Торговое оборудование:
приобретение, эксплуатация, учет, реализация

Успех торговли во многом зависит от подбора, размещения и технологичности торгового оборудования. Ведь оно обслуживает львиную долю торгового процесса: хранит, демонстрирует, перемещает, упаковывает и взвешивает товары. Да и просто радует глаз потребителя, что также немаловажно в торговом деле. Но это только одна сторона медали под названием "торговое оборудование". А вторая - его бухгалтерский и налоговый учет. Ему и посвящена эта статья.

1. Приобретение торгового оборудования

Здесь стоит сразу установить приоритеты - подумать о том, что покупать в первую очередь. Предприятиям общепита надо ознакомиться с Рекомендованными нормами. Из этого документа можно узнать, какое оборудование необходимо приобрести различным категориям таких предприятий, чтобы соблюсти санитарно-гигиенические и противопожарные нормы, правила техники безопасности и охраны труда. Кроме того, там даже перечислены основные предприятия-поставщики такого торгово-технологического оборудования.

Если вы - предприятие розничной торговли и решили получить определенную аттестационную категорию (люкс, высшая, первая, вторая), обязательно прочитайте Методические рекомендации. Ведь результат аттестации не в последнюю очередь будет зависеть от уровня торгового оборудования (см., например, показатель оценки "Комфортность, техническая оснащенность, внутренний и внешний дизайн помещений").

Если с предметом покупки вы определились, идем дальше.

1.1. Документальное оформление

Покупка торгового оборудования, как и любая другая, начинается с договора (поставки, купли-продажи). В нем традиционно указывают: номенклатуру (ассортимент товаров), их количество, комплектность, качество, цену, сроки и условия поставки, обязательства сторон и другие условия. Покупателю оборудования рекомендуем обратить особое внимание на раздел, посвященный гарантийным обязательствам продавца и порядку осуществления пуско-наладочных, монтажных, погрузочно-разгрузочных работ (в частности, кто и за чей счет их выполняет).

Оборудование приходуют по накладной или товарно-транспортной накладной. Если и поставщик, и покупатель - плательщики НДС, то первый выписывает и передает второму налоговую накладную (по первому из событий - отгрузке товара или получению оплаты). Покупатель, в свою очередь, оформляет для поставщика доверенность на получение оборудования, как это предусмотрено Инструкцией N 99.

В числе сопроводительных документов иногда прилагают эксплуатационные (текстовые, графические, конструкторские). Они позволяют ознакомиться со свойствами оборудования и определяют правила и условия его эффективного и безопасного использования.

В таблице 1 мы перечислили виды торгового оборудования, которое нельзя продавать без сертификата (см. пп.7.2 Перечня N 498):

Таблица 1

Перечень
торгового оборудования, подлежащего
обязательной сертификации

 +-------------------------------------------------------------------------+
¦N ¦ Наименование оборудования ¦ Код по УКТВЭД ¦
¦п ¦ ¦ ¦
¦/ ¦ ¦ ¦
¦п ¦ ¦ ¦
+--+-------------------------------------------------+--------------------¦
¦1 ¦Оборудование холодильное ¦8418 ¦
+--+-------------------------------------------------+--------------------¦
¦2 ¦Оборудование тепловое для приготовления горячих ¦8419 81 ¦
¦ ¦напитков или приготовления или разогревания еды ¦8514 ¦
¦ ¦ ¦8516 ¦
+--+-------------------------------------------------+--------------------¦
¦3 ¦Машины для переработки мяса, овощей, теста на ¦8438 ¦
¦ ¦предприятиях общественного питания, механическое ¦8509 ¦
¦ ¦оборудование ¦ ¦
+--+-------------------------------------------------+--------------------¦
¦4 ¦Оборудование для фасовки и упаковки овощей и ¦8422 ¦
¦ ¦фруктов предприятиями торговли ¦8423* ¦
+-------------------------------------------------------------------------+

_________________

* Код 8423 присвоен оборудованию для взвешивания, включая весы для проверки массы изготовленных товаров, кроме весов, чувствительных к массе 0,05 г или меньше; гири для любых весов.

