Правила
процедуры Совета Европейского Союза

I. Состав

Правило 1

1. Совет состоит из представителей государств-членов Агентства. Его заседания проводятся на уровне делегатов или на уровне министров.

2. Каждое государство-член может быть представлено в принципе не более чем двумя делегатами. Участие лица как делегата подтверждается мандатом, выдаваемым компетентными национальными властями. Делегат продолжает занимать свое место, пока Генеральный директор не будет письменно уведомлен о прекращении его назначения.

Правило 2

Каждое государство-член может в письменном виде назначить заместителей делегатов. Заместители продолжают занимать свое место, пока Генеральный директор не будет письменно уведомлен о прекращении их назначения.

Правило 3

Делегата могут сопровождать советники. Имена и профессии советников письменно сообщаются Генеральному директору до того, как они примут участие в любом заседании Совета.

Правило 4

В начале заседания Генеральный директор рассылает лист участников, основывающийся на информации, полученной от государств-членов в соответствии с вышеизложенными Правилами 1, 2 и 3.

II. Председательство Совета

Правило 5

1. Совет избирает из числа своих членов сроком на два года Председателя и двух заместителей Председателя, которые могут быть переизбраны один раз на следующий год. Срок службы Председателя и его заместителей начинается 1 июля года их избрания.

2. Если Председатель не в состоянии исполнять свои функции, вместо него их исполняет заместитель Председателя.

3. Если Председатель не в состоянии назвать одного из заместителей, его функции принимает на себя старший по положению или, в случае отсутствия такового, старший по возрасту заместитель.

4. Положения пункта 3 этого Правила применяются также в случае отставки или смерти Председателя. В этом случае заместитель Председателя исполняет должность Председателя до конца срока полномочий начального Председателя, если только Совет не примет решение назначить нового Председателя.

5. Заместитель Председателя, исполняющий должность Председателя, имеет те же полномочия и обязанности, что и Председатель.

Правило 6

1. Председатель проводит обсуждения на Совете. Он не действует в качестве делегата государства-члена. При исполнении своих функций он остается под властью Совета.

2. Государство-член, чей делегат исполняет функции Председателя, назначает вместо него делегата на время исполнения им этих функций.

III. Бюро Совета

Правило 7

Председателю помогает Бюро, состоящее из него самого и одного уполномоченного представителя от государства-члена Агентства. Каждого представителя может сопровождать советник. Имена этих представителей и советников письменно сообщаются Генеральному директору до того, как они примут участие в любом заседании Бюро. Когда вопросы повестки дня Совета касаются подчиненного органа Совета или другого Комитета, Председатель Совета может также пригласить Председателя упомянутого подчиненного органа или Комитета принять участие в заседании Бюро. Он может таким же образом пригласить на заседание заместителя Председателя Совета.

IV. Заседания

Правило 8

1. Совет проводит заседания так и тогда, когда это необходимо, и по крайней мере дважды в год. Заседания проводятся в штаб-квартире Агентства, если только Совет не решит иначе.

2. Совет на каждом заседании определяет дату следующего заседания. Когда это необходимо, Председатель может, по согласованию с Генеральным директором, изменить дату, назначенную на заседании.

3. Председатель может созвать чрезвычайное заседание Совета по своей собственной инициативе или по совместной просьбе не менее чем трех государств-членов.

4. Заседания Совета не проводятся публично, если только Совет не решит иначе.

5. Для работы с вопросами особенной конфиденциальности Совет может заседать в узком кругу.

Правило 9

1. После консультаций с Председателем Генеральный директор готовит проект повестки дня, который рассылается государствам-членам не позже чем за две недели до заседания. Этот проект повестки дня включает, в частности, вопросы, которые решил включить в него Совет на своем прошлом заседании, любые вопросы, включение которых может запросить любая делегация во время предыдущего заседания или в письме, адресованном Генеральному директору не позже чем за три недели до заседания, вопросы, предложенные подчиненными органами или другими комитетами Агентства, и вопросы, которые Генеральный директор может счесть необходимым передать Совету. Документы, касающиеся вопросов в проекте повестки дня, должны быть разосланы государствам-членам не позже чем за две недели до каждого заседания.

2. Проект повестки дня, упомянутый в пункте 1 выше, обсуждается и принимается Советом, после любых необходимых поправок, немедленно после открытия заседания. В проект повестки дня могут быть включены другие пункты, но решение по ним может быть принято только при согласии всех делегаций.

3. В случае чрезвычайного заседания, с письменным уведомлением, созывающим заседание, рассылается подробное описание пунктов, подлежащих обсуждению; все документы, касающиеся заседания, рассылаются по крайней мере за десять дней до дня чрезвычайного заседания.

