Валовой доход*

Основные нормативные документы

1. Закон о налогообложении прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.1997 N 283/97-ВР (с изменениями и дополнениями).

2. Закон об аренде земли - Закон Украины от 06.10.1998 N 161-XIV "Об аренде земли" (и изменениями и дополнениями).

3. Закон N 349 - Закон Украины от 24.12.2002 N 349-1У "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий".

Доходы от операций аренды земли

В целях налогообложения под арендой земли, согласно пп. 1.18.4 ст.1 Закона о налогообложении прибыли, понимается хозяйственная операция, предусматривающая предоставление арендодателем земли в пользование другому юридическому или физическому лицу на определенный срок, по целевому назначению и за арендную плату. Порядок осуществления аренды земли устанавливается Законом об аренде земли.

Согласно ст.З этого Закона, аренда земли - это основанное на договоре срочное, платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности. Объектами аренды являются земельные участки, которые пребывают в собственности граждан и юридических лиц Украины, территориальных громад сел, поселков, городов (в коммунальной собственности), государства. Также объектами аренды могут быть земельные участки с насаждениями, зданиями, сооружениями, водоемами, которые расположены на них, если это предусмотрено договором аренды.

Арендодателями земли являются собственники земли (ст. 5 Закона об аренде земли), а арендаторами (ч.2 ст.6) могут быть:

1) районные, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, Совет министров Автономной Республики Крым и КМ Украины;

2) органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы;

3) граждане Украины, юридические лица, религиозные, общественные организации, международные объединения и организации, а также иностранные государства, иностранные юридические и физические лица, лица без гражданства.

Пунктом 3 ст.6 Закона об аренде земли установлено ограничение на передачу в аренду земель сельскохозяйственного назначения, которое заключается в следующем: арендаторами земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства могут быть юридические лица, учредительными документами которых предусмотрено осуществление этого вида деятельности, а также физические лица, которые имеют необходимую квалификацию или опыт работы в сельском хозяйстве.

Согласно ст. 19 этого Закона, вознаграждение арендодателю земли выплачивается в виде арендной платы за земельный участок. Размер, форма и сроки внесения арендной платы устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды. Внесение арендной платы на будущий период аренды допускается на срок, не более 1 года. В налоговом учете операции аренды земли, согласно абз. 3 пп. 7.9.6 ст. 7 Закона о налогообложении прибыли, отражают по правилам оперативного лизинга.

Доходы от операций аренды жилых помещений

Согласно пп.1.18.5 ст.1 Закона о налогообложении прибыли, аренда жилых помещений - хозяйственная операция, которая предусматривает предоставление жилого дома или квартиры ее владельцем в пользование другому физическому или юридическому лицу на определенный срок или бессрочно для целевого использования и за арендную плату.

Максимальный размер арендной платы, который выплачивается физическими лицами за аренду жилого помещения для его использования в качестве постоянного места жительства, подлежит регулированию в порядке, определенном КМ Украины. Однако действующим законодательством установлены правила определения размера арендной платы только для аренды жилых помещений, находящихся в государственной собственности, в том числе находящихся на балансе приватизированных предприятий и не вошедших в уставный фонд такого предприятия. Сумма арендной платы в таких случаях определяется в соответствии с положениями Закона Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" в редакции от 14.03.1995 N 98/95-ВР (с изменениями и дополнениями) и Методики расчета и использования платы за использование государственного имущества, утвержденной Постановлением КМУ от 10.04.1995 N 786 (с изменениями и дополнениями).

Величина арендной платы, которая выплачивается физическими лицами за аренду жилого помещения для его использования в других целях, нежели в качестве постоянного места жительства, а также величина арендной платы, которая выплачивается юридическими лицами, регулированию не подлежат.

Таким образом, если налогоплательщик сдает жилое помещение другому налогоплательщику - юридическому лицу, то размер арендной платы определяется соглашением сторон (кроме аренды госимущества). Юридическим лицам необходимо учитывать то, что осуществление операций по аренде жилых помещений должно соответствовать, в том числе, положениям Жилищного кодекса Украины. В налоговом учете операции аренды жилых помещений, согласно абз.3 пп.7.9.6 ст.7 Закона о налогообложении прибыли, отражают по правилам оперативного лизинга.

Особенности учета продажи товаров
(работ, услуг) при бартерных операциях

Согласно п. 1.19 ст. 1 Закона о налогообложении прибыли, бартер (товарный обмен) - хозяйственная операция, которая предусматривает проведение расчетов за товары (работы, услуги) в любой иной форме, нежели денежная, включая любые виды зачета и погашения взаимной задолженности, в результате которых не предусматривается зачисление средств на счета продавца для компенсации стоимости таких товаров (работ, услуг).

