Земельный налог: безошибочный расчет
кто должен уплачивать налог

Прежде всего давайте разберемся, кто должен уплачивать земельный налог. Согласно ст. 2 Закона о плате за землю - это собственники земельных участков, земельных паев и землепользователи. Для арендаторов предусмотрена арендная плата.

Уплачивать земельный налог необходимо со дня, когда возникло право собственности или право пользования земельным участком (ст. 15 Закона о плате за землю). Но в этом документе не сказано, с какого дня у собственника земли (землепользователя) возникает такое право. В этом вопросе расставляет все точки над "і" п.1 ст. 125 ЗКУ: право собственности и право постоянного пользования на земельный участок возникает после получения его собственником или пользователем соответствующего государственного акта (на право собственности или право постоянного пользования землей) и его государственной регистрации. Значит, пока у предприятия нет на руках государственного акта, налог уплачивать не нужно? Согласитесь, вывод вполне логичен.

Но все равно следует помнить, что пользоваться земельным участком до того, как установлены его границы в натуре (на местности), получен документ, удостоверяющий право на него, и проведена его государственная регистрация, запрещено (п.З ст. 125 ЗКУ). Если же предприятие пользуется землей без соответствующих документов, налог, на наш взгляд, лучше уплачивать. На этом будут настаивать (будьте уверены!) налоговики. Да и позаботиться об оформлении прав на землю будет тоже не лишним.

Когда рассчитывают и
как отчитываются о земельном налоге

Земельный налог рассчитывают и отчитываются по нему раз в год. Делают это до 1 февраля отчетного года (ст. 14 Закона о плате за землю). Поскольку в 2004 году 1 февраля приходится на воскресенье, то последний день для предоставления расчета (на основании п.8 Порядка предоставления расчета), 2 февраля.

Правда, в случаях, когда предприятие приобрело или получило землю в пользование в течение года, налог за нее также придется исчислить и уплачивать (ст. 15 Закона о земельном налоге). Тогда расчет следует предоставить в течение месяца со дня возникновения права собственности или пользования земельным участком. В такой же срок предоставляют уточненный расчет при любом другом изменении объекта налогообложения.

Налоговый расчет земельного налога (далее - Налоговый расчет) нужно сдать в налоговую инспекцию по местонахождению земельного участка (п.2 Порядка предоставления расчета).

Кроме самого Налогового расчета, плательщикам земельного налога необходимо предоставлять:

- приложение 1 "Сведения о наличии документов на землю";

- приложение 2 "Отчет о льготах на земельный налог";

- приложение 3 "Расчет суммы земельного налога на земельные участки сельскохозяйственного назначения";

- приложение 4 "Расчет суммы земельного налога на земельные участки населенных пунктов, которым установлена денежная оценка";

- приложение 5 "Расчет суммы земельного налога на земельные участки населенных пунктов, которым не установлена денежная оценка";

- приложение 6 "Расчет суммы земельного налога на земельные участки несельскохозяйственного назначения запределами населенных пунктов".

Конечно, каждому предприятию не нужны абсолютно все приложения. Если у него, например, нет сельскохозяйственных угодий, то и приложение 3 будет ни кчему. Но приложение 1 о документах на землю обязательно для всех (п.6 Порядка предоставления расчета).

Далее мы подробно рассмотрим порядок и особенности исчисления земельного налога и заполнения Налогового расчета.

Налоговый расчет земельного налога

С нового года его называют именно так! Эта форма расчета пришла на смену "Сводному расчету суммы земельного налога" в конце прошлого года в приказе ГНАУ N 582. Новый бланк "потолстел", да и не удивительно, ибо он содержит в себе Справку о суммах земельного налога, которые уменьшают или увеличивают налоговые обязательства при самостоятельном исправлении выявленной ошибки, допущенной в предыдущих отчетных периодах. А ранее ее подавали вместе с уточненным расчетом. Теперь это осталось в прошлом, а сейчас, продолжая практику унификации бланков отчетности, налоговики утвердили форму налогового расчета, которая подходит как для обычного отчета, так и для уточнения ранее предоставленного расчета.

Нынешний налоговый расчет, как и его предшественника, следует составлять уже после заполнения всех необходимых приложений. Ведь именно в них рассчитывают суммы налога по отдельным категориям земель, которые потом переносят в соответствующие графы налогового расчета.

У одного предприятия может быть несколько налоговых расчетов, в зависимости оттого, всколькихрайонахунего есть земли. Исходя из п.2 Порядка предоставления расчета, этот документ подают в тот орган государственной налоговой службы, на территории которого находятся земли предприятия. Следовательно, если ваши угодья разбросаны, например, в пяти различных районах, то и налоговых расчетов придется иметь пять. То есть каждый расчет составляют только по землям какого-то одного района.

Кроме привычных уже всем данных о названии, адресе, кодах и т.п. налогоплательщика, в налоговом расчете указывают еще и код органа местного самоуправления по местонахождению земельного участка по Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины. Поэтому советуем заранее связаться с тем советом, где расположен земельный участок предприятия, для уточнения упомянутого кода.