Правило 10

1. В случае заседания Совета на уровне министров проект повестки дня готовится Генеральным директором после консультаций с Председателем Совета и министром, председательствовавшим на предыдущем заседании. Другие положения Правила 9 применяются mutatis mutandis.

2. В случае заседания Совета на уровне министров он избирает Председателя на срок заседания. Положения Раздела V этих Правил, относящиеся к функциям Председателя и ведения дел, применяются mutatis mutandis.

3. Заседание на уровне министров формально созываются министром, председательствовавшим на предыдущем заседании.

Правило 11

1. Секретарем Совета является Генеральный директор; он может назначить вместо себя сотрудника Агентства для исполнения этих обязанностей.

2. Если Совет не решит иначе, Генеральный директор и назначенные им сотрудники Агентства присутствуют на заседании Совета. Генеральный директор или сотрудник, назначенный им в качестве его представителя, могут в устной или письменной форме подавать Совету заявления по любому вопросу, который им рассматривается.

V. Функции Председателя и ведение дел

Правило 12

Председатель, при соблюдении положений этих Правил, ведет протокол Совета и поддерживает порядок во время заседаний. Он объявляет открытие и закрытие заседания, направляет обсуждение и, если необходимо, подбивает их итоги, обеспечивает соблюдение этих Правил, предоставляет или отзывает вправе выступать, определяет регламент, выносит предложения на голосование и объявляет решения. Он может предложить прервать или закрыть дебаты, или прервать или приостановить заседание. Он определяет перед каждым голосованием, имеется ли в наличии кворум.

Правило 13

Никто не может выступать на Совете, не получив предварительно разрешение Председателя. При соблюдении положений Правила 14 Председатель вызывает выступающих в порядке, в котором они попросили голоса. Председатель может призвать к порядку выступающего, чьи замечания не относятся к предмету вопроса.

Правило 14

1. Во время заседания делегат может ходатайствовать относительно регламента. Председатель немедленно дает решение по этому ходатайству. Любой делегат может обжаловать решение Председателя, и в этом случае жалоба обсуждается и ставится на голосование. Если только большинство присутствующих и голосующих делегаций не поддержит жалобу, решение Председателя остается в силе. Делегаты, выступающие относительно регламента, не должны касаться сущности обсуждаемого пункта повестки дня.

2. Преимущество перед другими предложениями и ходатайствами отдается, в следующем порядке, ходатайствам по поводу:

(а) приостановления заседания;

(b) закрытия заседания;

(с) откладывания обсуждаемого вопроса;

(d) прекращения дебатов по обсуждаемому вопросу.

Правило 15

Любое предложение в его окончательной форме ставится на голосование. По запросу любого делегата оно предоставляется заседанию в письменной форме. В этом случае Председатель не выносит вопрос на заседание до тех пор, пока изъявившие такое желание делегаты изучают текст предложения.

Правило 16

1. Когда предлагается поправка к предложению, эта поправка сначала выносится на голосование. Если предлагаются две или более поправки, Совет голосует сначала по той из них, относительно которой Председатель считает, что она по своей сути наиболее отличается от первоначального предложения. Там, где принятие одной поправки в обязательном порядке влечет за собой отклонение другой, последняя не ставится на голосование.

2. Любой делегат может потребовать, чтобы части поправки были вынесены на голосование отдельно. Если это предложение встречает возражения, ходатайство о разделении поправки ставится на голосование.

3. В случае, если в отношении одного и того же вопроса сделаны два или более предложения, они, если только Совет не решит иначе, ставятся на голосование в порядке поступления. После каждого голосования Совет может принять решение относительно того, голосовать по следующему вопросу или нет.

Правило 17

1. Каждое государство-член имеет один голос в Совете, за исключением:

(а) по вопросам, касающимся исключительно принятой необязательной программы, в которой оно не участвует, если только все другие участвующие государства не решат иначе;

(b) если сумма его задолженности по взносам в Агентство, касающимся любой деятельности или программы, в которых оно участвует, превышает установленную сумму его взносов за текущий финансовый год; государству-члену может быть разрешено участвовать в голосовании, если все государства-члены двумя третями голосов решат, что неплатеж взносов произошел вследствие обстоятельств, находящихся вне его контроля;

(с) по вопросам, касающимся исключительно необязательной программы, в которой оно участвует, если сумма его задолженности по взносам в эту программу превышает установленную сумму его взносов в эту программу за текущий финансовый год; государству-члену, однако, может быть разрешено участвовать в голосовании, если все государства-члены двумя третями голосов решат, что неплатеж взносов произошел вследствие обстоятельств, находящихся вне его контроля;

(d) по вопросам, касающимся исключительно прав и обязательств ELDO, если государство-член не является членом ELDO.

2. Государство, не являющееся государством-членом, может иметь право голоса в случаях, когда это предусмотрено любой договоренностью, достигнутой между ним и Агентством.