Следовательно, с позиции налогового законодательства Украины, к разряду бартерных операций относятся не только операции мены (обмен одного имущества на другое), а также операции, осуществляемые на основе договора, в котором предусмотрен обмен услуг на товары, проведение зачета и т.п.

Согласно пп.7.1.1 ст. 7 Закона о налогообложении прибыли, доходы от осуществления товарообменных (бартерных) операций определяются исходя из договорной цены такой операции, но не ниже обычной цены.

Порядок определения обычной цены (справедливой рыночной цены) установлен п.1.20 ст. 1 Закона о налогообложении прибыли: налогоплательщику при проведении бартерных операций необходимо включать в валовой доход (ВД) доходы по ценам, определенным с учетом следующих общих положений данной нормой:

 цена договора должна соответствовать цене на данные товары (работы, услуги) при их продаже лицу, не зависящему юридически и фактически (действующим законодательством не даны определения этих терминов, в связи с чем отсутствует определенность при их применении) от налогоплательщика;

 налогоплательщик должен владеть достаточной информацией (это понятие также не определено Законом) о продаваемых товарах (работах, услугах). Налогоплательщик должен владеть информацией о ценах, сложившихся на рынке идентичных (а при отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в частности:

 информацией о заключенных на момент продажи такого товара (работы, услуги) договорах с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях;

 информацией о цене при публичной продаже, а также о биржевой цене товара (работы, услуги), идентичных (однородных) товаров (работ, услуг).

В случае если на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) не осуществляются операции с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами), или при отсутствии или недоступности соответствующей информации, обычной ценой считается цена договора.

В том случае, когда налогоплательщи осуществляет операции по продаже на конкурсной основе, путем публичной продажи, продажи товаров (работ, услуг), цены на которые подлежат государственному регулированию, а также, если он является естественным монополистом, налогоплательщику необходимо применять специальные правила, установленные п. 1.20 Закона о налогообложении прибыли.

Особенности учета доходов от выполнения долгосрочных контрактов

В учете результатов деятельности по долгосрочным договорам (контрактам) налогоплательщикам предоставлено право выбора между обычным и особым порядком налогообложения, установленным п. 7.10 Закона о налогообложении прибыли.

Согласно пп. 7.10.2 ст. 7 Закона о налогообложении прибыли, под термином "долгосрочный договор (контракт)" следует понимать любой договор на изготовление, строительство, установку или монтаж материальных ценностей, которые будут входить в состав основных фондов заказчика или составные части таких основных фондов, а также на создание нематериальных активов, связанных с таким изготовлением, строительством, установкой или монтажом (услуги типа "инжиниринг", научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и разработки), при условии, если такой контракт не планируется завершить раньше чем через 9 мес. с момента осуществления первых расходов или получения аванса (предоплаты).

Основными особенностями учета расходов на выполнение долгосрочных контрактов следует признать следующие:

1. Отличие особого порядка учета результатов деятельности по долгосрочному договору от обычно применяемого состоит в том, что при применении обычного порядка налогоплательщик ведет учет ВД и валовых расходов (ВР) в целом за период, исполнителю же долгосрочного договора обязательно необходимо вести учет доходов и расходов отдельно по такому долгосрочному договору.

2. Исполнитель по долгосрочному договору самостоятельно определяет доходы и расходы, начисленные (понесенные) в течение отчетного периода в связи с выполнением долгосрочного договора (контракта), используя оценочный коэффициент выполнения такого долгосрочного контракта. Согласно пп.7.10.5 ст.7 Закона о налогообложении прибыли, доход исполнителей в отчетном периоде определяется как произведение общедоговорной цены долгосрочного договора (контракта) на оценочный коэффициент выполнения доля госрочного контракта (соотношение суммы фактических расходов отчетного периода, непосредственно связанных с выполнением долгосрочного договора, к сумме общих расходов, планируемых исполнителем при выполнении долгосрочно го контракта). Согласно пп.7.10.7 ст.7 Закона о налогообложении прибыли, сумма таким образом рассчитанного дохода включается в состав ВД.

Сумма авансов и предоплат учитывается аналогично доходам, полученным за фактически выполненные работы. Согласно пп.7.10.7 ст.7 Закона о налогообложении прибыли, для целей налогообложения суммы авансов или предоплат, предоставленных исполнителю долгосрочного договора (контракта), относятся в составу ВД такого исполнителя исключитель но в пределах сумм, определенных с учетом оценочного коэффициента.

