Местные налоги и сборы
Обязательность уплаты местных налогов и сборов (обязательных платежей) предусмотрена ст. 15 Закона Украины "О системе налогообложения" от 25.06.91 г. N 1251-XII в редакции Закона Украины от 18.02.97 г. N 77/97-ВР с изменениями и дополнениями (далее - Закон о системе налогообложения).
Основным документом, регулирующим порядок, объект, механизм исчисления, а также предельные ставки местных налогов и сборов (обязательных платежей), является Декрет Кабинета Министров Украины "О местных налогах и сборах" от 20.05.93 г. N 56-93 с изменениями и дополнениями (далее - Декрет о местных налогах). Необходимо отметить, что ст. 7 Закона о системе налогообложения и ст. 18 Декрета о местных налогах оговаривает, что конкретные размеры ставок, действующие на определенной территории, должны устанавливать в допустимых пределах своим решением органы местного самоуправления.
Т. о., в каждом регионе существует "свое" Положение о местном налоге, сборе, утвержденное решением местного органа самоуправления. В связи с этим, хотим обратить ваше внимание, что как показывает практика, нормы указанных положений могут не совсем совпадать с нормами Декрета о местных налогах. В связи с этим хотелось бы напомнить, что органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно устанавливать и определять порядок уплаты местных налогов (и только!) без предоставления дополнительных полномочий по установлению объекта налогообложения.
В данной консультации при рассмотрении механизма начисления будет приводиться точка зрения Кабинета Министров Украины, изложенная в Декрете о местных налогах, а также, в некоторых случаях, органов местного самоуправления на примере Киевского городского совета народных депутатов.
Кроме того, необходимо отметить, что Декрет о местных налогах не устанавливает льгот по уплате налогов и сборов отдельным плательщикам. Но в соответствии со ст. 18 Декрета о местных налогах органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право вводить льготные налоговые ставки, полностью отменять отдельные местные налоги и сборы или же освобождать от их уплаты отдельные категории плательщиков и предоставлять им отсрочки в уплате местных налогов и сборов.
В любом случае рекомендуем поинтересоваться мнением органов местного самоуправления о механизме начисления местных налогов и сборов в вашем регионе, дабы избежать в дальнейшем недоразумений с контролирующими органами.
В отношении сроков уплаты и представления расчетов относительно местных налогов и сборов необходимо отметить, что в соответствии со ст. 19 Декрета о местных налогах и сборах местные налоги и сборы перечисляются в бюджет местного самоуправления в порядке, определенном советами,которыми они устанавливаются. В связи с этим, хотелось бы обратить внимание читателей на ст. 57 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2003 год" от 26.12.2002 г. N 380-IV с изменениями и дополнениями (далее - Закон N 380).
В соответствии со ст. 57 Закона N 380 местные налоги и сборы (обязательные платежи), которые согласно Закону N 380 зачисляются в местный бюджет и для которых законодательно не определены сроки их уплаты, уплачиваются ежемесячно в порядке, определенном Законом Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. N 2181-III с изменениями и дополнениями (далее - Закон N 2181) для платежей, которые имеют базовый (отчетный) период - календарный месяц.
Местные налоги и сборы (обязательные платежи), для которых законодательно не предусмотрено представление налоговых деклараций (расчетов), предоставляют ежемесячные расчеты о надлежащих к уплате суммах обязательных платежей в порядке, определенном законодательством для обязательных платежей с базовым (отчетным) периодом - календарный месяц.
Своевременно не внесенные в бюджет суммы этих платежей считаются налоговым долгом и взимаются в бюджет в порядке, определенном законодательством.
Т. о., если в местном решении (положении) не определены сроки уплаты местных налогов, то порядок их уплаты осуществляется в соответствии со ст. 57 Закона N 380. При этом взыскание не внесенных в определенный срок местных налогов и сборов осуществляется согласно порядку, установленному Законом N 2181.
Законом о системе налогообложения предусмотрены 2 местных налога и 14 сборов (обязательных платежей). Прежде чем мы перейдем к детальному их рассмотрению, необходимо отметить, что с 01.01.2004 г. отменяется уплата следующих сборов:
-гостиничный сбор, в соответствии с Законом Украины от 20.03.2003 г. N 641-IV;
- сбор за проезд по территории пограничных областей автотранспорта, который направляется за границу, в соответствии с Законом Украины от 03.04.2003 г. N 703-IV.