Введение оборудования в эксплуатацию оформляют актом по форме N 03-1, утвержденной приказом N 352. На вновь введенный объект заводят инвентарную карточку ф. N 03-6 и делают необходимые записи в формах N 03-8 и N 03-9.

1.2. Классификация торгового оборудования для учета. Начало амортизации.

Понятие "торговое оборудование" включает в себя множество объектов различного функционального назначения, которое определяет их место (группу) в налоговом и бухгалтерском учете. В таблице 2 мы покажем основные виды торгового оборудования и соответствующие им группы основных фондов в налоговом учете, бухгалтерские счета, а также рекомендуемый метод амортизации в бухучете.

Таблица 2

Группы торгового оборудования

 +-------------------------------------------------------------------------+
¦N¦ Группа оборудования ¦Налоговый ¦ Бухгалтерский учет ¦
¦п¦ ¦учет группы +-------------------------¦
¦/¦ ¦ОФ согласно ¦счета ¦рекомендуемый ¦
¦п¦ ¦пп.8.2.2 ¦учета ¦метод ¦
¦ ¦ ¦Закона о ¦ ¦амортизации ¦
¦ ¦ ¦прибыли ¦ ¦ ¦
+-+------------------------------+--------------+---------+---------------¦
¦1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+-+------------------------------+--------------+---------+---------------¦
¦1¦Холодильное оборудование ¦ 3 ¦104 ¦Прямолинейный ¦
¦ ¦(витрины, ванны, охлаждаемые ¦ ¦ ¦или ¦
¦ ¦стеллажи, лари, морозильные ¦ ¦ ¦кумулятивный ¦
¦ ¦шкафы "шоковой" заморозки и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦др.) ¦ ¦ ¦ ¦
+-+------------------------------+--------------+---------+---------------¦
¦2¦Тепловые витрины (например, ¦ 3 ¦104 ¦Прямолинейный ¦
¦ ¦для кулинарии) ¦ ¦ ¦или ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦кумулятивный ¦
+-+------------------------------+--------------+---------+---------------¦
¦3¦Стеллажи, прилавки, тележки, ¦ 3 ¦106 ¦Прямолинейный ¦
¦ ¦корзинки, прикассовые стойки, ¦ ¦ или ¦или ¦
¦ ¦столы, витрины, примерочные ¦ ¦112*** ¦кумулятивный ¦
¦ ¦кабины и др. стеллажные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аксессуары (если их покупают ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отдельно от торговой мебели) ¦ ¦ ¦ ¦
+-+------------------------------+--------------+---------+---------------¦
¦4¦Весовое оборудование ¦ 3 ¦104 или ¦Прямолинейный, ¦
¦ ¦ ¦ ¦112*** ¦кумулятивный ¦
+-+------------------------------+--------------+---------+---------------¦
¦5¦Упаковочное оборудование ¦ 3 ¦104 или ¦Прямолинейный ¦
¦ ¦ ¦ ¦112*** ¦или ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦кумулятивный ¦
+-+------------------------------+--------------+---------+---------------¦
¦6¦Электрорезки, мясорубки, пилы ¦ 3 ¦106 или ¦Прямолинейный, ¦
¦ ¦ ¦ ¦112*** ¦кумулятивный ¦
+-+------------------------------+--------------+---------+---------------¦
¦7¦Подъемно-транспортное ¦ 3 ¦104 ¦Прямолинейный ¦
¦ ¦оборудование ¦ ¦ ¦или ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦кумулятивный ¦
+-+------------------------------+--------------+---------+---------------¦
¦8¦Кассовые аппараты, принтеры, ¦ 4(2)** ¦104 ¦Кумулятивный ¦
¦ ¦сканеры для штрихкода ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
------------------------

** Указанные объекты основных фондов, приобретенные после 01.01.03 г., относят к группе 4, а приобретенные до этой даты остаются в группе 2.

