О сроках службы и эксплуатации РРО

ВОПРОС: Наше предприятие получило уведомление из налоговой инспекции о том, что в связи с истечением срока эксплуатации РРО, работающих на нашем предприятии, мы должны за 3 дня произвести замену таких РРО на новые модели. Поскольку в эксплуатационной документации, прилагаемой к РРО, срок их службы не указан, мы считаем, что замену исправных регистраторов производить не следует, тем более что Законом об РРО никаких финансовых санкций за эксплуатацию РРО с неустановленным сроком службы не предусмотрено.

Правы ли мы?

Можно ли модернизировать устаревшие РРО?

ОТВЕТ: К сожалению, мы не можем согласиться с вашим мнением и вот почему.

В настоящее время на предприятиях могут применяться различные модели РРО, в том числе и те, срок эксплуатации которых не устанавливался вообще.

Согласно п. 1.5 Порядка доработки электронных контрольно-кассовых аппаратов, утвержденного решением Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным оборотом при КМУ от 30.11.99г, N 11 (далее - Порядок доработки), если в эксплуатационной документации срок службы РРО не указан, то он составляет 7 лет с момента ввода в эксплуатацию, но не более 9 лет с даты его выпуска.

В консультации, подготовленной при содействии начальника управления организации оперативного контроля Департамента налогового аудита и валютного контроля ГНАУ С.Немченко, относительно необходимости замены устаревших, но еще работающих РРО подчеркивается, что

"истечение срока службы РРО, как правило, означает исчерпание емкости фискальной памяти и невозможность дальнейшего использования регистратора".

При этом дана ссылка на Требования относительно реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения, утвержденные Постановлением КМУ от 18.02.2002 г. N 199 (далее - Требования N 199), п. 28 которых установлено, что информация должна храниться в фискальной памяти до истечения срока службы РРО при условии соблюдения определенных производителем условий эксплуатации.

Конечно, полностью согласиться с таким мнением нельзя. На наш взгляд, исчерпание емкости фискальной памяти РРО зависит не только от количества лет его эксплуатации, но и, в частности, от интенсивности этой эксплуатации. Например, если РРО используется достаточно редко, то для исчерпания емкости фискальной памяти понадобится гораздо больше времени, чем при функционировании регистратора в обычном рабочем режиме.

Кроме того, согласно п. 2 Постановления КМУ от 18.02.2002 г. N 199 Требования N 199 не распространяются на РРО, разрешенные для применения решением вышеупомянутой Госкомиссии еще до вступления в силу данных Требований (то есть до 01.07.2002 г.).

Поэтому увязывать емкость фискальной памяти со сроком службы устаревших РРО, ссылаясь на Требования N 199, с нашей точки зрения, некорректно.

Если же мы не правы и ссылка на Требования N 199 допустима, то можно продолжить эксплуатировать РРО и ждать, пока РРО сам известит пользователя об исчерпании емкости фискальной памяти, поскольку в этом случае п.7 Требований N 199 предусматривает блокировку всех режимов работы. То есть "исчерпанный" РРО просто-напросто не будет работать.

А теперь - о возможных последствиях эксплуатации устаревших регистраторов.

Так как следить за сроками годности РРО обязана налоговая инспекция, советуем к уведомлению об истечении срока службы отнестись серьезно. Дело в том, что п. 2.12 Порядка регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. N 614 (далее - Порядок N 614) установлено, что по истечении определенных действующим законодательством сроков вывода из эксплуатации РРО налоговая инспекция осуществляет принудительную отмену регистрации РРО.

Между прочим, налоговая инспекция по месту регистрации РРО должна предупредить предприятие о необходимости отмены регистрации за месяц до наступления срока вывода его из эксплуатации (п. 2.13 Порядка N 614). Поэтому установление жесткого - дневного срока, в течение которого предприятие должно произвести замену РРО, законодательству не соответствует. Успеть за 3 дня отменить регистрацию устаревших РРО, подыскать и приобрести новые регистраторы, а также осуществить их регистрацию и взятие на учет может только волшебник.

Согласно п. 2.11 Порядка N 614 отмена регистрации РРО осуществляется на основании заявления, которое субъект предпринимательской деятельности подает в налоговую инспекцию, где зарегистрирован РРО.

Если предприятие будет игнорировать отмену регистрации, то через месяц после истечения срока службы РРО, налоговики сделают соответствующую запись в книге регистраторов расчетных операций, после чего регистрация РРО считается отмененной.

В случае если отмена регистрации РРО состоится, у налоговиков есть все основания применить к предприятию, эксплуатирующему "просроченные" РРО, финансовые санкции.

В соответствии с п.2 ст. 17 Закона "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" в случае применения при осуществлении расчетных операций незарегистрированных, неопломбированных РРО к предприятию применяется финансовая санкция в размере двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (340 грн.).

Что же касается модернизации, а точнее - доработки устаревших РРО, то такой возможности у вашего предприятия нет. Этот вывод следует из п. 1.5 Порядка доработки, в соответствии с которым доработке подлежат только те образцы РРО, срок службы которых, указанный в эксплуатационной документации, еще не истек (либо составляет менее 7 лет с момента ввода в эксплуатацию или менее 9 лет с даты выпуска). Дорабатывать еще годные РРО, но с большой "выслугой лет" не имеет смысла, поскольку доработанный РРО согласно разд. 4 Порядка доработки может использоваться лишь до конца срока службы, который был указан в его эксплуатационной документации.

"Бухгалтер", N 42, ноябрь (II) 2003 г.,
Подписной индекс 74201