Налог с рекламы
Напомним, что в соответствии со ст. 1 Закона Украины "О рекламе" N 270/96-ВР от 03.07.96 г. с изменениями и дополнениями:
реклама - это специальная информация о лице (юридическом или физическом) или продукции (товарах, работах, услугах, ценных бумагах), распространяемая в любом формате и любым способом с целью прямого или опосредованного получения прибыли;
рекламодатель - лицо, которое является заказчиком рекламы для ее установления и/или размещения;
распространитель рекламы - лицо, которое осуществляет распространение (установление и размещение) рекламы любыми рекламными средствами.
В соответствии со ст. 11 Декрета о местных налогах объектом налога с рекламы является стоимость услуг за установление и размещение рекламы. Следовательно, плательщиками налога с рекламы являются юридические лица и граждане, заказывающие услуги по установлению и размещению рекламы.
Налог с рекламы платится со всех видов объявлений и сообщений, которые передают информацию с коммерческой целью с помощью средств массовой информации, прессы, телевидения, афиш, плакатов, рекламных щитов, других технических средств, имущества и одежды; на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте и в других местах.
Налог с рекламы уплачивается во время оплаты услуг за установление и размещение рекламы.
Предельный размер налога с рекламы не должен превышать 0,1% стоимости услуг за размещение разовой рекламы и 0,5% за размещение рекламы на длительное время.
Рассмотрим некоторые моменты уплаты налога с рекламы на примере Положения о налоге с рекламы, утвержденного решением Киевского городского совета от 24.04.2003 г. N 360/520 (далее - Положение Киевгорсовета).
Согласно п. 4.1 Положения Киевгорсовета ставка налога устанавливается в процентах от стоимости услуг, предоставленных предприятию или физическому лицу по рекламированию продукции. В г. Киеве, налог с рекламы уплачивается по следующим ставкам:
- за размещение разовой рекламы всех видов сумма сбора составляет 0,1%;
- за размещение рекламы на длительное время сумма сбора составляет 0,5%.
В соответствии с Положением Киевгорсовета от налогообложения освобождается:
1) размещение информации, которая отражает социальные события, интересы политических партий, религиозных и общественных организаций и/или предназначена для их поддержки;
2) реклама благотворительных мероприятий;
3) информационные вывески, которые размещаются в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины;
4) объявления и сообщения об изменении места нахождения предприятий, учреждений, организаций, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов.
Распространителем насчитывается налог с рекламы, исходя из установленной ставки и стоимости предоставленных рекламных услуг, и выделяется в расчетных документах отдельной строкой, затем полученная от налогоплательщика сумма налога вносится распространителем в районный бюджет по месту его регистрации.
Хотелось бы обратить внимание, что ни Декретом о местных налогах, ни Положением Киевгорсовета не предусмотрено в качестве объекта налогообложения стоимость работ по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг).
Т. о., в случае саморекламы налог с рекламы не должен начисляться в связи с отсутствием объекта налогообложения. Примером саморекламы может служить не только самостоятельное изготовление рекламной продукции, но и проведение рекламных мероприятий, в т. ч. презентаций, бесплатные раздачи образцов товаров и т. д.
В соответствии с Положением Киевгорсовета перечисление суммы налога с рекламы в бюджет осуществляется в течение 10-ти календарных дней, следующих за последним днем предельного срока для представления расчета уплаты налога.
Расчет уплаты налога с рекламы (по соответствующей форме) подается в Государственную налоговую инспекцию соответствующего района в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца.
В налоговом учете у рекламодателя налог с рекламы включается в состав валовых расходов на основании пп. 5.2.5 п. 5.2 ст. 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28.12.94 г. N 334/97-ВР в редакции Закона Украины от 22.05.1997 г. N 283/97-ВР с изменениями и дополнениями (далее - Закон о прибыли).
При отражении налога с рекламы у изготовителя (лица, ответственного за его начисление и уплату в бюджет), важно помнить, что в соответствии с п. 3.2 ст. 3 Закона N 2181 суммы налога с рекламы являются бюджетным фондом, принадлежащим государству. Т. о., у изготовителя суммы налога с рекламы в налоговом учете (по налогу на прибыль) не отражаются.
В отношении НДС необходимо отметить, что в соответствии с п. 4.1 ст. 4 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР с изменениями и дополнениями в базу налогообложения предусмотрено включение общегосударственных налогов и сборов (обязательных) платежей. Поскольку налоге рекламы не входит в перечень общегосударственных налогов и сборов, а является местным налогом, при определении базы обложения НДС его сумма не учитывается. Т. о., в налоговой накладной, которая служит расчетным и отчетным документом для НДС, на наш взгляд налог на рекламу отражаться не должен, поскольку НДС облагается только стоимость услуг по размещению рекламы без учета налога с рекламы.
Коммунальный налог
В соответствии со ст. 15 Декрета о местных налогах плательщиками коммунального налога являются юридические лица, кроме бюджетных учреждений, организаций, планово-дотационных и сельскохозяйственных предприятий.