*** Выбор будет зависеть от стоимостного предела, установленного учетной политикой предприятия для малоценных необоротных материальных активов. Минфин в письме от 29.07.03 г. N 04230-04108 рекомендует определять его на уровне 5% от общей стоимости активов предприятия

Отдельно скажем о начале амортизации.

На наш взгляд, в налоговом учете амортизировать торговое оборудование надо со следующего квартала после введения в эксплуатацию. Примечательно, что ГНАУ относительно объектов групп 2-4 разрешает делать это с момента их оприходования (см. письмо от 21.04.03 г. N 3859/6/15-1116).

В бухгалтерском учете амортизацию начинают начислять со следующего месяца после введения в эксплуатацию (рекомендуемые методы бухгалтерской амортизации см. в таблице 2). Амортизировать малоценные необоротные материальные активы (МНМА) можно по-разному: либо 50% их стоимости в первом месяце использования, а остальные 50% в месяце изъятия из активов или все 100% сразу. Естественно, один из этих методов должен быть предусмотрен учетной политикой предприятия.

Согласно Инструкции N 291 предприятия, выбравшие второй способ, могут вести аналитический учет МНМА, обеспечивая информацию об общем количестве объектов и их стоимости по квалификационным подгруппам, которые предприятие вводит самостоятельно. Например, в отдельные группы МНМА можно выделить торговое оборудование и канцелярские товары.

1.3. Услуги, сопутствующие приобретению

Чтобы купленное оборудование заняло свое место в магазине (кафе), его надо доставить, разгрузить, переместить, установить, подключить и т.д. Обычно транспортные услуги, погрузочно-разгрузочные, монтажные, пуско-наладочные работы выполняет продавец оборудования, и чаще всего они входят в его стоимость. Даже если стоимость этих услуг (работ) выделена в первичных документах отдельно или их предоставляет стороннее предприятие, они все равно увеличат стоимость оборудования (в бухгалтерском учете) и балансовую стоимость соответствующей группы (в налоговом учете).

Работа некоторых видов холодильного оборудования (например, с системой выносного холода) требует наличия коммуникаций (трубопроводы и пр.). Проект на установку и сама их установка, выделенная в первичных документах отдельно, войдет в стоимость оборудования в бухучете и увеличит балансовую стоимость группы 3 в налоговом учете.

При масштабном оснащении (переоснащении) магазина (кафе) покупатель может заказать у нескольких поставщиков оборудования разработку проектов размещения торгового оборудования, дизайн торговых залов (в т.ч. компьютерный), энергетический расчет тепло- и холодовыделений оборудования и т.п., чтобы затем выбирать наиболее приемлемый. По мнению автора, стоимость таких услуг включается в бухгалтерские и налоговые расходы.

Бухгалтерский и налоговый учет покупки торгового оборудования рассмотрим на условном примере 1 в таблице 3.

Пример 1. Розничное торговое предприятие ООО "Продукты" закупило следующие виды торгового оборудования:

1) холодильный шкаф с выносным агрегатом. В счете продавца была указана стоимость:

- холодильного шкафа - 6000 грн.;

- холодильного агрегата - 1200 грн.;

- аксессуаров: полки - 60 грн., внутренней перегородки-60 грн.;

- услуг по проектированию, установке коммуникаций, монтажу оборудования - 600 грн.;

- услуг по доставке, разгрузке - 240 грн.

Итого - 8160 грн. (в т.ч. НДС - 1360грн.).;

2) витрины - 360 грн. (в т.ч. НДС - 60 грн.). Доставку осуществляло транспортное предприятие, и ее стоимость составила 60 грн. (в т.ч. НДС - 10 грн.). Итого - 420 грн. (в т.ч. НДС - 70 грн.). В учетной политике предприятия определены:

- стоимостная граница между основными средствами и МНМА - 1000 грн.;

- метод начисления износа МНМА - 100% в первом месяце использования.

