Налог с владельцев транспортных средств
(критерии отнесения к автомобилям специального назначения)
ВОПРОС: При сдаче расчета налога с владельцев транспортных средств на 2003 год в налоговую инспекцию транспортное средство ГАЗ 2705, используемое для перевозки денег и финансовой документации, отнесено к товарной позиции 8705 "Автомобили специального назначения" согласно свидетельству о регистрации транспортных средств. Ксерокопия техталона прилагалась при сдаче расчета.
При проверке расчета налога с владельцев транспортных средств на 2003 год аудиторами установлены нарушения требований Закона Украины "О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов", а именно: автомобили, которые используются для инкассации, не могут быть отнесены к позиции 8705 "Автомобили специального назначения".
Просим дать разъяснение, какими документами следует руководствоваться при определении категории транспортных средств (специальные, легковые, грузовые, грузопассажирские и т.д.)?
ОТВЕТ: Исчисление налога с владельцев транспортных средств производится в зависимости от объема цилиндров или мощности двигателя по ставкам, указанным в ст. 3 Закона Украины "О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов", и в зависимости от кодов по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Объектом налогообложения, согласно ст. 2 Закона, являются транспортные средства и автомобили, имеющие соответствующий код по Гармонизованной системе описания и кодирования товаров. В этой статье перечислены следующие автомобили: автомобили, предназначенные для перевозки не менее 10 лиц, включая водителя, - код 8702; автомобили легковые - код 8703; автомобили грузовые - код 8704; автомобили специального назначения, кроме используемых для перевозок пассажиров и грузов, - код 8705 (кроме автомобилей специального назначения скорой помощи и пожарных). В ст. 3 "Ставки и зачисление налога" названного Закона, где дано описание объектов налогообложения, среди иных автомобилей указаны также и "автомобили специального назначения".
Кроме вышеуказанного Закона, основанием для отнесения того или иного транспортного средства к определенной группе (или, как указывается в вопросе, - категории) является классификация по товарным позициям согласно "Товарной номенклатуре внешнеэкономический деятельности" (ТН ВЭД), утвержденной Государственной службой Украины 01.05.92 г. Порядок ведения Украинской классификации внешнеэкономической деятельности утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 13.01.99г. N41, с изменениями и дополнениями.
Хотя в ряде нормативных документов, в том числе в названных, упоминаются "автомобили специального назначения", тем не менее, самого определения термина "автомобили специального назначения" в них не содержится.
На наш взгляд, нормативным документом, к которому следует обратиться относительно терминов и определений различных категорий автомобилей, является Государственный стандарт Украины (ГСТУ) 2984-95 "Средства транспортные дорожные. Типы. Термины и определения", действующий с 01.01.96 г. В п. 4, 6 - 9 указанного ГСТУ даны определения "специальный автомобиль" - автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для выполнения специальных рабочих функций, и "специализированный автомобиль" - автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров или грузов определенных категорий. Кроме того, даны определения "грузовой автомобиль" и "грузовой автомобиль специализированный". Определения "автомобили специального назначения" ГСТУ также не содержит.
Согласно ТН ВЭД автомобили специального назначения классифицируются в товарной позиции 8705 "Автомобили специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов". К ним относятся:
8705 10 000 - автокраны;
8705 20 000 - автобуровые;
8705 30 000 - автомобили пожарные;
8705 40 000 - автобетономешалки;
8705 90 - прочие:
8705 90 100 - автомобили грузовые технической помощи;
8705 90 300 - автомобили для перекачки бетонного раствора;
8705 90 900 - прочие.
Законодательного акта, в котором имелся бы полный перечень типов автомобилей, которые следует относить к товарной позиции 8705 "Автомобили специального назначения", а именно к товарной подпозиции 8705 90 900 "прочие", нет.
Своим письмом от 11.04.2000 г. N 11/3-3273 "Относительно классификации согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности отдельных видов транспортных средств" Государственная таможенная служба Украины дала толкование товарных позиций ТН ВЭД по отдельным видам транспортных средств и, в частности, по позиции 8705 "Автомобили специального назначения". В указанном письме нет отдельного упоминания об автомобилях, осуществляющих перевозку денег и финансовых документов.
