КОНСУЛЬТИРУЕТ ГНА УКРАИНЫ

Можно ли продавать сухие вина
на разлив из бутылок

ВОПРОС: 1 января 2003 года вступили в силу изменения и дополнения в статьи 11 и 15-3 Закона Украины от 19.12.95 N 481/95 "О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий" относительно маркировки, разлива в определенную тару и продажи вин. В первую очередь нас интересует дополнение относительно продажи виноградных натуральных сухих вин на разлив из тары емкостью от 100 до 500л. Означает ли это нововведение запрещение продажи на разлив таких вин из стеклянной тары меньшей емкости?

ОТВЕТ: Нет, ни одного запрета относительно продажи виноградных натуральных сухих вин из стеклянной тары меньшей емкости нет. А чтобы помочь Вам разобраться в нужной информации, рассмотрим дополнения как можно подробнее. Статья 11 названного Закона (далее - Закон N 481) установила единые требования к маркировке алкогольной продукции и разливу ее в тару, изготовленную из определенных материалов. С 01.01.03 г. этот Закон определил еще и конкретную емкость тары (посуды), в которую можно разливать водку, ликероводочные изделия и винодельную продукцию (однако данные требования не касаются импортных алкогольных напитков). Это исключительно тара (посуда) емкостью 0,05л, 0,1л, 0,2л, 0,25л, 0,375л, 0,4л, 0,45л, 0,5л, 0,61л, 0,7л,0,75л, 1,0л и более. Разливать винодельческую продукцию разрешают в предусмотренную действующими стандартами стеклянную тару, упаковку типа "Tetra-Pak", в сувенирные бутылки и художественно оформленную посуду из стекла и глазированной керамики либо дерева.

Кроме того, упомянутая статья содержит требования для маркировки винодельческой продукции, которую реализуют через торговую сеть. А именно: на лицевой стороне этикетки каждой бутылки или самой бутылки (иной посуды) винодельческой продукции в доступной для потребителя форме согласно законодательству о языках указывают необходимую информацию (название государства, наименование предприятия и его местонахождение, название продукции, емкость посуды, содержание спирта (% об.) и т.д.). Штриховой код наносят на видимую сторону этикетки, контрэтикетки или бутылки (иной посуды)

Идем дальше. Открываем ст.7 Закона от 15.09.95 г. N 329 и Положение о производстве, хранении, продаже марок акцизного сбора нового образца с голографическими защитными элементами и маркировке алкогольных напитков и табачных изделий, утвержденное постановлением КМУ от 23.04.03 г. N 567. В нем сказано, что винодельческую продукцию, разлитую в тару вышеперечисленной вместительности, нужно маркировать акцизными марками, на которых обозначают соответствующую емкость тары. При этом марки наклеивают на каждую бутылку (упаковку типа "Tetra-Pak") так, чтобы они разрывались во время откупоривания(разрывания) изделий. Марки наклеивают на бутылку только П- или Г-образным способом через горловину или, если напитки реализуют в упаковках типа "Tetra-Pak", - по оси упаковки на верхней плоскости.

То есть марка с надписью "1,0 л и более" может быть наклеена только на бутылку или упаковку типа "Tetra-Pak".

И маркировка акцизными марками такого вида тары с емкостью 1,0л и более, как бачки, цистерны, баки, бочки и т.п., не предусмотрена.

Теперь о запретах. Во-первых, ввозить, хранить, транспортировать, принимать на комиссию для продажи и реализовывать на территории Украины алкогольные напитки, на которых нет марок акцизного сбора установленного образца, запрещено.

Во-вторых, поскольку реализацию на разлив алкогольных напитков в ресторанах, кафе, барах, других предприятиях общественного питания относят к понятию розничной торговли (п.2 Правил розничной торговли алкогольными напитками, утвержденных постановлением КМУ от 30.07.96 г. N 854, далее Правила), то продавать вина или ликероводочные изделия на разлив непосредственно из бочек, автоцистерн (или из иной тары, не соответствующей требованиям Закона N 481) не разрешается. Это возможно, только когда вино реализуют для дальнейшей переработки, разлива в бутылки и т.п.

Что касается виноградных натуральных сухих вин, то их можно разливать и в тару емкостью от 100 до 500 литров, которая изготовлена из материалов, разрешенных для контакта с алкогольными напитками (ст. 11 Закона N 481). При этом данные требования относительно маркировки винодельческой продукции могут не применяться. А продавать такие вина на разлив из тары (посуды) приведенной емкости вправе только специализированные предприятия общественного питания (ст.15-3 Закона N481). То есть виноградные натуральные сухие вина гражданин как конечный потребитель может приобрести на разлив в специализированном предприятии общественного питания не только из бутылки (упаковки типа "Tetra-Pak"), а и из большой тары емкостью от 100 до 500 литров (бочка, цистерна и т.п.). Другие вина можно продавать на разлив исключительно из бутылок (упаковок типа "Tetra-Pak").

Как Вы знаете, продают алкогольные напитки на разлив для потребления на месте предприятия общественного питания и специализированные отделы предприятий (имеющие статус предприятий общественного питания) с универсальным ассортиментом продовольственных или/и непродовольственных товаров (п.22 Правил). Постановлением КМУ от 17.07.03 г. N 1067 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 30 июля 1996 г. N 854" п.22 Правил дополнили следующим предложением:"Специализированным предприятиям общественного питания разрешается осуществлять продажу вин виноградных натуральных сухих на разлив из тары (посуды) емкостью от 100 до 500 л, изготовленной из материалов, разрешенных для контакта с алкогольными напитками". Следовательно, расширены возможности продажи виноградных натуральных сухих вин - как из бутылки (упаковки типа "Tetra Pak"), так и из большой тары емкостью от 100 до 500 л.

Ю. Вильховский,
заместитель начальника управления -
начальник отдела работы
с налогоплательщиками в сети Интернет

Все о бухгалтерском учете,
N 96 (884), 13 октября 2003 г.