В годовом налоговом расчете заполняюттолько 1 - 4 разделы, его части 5 9 предназначены для оформления уточняющего расчета.

Данные в строки 1 - 3 заносят из приложений 3 - 6 к расчету. В четвертой строке подытоживают суммы земельного налога, начисленные по отдельным категориям земель, и делят годовую сумму налога по месяцам (равными долями). Это объясняется тем, что благодаря ст.75 Закона о Госбюджете-2004 земельный налог уплачивают ежемесячно - не позднее 30 календарных дней по истечении отчетного (налогового) месяца.

Из-за того что производители сельскохозяйственной и рыбной продукции (неплательщики ФОН) земельный налог уплачивают дважды в год - до 15 августа и 15 ноября (ст. 17 Закона о плате за землю), годовую сумму налога в расчете они делят на две части, которые указывают в строках 4.8 и 4.11. Приведем пример, как заполнять налоговый расчет сельхозпредприятиям.

Печатается на языке оригинала.

+----------------------------------------------------------------------------+
¦N ¦ Категорія земель ¦ Загальна сума нарахованого ¦
¦з/п ¦ ¦ земельного податку, що ¦
¦ ¦ ¦підлягає оплаті (грн., коп.)¦
+----+------------------------------------------+----------------------------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----+------------------------------------------+----------------------------¦
¦1 ¦Землі сільськогосподарського призначення, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3 ¦6¦0¦0¦ ¦0 ¦0 ¦
¦ ¦всього ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------------------+----------------------------¦
¦ ¦у тому числі: ¦ ¦
+----+------------------------------------------+----------------------------¦
¦1.1 ¦у межах населених пунктів ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------------------+-+--+-+-+--+-+-+-+-+--+-----¦
¦1.2 ¦за межами населених пунктів ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3 ¦6¦0¦0¦ ¦0 ¦0 ¦
+----+------------------------------------------+-+--+-+-+--+-+-+-+-+--+-----¦
¦2 ¦Землі населених пунктів ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------------------+-+--+-+-+--+-+-+-+-+--+-----¦
¦3 ¦Землі несільськогосподарського призначення¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ¦3¦0¦0¦ ¦0 ¦0 ¦
¦ ¦за межами населених пунктів ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------------------+-+--+-+-+--+-+-+-+-+--+-----¦
¦4 ¦Разом нараховано податку за поточний рік ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4 ¦9¦0¦0¦ ¦0 ¦0 ¦
+----+------------------------------------------+----------------------------¦
¦ ¦у тому числі за базові податкові (звітні) ¦ ¦
¦ ¦місяці поточного року ¦ ¦
+----+------------------------------------------+----------------------------¦
¦4.1 ¦січень ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦4.8 ¦серпень ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 ¦4¦5¦0¦ ¦0 ¦0 ¦
+----+------------------------------------------+-+--+-+-+--+-+-+-+-+--+-----¦
¦4.9 ¦вересень ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------------------+-+--+-+-+--+-+-+-+-+--+-----¦
¦4.10¦жовтень ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------------------+-+--+-+-+--+-+-+-+-+--+-----¦
¦4.11¦листопад ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 ¦4¦5¦0¦ ¦0 ¦0 ¦
+----+------------------------------------------+-+--+-+-+--+-+-+-+-+--+-----¦
¦4.12¦грудень ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Льготы по земельному налогу

Прежде чем рассказывать об исчислении земельного налога, выясним, кто в этом году имеет право на льготу по нему. Перечень таких лиц приведен в ст.12 Закона о плате за землю, а также в Законе о Госбюджете-2004. Всех льготников можно разделить надве категории: полностью и частично освобожденных.

В 2004 году земельный налог не уплачивают:

1. заповедники, в том числе историко-культурные, национальные природные парки, заказники (кроме охотничьих), региональные ландшафтные парки, ботаническиесады, дендрологические и зоологические парки, памятники природы, заповедные урочища и парки-памятникисадово-паркового искусства;

2. отечественные исследовательские хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля и профессионально-технических училищ;

3. специализированные санатории Украины для реабилитации больных. Причем право на льготу имеют не все санатории, а только внесенные в список, утвержденный приказом Минздрава Украины от 01.10.98 г. N 289;

4. отечественные заведения культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, которые содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов;

5. общественные организации инвалидов, их предприятия и организации. Воспользоваться льготой могут только те предприятия, которые имеют разрешение на это от межведомственной Комиссии по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов согласно Закону Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" от 21.03.91 г. N 875-XII;

