Учет и налогообложение рекламы

Прежде всего определимся с терминами, тем более что новый Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О рекламе" от 11.07.03 г. N 1121-IV (далее - Закон о рекламе) кардинально вмешался в их толкование. Итак, теперь под рекламой подразумевают информацию о лице или товаре, распространенную в любой форме и любым способом. Ее предназначение - сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц или товаров. Как видите, рекламу доносят до потребителя любыми средствами, но главное - чтобы она была четко отделена от прочей информации (это нужно для идентификации).

Рекламодатель (то есть ее заказчик) может изготовить и распространить рекламу сам, а может (естественно, не бесплатно) обратиться за помощью к производителям и распространителям.

Закон о рекламе делит ее на:

- рекламу на телевидении и радио;

- рекламу в печатных СМИ;

- рекламу с использованием электросвязи (в т.ч. телефонной);

- внешнюю рекламу;

- внутреннюю рекламу;

- рекламу на транспорте;

- социальную рекламную информацию.

У каждого вида рекламы свои рекламоносители. Так, в печатных СМИ ими будут газеты и журналы, у внутренней - стенды, муляжи, комнаты-образцы, у внешней - щиты, троллы и т.д.

Кроме того, предприятия могут проводить и другие полномасштабные рекламные мероприятия. Например:

- распространять рекламные изделия - каталоги, брошюры, прейскуранты, листовки, афиши и т.п.;

- участвовать в выставках и ярмарках;

- организовывать приемы, презентации и праздники;

- распространять рекламные подарки.

К тому же свои особенности имеет реклама некоторых видов продукции, а именно: лекарственных средств, изделий медицинского назначения, методов профилактики, диагностики и лечения, алкогольных напитков и табачных изделий, оружия и других.

Не стоит забывать и о том, что предприятие, нарушившее законодательство о рекламе, ответит по всей строгости. Судите сами: рекламодателю придется выплатить пятикратную стоимость уже распространенной незаконной рекламы. Штрафные санкции за все виды нарушений можно найти в статье 27 Закона о рекламе. А теперь перейдем к отражению рекламы в учете у ее заказчика.

Учет у рекламодателя

Мы уже говорили, что у рекламодателя есть три пути. Первый -изготовить и распространить рекламу самостоятельно, второй - за конкретную плату поручить эти работы одному лицу (юридическому или физическому) и третий - разделить изготовление и распространение рекламы между разными лицами.

Если выбран первый или третий (либо второй, если по договору рекламоносители передаются заказчику) путь, то рекламоносители, которые будут использованы предпрятием-рекламодателем для того чтобы донести рекламу до потребителя, можно разделить на:

- те, которые он оприходует как материальные ценности (рекламные щиты, подарки с логотипами, брошюры, прайс-листы и т.п.);

- и те, которые оприходовать невозможно (реклама в газете, на транспорте, затраты на проведение приемов, презентаций, участие в выставках и т.п.).

Когда же рекламодатель идет по второму пути, то нужно оприходовать рекламоносители или нет - определяет договор. Если на его основании рекламоносители не передают заказчику, значит, они, естественно, в его учет и не попадают.

Попутно отметим, что материальные рекламные средства во время рекламных мероприятий рекламодатель может либо оставить у себя в собственности, либо подарить.

Таким образом, отражение затрат на рекламу у предприятия-рекламодателя зависит от того, кто ее изготавливает и размещает, как составлен договор, являются ли рекламоносители для него материальными ценностями и остаются ли они в его собственности или передаются безвозмездно. Как такие операции рекламодатель должен показать в учете?

Налоговый учет

1. Материальные носители рекламы, остающиеся в собственности рекламодателя входе проведения рекламных мероприятий. Не меняют хозяина рекламные щиты, стенды, муляжи, витрины, комнаты-образцы и т.п. В налоговом учете (да и в бухгалтерском) такие рекламные средства отражают двумя способами. Если срок их эксплуатации более года - как основные фонды, если этот срок менее года - как запасы.