Предельный размер не должен превышать 10% годового фонда оплаты труда, исчисленного исходя из размера необлагаемого минимума доходов граждан (далее - н. м. д.).
В соответствии с разъяснениями, предоставленными Минстатом Украины в Письме от 13.02.96 г. N 04-2-7/60, для исчисления коммунального налога применяется показатель "среднесписочная (на данное время среднеучетная) численность штатных работников списочного (на данное время учетного) состава". Такая среднеучетная численность исчисляется согласно Инструкции по статистике численности работников, занятых в народном хозяйстве Украины, утвержденная Приказом Минстата Украины от 07.07.95 р. N 171 с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция N 171).
Государственная налоговая администрация в своем Письме от 05.11.2002 г. N 17084/7/15-3417 "О расчете среднеучетного количества работников для исчисления коммунального налога", руководствуясь Письмом N 04-2-7/60, приводит следующий пример.
Пример.
Предприятие стало на учет в государственной налоговой инспекции и начало хозяйственную деятельность с 07.09.2001 г.
Приказом по предприятию о приеме на работу в штат был зачислен 1 человек с 21.09.2001 г.
30.09.2001 г. он был уволен с занимаемой должности.
Т. е., в сентябре 2001 г. на предприятии 10 дней работал 1 человек.
В соответствии с пп. 3.3.2 Инструкции N 171 среднеучетная численность штатных работников на предприятиях, которые работали неполный месяц, определяется путем деления суммы численности штатных работников учетного состава за все дни работы предприятия в отчетном месяце, включая выходные и праздничные (нерабочие) дни за период работы, на общее число календарных дней в отчетном месяце.
1 чел. : 30 дней х 10 дней = 0,333 чел.
Среднеучетная численность за сентябрь, в данном случае - 0,333 чел.
Показатели округляются по обычному правилу элементарной математики. Отдельного правила по округлению величины показателя количества работников до 1, если эта величина менее 1, не существует. Т. е. в описанном случае, среднеучетное количество штатных работников предприятия равняется 0.
Отметим, что в соответствии с п. 4.3 Инструкции N 171 не включаются в среднеучетную численность работники, которые не состоят в штате данного предприятия, а именно принятые на работу по совместительству. Т. о., предприятие не должно насчитывать и платить коммунальный налог за лиц, работающих по совместительству.
Необходимо отметить, что некоторыми местными положениями организации могут быть освобождены от уплаты коммунального налога. Например, Положением о коммунальном налоге, утвержденном решением Киевсовета от 23.05.1995 г. N 62 с изменением и дополнением (далее - Положение Киевсовета) в г. Киеве от уплаты коммунального налога освобождены:
- бюджетные учреждения;
- сельскохозяйственные предприятия;
- предприятия и организации, которые согласно с действующим законодательством полностью освобождаются от обложения налогом из прибыли;
- метрострой и метрополитен;
- государственные коммунальные предприятия системы ВЖРО, которые получают дотации из бюджета;
- благотворительные фонды и общественные организации, целью деятельности которых не является получение прибыли;
- жилищно-строительные кооперативы, которые находятся на самообслуживании и дотируются из бюджета.
Необходимо обратить внимание, что Положением Киевсовета указанные предприятия освобождены от уплаты налога, но они не освобождены от представления налоговой декларации.
В соответствии с п. 5 Положения Киевсовета в г. Киеве коммунальный налог насчитывается предприятиями и организациями ежемесячно и уплачивается предприятиями и организациями в течение 10-ти календарных дней, следующих за последним днем предельного срока для представления расчета уплаты налога. Расчет уплаты коммунального налога подается в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца по месту регистрации плательщика. В бухгалтерском учете в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 "Расходы" (далее - П(С)БУ 16) коммунальный налог относится к административным расходам, следовательно, его начисление отражается по дебету счета 92 "Административные расходы" и кредиту счета 641/КН "Расчеты по коммунальному налогу".
В налоговом учете начисленная сумма коммунального налога включается в состав валовых расходов на основании пп. 5.2.5 п. 5.2 ст. 5 Закона о прибыли.
Сбор за парковку автотранспорта
В соответствии со ст. 3 Декрета о местных налогах плательщиками сбора за парковку автотранспорта являются юридические лица и граждане, паркующие автомобили в специально оборудованных или отведенных для этого местах.
Ставка сбора за парковку автотранспорта устанавливается из расчета за один час парковки, ее предельный размер не должен превышать:
- 3% н. м. д. в специально оборудованных местах;
- 1% в отведенных местах.
Сбор за парковку автотранспорта платится водителями на месте парковки.