6. воинские части, военные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, которые содержатся засчет бюджета и относятся к сфере управления воинских формирований, созданных в соответствии с законами Украины, а также предприятия Минобороны Украины и органов и учреждений исполнения наказаний (далее-военные предприятия). Перечень названных предприятий и размеры земельных участков утверждает Кабмин, согласуй эту льготу с органами местного самоуправления, а на территории АР Крым - с Верховной радой АР Крым. Льготу предоставляют только на земли, которые используются военными предприятиями по назначению (ст.75 Закона о Госбюджете-2004). Другие участки, в том числе предоставленные в аренду, облагают налогами на общих основаниях. Подчеркиваем: при несвоевременной уплате налога за такие земли органы местной власти обязаны изымать их даже без согласия землепользователей, предусмотренного п.2 ст.149 ЗКУ. По нашему мнению, эта норма должна касаться только землепользователей, упомянутых в этом пункте (воинских частей, предприятий Минобороны и т.п.). Но не исключены попытки забрать землю и у других лиц, которым она предоставлена в постоянное пользование (такой позиции придерживается ГНАУ - см. "Вестник налоговой службы Украины" N 46 за 2003 год ). А вот землевладельцы могут спать спокойно - на них указанная норма Закона о Госбюджете-2004 не распространяется;

7. зарегистрированные религиозные и благотворительные организации, которые не занимаются предпринимательской деятельностью;

8. субъекты космической деятельности по перечню, который ежегодно утверждает Кабмин (в 2003 году - постановлением КМУ от 02.06.03 г. N 809; в этом году аналогичный документ пока что не появился);

9. покупатели объектов незавершенного строительства - за отведенные под них земельные участки с момента приобретения на весь срок строительства, определенный условиями приватизации;

10. собственники земельных участков, земельных паев и землепользователи, которые передали землю в аренду плательщику ФОН;

11. вновь созданные фермерские хозяйства в течениетрех лет (в трудонедостаточных населенных пунктах - пяти) со времени передачи им земельного участка в собственность;

12. плательщики ФОН (для них действие Закона о плате за землю приостановлено п.4 ст.9 Закона о ФСН), которыеу плачивают земельный налог в составе ФСН; плательщики единого налога - за земельные участки, которые они используют для проведения предпринимательской деятельности (ст.6 Указа о едином налоге, п.6 постановления N 507).

Важно: льгота по земельному налогу, предоставленная п.З ст. 12 Закона о плате за землю органам государственной власти и местного самоуправления, прокуратуре, заведениям, учреждениям и организациям, которые полностью содержатся за счет бюджета, в текущем году не действует - она приостановлена на 2004 год ст.75 Закона о Госбюджете-2004.

В половинном размере налог будут уплачивать:

1. хозрасчетные учреждения, организации и предприятия, отнесенные к ведению Национальной академии наук Украины;

2. предприятия по производству автомобилей, автобусов и комплектующих изделий к ним, которые работают согласно Закону Украины "О стимулировании производства автомобилей в Украине" от 19.09.97 г. N 535/97-ВР и соответствуют требованиям п.6 ст.12 Закона о плате за землю;

3. предприятия судостроительной промышленности, окоторых говорится в ст.1 Закона Украины "О мероприятиях по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине" от 23.12.97 г. N 774/97-ВР;

4. предприятия, научно-исследовательские институты иорганизации, упомянутые в ст.З Закона Украины "О государственной поддержке предприятий, научно-исследовательских институтов и организаций, которые разрабатывают изготавливают боеприпасы, их элементы и изделия спецхимии" от 21.09.2000 г. N 1991-III;

5. предприятия концерна "Бронетехника Украины", о которых речь идет в постановлении КМУ от 24.01.02 г. N 76;

6. предприятия самолетостроительной промышленности, указанные в ст.2 Закона Украины "О государственнойподдержке самолетостроительной промышленности в Украине" от 12.07.01 г. N 2660-III.

Также право на льготу (полное или частичное освобождение от налога) имеют субъекты предпринимательской деятельности, которые находятся в специальных экономических зонах или на территориях приоритетного развития. Полный их перечень можно найти в ст. 12 Закона о плате за землю.

Кроме отдельных плательщиков, полностью или частично освобожденных от уплаты земельного налога, ст. 12 Закона о плате за землю выводит из-под налогообложения и ряд определенных земель. Так, налог не нужно уплачивать за:

- сельхозугодья зон радиоактивно загрязненных территорий, о которых сказано в ст.2 Закона Украины "О правовом режиметерритории, претерпевшей радиоактивное загрязнение вследствие Чернобыльской катастрофы" от 27.02.91 г. N 791а-XII (зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольногоотселения и усиленного радиоэкологического контроля);

- химически загрязненные сельхозугодья, на которыевведено ограничение относительно ведения сельскогохозяйства;

- земли, находящиеся во временной консервации или в стадии сельскохозяйственного освоения;

- земли государственных сортоиспытательных станцийи сортоучастков, которые используют для испытания сортов сельскохозяйственных культур;

- земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования;

- земельные участки государственных, коллективных и фермерских хозяйств**, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондными коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений;

- земли кладбищ;

- земли детских санаторно-курортных и оздоровительных заведений Украины, а также за земельные участки предприятий, учреждений и организаций Украины, занятые их структурными подразделениями (филиалами, представительствами), которые предоставляют санаторно-курортныеи оздоровительные услуги детям;

- земельные участки (в рамках предельных норм, установленных ЗКУ**) инвалидов I и II групп; граждан, воспитывающих трех и более детей; граждан, члены семей которых проходят срочную воинскую службу; пенсионеров, а также других лиц, которые пользуются льготами согласно Закону Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" от 22.10.93 г, N 3551-XII; граждан, которым в установленном порядке выдано удостоверение о том, что они пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.