После завершения долгосрочного договора (контракта) исполнитель осуществляет перерасчет сумм налоговых обязательств, предварительно определенных по результатам каждого налогового периода в течение срока выполнения такого долгосрочного договора (контракта), учитывая фактический коэффициент выполнения долгосрочного договора (контакта) как соотношения расходов соответствующих предыдущих отчетных периодов к фактическим общим расходам, понесенным (начисленным) исполнителем при выполнении долгосрочного договора (контракта), и доход таких периодов как произведение конечной договорной цены объекта долгосрочного договора (контракта) на фактический коэффициент выполнения долгосрочного договора (контракта).

Если вследствие перерасчета оказывается, что налогоплательщик завысил или занизил сумму налоговых обязательств, рассчитанную по итогам любого предыдущего налогового периода в течение выполнения долгосрочного договора (контракта), это завышение или занижение учитывается соответственно в уменьшение или увеличение ВД такого налогоплательщика в налоговом периоде завершения долгосрочного договора (контракта) с применением к сумме определенной разницы процента, равного 120% ставки НБУ, которая действовала на момент осуществления такого перерасчета, за срок действия такой переплаты или недоимки.

При этом отсчет срока исковой давности начинается с налогового периода, в котором завершается долгосрочный договор (контракт).

Таким образом, налогоплательщикам, заключающим в качестве исполнителя долгосрочный договор (контракт) для определения финансовых выгод от выполнения этого договора, в первую очередь, необходимо произвести оценку налоговых выигрышей и потерь, получаемых в результате применения особого порядка налогового учета.

Доходы, не связанные с продажей товаров (работ, услуг)

Учет безвозвратной финансовой помощи

Согласно абз.2 пп.4.1.6 ст.4 Закона о налогообложении прибыли, в состав ВД налогоплательщика включаются суммы безвозвратной финансовой помощи.

Перечень сумм, являющихся безвозвратной финансовой помощью, определен пп.1.22.1 ст.1 Закона о налогообложении прибыли.

1. Согласно абз.2 пп.1.22.1 ст.1 Закона о налогообложении прибыли, безвозвратной финансовой помощью признается в том числе сумма денежных средств, переданных плательщику налога согласно договорам дарения, другим подобным договорам, не предусматривающим соответствующей компенсации или возврата таких денежных средств (за исключением бюджетных дотаций и субсидий), или без заключения таких соглашений. Таким образом, следует выделить следующие критерии отнесения доходов, получаемых налогоплательщиком к указанному виду безвозвратной финансовой помощи:

1. Денежные средства переданы налогоплательщику на основании договоров дарения, других подобных договоров.

2. Денежные средства переданы налогоплательщику без заключения каких-либо соглашений.

3. Договоры и соглашения не должны предусматривать передачу в каком-либо виде компенсации, а также возврата таких денежных средств.

4. Получаемые денежные средства не должны являться бюджетными дотациями и субсидиями.

Поскольку договор "дарения" занимает в данной норме базовое место, а все остальные договора можно считать производными, то налогоплательщику необходимо применять правила, установленные гл.22 "Дарение" Гражданского кодекса (ГК) УССР, а также учитывать следующее:

 для заключения такого договора необходимо наличие взаимного волеизъявления сторон;

 договор считается заключенным с момента передачи денежных средств, то есть дата возникновения ВД определяется исходя из фактической даты передачи денежных средств;

 юридические лица могут быть сторонами по договору только в случаях, когда такой договор не противоречит их уставным целям, задачам и предмету деятельности, а также нормам действующего законодательства;

 договор должен быть заключен в письменной форме.

Учет возвратной финансовой помощи

Учет возвратной финансовой помощи по Закону N 349. В соответствии с пп.1.22.2 Закона о налогообложении прибыли, возвратная финансовая помощь это "сумма денежных средств, переданная плательщику налога в пользование на определенный срок в соответствии с договорами, которые не предусматривают начисление процентов или предоставление прочих видов компенсаций как платы за пользование такими денежными средствами"**. Для того чтобы финансовая помощь была признана по закону возвратной финансовой помощью, необходимо, чтобы она удовлетворяла всем следующим критериям:

 денежная форма помощи***;