В приказе Госстандарта Украины от 19.08.97 г. N 507 "Относительно утверждения Государственного классификатора Украины "Классификация основных средств" (ГК 013-97) перечислены следующие типы автомобилей, относящиеся к "Автомобилям специализированным": тягачи дорожные; самосвалы; автокраны; автобуровые (деррик-краны); машины пожарные; автомобили для перевозки жидких строительных материалов; автомобильные аварийно-технические службы; автомобили-тягачи седловые; автомобили специализированные иные. Как очевидно, и этот перечень также не является исчерпывающим, поскольку и в нем нет упоминания об автомобиле для перевозки денежных средств.
Как нам представляется,,необходимо особо обратить внимание на тот факт, что, например, коммерческие банки имеют право осуществлять операции по перевозке денежно-валютных средств только в случае наличия на это лицензии, выданной Национальным банком Украины. Обязательным условием получения такой лицензии является наличие специального автотранспорта, обеспеченного средствами радиотехнической связи с частотами, предоставленными соответствующими учреждениями, цветографическими схемами, специальными световыми и звуковыми сигналами, согласованными с МВД Украины. На этот момент указывает и ГНА Украины в своем письме от 28.01.99 г. N 529/6/22-3115 "Относительно расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией специальных транспортных средств в банковских учреждениях".
В приказе (Инструкции) МВД Украины от 23.09.97 г. N 643 "Об образовании в системе Государственной службы охраны при МВД Украины Службы инкассации, охраны денежных знаков и ценных бумаг, которые перевозятся, и утверждения нормативных актов по вопросам деятельности этой Службы (МВД) (2355)", зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 18.09.97 г. под N 551\2355, дано следующее определение: "Специальный автомобиль (спецавтомобиль) - автомобиль, оборудованный световыми и звуковыми системами (проблесковыми маячками и сигнально-громкоговорящей установкой - СГУ), на котором нанесены эмблемы Государственной службы охраны и специальная полоса. Принадлежность автомобилей к категории специальных определяется Государственной службой охраны". Из вышеприведенного следует, что к автомобилям, осуществляющим перевозку денежных средств, чтобы их считать специальными, существуют законодательно установленные дополнительные требования.
Нам представляется, что основным условием для классификации автомобилей, используемых для перевозки денежных средств, является наличие (или отсутствие) специального оборудования для этих целей -бронирование, наличие сигнализации, маячков, средств связи и т.п., а не просто тот факт, что какой-то конкретный обычный серийный автомобиль используется в целях перевозки денег.
Наше мнение подтверждается и письмом ГНАУ от 28.05-98 г. N 6277/10/17-0316-110 "О налогообложении транспортных средств":
"К числу специальных автомобилей относятся автомобили с оборудованием (съемным или несъемным) и без оборудования, которые выпущены заводами-изготовителями или переоборудованы с грузовых, пассажирских в специальные, имеют специальные и звуковые сигналы, цветографическую окраску, надписи или обозначения ГАИ "специальный" в техническом паспорте (как это отмечается относительно машин, которые производят инкассаторские выезды).
Иными словами, это автомобили, которые оборудованы или сконструированы таким образом, что ими выполняется только определенная конкретная работа.
На базе легковых автомобилей могут быть автомобили скорой помощи, автомобили для перевозки почты и доставки грузов малыми партиями, автомобили для нужд инкассации, учебные, спортивные, грузо-пассажирские и др.".
С учетом всего вышеизложенного, перечислив (и дав анализ) документов, которыми необходимо руководствоваться при определении категорий транспортных средств, считаем, что если автомобиль ГАЗ 2705 является обычным автомобилем без какого-либо дополнительного переоборудования для перевозки денежных средств и финансовых документов, то он к категории "Автомобили специального назначения" не относится.
"Адвокат бухгалтера", N 22 (52), ноябрь 2003 г.,
Подписной индекс 23311