Киевгорсовет в своем решении от 17.05.94 г. N 9а с изменениями и дополнениями определил, что:
специально оборудованы места - это места для парковки автотранспорта, размещенные за пределами полос движения проездной части дорог и имеющие разметку, оборудованные дорожными знаками, специальными техническими устройствами (ограждением, въездными и выездными барьерами, шлагбаумами, помещениями для охранников и т. п.), которые могут использоваться для предотвращения похищения автотранспорта;
отведенные места - это места для парковки автотранспорта, определенные дорожными знаками, которые могут иметь дорожную разметку и быть оснащенными устройствами для контроля времени парковки.
Согласно Положению о сборе за парковку автомобилей в г. Киеве, утвержденного решением Киевгорсовета от 17.05.94 г. N 9а с изменениями и дополнениями (далее - Положение Киевгорсовета):
- ставка сбора уменьшается на 50 % для ветеранов Великой Отечественной и локальных войн, а также граждан, которые пользуются льготами, предусмотренными Законом Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы";
- от сбора за парковку автомобилей освобождаются инвалиды-собственники автомобилей с ручным управлением.
Уплата сбора подтверждается квитанцией установленного образца, корешок которой является отчетным документом и сохраняется в установленном порядке для проверки и контроля. Книга (журнал) учета квитанций об уплате сбора подлежит регистрации в налоговой инспекции района города, где расположена стоянка.
Перечисление средств сбора за парковку автомобилей осуществляется организациями, определенными органами местного самоуправления, в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока для представления расчета уплаты сбора. Расчет уплаты сбора за парковку автомобилей подается в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца.
В налоговом учете у предприятия, паркующего грузовые автомобили, предназначенные для использования в хозяйственной деятельности, сбор включается в состав валовых расходов на основании пп. 5.2.5 п. 5.2 ст. 5 Закона о прибыли. Суммы сбора за парковку легковых автомобилей не включаются в состав валового расхода на основании пп. 5.4.10 п. 5.4 ст. 5 Закона о прибыли.
Предприятие, уполномоченное взимать сбор за парковку, перечисляют его в бюджет. Т. о., суммы сбора изначально являются бюджетным фондом в соответствии с п. 3.2 ст, 3 Закона N 2181, а, следовательно, у уполномоченного предприятия в налоговом учете (по налогу на прибыль) не отражаются.
Курортный сбор
В соответствии со ст. 7 Декрета о местных налогах плательщиками курортного сбора являются граждане, прибывающие в курортную местность.
Перечень населенных пунктов, которые отнесены к курортным, утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 15.12.97 г. N 1391.
К курортной местности, на территории которой взимается курортный сбор, относятся:
- южное, юго-восточное и западное побережье Автономной Республики Крым;
- черноморское побережье Николаевской,, Одесской и Херсонской областей;
- побережье Азовского моря;
- горные и предгорные районы Закарпатской, Ивано-Франковской и Львовской областей.
Предельный размер курортного сбора не может превышать 10% н. м. ц.
От уплаты курортного сбора освобождаются:
- дети в возрасте до 16 лет;
- инвалиды и сопровождающие их лица;
- участники Великой Отечественной войны;
- воины-интернационалисты;
- участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- лица, прибывшие в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха по путевкам и курсовкам;
- лица, прибывшие в курортную местность в служебную командировку, на обучение, постоянное местожительство, к родителям и близким родственникам;
- лица, прибывшие по плановым туристическим маршрутам туристических предприятий, а также осуществляющие путешествие по маршрутным книжкам;
- мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше.
Курортный сбор взимается с плательщиков по месту их временного проживания разово, не позднее чем в 3-дневный срок со дня прибытия и не подлежит повторному взиманию, в случае изменения местожительства в пределах курортной местности.
Обязанность по взиманию курортного сбора возлагается на:
- администрации гостиниц и другие учреждения гостиничного типа во время регистрации прибывших;
- квартирно-посреднические организации при направлении лиц (кроме прибывших по путевкам туристических организаций) на поселение в дома (квартиры), принадлежащие гражданам на праве собственности.
С лиц, которые останавливаются в домах (квартирах) граждан без направления квартирно-посреднических организаций, а также с лиц (кроме осуществляющих путешествие по маршрутным книжкам), проживающих в палатках, автомашинах и т. п., курортный сбор взимается в порядке, определенном местными Советами народных депутатов.
Рыночный сбор
До вступления в силу Указа Президента Украины "Об упорядочении механизма уплаты рыночного сбора" от 28.06.99 г. N 761/99 (далее - Указ N 761) порядок исчисления рыночного сбора был определен ст. 4 Декрета о местных налогах. С 19.09.99 г. порядок взимания и уплаты рыночного сбора определяется Указом N 761, согласно которому:
рыночный сбор - это плата за право занимания места для торговли на рынках всех форм собственности, в т. ч. в павильонах, на крытых и открытых столах, площадках (включая арендованные), с автомобилей, тележек, мотоциклов, ручных тележек и т. п.