2. Рекламные подарки и "нематериальная" реклама. А вот для того чтобы полностью разобраться с налоговым учетом вышеназванных разновидностей рекламы, обратимся к подпункту 5.4.4 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. N 283/97-ВР (далее - Закон о прибыли). Процитируем его. Итак, в валовых оседают: "Расходы налогоплательщика на проведение предпродажных и рекламных мероприятий относительно товаров (работ, услуг), продаваемых (предоставляемых) такими налогоплательщиками.

Расходы на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая безвозмездную раздачу образцов товаров или безвозмездное предоставление услуг (выполнение работ) в рекламных целях, но не более двух процентов от налогооблагаемой прибыли налогоплательщика за предыдущий отчетный (налоговый) год".

Проанализировав эту норму Закона, сначала ответим на вопрос: какие же затраты на рекламу ни при каких условиях нельзя включать в состав валовых? В первую очередь- расходы на рекламу, которая не связана с хозяйственной деятельностью предприятия-рекламодателя. То есть рекламу товаров, которыми предприятие не торгует, или услуг, которых оно не оказывает. Второй вид "не включаемых" расходов - затраты на рекламу, признанную согласно Закону о рекламе недобросовестной.

Затем посмотрим, как Закон о прибыли делит расходы на рекламу для включения их в состав валовых:

1. Лимитируемые расходы. К ним относят: организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков. Причем подарками считается также рекламная раздача образцов товаров или рекламное предоставление услуг (выполнение работ). Суммарную стоимость таких затрат в отчетном периоде разрешено включать в валовые расходы в размере не более 2% налогооблагаемой прибыли предыдущего года. В Декларации по налогу на прибыль подобные расходы отражают в строке 04.12.

2. Затраты на все остальные рекламные мероприятия считают нелимитируемыми и их в полном объеме отправляют в состав валовых (та же строка 04.12 Декларации).

Теперь выясним, как отличить подарки (лимитируемые расходы) от материальных носителей рекламы, которые также передаются бесплатно при проведении рекламных мероприятий (нелимитируемые расходы).

Подарки в данном случае - это, по нашему мнению, материальные рекламные средства (или оказываемые услуги), которые получатель может использовать и для собственных хозяйственных нужд, а не только в качестве носителей рекламы (календари, ручки, блокноты с рекламой). А вот прайс-листы, рекламные каталоги или буклеты подарками не назовешь, поскольку их представить в роли иной, нежели источников информации, трудно.

Для налогоплательщика-рекламодателя разделение на подарки и неподарки очень нужно, не только чтобы правильно исчислить валовые расходы. Ведь подарки в налоговом учете подпадают под определение товаров (п.1.6 Закона о прибыли). И если передают право собственности на товары даже в процессе рекламных мероприятий, то это будет продажей. Валового дохода у передающей стороны нет (вернее, он равен нулю), но предприятие-продавец обязано начислить НДС на стоимость бесплатно переданных товаров исходя из цен не ниже обычных (п.4.2 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР, с изменениями и дополнениями (далее - Закон о НДС)). При распространении рекламоносителей-неподарков (например, буклетов о деятельности предприятия) НДС не начисляют, потому что их стоимость не является объектом обложения, так как по своей сути они не товары.

Переходим к дате, когда затраты на рекламу включают в валовые расходы. Как известно, сейчас на эту дату влияет статус продавца, а именно: если предприятие приобретает товары (работы, услуги) у рядового плательщика налога на прибыль, то даже предоплату можно отнести к валовым расходам. Когда же покупки делают у нерезидентов, неплательщиков или особых плательщиков, то только оприходование товаров или реальное получение результатов работ (услуг) увеличит валовые расходы.

Закон о прибыли не предусматривает особого порядка включения в состав валовых расходов затрат на рекламу, поэтому они подчиняются общим правилам.