Таблица 3

Учет покупки торгового оборудования

 +---------------------------------------------------------------------------+
¦N ¦ Содержание операции ¦ Корреспонденция ¦Сумма,¦Налоговый ¦
¦п ¦ ¦ счетов ¦грн. ¦учет ¦
¦/ ¦ +------------------¦ ¦(балансовая ¦
¦п ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦стоимость ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦группы 3) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------+--------+---------+------+-------------¦
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+--+--------------------------------+--------+---------+------+-------------¦
¦1 ¦Получено, оприходовано и ¦152 ¦631 ¦6800 ¦- ¦
¦ ¦установлено холодильное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудование (холодильные шкаф ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и агрегат) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------+--------+---------+------+-------------¦
¦2 ¦Отражен налоговый кредит по НДС ¦641 ¦631 ¦1360 ¦- ¦
+--+--------------------------------+--------+---------+------+-------------¦
¦3 ¦Введено в эксплуатацию ¦104 ¦152 ¦6800 ¦6800 ¦
¦ ¦холодильное оборудование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------+--------+---------+------+-------------¦
¦4 ¦Перечислены денежные средства ¦631 ¦311 ¦8160 ¦- ¦
¦ ¦поставщику согласно общему счету¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------+--------+---------+------+-------------¦
¦5 ¦Оприходована витрина ¦153 ¦631 ¦300 ¦- ¦
+--+--------------------------------+--------+---------+------+-------------¦
¦6 ¦Отражены услуги по доставке ¦153 ¦631 ¦50 ¦- ¦
¦ ¦витрины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------+--------+---------+------+-------------¦
¦7 ¦Отражен налоговый кредит по НДС ¦641 ¦631 ¦70 ¦_ ¦
+--+--------------------------------+--------+---------+------+-------------¦
¦8 ¦Перечислены денежные средства ¦631 ¦311 ¦420 ¦- ¦
¦ ¦за витрину и доставку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------+--------+---------+------+-------------¦
¦9 ¦Введена в эксплуатацию витрина ¦112 ¦153 ¦350 ¦350 ¦
+--+--------------------------------+--------+---------+------+-------------¦
¦10¦Начислен износ (100%) в месяце ¦132 ¦112 ¦350 ¦- ¦
¦ ¦введения в эксплуатацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

2. Эксплуатация торгового оборудования

Прежде всего напомним, что эксплуатацию в сфере торговли и общепита такого подвида торгового оборудования, как измерительная техника, осуществляют с учетом Правил N 633. Согласно им к использованию в торговой деятельности допускают средства измерительной техники (далее - СИТ) с нормированными метрологическими характеристиками (согласно действующим межгосударственным, государственным стандартам,техническим условиям), приведенными в эксплуатационных документах на конкретный тип СИТ.

СИТ должны быть в исправном состоянии, иметь поверочное тавро и проходить периодическую поверку в установленном порядке (см. п.2.1 Правил N 633).

Пользователи СИТ обязаны формировать и подавать для согласования в территориальные органы Госстандарта Украины перечень средств измерительной техники, которые находятся в эксплуатации и подлежат поверке, как это предусмотрено п.2 ст.20 Закона о метрологии. Порядок составления таких перечней утвержден приказом Госстандарта Украины от 02.10.98 г. N 770.

Все используемые СИТ должны иметь заводской и инвентарный номера или только инвентарный номер (когда заводской номер не предусмотрен) и эксплуатационную документацию предприятия-производителя, где описаны условия и правила их применения. Запрещено проводить торговые операции при помощи СИТ бытового назначения.

СИТ закрепляют за конкретным работником, который обязан знать правила работы с ними, порядок техобслуживания и сроки предоставления на поверку.

У субъектов торговой деятельности должны быть контрольные весы (для измерения массы), контрольные мензурки, мерные стаканы или кружки (для измерения объема) и контрольные метры или рулетки (для измерения длины и площади).