С земельными льготами, которые в прошлом могли предоставлять местные советы, большинству их пользователей придется распрощаться: п.48 ст.80 Закона о Госбюджете-2004 лишил советы данного права. Благодаря этому пункту они могут предоставлять льготы (путем частичного освобождения на определенный срок ил и уменьшения суммы земельного налога) только предприятиям, выполняющим работы по жизнеобеспечению соответствующей территории, и коммунальным предприятиям.

Следует помнить: льготник, имеющий в своем подчинении хозрасчетное предприятие или сдающий в аренду землю, здания или их части, должен уплачивать налог за земли, занятые названным предприятием, зданием и т.п., на общих основаниях, даже если у арендатора есть льготы по земельному налогу.

Если у предприятия право на льготу возникает в течение года, то от уплаты налога оно освобождается начиная с месяца, следующего за тем, в котором оно возникло (ст. 12 Закона о плате за землю). Когда право на льготу утрачено в течение года, налог уплачивают начиная с месяца, следующего затем, в котором это произошло.

Рассчитываем земельный налог

Теперь давайте выясним, как правильно исчислить земельный налог. Для этого нужно денежную оценку 1 га земли умножить на ставку налога и на площадь земельного участка.

Денежная оценка земли

Ее разделяют на нормативную и экспертную. Последнюю применяют при гражданско-правовых соглашениях относительно земельных участков, а вот первую - в частности, при исчислении земельного налога (ст.201 ЗКУ). Основа для нормативной денежной оценки земель - данные по их экономической оценке (ст.5 Закона об оценке земель). Она же, в свою очередь, зависит от производительности земель, эффективности их использования и доходности с единицы площади.

В дальнейшем, говоря о денежной оценке земельного участка, мы будем иметь в виду именно нормативную.

Как же с ней быть? В ст.23 Закона о плате за землю читаем: ежегодно по состоянию на 1 января ее нужно уточнять на коэффициент индексации. Этого не делают, если он не превышает единицы (п.1 Порядка индексации). Рассчитывают коэффициент по формуле:

Кі = (I - 10): 100,

где Кі - коэффициент индексации;

I - среднегодовой индекс инфляции года, по результатам которого проводят индексацию.

По сообщению Госкомзема, среднегодовой индекс инфляции за 2003 год составляет 105,2%. Найдем коэффициент индексации на 1 января 2004 года:

Кі = (105,2 - 10) : 100 = 0,952

Как видите, он меньше единицы, следовательно, индексировать денежную оценку земель за 2003 год не следует. В любом случае советуем обратиться в местное управление земельных ресурсов за справкой о денежной оценке земель вашего предприятия, в которой уже будет учтена вся необходимая информация.

Ставки налога

Сельхозугодья

Ставки земельного налога установлены ст.6 Закона о плате за землю в процентах от денежной оценки земли в следующих размерах:

- пашня, сенокосы и пастбища - 0,1%;

- многолетние насаждения - 0,03%.

Обратите внимание: за сельхозугодья, которые предоставлены в установленном порядке и используются по целевому назначению, независимо от того, к какой категории земель они отнесены, земельный налог уплачивают по приведенным выше ставкам! Что это значит? А вот что. Даже когда вы пользуетесь сельхозугодьями, выделенными, например, из земель лесного фонда или природоохранного назначения, то все равно налог за них будете платить по ставкам, предусмотренным ст.6 Закона о плате за землю.

Земли за пределами населенных пунктов

Для них налог уплачивают исходя из денежной оценки 1 га пашни по области. Ставки налога указаны в таблице 1.

Таблица 1

+--------------------------------------------------------------------------+
¦N¦ Вид земельных угодий ¦ Ставка ¦Статья Закона ¦
¦п¦ ¦налога с ¦о плате за ¦
¦/¦ ¦1 га, % ¦землю ¦
¦п¦ ¦ ¦ ¦
+-+---------------------------------------------+-----------+--------------¦
¦1¦Земли, предоставленные предприятиям ¦ 5,00 ¦ 8 ¦
¦ ¦промышленности, транспорта, связи и другого ¦ ¦ ¦
¦ ¦назначения ¦ ¦ ¦
+-+---------------------------------------------+-----------+--------------¦
¦2¦Земли железнодорожного транспорта ¦ 0,02* ¦ 8 ¦
+-+---------------------------------------------+-----------+--------------¦
¦3¦Земельные участки, предоставленные во ¦ 50,00 ¦ 9 ¦
¦ ¦временное пользование на землях ¦ ¦ ¦
¦ ¦природоохранного, оздоровительного, ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекреационного и историко-культурного ¦ ¦ ¦
¦ ¦назначения ¦ ¦ ¦
+-+---------------------------------------------+-----------+--------------¦
¦4¦Земельные участки, которые входят в состав ¦ 0,30 ¦ 10 ¦
¦ ¦земель лесного фонда и заняты ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственными, культурно-бытовыми, ¦ ¦ ¦
¦ ¦жилыми домами и хозяйственными зданиями и ¦ ¦ ¦
¦ ¦сооружениями ¦ ¦ ¦
+-+---------------------------------------------+-----------+--------------¦
¦5¦Земельные участки, предоставленные на землях ¦ 0,30 ¦ 11 ¦
¦ ¦водного фонда ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------------------------¦
¦* При нецелевом использовании земли - 5% ¦
+--------------------------------------------------------------------------+