Что касается материальных рекламоносителей, оприходованных на баланс, то существуют свои нюансы при определении даты увеличения валовых расходов. Дело втом что они - материальны. А раз так, то без пункта 5.9 Закона о прибыли просто не обойтись! И стоимость материальных ценностей - носителей рекламы в составе валовых расходов участвует в пересчете согласно пункту 5.9 Закона о прибыли. Напомним, что затраты на рекламу и прирост (убыль) запасов в Декларации по налогу на прибыль предприятия фиксируют в разных строках. А тогда, для того чтобы рекламозатраты не попали в валовые расходы дважды, необходимо их стоимость отразить в графе 4 "Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности" таблицы 1 "Расчет прироста (убыли) балансовой стоимости запасов" приложения К1/1 к Декларации по налогу на прибыль. Особенно бдительными надо быть бухгалтерам предприятий, на которых в рекламных целях раздают свою готовую продукцию, потому что согласно пункту 5.9 Закона о прибыли пересчитывается не вся стоимость готовой продукции, а только стоимость материальных ресурсов в затратах на производство. Значит, в упомянутой графе 4 надо показать только стоимость таких ресурсов.

Обратим внимание и на учет затрат по изготовлению таких непременных атрибутов расходов на рекламу, как кино, видео-, диафильмы или фонограммы. Здесь снова-таки все зависит от того, что записано в договоре с изготовителем и кто имеет авторское право на ролик. Если по договору не передают кассету с фильмом или фонограммой заказчику (такое бывает, когда изготовитель организует и размещение рекламы в СМИ) и, естественно, у предприятия нет авторских прав, то все затраты на изготовление и распространение рассматривают в целом как рекламные услуги (нелимитируемые расходы). Когда же видео- или аудиоролик переходит к заказчику, имеющему авторские права на них, и планируемый срок трансляции больше года, то все затраты на изготовление будут формировать первоначальную стоимость нематериального актива. Его затем амортизируют и в налоговом, и в бухгалтерском учете.

И еще о налоге на прибыль. Подпункт 5.4.8 Закона о прибыли запрещает включать в валовые расходы наличность, потраченную на рекламные цели. И хотя этот подпункт, снашейточки зрения, регулирует налоговый учет только служебных командировок, ГНАУ убеждена, что он распространяется и на все случаи оплаты наличными за рекламные услуги (письмо ГНАУ от 07.10.99 г. N 5654/6/15-0216).

Последнее - о подоходном налоге. От него никуда не уйти, если вы раздаете рекламные подарки физическим лицам. Ведь ст.ст.11 и 12 Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. N 13-92 предписывает удерживать этот налог у источника выплаты с доходов граждан, полученных ими не по месту основной работы. Наверняка вы уже знаете, что с 1 января 2004 года налогообложение нас с вами (т.е. простых украинских граждан) коренным образом изменится в связи со вступлением в силу Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22.05.03 г. N 889-IV. Как следствие, будут взимать налог с рекламных подарков. Детали взимания налога по-новому мы обязательно осветим на страницах газеты. Поэтому следите за нашими публикациями.

Бухгалтерский учет

А вот в современном бухучете затраты на рекламу отражают очень просто: в полном объеме (неделя на лимитируемые и нелимитируемые) включают в состав расходов на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16 "Расходы").

Что же касается материальных носителей рекламы, остающихся в собственности рекламодателя входе проведения рекламных мероприятий (щиты, стенды, муляжи и т.п.), то их отражают как основные средства (если срок их эксплуатации более года) или как запасы (если менее года). Перейдем к числовым примерам. Пример 1. Распространение готовой продукции в рекламных целях.

В марте 2003 года предприятие в рекламных целях раздало 1000 единиц готовой продукции на сумму 600 грн., обычная цена - такая же. Налогооблагаемая прибыль за 2002 г. составила 10000 грн., 2% - 200 грн. Стоимость материальных затрат в затратах на производство 1000 единиц этой продукции - 150 грн., остальные расходы - 450 грн.

Чтобы правильно отразить такую операцию в налоговом учете, необходимо:

1. В графе 4 "Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности" таблицы 1 "Расчет прироста (убыли) балансовой стоимости запасов" приложения К1/1 к Декларации по налогу на прибыль показать 150 грн. (стоимость материальных затрат).

