чековую книжку на сумму, не превышающую ту, что забронирована на специальном счете.
Срок действия чековой книжки — один год с даты ее выдачи, а чека, который выдают физическому лицу, — три месяца. При этом день выдачи чековой книжки (расчетного чека) не учитывают. Выписанные после указанного срока чеки к оплате не принимают.
Но вы можете продлить срок жизни своей чековой книжки, обратившись в банк, который вам ее выдал. Банк на обложке чековой книжки делает отметку о продлении, заверяет ее подписью главного бухгалтера и оттиском своего штампа.
Порядок оформления и получения чековой книжки изложен в приложении 12 к Инструкции о безналичных расчетах.
Заполнить чек можно от руки (шариковой ручкой с чернилами темного цвета) или с помощью технических средств (месяц выдачи и сумму чека следует указать прописью). Исправлять в нем неверную информацию нельзя. По правилам испорченный чек аннулируют.
Предъявляют чек к оплате в течение 10 календарных дней со дня его оформления (день выписки ни в счет).
Неиспользованные чеки после окончания срока действия чековой книжки или использования лимита возвращают в банк, который их выдал. По желанию клиент может пополнить счет, если использован лимит.
Расчеты аккредитивами
Аккредитив — это договор, который обязует банк, открывший этот аккредитив, по поручению клиента (заявителя аккредитива) или от своего имени оплатить документы, подтверждающие отгрузку товара (выполение работ, оказание услуг) и указанные в договоре на открытие аккредитива или поручает другому (исполняющему) банку провести этот платеж.
Аккредитив бывает:
— покрытым—для платежей по нему заранее бронируют средства плательщика в полной сумме на отдельном счете в банке-эмитенте или в исполняющем банке. Средства заявителя аккредитива бронируют на аналитическом счете "Расчеты по аккредитивам" соответствующих балансовых счетов;
— непокрытым, оплату по которому (при временной нехватке средств на счете плательщика) гарантирует банк-эмитент за счет банковского кредита.
Аккредитив может быть отзывным (п.8.6 Инструкции о безналичных расчетах) или безотзывным (п.8.7 Инструкции о безналичных расчетах), что указывают на каждом аккредитиве. Без такой пометки аккредитив безотзывной.
Чтобы открыть аккредитив, клиент подает в банк-эмитент заявку по форме, приведенной в приложении 7 к Инструкции о безналичных расчетах, не меньше, чем в трех экземплярах. Для покрытого — дополнительно соответствующие платежные поручения.
Деньги будут зачислены на счет получателя, если он исполнил свои обязательства (отгружена продукция, выполнены работы, предоставлены услуги). Для этого ему нужно предоставить в исполняющий банк документы, предусмотренные условиями аккредитива вместе с реестром документов по аккредитиву в четырех экземплярах (его форму вы найдете в приложении 21 к Инструкции о безналичных расчетах). Реестр может быть составлен в свободной форме — все зависит от требований банка, в котором открыт аккредитив, поэтому заранее оговорите этот нюанс (п.п.8.20 — 8.27 Инструкции о безналичных расчетах).
Во всех аккредитивах обязательна дата окончания срока и место предоставления документов для платежа (п.8.29 Инструкции о безналичных расчетах). Если деньги не забирают до указаного срока, то их возвращают плательщику.
Расчеты при зачете взаимной задолженности
Зачет взаимной задолженности представляет собой взаимное погашение обязательств должника и кредитора в равных суммах. И только разницу оплачивают на общих основаниях. Такой зачет проводят по сальдо встречных требований, для чего в договорах между предприятиями определяют, с какой периодичностью будут происходить сверки взаимной задолженности с составлением соответствующего акта. После того, как акт сверки оформлен, та сторона, в пользу которой сложилось кредитовое сальдо, выписывает расчетный документ (платежное поручение, требование-поручение) или оформляет вексель.
Порядок выполнения банками мероприятий по аресту средств на счетах клиентов
Ограничить право владельца банковского счета распоряжаться своими средствами, которые на нем хранятся, согласно ст. 1074 Гражданского кодекса Украины можно только по решению суда в случаях, предусмотренных украинским законодательством.
Арест на основании постановления государственного исполнителя налагают либо на все средства, находящиеся на всех счетах клиента банка (если конкретная сумма не названа в постановлении), либо на сумму, которая в нем указана.
Дистанционное обслуживание
В нашей жизни большую роль играют информационные технологии. И бухгалтерам, имеющим компьютер, доступ к Интернету и систему дистанционного обслуживания, необязательно везти в банк платежку, чтобы оплатить что-либо с текущего счета предприятия. Это можно осуществить, не выходя из офиса. Новая Инструкция о безналичных расчетах позволяет сделать это не только через уже известную систему "клиент-банк", а и при помощи систем "клиент-Интернет-банк" и "телефонный банкинг".
Для первых двух систем достаточно компьютера, подключенного к Интернету, и договора с банком на расчетно-кассовое обслуживание, в котором предусмотрена подобная возможность.
Расчеты через данные системы проводят с помощью электронных расчетных документов, форму и содержание которых устанавливают в договоре между банком и предприятием (с учетом требований п. 11.5 Инструкции о безналичных расчетах).
Для "телефонного банкинга" нужен только телефон. Все сведения, необходимые банку для оформления таких операций, клиент отражает в договоре на расчетно-кассовое обслуживание или в любом другом договоре с банком. Идентифицируют клиента в этом случае с помощью своеобразного пароля, который он называет, инициируя перечисление денег со счета. Паролем может быть номер клиента, личный пин-код, совокупность цифровыхи буквенных составляющих или что-то другое (все зависит от решения банка).
Еще через систему дистанционного обслуживания можно контролировать состояние счета, получать другую информацию из банка согласно перечню, приведенному в договоре (п.11.4 Инструкции о безналичных расчетах).
----------------------------------
* День, с которого деньги переходят в собственность получателя.
“Все о бухгалтерском учете”, № 37 (948), 21 апреля 2004 г.