Плательщиками рыночного сбора являются юридические лица всех форм собственности, их обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляющие торговлю на рынках.
Рыночный сбор взимается за каждый день торговли по следующим ставкам:
- от 0,05 до 0,15 н. м. д. для физических лиц;
- от 0,2 до 2 н. м. д. для юридических лиц за каждое занимаемое место.
Рыночный сбор уплачивается до начала торговли через кассовый аппарат администрации рынка.
На основании кассового чека об уплате рыночного сбора лицу предоставляется место для торговли.
Не взимается рыночный сбор с предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, которые расположены в стационарных помещениях (магазинах, киосках, палатках) на территории рынка, и с собственных торгово-закупочных подразделений рынка независимо от занимаемого места.
Данное положение не распространяется на физических лиц согласно Постановлению КМ Украины "О разъяснении статьи 4 Указа Президента Украины от 28 июня 1999 г. N 761" от 14.06.2000 г. N 962.
Средства, полученные рынком от уплаты рыночного сбора, ежемесячно до 20 числа перечисляются в соответствующий местный бюджет. Ответственность за начисление рыночного сбора та своевременность уплаты его в местный бюджет возлагается на администрацию рынка.
В соответствии с Положением о рыночном сборе в городе Киеве, утвержденным решением Киевгорсовета от 04.02.1999 г. N 135/236 (в редакции решения Киевгорсовета от 23.03.2000 г. N 86/807) с изменениями и дополнениями (далее - Положение Киевгорсовета) в г. Киеве, рыночный сбор устанавливается за одно торговое, торгово-складское место, которое ограничено одной палаткой, прилавком и другими видами торговых точек. На рынках, где осуществляется торговля сельскохозяйственной продукцией с прилавков, одно торговое место равняется одному погонному метру.
В случаях, если юридическое или физическое лицо осуществляет торговлю различными видами продукции или товара, то исходя из имеющегося ассортимента, применяется наибольшая из предусмотренных ставка рыночного сбора.
Размеры ставок рыночного сбора в городе Киеве
+--------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦Перечень видов продукции и товаров ¦Ставки сбора за ¦
¦п/п¦ ¦каждый день торговли¦
¦ ¦ ¦(в % от и. м. д.) ¦
¦ ¦ +--------------------¦
¦ ¦ ¦ для физ. ¦для юр. ¦
¦ ¦ ¦ лиц ¦ лиц ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+---------¦
¦1 ¦При продаже сельхозпродукции со столов, ручных ¦ ¦ ¦
¦ ¦тележек: ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------------------------+----------+---------¦
¦ ¦- мяса, сала, масла, копченых изделии, ¦ 10* ¦ 30 ¦
¦ ¦цитрусовых, изюма, кураги, меда пчелиного, ¦ ¦ ¦
¦ ¦гранат, хурмы, тропических фруктов и овощей, ¦ ¦ ¦
¦ ¦соленья и квашения ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------------------------+----------+---------¦
¦ ¦- сухофруктов, винограда, фруктов, ягод, грибов, ¦ 10* ¦ 30 ¦
¦ ¦орехов, бахчевых культур, птицы, кролей, нутрий, ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыбы свежей ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------------------------+----------+---------¦
¦ ¦- круп, сахара, муки, молока и молочных ¦ 5* ¦ 30 ¦
¦ ¦продуктов, картофеля, яиц, овощей и другой ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственной продукции ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------------------------+----------+---------¦
¦ ¦- цветов: май - октябрь ¦ 10 ¦ 30 ¦
¦ ¦ +----------+---------¦
¦ ¦ ноябрь - апрель ¦ 15 ¦ 60 ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+---------¦
¦2 ¦При продаже мясных, рыбных и плодоовощных ¦ 10* ¦ 30 ¦
¦ ¦консервов, макаронных изделий, расфасованных ¦ ¦ ¦
¦ ¦продуктов, напитков ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+---------¦
¦3 ¦При продаже газет, журналов, печатной продукции, ¦ 5* ¦ 30 ¦
¦ ¦медикаментов, элементов питания, канцелярских ¦ ¦ ¦
¦ ¦товаров ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+---------¦
¦4 ¦При продаже автозапчастей, сантехники и ¦ 15 ¦ 200 ¦
¦ ¦запчастей к ней, бытовой техники, аудио, видео-, ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерной техники, мебели, посуды, приборов ¦ ¦ ¦
¦ ¦всех видов, музыкальных инструментов, изделий из ¦ ¦ ¦
¦ ¦кожи и меха, ковров ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+---------¦
¦5 ¦При продаже автомобилей ¦ 15 ¦ 200 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+---------¦