За земли лесного фонда налог взимают в составе платы за использование лесныхресурсов.

Населенные пункты

В населенных пунктах, где установлена денежная оценка земли, ставка налога - 1%. В других населенных пунктах применяют ставки налога из ст.7 Закона о плате за землю, которые в 2004 году увеличены в 3,03 раза (см. таблицу 2).

Таблица 2

+---------------------------------------------------------------------------+
¦Группы населенных ¦ Средняя ставка ¦Коэффициент, который ¦
¦пунктов с ¦ налога ¦применяется в Киеве, ¦
¦численностью ¦ (грн. за 1 м.кв) ¦Симферополе, Севастополе и ¦
¦населения (тыс. чел.)¦ ¦городах областного подчинения :¦
+---------------------+---------------------+-------------------------------¦
¦до 0,2 ¦ 0,04545 ¦ - ¦
+---------------------+---------------------+-------------------------------¦
¦от 0,2 до 1 ¦ 0,06363 ¦ - ¦
+---------------------+---------------------+-------------------------------¦
¦от 1 до 3 ¦ 0,08181 ¦ - ¦
+---------------------+---------------------+-------------------------------¦
¦от 3 до 10 ¦ 0,09090 ¦ - ¦
+---------------------+---------------------+-------------------------------¦
¦от 10 до 20 ¦ 0,14544 ¦ - ¦
+---------------------+---------------------+-------------------------------¦
¦от 20 до 50 ¦ 0,22725 ¦ 1,2 ¦
+---------------------+---------------------+-------------------------------¦
¦от 50 до 100 ¦ 0,27270 ¦ 1,4 ¦
+---------------------+---------------------+-------------------------------¦
¦от 100 до 250 ¦ 0,31815 ¦ 1,6 ¦
+---------------------+---------------------+-------------------------------¦
¦от 250 до 500 ¦ 0,36360 ¦ 2,0 ¦
+---------------------+---------------------+-------------------------------¦
¦от 500 до 1000 ¦ 0,45450 ¦ 2,5 ¦
+---------------------+---------------------+-------------------------------¦
¦от 1000 и больше ¦ 0,63630 ¦ 3,0 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

В курортных населенных пунктах*** к ставкам земельного налога, которые вы только что видели в таблице 2, применяют дополнительные коэффициенты (см. таблицу 3).

Таблица 3

Коэффициенты к ставкам земельного налога в курортных населенных пунктах

+---------------------------------------------------------------------------+
¦N¦ Расположение населенного пункта ¦Коэффициент¦
¦п¦ ¦ ¦
¦/¦ ¦ ¦
¦п¦ ¦ ¦
+-+-------------------------------------------------------------+-----------¦
¦1¦Южное побережье АР Крым ¦ 3,0 ¦
+-+-------------------------------------------------------------+-----------¦
¦2¦Юго-восточное побережье АР Крым ¦ 2,5 ¦
+-+-------------------------------------------------------------+-----------¦
¦3¦Западное побережье АР Крым ¦ 2,2 ¦
+-+-------------------------------------------------------------+-----------¦
¦4¦Черноморское побережье Николаевской, Одесской и Херсонской ¦ 2,0 ¦
¦ ¦областей ¦ ¦
+-+-------------------------------------------------------------+-----------¦
¦5¦Горные и предгорные районы Закарпатской, Львовской, ¦ 2,3 ¦
¦ ¦Ивано-Франковской и Черновицкой областей (кроме населенных ¦ ¦
¦ ¦пунктов, отнесенных к категории горных) ¦ ¦
+-+-------------------------------------------------------------+-----------¦
¦6¦Побережье Азовского моря и другие курортные местности ¦ 1,5 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

В населенных пунктах, где денежная оценка земли не проведена, местные органы власти (сельские, поселковые, городские советы) могут изменять размер земельного налога путем утверждения коэффициента к средней ставке налога, функционального и локального коэффициентов. Узнать о них вы можете в местном органе земельных ресурсов.

Уточнение размера земельного налога

Иногда размер земельного налога может быть уточнен в зависимости от вида и назначения земельного участка (см. таблицу 4). На это не влияет, проведена денежная оценка земель населенных пунктов или нет.