Правило 18

1. Присутствие делегатов от большинства государств-членов является обязательным для образования кворума на любом заседании Совета. По вопросам, относящимся исключительно к необязательной программе, кворум образуется присутствием большинства участвующих государств-членов. По вопросам, касающимся прав и обязательств ELDO, кворум образуется присутствием большинства государств-членов ELDO.

2. Совет голосует на условиях большинства, предусмотренным в соответствующих Конвенциях и приложениях к ним.

3. Делегаты, как правило, голосуют поднятием рук, если только любой делегат не потребует поименного голосования, которое в этом случае осуществляется во французском алфавитном порядке имен государств-членов, начиная с делегации, потребовавшей поименного голосования. При определении единогласности или предусмотренного большинства не имеющие права голоса государства-члены в расчет не принимаются. Если решение принимается простым большинством присутствующих и голосующих государств-членов, голоса воздержавшихся государств-членов не учитываются.

4. Результат всех голосований включается в протокол, о котором идет речь в Правиле 21.

Правило 19

В случае отклонения или принятия Советом предложения, не разрешается требовать пересмотра в течение двенадцати месяцев, кроме случая согласия того же большинства, которое было необходимо для принятия первоначального решения. После указанного периода пересмотр может быть предложен любым государством-членом или Генеральным директором.

VI. Языки

Правило 20

Использование языков на заседаниях Совета, как и в других комитетах Агентства, регулируется положениями Резолюции N 8 Заключительного акта Конференции полномочных представителей по созданию Европейского космического агентства, прилагаемой к этим Правилам в качестве Приложения 11.

______________

1 Это Приложение не приводится, см. Заключительный акт Конференции полномочных представителей.

VII. Протоколы

Правило 21

1. После каждого заседания Совета Генеральный директор готовит проект итогового протокола, излагающего суть дискуссий и фиксирующего достигнутые результаты.

2. Проект протокола рассылается в возможно сжатые сроки по окончании заседания.

3. Предложения относительно поправок к проекту протокола направляются делегациями Генеральному директору в письменной форме в течение трех недель после того, как проект был разослан. Предлагаемые поправки рассылаются государствам-членам перед следующим заседанием Совета. В виде исключения, при согласии других делегаций, делегация может предложить поправки устно.

4. (а) В случае, если решение оспаривается одной или несколькими делегациями и, после обращения к магнитофонной записи, решение признается неправильно изложенным и разногласий между делегациями по этому вопросу нет, издаются исправления к проекту протокола.

(b) В случае, если запись принятого решения подтверждается магнитофонной записью дискуссии, но делегация (делегации) сохраняет свою позицию, Председатель Совета после консультаций с заинтересованными делегациями формулирует решение, которое затем имеет силу до следующего заседания Совета. Эта процедура, однако, не применяется к решениям, требующим специального большинства голосов, в отношении которых применяется подпункт (с).

(с) В случае, если магнитофонная запись решения отсутствует или по любой причине является нечеткой, или во всех случаях, требующих специального большинства голосов, вопрос передается на следующее заседание Совета.

5. В начале каждого заседания Совет, после рассмотрения всех поданных поправок, одобряет проект протокола предыдущего заседания.

Правило 22

Совет принимает решения о пресс-релизах для печати относительно его заседаний и решений.

VIII. Наблюдатели

Правило 23

1. Совет может путем единогласного решения предоставить статус наблюдателя Правительствам государств, не являющихся государствами-членами, и международным организациям. Этот статус включает право быть представленными на заседаниях Совета.

2. Международные организации, учреждения государств-членов и других государств, а также отдельные эксперты по согласию всех делегаций могут приглашаться на заседания Совета или на обсуждение отдельных пунктов повестки дня заседания Совета.

3. Присутствие в соответствии с пунктами 1 и 2 ни в коем случае не предусматривает права голоса.

IX. Подчиненные органы

Правило 24

1. Совет может создать такие подчиненные органы, которые необходимы для целей Агентства.

2. Создание и правила этих органов и случаи, в которых они имеют полномочия по принятию решений, определяются Советом большинством в две трети голосов всех государств-членов.

3. Председатель или эксперт-докладчик комитета или рабочей группы, не являющийся делегатом, приглашается участвовать в заседаниях Совета и участвовать в дискуссиях без права голоса, если Советом рассматривается любое дело, относящееся к работе его комитета или рабочей группы или любая связанная с ней документация.

X. Заключительные положения

Правило 25

Эти Правила процедуры по решению Совета могут быть изменены и дополнены.

"Космическое законодательство стран мира".

Том 2 "Межгосударственная кооперация в сфере

космической деятельности (СНГ, ЕС, СЕ, ЕКА)",

Киев, 2002 г.