 срочный характер помощи; то есть в заключенном гражданско-правовом договоре на ее передачу обязательно должен быть указан срок возврата (договоры до востребования не допускаются); применяя принцип аналогии закона**** мы приходим к выводу о том, что финансовая помощь, срок возврата которой определен моментом востребования, относится к безвозвратной финансовой помощи;

 договор на передачу финансовой помощи не предусматривает компенсации как платы за пользование финансовой помощью. Условно (закон не предусматривает такой классификации) для удобства анализа выделим два вида возвратной финансовой помощи:

- возвратная финансовая помощь, полученная от лиц, являющихся плательщиками налога на прибыль предприятий по ставке, определенной ст. 10 Закона о налогообложении прибыли;

- возвратная финансовая помощь, полученная от лиц, не являющихся плательщиками налога на прибыль (в том числе нерезидентов, плательщиков единого налога и т.п.); лиц, имеющих льготы по налогу, включая право применения ставки налога низшей, чем установленная п.7.2 или ст.10 Закона о налогообложении прибыли.

Такая классификация введена вследствие того, что каждый из таких видов финансовой помощи по-разному отражается в налоговом учете. Итак, порядок включения в ВД и ВР таков:

Возвратная финансовая помощь первого вида не включается в ВД при ее получении и не относится к ВР при возврате. Однако если до окончания отчетного периода такая финансовая помощь не будет возвращена заимодавцу, то в ВД как один из видов безвозвратной финансовой помощи включается сумма процентов, условно начисленных на сумму такой возвратной финансовой помощи. Итак, если на конец отчетного периода у Вас "висит" возвратная финансовая помощь первого вида, то Вам следует посчитать и отнести к ВД сумму условно начисленных процентов на сумму возвратной финансовой помощи первого вида.

Условно начисленные проценты считаются в порядке, предусмотренном абз.б пп.1.22.1: "...в размере учетной ставки Национального банка Украины, рассчитанной за каждый день фактического использования такой возвратной финансовой помощи". При этом не забывайте, что ставка периодически меняется (ее размер устанавливается письмами НБУ).

Логика, которой руководствовался законодатель при создании данной нормы закона, понятна: если уж кто-либо пользуется деньгами бесплатно, то у него образуется доход на сумму неуплаченных заимодавцу процентов - эта сумма и отражается в составе ВД.

Возвратная финансовая помощь рторог вида, полученная плательщиком налога в отчетном периоде и не возвращенная на конец отчетного периода, включается в ВД (абз. пп.4.1.6 Закона о налогообложении прибыли) При возврате такой финансовой помощи ВР увеличиваются на ее сумму (там же).

Условно начисленные проценты на возвратную финансовую помощь второго вида не начисляются и ВД не увеличивают.

Предоставление и получение обратно возвратной финансовой помощи как первого, так и второго вида у заимодавца на налогообложение не влияет.

Как видим, разница между возвратной финансовой помощью первого и второго вида существенна, а различаются они лишь порядком уплаты налога на прибыль заимодавца, помощь предоставившего. В связи с этим при заключении договора о предоставлении возвратной финансовой помощи необходимо:

1. Четко указать в договоре, к какой категории лиц (предоставляющих помощь цервого вида или второго вида) относится заимодавец, и на основании реквизитов договора отражать возвратную финансовую помощь в налоговом учете. В том случае, если в течение срока пользования возвратной финансовой помощью заимодавец свой "вид" поменял, то изменении в налоговом учете финпомощи все равно не происходит, ибо в законе речь идет о возвратной финансовой помощи, "полученной" от некоторого лица, - то есть значение имеет статус заимодавца в момент предоставления помощи, а не после того.

2. Точно знать, какие лица относятся к категории лиц, предоставляющих финансовую по мощь второго вида: "Лица, не являющиеся плательщиками этого налога (в том числе нерезиденты), или лица, которые в соответствии с законодательством имеют льготы по этому налогу, включая право применения ставки налога низшей, чем установленная пунктом 7.2 статьи 7 или статьей 10 этого Закона" (абз.З пп.4.1.6 Закона о налогообложении прибыли). Итак, наша задача заключается в том, чтобы определить четкий перечень таких лиц. А начать здесь следует, как обычно, сзади!