2. Стоимость остальных расходов на производство 1000 единиц розданной в качестве рекламы продукции (450 грн.) исключить из валовых.

3. Начислить НДС на фактическую стоимость продукции, но не ниже обычной.

4. Стоимость продукции в пределах 2% (200 грн.) включить в валовые расходы и поместить в строку 04.12 Декларации по налогу на прибыль.

5. Исключить из налогового кредита суммы НДС, уплаченные в составе цены приобретения материалов или услуг, стоимость которых не попала в валовые расходы. Бухгалтерский учет описанной операции представлен в таблице 1.

Таблица 1

 +-------------------------------------------------------------------------+
¦N¦ Содержание операции ¦ Бухгалтерский учет ¦
¦ ¦ +--------------------¦
¦п¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ Сумма, ¦
¦/¦ ¦ ¦ ¦ грн. ¦
¦п¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+--------------------------------------------------+----+----+----------¦
¦1¦Списана учетная стоимость продукции, розданной в ¦93 ¦26 ¦600 ¦
¦ ¦рекламных целях ¦ ¦ ¦ ¦
+-+--------------------------------------------------+----+----+----------¦
¦2¦Исключена из налогового кредита сумма НДС, ¦641 ¦631 ¦50 ¦
¦ ¦уплаченного в составе цены приобретения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов или услуг, стоимость которых не попала ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в валовые расходы (методом "сторно"). В данном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦примере эта сумма составляет 50 грн. ¦ ¦ ¦ ¦
+-+--------------------------------------------------+----+----+----------¦
¦3¦Отражена исключенная сумма НДС ¦93 ¦631 ¦50 ¦
+-+--------------------------------------------------+----+----+----------¦
¦4¦Начислены налоговые обязательства с учетом ¦93 ¦641 ¦120 ¦
¦ ¦обычной цены ¦ ¦ ¦ ¦
+-+--------------------------------------------------+----+----+----------¦
¦5¦Списаны на финансовый результат расходы на сбыт ¦791 ¦93 ¦770 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+

Пример 2. Реклама в газете

В январе 2003 года предприятие оплатило разработку макета рекламного объявления и публикацию его в газете. Стоимость услуг - 241 грн. (НДС - 40 грн., налог с рекламы 0,5% - 1 грн.). В феврале услуги были оказаны. По договору оригинал-макет заказчику не передают. Учет такой хозяйственной операции представлен в таблице 2.

Таблица 2

 +-------------------------------------------------------------------------+
¦N¦ Содержание операции ¦Бухгалтерский учет ¦Налоговый учет ¦
¦ ¦ +-------------------+---------------¦
¦п¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ Сумма, ¦ ВД, ¦ ВР, ¦
¦/¦ ¦ ¦ ¦ грн. ¦ грн.¦ грн. ¦
¦п¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------------------+----+----+---------+------+--------¦
¦1¦Произведена предоплата за услуги ¦371 ¦311 ¦241 ¦- ¦1 ¦
¦ ¦по разработке рекламного макета и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦публикации его в газете ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------------------+----+----+---------+------+--------¦
¦2¦Отражена сумма налогового кредита ¦641 ¦644 ¦40 ¦- ¦- ¦
¦ ¦по НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------------------+----+----+---------+------+--------¦
¦3¦Получены услуги по рекламе ¦93 ¦371 ¦200 ¦- ¦200 ¦
+-+-----------------------------------+----+----+---------+------+--------¦
¦4¦Списаны расчеты по налоговому ¦644 ¦371 ¦40 ¦- ¦- ¦
¦ ¦кредиту по НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------------------+----+----+---------+------+--------¦
¦5¦Отражен налог с рекламы ¦93 ¦371 ¦1 ¦- ¦- ¦
+-+-----------------------------------+----+----+---------+------+--------¦
¦6¦Списаны на финансовый результат ¦791 ¦93 ¦201 ¦- ¦- ¦
¦ ¦расходы на сбыт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------------+