¦6 ¦При продаже одежды, обуви, аксессуаров, ¦ 10* ¦ 200 ¦
¦ ¦ювелирных изделий, игрушек, оптики, одеял, ¦ ¦ ¦
¦ ¦полотенец, постельного белья, парфюмерии, ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств гигиены и товаров бытовой химии, ¦ ¦ ¦
¦ ¦строительных материалов, инструмента, ¦ ¦ ¦
¦ ¦металлоизделий, товаров для дома, аудио-, ¦ ¦ ¦
¦ ¦видеопродукции и других товаров народного ¦ ¦ ¦
¦ ¦потребления ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+---------¦
¦7 ¦При продаже продуктов питания и еды в горячем ¦ 5 ¦ 20 ¦
¦ ¦(готовом) виде (пирожки и пр.) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+---------¦
¦8 ¦При продаже на зоорынке ¦ 10 ¦ 30 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+---------¦
¦9 ¦При продаже на рынке "Рыбалка" ¦ 5 ¦ 30 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+---------¦
¦10 ¦При торговле на радиорынке (кроме аудио-, ¦ 10 ¦ 30 ¦
¦ ¦видео-, компьютерной техники) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------------------------¦
¦* При продаже товаров на крытых рынках, а также с автомобилей, с ¦
¦контейнеров, разборных, временных и переносных палаток сумма рыночного ¦
¦сбора увеличивается на коэффициент 1,2. ¦
+--------------------------------------------------------------------------+
Необходимо отметить, что совместным Приказом Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины, МВД Украины, ГНА Украины, Госстандарта Украины от 26.02.2002 г. N 57/188/84/105 утвержденыПравила торговли на рынках (далее - Правила N 57).
Правилами N 57 предусмотрено, что рыночный сбор взимается после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного и растительного происхождения до начала торговли. Началом торговли считается время, наступающее через 2 часа с начала работы рынка.
В г. Киеве, согласно Положению Киевгорсовета перечисление рыночного сбора в соответствующий бюджет осуществляется:
- не позднее 10 числа за первую декаду (с 1 до 10 включительно) предыдущего месяца;
- не позднее 20 числа за вторую декаду (с 11 до 20 включительно) предыдущего месяца;
- не позднее 30 числа за третью декаду (с 21 до 31 включительно) предыдущего месяца.
Расчет уплаты рыночного сбора подается Государственной налоговой инспекции по местонахождению рынка в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца.
В налоговом учете в соответствии с пп. 5.2.5 Закона о прибыли рыночный сбор включается и в состав валовых расходов налогоплательщика. При этом согласно разъяснениям ГНА Украины, изложенным в письме от 01.03.2000 г. N 2925/7/15-1117 суммы рыночного сбора должны включаться также и в валовой доход субъектов предпринимательской деятельности, которые согласно законодательству обязаны взимать и перечислять данный сбор.
Сбор за право на использование местной символики
В соответствии со ст. 12 Декрета о местных налогах сбор за право на использование местной символики взимается с юридических лиц и граждан, использующих указанную символику с коммерческой целью.
Разрешение на использование местной символики (герба города или другого населенного пункта, названия или изображения архитектурных, исторических достопримечательностей) выдается соответствующими органами местного самоуправления, например в г. Киеве - управлением по охране достопримечательностей истории, культуры и исторической среды.
Предельный размер сбора за право на использование местной символики не должен превышать:
- с юридических лиц - 0,1 % стоимости произведенной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг с использованием местной символики;
- с граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, - 5 н. м. д.
В соответствии с Положением о сборе за право использования символики города Киева, утвержденного распоряжением Киевской городской государственной администрации от 09.04.96 г. N 514 с изменениями и дополнениями (далее Положение Киевгорадминистрации) сбор за право на использование символики г. Киева используется для компенсации части расходов бюджета г. Киева на охрану и реставрацию достопримечательностей истории, культуры и исторической среды г. Киева.
Перечень названий объектов и исторических достопримечательностей, относящихся к местной символике, за использование которых в коммерческих целях взимается сбор в установленном порядке, утвержден распоряжением Киевские городской государственной администрации от 15.01.96 N 39.