Таблица 4

+----------------------------------------------------------------------------+
¦N¦ Виды земельных угодий ¦Коэф- ¦ Статья ¦
¦п¦ ¦фициент¦ Закона о ¦
¦/¦ ¦ ¦ плате за ¦
¦п¦ ¦ ¦ землю ¦
+-+----------------------------------------------------+-------+-------------¦
¦1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-+----------------------------------------------------+-------+-------------¦
¦ ¦Земельные участки, занятые жилым фондом, ¦ ¦ ¦
¦ ¦кооперативными автостоянками ¦ ¦ ¦
¦ ¦для хранения личных транспортных средств граждан, ¦ ¦ ¦
¦ ¦гаражностроительными, дачно-строительными ¦ ¦ ¦
¦1¦кооперативами, индивидуальными гаражами и дачами ¦ 0,03 ¦ ч.5 ст.7 ¦
¦ ¦граждан, а также земельные участки, предоставленные ¦ ¦ ¦
¦ ¦для нужд сельскохозяйственного производства, ¦ ¦ ¦
¦ ¦водного и лесного хозяйства, занятые ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственными, культурно-бытовыми и ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйственными зданиями и сооружениями ¦ ¦ ¦
+-+----------------------------------------------------+-------+-------------¦
¦ ¦Земельные участки на территориях и объектах ¦ ¦ ¦
¦ ¦природоохранного, ¦ ¦ ¦
¦2¦оздоровительного и рекреационного назначения, ¦ 5,00 ¦ ч.7 ст.7 ¦
¦ ¦занятые производственными, культурно-бытовыми, ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйственными зданиями и сооружениями, не ¦ ¦ ¦
¦ ¦связанные с функциональным назначением таких ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов ¦ ¦ ¦
+-+----------------------------------------------------+-------+-------------¦
¦3¦Земельные участки, на которых находятся ¦ ¦ ч. 8 ст.7 ¦
¦ ¦производственные, культурно-бытовые, ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйственные здания и сооружения, расположенные ¦ ¦ ¦
¦ ¦на территориях и объектах историко-культурного ¦ ¦ ¦
¦ ¦назначения, не связанные с функциональным ¦ ¦ ¦
¦ ¦назначением этих объектов: ¦ ¦ ¦
¦ ¦- международного значения; ¦ 7,50 ¦ ¦
¦ ¦- общегосударственного значения; ¦ 3,75 ¦ ¦
¦ ¦- местного значения ¦ 1,50 ¦ ¦
+-+----------------------------------------------------+-------+-------------¦
¦4¦Часть площадей земельных участков, ¦ 5,00 ¦ ч. 9 ст.7 ¦
¦ ¦предоставленных предприятиям, учреждениям и ¦ ¦ ¦
¦ ¦организациям (за исключением ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственных угодий), превышающих нормы ¦ ¦ ¦
¦ ¦отведения**** ¦ ¦ ¦
+-+----------------------------------------------------+-------+-------------¦
¦5¦Земельные участки, предоставленные для железных ¦ 0,25 ¦ ч. 10 ст.7 ¦
¦ ¦дорог, горнодобывающих предприятий, а также ¦ ¦ ¦
¦ ¦водоемы, предоставленные для производства рыбной ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Кроме того, в населенных пунктах к денежной оценке земли применяют коэффициенты функционального использования земельного участка (под жилую и общественную застройку, для промышленности, транспорта и т.п.) и коэффициенты месторасположения земельного участка (локальные коэффициенты). Для того чтобы они были учтены при исчислении земельного налога (и вы избежали недоразумений с налоговой), настоятельно рекомендуем обратиться в ваш отдел земельных ресурсов. В справке о денежной оценке земли, которую вы получите, будут все необходимые данные.

Заполнение приложении к налоговому расчету

Сведения о наличии документов на землю
(приложение 1)

Как мы уже говорили, это приложение предоставляют все плательщики земельного налога. Само по себе оно не содержит никаких расчетов в нем только перечисляют документы, на основании которых предприятие пользуется землей. Еще раз подчеркнем: каждый налоговый расчет составляют только по тем землям, которые расположены на территории, подведомственной одной налоговой. Таким образом, в приложении 1 приводят информацию только о тех документах, которые касаются земель, учтенных в налоговом расчете.

Хотя приложение 1 существует уже более года, разъяснений налоговиков по поводу его заполнения мы не встречали. Поэтому стоит разобраться, что и в какую графу этого приложения нужно писать.

Графа 2 - здесь перечисляйте все государственные акты на право собственности или право постоянного пользования землей, их серию, номер и дату выдачи. Обращаем ваше внимание на то, что договоры аренды земли в приложении 1 называть не нужно (т. к. за арендованные земли уплачивают не земельный налог, а арендную плату).

Графа 3 - кадастровый номер земельного участка. Его вы можете найти на плане, являющемся неотъемлемой частью государственного акта на землю.

Графы 4, 5, 6 и 7 - местонахождение, основное назначение, площадь земельного участка лучше всего посмотреть в государственном акте на право собственности или право постоянного пользования на землю, а категорию - в справке отдела земресурсов. Пример заполнения приложения приводим ниже.