Первым делом установим, что же такое "льготы по этому налогу" и какие лица имеют на них право. Следует отметить, что такое понятие как "льгота" действующим законодательством не определено, компетентные органы (в том числе и ГНАУ) должны бы дать ему официальное аргументированное толкование. До этого момента однозначное и неоспоримое определение этому понятию дать не представляется возможным: можно предлагать лишь версии, одну из которых мы и выносим на Ваш суд. По мнению автора данной статьи, понятие "льгота по налогу на прибыль предприятий" следует понимать как "освобождение ряда хозяйствующих субъектов, Соответствующих установленным Законом критериям, от налога на прибыль предприятий; а равно освобождение от налога на прибыль прибыли, полученной от осуществления определенных Законом операций"; к льготам по налогу на прибыль исключительно для целей пп.4.1.6 относится также и "применение ставки налога низшей, чем установлена пунктом 7.2 статьи 7 и статьей 10 Закона о налогообложении прибыли". Особый порядок учета доходов и расходов (как это было, допустим, для субъектов издательской деятельности) к льготам не относится.

Автор дает такое определение понятию "льгота по налогу на прибыль", основываясь на принципе аналогии закона, который был применен следующим образом: понятие "льгота по налогу на прибыль" предприятия используется в Законе о налогообложении прибыли 5 раз (за исключением пп.4.1.6 и пп.7.8.2, содержание которых не позволяет связать это не определенное законом понятие с понятиями, законом установленными) в следующем контексте:

 пп.7.12.1 понятие "льгота" отождествляет с освобождением от налога на прибыль прибыли, полученной предприятиями и организациями общественных организаций инвалидов, которые удовлетворяют определенным критериям, от осуществления ими определенных этим Законом видов деятельности;

 в пп.7.13.2 и в пп.7.13.2 понятие "льгота по налогу на прибыль" отождествляется с освобождением от налога на прибыль прибыли Чернобыльской АЭС, полученной при определенных условиях.

Это, по мнению автора, является достаточным подтверждением правомерности отождествления понятия "льгота по налогу на прибыль" с "освобождением ряда хозяйствующих субъектов, соответствующих установленным Законом критериям, от налога на прибыль предприятий; а равно освобождением от налога на прибыль прибыли, полученной от осуществления определенных Законом операций"

Налоговое разъяснение по вопросу возвратной финансовой помощи. Уважаемые коллеги! Традиционная неразбериха в налоговом законодательстве, в котором обнаружить хоть какую-нибудь систему может только начинающий специалист, усугубляется еще и "задними" нормативно-правовыми актами. Мало нам того, что Закон N 349 задним числом вступил в силу - с 1 января 2003 г., хотя обнародован официально был аж 22 января, - так еще и налоговое разъяснение к нему "заднее" появилось: разъясняет оно нам, как отражать в налоговом учете возвратную финансовую помощь давно минувших налоговых периодов. "Заднее" нормотворчество становится нормой в Украине!

Итак, в данной статье речь пойдет о налоговом разъяснении о порядке отражения в налоговом учете операций по получению и возврату сумм возвратной финансовой помощи (займа), утвержденном приказом ГНАУ от 24.01.2003 N 26, далее - Налоговое разъяснение N 26), которое фактически разъясняет порядок отражения в налоговом учете возвратной финансовой помощи, предусмотренный старой редакцией Закона о налогообложении прибыли*****.

Первое, на что следует обратить внимание бухгалтеру: - это совсем не новая редакция п.1.22 Закона о налогообложении прибыли, и не изменения в пп.4.1.6, абз.1 разд. II "Переходные положения"******* Закона N 349 "задние" законы нужно и начинать читать сзади! Эта полезная законодательная норма гласит следующее: возвратная финансовая помощь, полученная до вступления в силу Закона N 349, отражается в налоговом учете по правилам, действовавшим на момент ее предоставления - такой порядок будет действовать до 1 января 2004 г.!

Итак, полученная до 1 января 2003 г. возвратная финансовая помощь на протяжении всего 2003 г. отражается в налоговом учете в соответствии с правилами старой редакции Закона о налогообложении прибыли. Вот почему ГНАУ издает "фискальное" разъяснение, регулирующее порядок отражения в налоговом учете возвратной финансовой помощи по старой редакции Закона: эти же правила продолжают действовать в 2003 г. относительно возвратной финансовой помощи, полученной до 1 января!

Что подвигло разъяснителей на создание такого разъяснения, мы выяснили, теперь перейдем к его анализу. Рассмотрим порядок отражения в налоговом учете возвратной финансовой помощи до вступления в силу Закона N 349: как по-налоговски, так и в понимании данного вопроса редакцией "Экспресса".