В соответствии с Положением Киевгорадминистрации от уплаты сбора освобождаются:
1) государственные предприятия, учреждения и организации, а также другие субъекты предпринимательской деятельности, часть имущества которых принадлежит государству и которые используют в наименованиях слово "Киев" и производные от него для определения своего местонахождения на территории потребителей, которых они обслуживают;
2) юридические лица при изготовлении хлебобулочных изделий (согласно ГОСТ 16814-88 "Термины и определения"), в названии которых используется символика г. Киева (например, хлеб "Дарницкий");
3) бюджетные учреждения, в наименовании которых имеются названия (или производные от них) объектов и исторических достопримечательностей, отнесенных к символике г. Киева;
4) Киевский метрополитен за использование в названиях станций символики г. Киева;
5) общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, в названиях которых используется символика г. Киева.
В случае осуществления указанными учреждениями и организациями, коммерческой деятельности сбор уплачивается ими в части осуществления коммерческой деятельности.
Сбор за право на использование символики г. Киева уплачивается предприятиями и организациями в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока для представления расчета уплаты сбора.
Граждане, которые в установленном порядке занимаются предпринимательской деятельностью и с коммерческой целью используют символику г. Киева, платят сбор один раз на год до получения разрешения.
Средства сбора за право на использование символики г. Киева перечисляются плательщиком в бюджет района по месту нахождения (проживания) плательщика.
Расчет уплаты сбора за право на использование символики г. Киева, подается в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала по месту регистрации плательщика.
В налоговом учете в соответствии с пп. 5.2.5 Закона о прибыли сбор включается и в состав валовых расходов налогоплательщика.
Сбор за выдачу разрешения на размещение
объектов торговли
В соответствии со ст. 17 Декрета о местных налогах сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли - это плата за оформление и выдачу разрешений на торговлю в специально отведенных для этого местах.
Сбор за выдачу разрешения на торговлю взимается с юридических лиц и граждан, которые реализуют сельскохозяйственную, промышленную продукцию и другие товары в зависимости от площади торгового места, его территориального размещения и вида продукции.
Предельный размер сбора за выдачу разрешения на торговлю не должен превышать:
- 20 н. м. д. для субъектов, постоянно осуществляющих торговлю в специально отведенных для этого местах;
- 1 н. м. д. в день - за разовую торговлю.
Сбор за выдачу разрешения на торговлю взимается уполномоченными организациями, которым предоставлено такое право. Сбор не взимается с тех объектов торговли, которые созданы до вступления в силу Декрета о местных налогах.
Как правило, сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли устанавливается органом местного самоуправления из расчета на год, при этом решением органа местного самоуправления устанавливается как ежегодная уплата, так и разовая - до выдачи разрешения на размещение объекта торговли за весь период действия такого разрешения.
Согласно разъяснениям Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 18.04.97 г. N 06-10/297 для получения права на торговлю собственник объекта торговли обязательно должен иметь разрешение, оплатив за это сбор. Т. е. собственник объекта торговли платит сбор за само право на торговлю на территории, подчиненной данному органу самоуправления.
В соответствии с Положением о сборе за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг, утвержденным решением Киевсовета от 29.11.2001 г. N 129/1563, сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг при оформлении разрешительной документации на размещение объектов торговли и сферы услуг и уплачивается до получения разрешения. Разрешение действует в течение года с момента оплаты.
В налоговом учете в соответствии с пп. 5.2.5 Закона о прибыли сбор включается и в состав валовых расходов налогоплательщика.
Другие сборы
+----------------------------------------------------------------------------+