Учет у распространителя рекламы

Такой прибыльный вид деятельности, как реклама, просто не может не облагаться специальным налогом - на рекламу. Он относится к местным налогам и предусмотрен ст. 15 Закона Украины "О системе налогообложения" от 25.06.91 г. N 1251-XII и ст.11 Декрета Кабинета Министров Украины "О местных налогах и сборах" от 20.05.93 г. N 56-93 (далее -Декрет). Нормы, изложенные в Декрете, чересчур лаконичны. Например, в ст.11 Декрета сказано, что объектом налогообложения является стоимость услуг за установку и размещение рекламы. Читая это, не находишь ответа на вопросы: что же является объектом обложения и кто плательщики. Статья 18 отсылает нас к нормативам органов местного самоуправления, которые "самостоятельно устанавливают и определяют порядокуплаты местных налогов и сборов в соответствии с перечнем и в рамках установленных предельных размеров ставок".

Эти документы (например, Положение о налоге с рекламы, утвержденное решением Киевсовета от 24.04.03 г. N 360/520 (далее - Положение о рекламе)) прояснили порядок обложения налогом на рекламу, правда, недавно и не до конца. А до этого налог успешно начислялся и уплачивался.

Серьезных недоразумений с контролирующими органами не возникало (может быть, потому что размер такого платежа государству невелик (0,1%-0,5% от стоимости рекламных услуг)). Но все-таки хочется разобраться: кто и когда должен платить?

В соответствии с Декретом плательщиками налога на рекламу являются юридические лица и граждане. Знать бы, кто именно: производители рекламы или заказчики? Хотя Декрет по этому поводу молчит. Раздел 2 Положения о рекламе дает очень размытое определение: "Плательщиками налога с рекламы являются юридические лица всех форм собственности, их филиалы, отделения, представительства и другие обособленные подразделения, а также физические лица".

Традиционно плательщиком считается рекламодатель, т.е. тот, кто "заказывает музыку". Ответственным же за перечисление налога в бюджет является распространитель рекламы.

Рассмотрим ситуацию, когда рекламодатель заключает договор с рекламным агентством, согласно которому последнее изготавливает ему макеты рекламы, а потом размещает ее в печатных средствах массовой информации, на телевидении, радио и т.д. С рекламодателем все понятно: он - плательщик, поэтому причитающуюся по договору сумму (с учетом налога на рекламу) он перечисляет агентству, после чего о налоге на рекламу ему можно забыть. А вот с налогообложением у рекламного агентства не все просто. В соответствии с документами местных органов самоуправления оно взимает налоге рекламодателя и перечисляет его в бюджет. СМИ тоже удерживают и перечисляют в бюджет сумму налога со средств, полученных от рекламного агентства. Получается двойное обложение одной и той же рекламной услуги. Вот такая, мягко говоря, путаница. По справедливости рекламному агентству следовало бы платить налог на рекламу, равный разнице между налогом, полученным от рекламодателя, и тем, который уплачен производителю рекламы (СМИ или другому агентству). К сожалению, это только наше мнение. Хотя ГНА в г.Киеве давным-давно написала письмо N 18-01/3/6492 от 18.09.97 г., в котором высказала похожую точку зрения. Но скажем откровенно, ничего подобного Декретом не предусмотрено.

Теперь поговорим о том, когда нужно уплачивать налог. Согласно Декрету во время оплаты услуг за установление и размещение рекламы. Но это касается самих рекламодателей, которые налог перечисляют не в бюджет, а рекламному агентству. А в соответствии с п.7 Положения о рекламе - в течение 10 календарных дней, следующих за календарным днем предельного срока предоставления ежемесячного расчета суммы налога с рекламы.

Какова же дата возникновения обязательств по уплате "рекламного" налога? Декрет ответа не дает, поэтому на практике большинство налогоплательщиков во избежание недоразумений с контролирующими органами определяют ее по правилу первого события:

- или по дате фактического выхода рекламы (оформление документа, удостоверяющего факт выполнения рекламных услуг);

- или по дате получения оплаты от рекламодателя.