ГНАУ трактует порядок отражения в налоговом учете возвратной финансовой помощи (по старой редакции Закона о налогообложении прибыли) так:

Первое. При получении - включать в ВД на основании пп.7.9.1. Аргумент в подтверждение такой точки зрения приводится, мягко говоря, спорный: "Поскольку подпунктом 7.9.1 пункта 7.9 статьи 7 Закона не предусмотрено исключение из состава валового дохода предприятия-заемщика денежных средств привлеченных в заем, то такие денежные средства включаются в валовой доход согласно пункту 4.1 статьи 4 указанного Закона, а именно подпункту 4.1.6 пункта 4.1 статьи 4, в качестве доходов от внереализационных операций".

Автор данной статьи придерживается другого мнения: беспроцентные займы (понятие "возвратная финансовая помощь", хотя традиционно существовало и давно, но законодатель-но было определено лишь Законом N 349) не включаются в ВД.

Аргумент первый, прямо противоположный налоговскому подходу: закон не предусматривает включения в ВД возвратной финансовой помощи, а никто не обязан делать то, что прямо не предусмотрено законом (ст. 19 Конституции Украины). Более того, п.4.1 ст.4 Закона о налогообложении прибыли гласит, что "вало вой доход - это общая сумма дохода плательщика налога...". Определения понятия "доход" налоговая отрасль права не содержит. Оно существует лишь в П(С)БУ 15 "Доход", и возвратная финансовая помощь под критерии "дохода" (по п.5 П(С)БУ 15) аж никак не подходит Итак: нет дохода - нет и ВД!

Аргумент второй, косвенный. Законодателе очень осторожно и в п.1 разд.II указал, что если в соответствии с разъяснением налогового органа плательщик налога включил в ВД возвратную финансовую помощь, то он имеет право включить ее и в ВР в налоговом периоде ее возврата. Устанавливая такое специальное правило законодатель подтверждает тот факт, что закон не требовал включения в ВД возвратной финансовой помощи! Иначе зачем же писать специальную норму, отличную от общего порядка?!

Такой же точки зрения, как это ни удиви тельно, придерживается и ГНА г.Киева (письмо от 18.10.2002 N 6308/7/08-106 приведено после статьи)! И судебные органы - "за": из влечение из информационного письма ВХСУ от 29.08.2001 N 01-8/935 приведено после статьи! Какие еще нужны аргументы?

Второе. При возврате финансовой помощи ее суммы исключаются из ВД заемщика, - твердит ГНАУ. Если ранее во всевозможных письмах и разъяснениях, которые за многочисленностью приводить не будем, звучало "нет" ВР при возврате финпомощи (и это, кстати, вполне справедливо и в полной мере законодательству соответствует - действительно, этого ст. 5 Закона о налогообложении прибыли не предусматривает), то теперь они по-другому выкрутились (лишь бы под Закон N 349 хоть как-то подстроиться). Ехали-ехали, и наконец приехали! Вот чего-чего, а корректировки ВД в сторону уменьшения при возврате чего бы то ни было кому бы то ни было закон уж точно не предусматривает!

Подведем итоги. Итак, наша точка зрения остается прежней: в соответствии со старой редакцией Закона о налогообложении прибыли, суммы возвратной финансовой помощи в ВД не включаются при получении, а в ВР - при возврате. А п.1 разд.II Закона N 349 продлевает такой порядок налогообложения для возвратной финансовой помощи, полученной до 1 января 2003 г. (или, для спорщиков, - до 22 января; аргументы для спора читайте в "Экспрессе" N 4/2003) на весь 2003 г.!

_______________________________

* Продолжение. Начало в NN 29,30/2003.

** Здесь и далее перевод с украинского языка авторский.

*** Как известно, финансовая помощь (в гражданском праве заем) может носить не только денежный, но и вещный характер (ст.374 ГК УССР).

**** Этот принцип теории права гласит, что к неурегулированному отношению применяется законодательная норма, регулирующая сходное отношение.

***** Закон Украины от 22.05.1997 N 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" (с изменениями и дополнениями, но без учета изменений, внесенных Законом N 349).

****** "II. Переходные положения.

1. Возвратная финансовая помощь, предоставленная до момента вступления в силу этого Закона, облагается налогом по правилам, которые действовали на момент ее предоставления. При этом, если плательщик налога включил суммы такой возвратной помощи в состав валовых доходов в соответствии с разъяснениями контролирующих органов, такой плательщик налога имеет право включить сумму такой возвратной финансовой помощи (ее части) в состав валовых расходов по результатам налогового периода, в котором осуществляется ее возврат. Это правило действует до 1 января 2004 года." (Закон N 349).

Экспресс анализ законодательних и нормативных актов
4 августа 2003 N 31 (379)
Подписной индекс 40783