Любая эксплуатируемая вещь требует ухода и периодического ремонта, и торговое оборудование не исключение.

Его владельцы, учитывая нормы эксплуатационных документов, самостоятельно организуют техобслуживание и ремонт, заключая договоры с сервисными центрами.

Можно также взять на вооружение Положение N 204, где перечислены рекомендуемые организационные мероприятия по осуществлению техобслуживания и ремонта торгово-технологического оборудования. С этим документом стоит познакомиться поближе.

Согласно п.1.1 Положения N 204 торгово-технологическое оборудование (далее - ТТО) включает в себя весоизмерительное, холодильное, механическое, тепловое, подъемно-транспортное, вентиляционное и т.п. оборудование. В упомянутом Положении приведена форма журнала учета технического обслуживания и ремонта торгово-технологического оборудования. В нем отражают: техническое состояние, паспортные характеристики и прочие данные об оборудовании, периодичность проведения техосмотров, ремонтов, данные о сервисном центре и его работниках, осуществлявших техобслуживание и ремонт, сроки поверки и т.п.

Для целей налогового учета будут полезными установленные Положением N 204 определения технического осмотра и ремонта. Ведь расходы на техосмотр полностью включаются в валовые, а вот ремонтные затраты ограничены широко известным 10%-ным лимитом. Все, что превышает его, распределяют между группами 2, 3, 4 и объектами группы 1, руководствуясь пп.8.7.1 Закона о прибыли.

Поэтому нужно знать, что, например, очистка конденсатора от пыли и грязи - это техобслуживание (техосмотр) холодильного оборудования, а вот замена испорченного компрессора - уже ремонт. Соответственно, в первом случае услуги сервисного центра списывают на валовые расходы без каких-либо оговорок, а во втором - с учетом ограничений пп.8.7.1 Закона о прибыли.

Итак, выясним, что скрывается за упомянутыми терминами.

Технический осмотр ТТО - комплекс периодических технических работ, выполняемых согласно инструкции производителя ТТО без демонтажа ТТО, которые гарантируют бесперебойную работу ТТО с заданными параметрами.

В Положении N 204 указано, что периодичность техосмотров определяют сервисные центры на основании сервисной документации производителя ТТО, а если ее нет-по согласованию с Ассоциацией "Укрторгтехника".

Ремонт ТТО - это комплекс технических работ, выполняемых согласно инструкции производителя ТТО (иногда - с демонтажем ТТО), который гарантирует бесперебойную работу ТТО с заданными параметрами в межремонтные периоды.

Расходы на ремонт в пределах 10%-ного лимита отражают в составе валовых расходов (строка 04.10 декларации по налогу на прибыль предприятия и таблица 3 приложения К1/1).

В бухгалтерском учете расходы и на техобслуживание, и на ремонт, не сулящий предприятию увеличения экономических выгод от эксплуатации объекта, включают в расходы (п. 15 П(С)БУ7). Стоимость объекта увеличивают только те ремонтные расходы, которые связаны с его улучшением (модернизация, модификация и т.п.) и приведут к увеличению будущих экономических выгод, изначально ожидаемых от его использования (п. 14 П(С)БУ 7).

Например, замена вышедшего из строя компрессора холодильника на аналогичный работающий не увеличивает будущих выгод от эксплуатации холодильника, поэтому расходы на это в бухучете включаются в расходы отчетного периода. А вот если вместо сломавшегося компрессора устанавливают другую модель, более прогрессивную (с улучшенными техпоказателями), то налицо модернизация холодильника, сулящая увеличением будущих экономических выгод от его эксплуатации, тогда расходы увеличивают его первоначальную стоимость.

В налоговом учете торговое оборудование амортизируют поквартально согласно нормам пп.8.6.1:

- группа 3 - 3,75% (с 01.01.04 г. - 6%);

- группа 4 - 15%.

В бухучете амортизация попадает на счет 93 "Расходы на сбыт".

Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет эксплуатации торгового оборудования на условном примере 2.

Пример 2. В начале месяца сервисный центр осуществил плановый техосмотр холодильников, эксплуатируемых в магазине. Стоимость услуги составила 60 грн., в т.ч. НДС - 10 грн. В результате выяснилось, что компрессор одного из холодильников нужно отремонтировать. Это было сделано на следующий день за 1200 грн., в т.ч. НДС - 200 грн.

Запас 10%-ноголимитадля целей налогового учета у предприятия составляет 400 грн. Следовательно, эту сумму от стоимости ремонта можно включить в валовые расходы, а оставшиеся 600 грн. пропорционально увеличат балансовую стоимость групп 2,3,4 и отдельных объектов группы 1.

Стоимость техосмотра (50 грн.) полностью войдет в валовые расходы.

Ремонт холодильника не изменил его технических показателей и будущих экономических выгод от его использования. Поэтому все ремонтные расходы в бухучете относят на счет 93.

На холодильное оборудование были начислены "бухгалтерская" и "налоговая" амортизации (600 грн. и 450 грн. соответственно).

В бухгалтерском и налоговом учете предприятия будут сделаны следующие проводки (см. таблицу 4).

Таблица 4

Учет техобслуживания и ремонта торгового оборудования

+----------------------------------------------------------------------------+
¦N¦ Содержание операции ¦ Корреспонденция ¦Сумма,¦ Налоговый учет ¦
¦п¦ ¦ счетов ¦грн. ¦ ¦
¦/¦ +-----------------¦ +----------------¦
¦п¦ ¦Дт ¦Кт ¦ ¦ВР ¦АО ¦ БС ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+--------------------------------+--------+--------+------+---+---+--------¦
¦1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦6 ¦7 ¦ 8 ¦
+-+--------------------------------+--------+--------+------+---+---+--------¦
¦1¦Отражены услуги от сервисного ¦93 ¦631 ¦50 ¦50 ¦- ¦- ¦
¦ ¦центра по техобслуживанию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦холодильного оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+--------------------------------+--------+--------+------+---+---+--------¦
¦2¦Отражен налоговый кредит по НДС ¦641 ¦631 ¦10 ¦- ¦- ¦- ¦
+-+--------------------------------+--------+--------+------+---+---+--------¦
¦3¦Перечислены денежные средства ¦631 ¦311 ¦60 ¦- ¦- ¦- ¦
¦ ¦за техобслуживание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+--------------------------------+--------+--------+------+---+---+--------¦
¦4¦Отражены услуги от сервисного ¦93 ¦631 ¦1000 ¦400¦- ¦+ 6000 ¦
¦ ¦центра по ремонту холодильника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ **** ¦
+-+--------------------------------+--------+--------+------+---+---+--------¦
¦5¦Отражен налоговый кредит по НДС ¦641 ¦631 ¦200 ¦- ¦- ¦- ¦
+-+--------------------------------+--------+--------+------+---+---+--------¦
¦6¦Перечислены денежные средства ¦631 ¦311 ¦1200 ¦- ¦- ¦- ¦
¦ ¦за ремонт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+--------------------------------+--------+--------+------+---+---+--------¦
¦7¦Начислена амортизация ¦93 ¦13 ¦600 ¦- ¦450¦- ¦
¦ ¦холодильного оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
--------------------------

**** Как мы уже говорили, эта сумма увеличит балансовую стоимость групп 2, 3,4 и отдельных объектов группы 1. АО - амортизационные отчисления; БС балансовая стоимость различных групп ОФ.

3. Реализация торгового оборудования

Ее оформляют соответствующим договором (купли-продажи, мены и т.д.). Согласно приказу N 352 предприятие-продавец должно выписать в 3-х экземплярах акт по форме N 03-1. Один экземпляр передают покупателю вместе с другими сопроводительными документами, два другие остаются у продавца. На основании формы N 03-1 делают записи о выбытии объекта в инвентарной карточке (форма N 03-6), инвентарном списке (форма N 03-9) и карточке движения основных средств (форма N 03-8).