Хотя всем понятно: чтобы перечислить налог в бюджет, необходимо сначала получить его от рекламодателя. И только после того, как заказчик рассчитался с производителем рекламы, последний должен заплатить государству.

Бухгалтерский учет у производителя рекламы

Бухгалтерский учету распространителей рекламы можно приравнять к обычному учету работ, услуг, поэтому описывать его мы не будем. Единственный нюанс - учет налога на рекламу: его сумма, которую рекламодатель уплачивает в составе стоимости услуг, исключается из состава бухгалтерского дохода рекламопроизводителя аналогично налогу на добавленную стоимость. Такое уменьшение дохода отражается по дебету счета 703 "Доход от реализации работ и услуг" и кредиту счета 64 "Расчеты по налогам и платежам".

В налоговом учете - свои особенности. Налог на рекламу не включается в базу для начисления налога на добавленную стоимость, т.к. не входит в цену товара и относится к местным, а не к общегосударственным налогам. Последние входят и в цену товара, и в базу обложения НДС (п.4.1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР). Насчет отнесения к валовому доходу производителя полученной от рекламодателя суммы налога на рекламу мнения тоже разделились: большинство производителей рекламы отражают такие суммы в составе валового дохода, т. к. пункт 4.2 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. N 283/97-ВР не разрешает не делать этого. Однако мы придерживаемся иной точки зрения: полученный от рекламодателя налог не является компенсацией операций по продаже рекламных услуг, поэтому его суммы не должны включаться в состав валового дохода у производителя.

Рассмотрим условные примеры предоставления рекламных услуг их производителем.

Пример З

Предприятие заказало рекламный ролик на радио. Его стоимость составила 6025 грн., из которых 1000 грн. - НДС, 25 грн. - налог с рекламы. По договору заказчик оплатил услуги по производству рекламы до ее фактического выхода на радио. Себестоимость рекламных услуг - 2600 грн. Учет этих операций у производителя рекламы представлен в таблице 3.

Таблица 3

Бухгалтерский и налоговый учет у производителя рекламы

 +---------------------------------------------------------------------------+
¦N¦ ¦Корреспонденция¦Сумма¦ Налоговый ¦
¦ ¦ Содержание операции ¦ счетов ¦грн. ¦ учет ¦
¦п¦ +---------------¦ +-------------¦
¦/¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦ ВД ¦ ВР ¦
¦п¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-------------------------------------+------+--------+-----+-----+-------¦
¦1¦Получена предоплата от рекламодателя ¦311 ¦361 ¦6025 ¦5000 ¦- ¦
+-+-------------------------------------+------+--------+-----+-----+-------¦
¦2¦Начислены налоговые обязательства по ¦643 ¦641 ¦1000 ¦- ¦- ¦
¦ ¦НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-------------------------------------+------+--------+-----+-----+-------¦
¦3¦Включены в расчеты с бюджетом ¦64* ¦641 ¦25 ¦- ¦- ¦
¦ ¦обязательства по налогу с рекламы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-------------------------------------+------+--------+-----+-----+-------¦
¦4¦Отражен доход от рекламных услуг ¦361 ¦703 ¦6025 ¦- ¦- ¦
+-+-------------------------------------+------+--------+-----+-----+-------¦
¦5¦Отражены налоговые обязательства по ¦703 ¦643 ¦1000 ¦- ¦- ¦
¦ ¦НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-------------------------------------+------+--------+-----+-----+-------¦
¦6¦Начислен налог с рекламы ¦703 ¦64 ¦25 ¦- ¦- ¦
+-+-------------------------------------+------+--------+-----+-----+-------¦
¦7¦Списаны расходы на предоставление ¦903 ¦23 ¦2600 ¦- ¦- ¦
¦ ¦рекламных услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-------------------------------------+------+--------+-----+-----+-------¦
¦8¦Списана фактическая себестоимость ¦791 ¦903 ¦2600 ¦- ¦- ¦
¦ ¦рекламных услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-------------------------------------+------+--------+-----+-----+-------¦
¦9¦Списаны доходы от основной ¦703 ¦791 ¦5000 ¦- ¦- ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

________________________

* На счете 64 "Расчеты по налогам и платежам" можно открыть дополнительный субсчет, например "Расчеты по налогу на рекламу".