Сведения о наличии документов на землю

+----------------------------------------------------------------------------+
¦N¦Документы, ¦Кадастро-¦Местонахо- ¦Основное ¦Категория¦ Площадь ¦
¦ ¦устанавливающие¦ вый ¦ждение ¦целевое ¦ земель ¦ земельного ¦
¦п¦право ¦ номер ¦земельного ¦назначение ¦ ¦ участка ¦
¦/¦собственности ¦земель- ¦участка ¦земельного ¦ ¦ (кв.м или ¦
¦п¦и/или ¦ ного ¦ ¦участка ¦ ¦ га) ¦
¦ ¦пользование ¦участка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦землей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+---------------+---------+------------+------------+---------+------------¦
¦1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+-+---------------+---------+------------+------------+---------+------------¦
¦1¦Акт на право ¦ 8102 ¦Броварской ¦Товарное ¦Земли ¦ 8 га ¦
¦ ¦собственности ¦ ¦район ¦с.-х. ¦сельскохо¦ ¦
¦ ¦МК N 107701 ¦ ¦Киевской ¦производство¦зяйствен-¦ ¦
¦ ¦от 01.04.03 г. ¦ ¦обл. ¦ ¦ного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦назначе- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Отчет о льготах на земельный налог
(приложение 2)

Теперь поговорим об особенностях заполнения второго приложения к Налоговому расчету. Его предоставляют только те предприятия, которые пользуются льготами по земельному налогу.

В графах 2-4 нужно указать название, номер и дату документа, на основании которого предприятию предоставлена льгота. Лучше всего сюда "вписывается" решение местного совета о предоставлении льготы. Но таких льготников немного. Что же делать остальным? Остается записать документ, которым предоставлена льгота: Закон Украины "О плате за землю" или "О Государственном бюджете Украины на 2004 год". Их полные реквизиты вы можете найти в конце нашей статьи.

В графе 5 указывают категорию земель, на которые предоставлена льгота. В соответствии со ст. 19 ЗКУ различают следующие категории земель:

а) сельскохозяйственного назначения;

б) жилищной и общественной застройки;

в) природно-заповедного и другого природоохранного назначения;

г) оздоровительного назначения;

д) рекреационного назначения;

е) историко-культурного назначения;

ж) лесного фонда;

з)водного фонда;

и) промышленности, транспорта, связи, энергетики,обороны и другого назначения.

В графе 6 записывают "100", если земли полностью освобождены от налогообложения, или "50", если ставка налога для предприятия уменьшена наполовину. Предприятия, выполняющие работы по жизнеобеспечению соответствующей территории, и коммунальные в случае получения льгот от местных органов власти будут проставлять в этой графе свой процент льготы.

Графу 7 заполняют исключительно те, кто получил право на льготу на конкретный срок (например, год).

Если льгота предоставлена не на весь земельный участок, то в графе 10 фиксируют площадь, которую не облагают налогом или облагают по сниженной ставке налога.

При заполнении этого приложения нужно также учитывать льготные земли, предоставленные в аренду, - собственно, их в приложении 2 не упоминают, а заполняют по ним отдельный расчет налога.

Вот пример заполнения расчета. Фермерское хозяйство, созданное в 2003 году, имеет 8 га пашни (денежная оценка 1 га земли с учетом коэффициента индексации - 4850 грн.). Один гектар земли оно сдает в аренду. Исчислим сумму налога с 1 га: 12300 грн. хО, 1 % = 12,30 грн. Сумма льготы будет составлять: 12,30 грн. х 7 га = 86,10 грн.

Отчет о льготах на земельный налог

+----------------------------------------------------+
¦N¦Название ¦ Номер ¦ Дата ¦Категория ¦Размер¦
¦п¦документа,¦документа,¦принятия ¦земель, ¦льготы¦
¦/¦на ¦на ¦документа,¦на ¦в ¦
¦п¦основании ¦основании ¦на ¦которую ¦проце-¦
¦ ¦которого ¦которого ¦основании ¦котору ¦нтах ¦
¦ ¦предостав-¦предостав-¦которого ¦предоста- ¦к ¦
¦ ¦влена ¦влена ¦предостав-¦влена ¦общей ¦
¦ ¦льгота ¦льгота ¦влена ¦льгота ¦сумме ¦
¦ ¦ ¦ ¦льгота ¦ ¦налога¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+----------+----------+----------+----------+------¦
¦1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+----------------------------------------------------¦
¦В пределах населенных пунктов ¦
+----------------------------------------------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------¦
¦За пределами населенных пунктов ¦
+----------------------------------------------------¦
¦ ¦Закон ¦ ¦ ¦земли ¦ ¦
¦1¦Украины ¦2535-XII ¦03.07.92г.¦сельск ¦ 100 ¦
¦ ¦"О плате ¦ ¦ ¦охозяй ¦ ¦
¦ ¦за землю" ¦ ¦ ¦ствен- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦назначения¦ ¦
+-+----------+----------+----------+----------+------¦
¦ ¦Всего ¦ * ¦ * ¦* ¦ * ¦
+----------------------------------------------------+