В налоговом учете продажу объектов основных фондов групп 3 и 4 отражают согласно пп.8.4.4 Закона о прибыли: на их стоимость (без НДС) уменьшают балансовую стоимость соответствующей группы.

Если стоимость продажи объекта меньше балансовой стоимости соответствующей группы, то ни валовых доходов, ни валовых расходов не возникает. Если равна или больше ее - стоимость группы приравнивают к нулю, а сумму превышения включают в валовой доход и отражают в строке 01.1 декларации по налогу на прибыль.

Плательщики НДС облагают налогом продажу торгового оборудования в общем порядке.

В бухгалтерском учете доход от продажи необоротных активов отражается по кредиту субсчета 742 "Доход от реализации необоротных активов", а их остаточная стоимость и расходы, связанные с реализацией, - по дебету субсчета 972 "Себестоимость реализованных необоротных активов".

Несколько слов о том, как списывать с баланса те объекты торгового оборудования, которые относятся к МНМА и по которым был начислен 100%-ный износ в первом месяце эксплуатации. Инструкция N 291 разрешает вести их аналитический учет с обеспечением информации об общем количестве объектов и их стоимости по квалификационным подгруппам. Тогда в периоде выбытия объекта МНМА его стоимость определяют, деля стоимость соответствующей подгруппы на количество объектов в ней и списывают с баланса проводкой Дт 132 Кт 112.

Бухгалтерский и налоговый учет реализации торгового оборудования рассмотрим на условных примерах 3 и 4 в таблицах 5 и 6.

Пример 3. Предприятие продало холодильник за 6000 грн. (в т.ч. НДС - 1000 грн.). Его первоначальная стоимость в бухучете составляет 6700 грн., сумма начисленного износа - 2000 грн. Расходы на демонтаж холодильника составили 60 грн. (вт.ч. НДС- 10грн.). Балансовая стоимость группы 3 основных фондов в налоговом учете - 4000грн.

Выручка от реализации объекта превышает общую стоимость группы 3 на 1000 грн., поэтому эта сумма увеличит валовой доход предприятия.

Таблица 5

Учет реализации торгового оборудования

 +---------------------------------------------------------------------------+
¦N¦ Содержание операции ¦ Корреспонденция ¦Сумма,¦ Налоговый учет ¦
¦п¦ ¦ счетов ¦грн. ¦ ¦
¦/¦ +------------------¦ +-----------------¦
¦п¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦ВД ¦ВР ¦ БС ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+--------¦
¦1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦6 ¦7 ¦ 8 ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+--------¦
¦1¦Отражена реализация ¦361 ¦742 ¦6000 ¦1000¦- ¦- ¦
¦ ¦холодильника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+--------¦
¦2¦Отражены налоговые ¦742 ¦641 ¦1000 ¦- ¦- ¦- ¦
¦ ¦обязательства по НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+--------¦
¦3¦Списан износ ¦131 ¦104 ¦2000 ¦- ¦- ¦-4000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦***** ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+--------¦
¦4¦Списана остаточная стоимость ¦972 ¦104 ¦4700 ¦- ¦- ¦- ¦
¦ ¦объекта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+--------¦
¦5¦Отражены услуги по демонтажу ¦972 ¦631 ¦50 ¦- ¦50 ¦ ¦
¦ ¦холодильника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+--------¦
¦6¦Отражен налоговый кредит по ¦641 ¦631 ¦10 ¦- ¦- ¦- ¦
¦ ¦НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+--------¦
¦7¦Перечислены денежные ¦631 ¦ ¦60 ¦- ¦- ¦- ¦
¦ ¦средства за демонтаж ¦ ¦311 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+--------¦
¦8¦Получены денежные средства ¦311 ¦361 ¦6000 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦от покупателя холодильника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+--------¦
¦9¦Отражен финансовый ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результат: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- списаны доходы ¦742 ¦793 ¦5000 ¦- ¦- ¦-
¦ ¦- списаны расходы ¦793 ¦972 ¦4750 ¦- ¦- ¦- ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