Пример 4

Телекомпания предоставила рекламные услуги. Их стоимость составила 12050 грн., из которых 2000 грн. - НДС, 50 грн. - налог на рекламу. По договору заказчик сделал 80% предоплату, а оставшуюся сумму внес после фактического выхода рекламы. Себестоимость рекламных услуг - 6000 грн. В таблице 4 показано, как, по мнению авторов, эти операции отразятся в учете у производителя рекламы.

Таблица 4

Бухгалтерский и налоговый учет у производителя рекламы

+----------------------------------------------------------------------------+
¦N ¦ Содержание операции ¦Корреспонденция¦Сумма¦ Налоговый ¦
¦п ¦ ¦ счетов ¦грн. ¦ учет ¦
¦/ +--------------------------------------+---------------¦ +------------¦
¦п ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦ ВД ¦ ВР ¦
+--+--------------------------------------+-----+---------+-----+-----+------¦
¦1 ¦Получена предоплата от рекламодателя ¦311 ¦361 ¦9640 ¦8000 ¦- ¦
+--+--------------------------------------+-----+---------+-----+-----+------¦
¦2 ¦Начислены налоговые обязательства по ¦643 ¦641 ¦1600 ¦- ¦- ¦
¦ ¦НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------------+-----+---------+-----+-----+------¦
¦3 ¦Включены в расчеты с бюджетом ¦64 ¦641 ¦40 ¦- ¦- ¦
¦ ¦обязательства по налогу на рекламу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------------+-----+---------+-----+-----+------¦
¦4 ¦Отражен доход от рекламных услуг ¦361 ¦703 ¦12050¦2000 ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------------+-----+---------+-----+-----+------¦
¦5 ¦Отражены налоговые обязательства по ¦703 ¦643 ¦1600 ¦- ¦- ¦
¦ ¦НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------------+-----+---------+-----+-----+------¦
¦6 ¦Начислены налоговые обязательства по ¦703 ¦641 ¦400 ¦- ¦- ¦
¦ ¦НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------------+-----+---------+-----+-----+------¦
¦7 ¦Начислен налог с рекламы ¦703 ¦64 ¦40 ¦- ¦- ¦
+--+--------------------------------------+-----+---------+-----+-----+------¦
¦8 ¦Начислен налог с рекламы по ¦703 ¦64 ¦10 ¦- ¦- ¦
¦ ¦обязательствам, срок оплаты которых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦еще не наступил* ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------------+-----+---------+-----+-----+------¦
¦9 ¦Списаны расходы на предоставление ¦903 ¦23 ¦6000 ¦- ¦- ¦
¦ ¦рекламных услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------------+-----+---------+-----+-----+------¦
¦10¦Списана фактическая себестоимость ¦791 ¦903 ¦6000 ¦- ¦- ¦
¦ ¦рекламных услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------------+-----+---------+-----+-----+------¦
¦11¦Списаны доходы от основной ¦703 ¦791 ¦10000¦- ¦- ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------------+-----+---------+-----+-----+------¦
¦12¦Получены остальные средства (20%) от ¦311 ¦361 ¦2410 ¦- ¦- ¦
¦ ¦рекламодателя ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------------+-----+---------+-----+-----+------¦
¦13¦Включены в расчеты с бюджетом ¦64 ¦641 ¦10 ¦- ¦- ¦
¦ ¦обязательства по налогу с рекламы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

________________________

* По нашему мнению, сумма налога на рекламу должна быть включена в состав обязательства только после окончательного расчета с заказчиком.

Все о бухгалтерском учете,
N 92 (880), 30 сентября 2003 г.