¦Название ¦ Плательщики ¦ Предельный ¦ Порядок уплаты ¦
¦ сбора ¦ ¦ размер сбора ¦ ¦
+----------------+--------------------+--------------------+-----------------¦
¦Сбор за учас- ¦ юридические лица ¦ не должен ¦ взимается ¦
¦тие в бегах на ¦ и граждане, ¦ превышать 3 ¦ администрацией ¦
¦ипподроме ¦ выставляющие ¦ н. м. д. за ¦ ипподромов до ¦
¦ ¦ своих коней на ¦ каждого коня ¦ начала ¦
¦ ¦ соревнования ¦ ¦ соревнований ¦
¦ ¦ коммерческого ¦ ¦ ¦
¦ ¦ характера ¦ ¦ ¦
+----------------+--------------------+--------------------+-----------------¦
¦Сбор за выигрыш ¦ лица, выигравшие ¦ не должен ¦ взимается ¦
¦на бегах ¦ в игре на ¦ превышать 6 % ¦ администрацией ¦
¦ ¦ тотализаторе ¦ от суммы ¦ ипподромов во ¦
¦ ¦ на ипподроме ¦ выигрыша ¦ время выдачи ¦
¦ ¦ ¦ ¦ выигрыша ¦
+----------------+--------------------+--------------------+-----------------¦
¦Сбор с лиц, ¦ участники игры ¦ не должен превышать¦ взимается ¦
¦принимающих ¦ на тотализаторе ¦ 5 % от суммы про- ¦ администрацией ¦
¦участие в игре ¦ на ипподроме ¦ центной надбавки к ¦ ипподромов во ¦
¦на тотализаторе ¦ ¦ плате, определенной¦ время приобре- ¦
¦на ипподроме ¦ ¦ за участие в игре ¦ тения билета на ¦
¦ ¦ ¦ ¦ участие в игре ¦
+----------------+--------------------+--------------------+-----------------¦
¦Сбор за право ¦ коммерческие кино- ¦ не должен превышать¦ ¦
¦на проведение ¦ и теле- организа- ¦ фактических рас- ¦ ¦
¦кино- и теле- ¦ ции осуществляющие ¦ ходов на проведение¦ ¦
¦съемок ¦ съемки, требующие ¦ дополнительных ¦ ¦
¦ ¦ выделение наряда ¦ мероприятий ¦ ¦
¦ ¦ милиции, окружение ¦ ¦ ¦
¦ ¦ территории съемок ¦ ¦ ¦
¦ ¦ и т. п. ¦ ¦ ¦
+----------------+--------------------+--------------------+-----------------¦
¦Сбор за про- ¦ юридические лица и ¦ не должен превышать¦ взимается ¦
¦ведение мест- ¦ граждане, имеющие ¦ 0,1 % стоимости ¦ за 3 дня до ¦
¦ных аукционов, ¦ разрешение на ¦ заявленных местным ¦ их проведения. ¦
¦конкурсной ¦ проведение аукци- ¦ аукционам, конкур- ¦ Сбор за право ¦
¦распродажи и ¦ онов, конкурсной ¦ сной распродажи ¦ на проведение ¦
¦лотерей ¦ распродажи и ¦ товаров (исходя из ¦ лотерей ¦
¦ ¦ лотерей ¦ их начальной цены ¦ взимается во ¦
¦ ¦ ¦ или суммы, на ¦ время ¦
¦ ¦ ¦ которую выпускается¦ получения ¦
¦ ¦ ¦ лотерея) или от ¦ разрешения на ¦
¦ ¦ ¦ суммы, на которую ¦ выпуск лотереи ¦
¦ ¦ ¦ выпускается лотерея¦ ¦
¦ ¦ ¦ Предельный размер ¦ ¦
¦ ¦ ¦ сбора за право на ¦ ¦
¦ ¦ ¦ проведение лотерей ¦ ¦
¦ ¦ ¦ из каждого участ- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ника не должен ¦ ¦
¦ ¦ ¦ превышать 3 н.м.д. ¦ ¦
+----------------+--------------------+--------------------+-----------------¦
¦Сбор за выдачу ¦ лица, получающие ¦ не должен превышать¦ уплачивается ¦
¦ордера на ¦ услуги, связанные ¦ 30 % н. м. д. на ¦ через учреж- ¦
¦квартиру ¦ с выдачей документа¦ время оформления ¦ дения банков ¦
¦ ¦ предоставляющего ¦ ордера на квартиру ¦ до получения ¦
¦ ¦ право на заселение ¦ ¦ ордера. ¦
¦ ¦ квартиры ¦ ¦ Документом ¦
¦ ¦ ¦ ¦ об уплате ¦
¦ ¦ ¦ ¦ сбора является ¦
¦ ¦ ¦ ¦ квитанция, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ выданная ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учреждением ¦
¦ ¦ ¦ ¦ банка. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ Учет поступле- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ний сбора за ¦
¦ ¦ ¦ ¦ выдачу ордера ¦
¦ ¦ ¦ ¦ на квартиру ¦
¦ ¦ ¦ ¦ осуществляется ¦
¦ ¦ ¦ ¦ органами ¦
¦ ¦ ¦ ¦ по учету и рас- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ пределению ¦
¦ ¦ ¦ ¦ жилья ¦
+----------------+--------------------+--------------------+-----------------¦
¦Сбор с ¦ владельцы собак ¦ не должен превышать¦ взимается ¦
¦владельцев ¦ (кроме служебных), ¦ 10% н. м. д. за ¦ органами ¦
¦собак ¦ которые проживают ¦ каждую собаку на ¦ жилищно- ¦
¦ ¦ в домах государ- ¦ время начисления ¦ коммунального ¦
¦ ¦ ственного, общест- ¦ сбора ¦ хозяйства ¦
¦ ¦ венного жилого ¦ ¦ ежегодно ¦
¦ ¦ фонда и привати- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ зированных квар- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ тирах ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
"Бухгалтерия, налоги, бизнес"
N 26 (393), 4 июля - 10 июля 2003 г.
Подписной индекс 33822