****** Балансовая стоимость группы 3 уменьшена до нуля

Пример 4. Предприятие продало витрину за 450 грн. (в т.ч. НДС - 75 грн.). В бухучете ее учитывали как МНМА в составе подгруппы "Торговое оборудование". Общая стоимость последней равна 2000 грн., количество единиц в ней - 4. Рассчитаем стоимость витрины: 2000 : 4 = 500 грн.

Балансовая стоимость группы 3 в налоговом учете -5000 грн. После продажи витрины она будет уменьшена на 375 грн. Ни валового дохода, ни валовых расходов в связи с продажей у предприятия не будет.

Таблица 6

Учет реализации торгового оборудования (МНМА)

 +--------------------------------------------------------------------------+
¦N¦ Содержание операции ¦ Корреспонденция ¦Сумма,¦ Налоговый учет ¦
¦п¦ ¦ счетов ¦грн. ¦ ¦
¦/¦ +------------------¦ +----------------¦
¦п¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦ВД ¦ВР ¦ БС ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+-------¦
¦1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦7 ¦ 8 ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+-------¦
¦1¦Отражена реализация витрины ¦361 ¦742 ¦450 ¦- ¦- ¦- ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+-------¦
¦2¦Отражены налоговые ¦742 ¦641 ¦75 ¦- ¦- ¦- ¦
¦ ¦обязательства по НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+-------¦
¦3¦Списан износ ¦132 ¦112 ¦500 ¦- ¦- ¦-375 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦****** ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+-------¦
¦4¦Получены денежные средства ¦311 ¦361 ¦450 ¦- ¦- ¦- ¦
¦ ¦от покупателя витрины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------------+--------+---------+------+----+---+-------¦
¦5¦Списаны на финансовый ¦742 ¦793 ¦375 ¦- ¦- ¦- ¦
¦ ¦результат доходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------------------------+
------------------------

****** Балансовая стоимость группы 3 уменьшена на стоимость продажи витрины без НДС.

Список использованных нормативно-правовых актов:

1. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. N 283/97-ВР.

2. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР.

3. Закон о метрологии - Закон Украины "О метрологии и метрологической деятельности" от 11.02.98 г. N 113/98-ВР.

4. П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. N 92.

5. Инструкция N 99 - Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных дове-ренностей на получение ценностей, утвержденная приказом Минфина Украины от 16.05.96 г. N 99.

6. Инструкция N 291 - Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. N 291.

7. Перечень N 498 - Перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине, утвержденный приказом Госстандарта Украины от 30.08.02 г. N 498.

8. Правила N 633 - Правила пользования средствами измерительной техники в сфере торговли, общественного питания и предоставления услуг (ПМУ 21-2001), утвержденные приказом Госстандарта Украины от 24.12.01 г. N 633.

9. Положение N 204 - Положение о порядке технического обслуживания и ремонта торгово-технологического оборудования на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденное приказом Минэкономики Украины от 10.09.01 г. N 204.

10. Приказ N 352 - приказ Министерства статистики Украины "Об утверждении типовых форм первичного учета" от 29.12.95 г. N 352.

11. Рекомендованные нормы - Рекомендованные нормы технического оснащения заведений общественного питания, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 03.01.03 г. N 2.

12. Методические рекомендации - Методические рекомендации об аттестации объектов розничной торговли и порядке их отнесения к определенным аттестационным категориям, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 19.09.02 г. N 276.

13. Письмо N 04230 - письмо МФУ от 29.07.03 г. N 04230-04108.

14. Письмо N 3859 - письмо ГНАУ от 21.04.03 г. N 3859/6/15-1116.

Все о бухгалтерском учете, N 104 (892), 3 ноября 2003 г.