Продолжение таблицы

+----------------------------------------------+
¦Срок, ¦Площадь ¦Денежная ¦Площадь ¦ Сумма ¦
¦на ¦земель- ¦оценка ¦земель- ¦льготы ¦
¦который ¦ного ¦земель- ¦ного ¦(грн.) ¦
¦предо- ¦участка, ¦ного ¦участка, ¦ ¦
¦ставлена¦находя- ¦участка, ¦на ¦ ¦
¦льгота ¦щегося ¦с ¦который ¦ ¦
¦ ¦в ¦учетом ¦предоста-¦ ¦
¦ ¦собствен-¦коэффи- ¦влена ¦ ¦
¦ ¦ности ¦циента ¦льгота ¦ ¦
¦ ¦или ¦индекса- ¦ (кв.м ¦ ¦
¦ ¦пользова-¦ции ¦или га) ¦ ¦
¦ ¦нии ¦(грн.) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ (кв.м ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦или га) ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+---------+---------+-------¦
¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦
+----------------------------------------------¦
¦ ¦
+----------------------------------------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------¦
¦ ¦
+----------------------------------------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦три года¦ 8 га ¦ 98400 ¦ 7га ¦ 86,10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+---------+---------+-------¦
¦ * ¦ * ¦ * ¦ 7га ¦ 86,10 ¦
+----------------------------------------------+

Остальные приложения предприятия оформляют в зависимости от того, какими землями они владеют. Остановимся на особенностях заполнения некоторых их граф.

"Кадастровый номер земельного участка" можно найти на плане, который прилагается к каждому акту на право собственности или право постоянного пользования земельным участком.

"Коэффициент индексации денежной оценки" - коэффициент индексации, который мы с вами рассчитали выше. Напомним, что за 2003 год он равен 0,952. То есть хотя вы и впишете коэффициент в эту графу, умножать на него денежную оценку земли не нужно (если коэффициент меньше 1, индексацию не проводят).

"Коэффициент, определенный ч.7 или 8 ст.7 Закона Украины "О плате за землю", который необходимо применять к вашему земельному участку, вы можете выбрать из предыдущего раздела нашей статьи (см. таблицу 4).

"Сумма льготы (грн.)" по отдельным земельным участкам должна равняться сумме, указанной в приложении 2.

Вот и все о земельном налоге. Надеемся, ваш налоговый расчет будет безошибочным и уточнять его вам никогда не придется.

* Данная льгота пришлась бы по душе и "обычным" сельскохозяйственным ООО, ОАО, ЗАО и т.п. Но, ксожалению, воспользоваться ею они не смогут, поскольку не упомянуты в Законе о плате за землю.

** Они зависят от целевого назначения земельного участка.Так, для:

- ведения фермерского хозяйства - это размер земельного пая, определенного для членов сельхозпредприятий, расположенных на территории совета, где находится фермерское хозяйство;

- ведения личного крестьянского хозяйства - не более 2 га;

- ведения садоводства - не более 0,12 га; строительства дома и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений в селах - не более 0,25 га, в поселках - 0,15га, в городах - 0,1 га;

- индивидуального дачного строительства - не более 0,1 га;

- строительства индивидуальных гаражей - не более 0,01 га (ст. 121 ЗКУ).

*** Их перечень утвержден постановлением КМУ от 15.12.97 г. N 1391.

**** Хотя мы и оставили этот коэффициент в таблице, применять его сегодня, на наш взгляд, невозможно. Ведь действующий Земельный кодекс не предусматривает никаких "норм отведения" для юридических лиц (только для физических).

Список
использованных нормативно-правовых актов:

1. ЗКУ - Земельный кодекс Украины от 25.10.01 г. N 2768-III.

2. Закон о плате за землю - Закон Украины "О плате за землю" от 03.07.92 г N 2535-XII.

3. Закон о Госбюджете-2004 - Закон Украины О Государственном бюджете Украины на 2004 год" от 27.11.03 N 1344-1V

4. Закон о ФОН - Закон Украины О фиксированном сель скохозяйственном налоге" от 17.12.98 г. N 320-XIV.

5. Закон об оценке земель - Закон Украины "Об оценке земель" от 11.12.03 г. N 1378-II

6. Указ о едином налоге - Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. N 727/98.

7. Приказ ГНА N 582 - приказ Государственной налоговой администрации Украины "Об утверждении изменений в приказ ГНА Украины от 26 октября 2001 года N 434" от 02.12.03 г. N 582 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 15.12.03 г. под N 1159/8480).

8. Постановление N 507 - постановление Кабинета Министров Украины "О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. N 727" от 16.03.2000 г N 507.

9. Порядок предоставления расчета - Порядок предоставления налогового расчета земельного налога, утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 26.10.01 г. N 434.

10. Порядок индексации - Порядок проведения индексации денежной оценки земель, утвержденный постановлением КМУ от 15.05.2000 г N 783.

"Все о бухгалтерском учете", N 7 (918), 22 января 2004 г.