Заключение трудового договора с главным бухгалтером:
на что обратить внимание

Согласно ст. 21 КЗоТ Украины, трудовой договор является соглашением между работником и собственником или уполномоченным им органом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник или уполномоченный им орган - выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Трудовой договор может быть заключён в письменной форме или путем оформления приказом (ст. 24 КЗоТ). В письменном трудовом договоре, как правило, не перечисляются обязанности работника, установленные Законом, положением или должностной инструкцией а также условия привлечения его к дисциплинарной или материальной ответственности, установленные законом.

Особой формой трудового договора является контракт, в ротором могут устанавливаться соглашением сторон не только срок его действия, но и права, обязанности, ответственность сторон (в том числе материальная), условия расторжения договора и другие условия. Однако они не должны ухудшать положение работника по сравнению с условиями, установленными законодательстром Украины, так как в силу ст. 9 КЗоТ будут являться недействительными.

Контрактная форма трудового Договора допускается только в случаях, прямо предусмотренных действующими законами Украины (ст. 21 КЗоТ): Законами Украины "О предприятиях в Украине" и "О предпринимательстве". Заключение контракта с главным бухгалтером этими Законами не предусмотрено.

Обязанности главного бухгалтера предусмотренно Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".

Согласно п. 3 ст. 8 этого Закона, порядок передачи и принятия дел и документов при увольнении и значении главного бухгалтера определяет руководитель предприятия своим приказом. Передача и прием дел и документов в таком случае оформляются актом (после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, в соответствии с требованиями Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. N 88).

Если при принятии дел и документов будет установлен факт отсутствия документальных материалов, то руководитель предприятия в таком случае, в соответствии с п. 6.10 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, а также п. 5.3.9 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", должен:

1) составить акт с указанием перечня утраченных документов и причин, по которым они были утрачены.

Для этого руководитель письменно сообщает о данном факте правоохранительным органам и приказом назначает комиссию для установления перечня отсутствующих документов и расследования причин их пропажи или уничтожения. Для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждаете руководителем предприятия;

2) произвести полную инвентаризацию активов и обязательств предприятия;

3) представить копию акта и письменное заявление об утрате документов в ГНИ в 10-дневный срок;

4) принять меры (издать соответствующий приказ) для восстановления бухгалтерского и налогового учета.

Вопрос об установлении порядка передачи и при нятия сохранившихся дел и документов, назначении другого главного бухгалтера решает руководитель предприятия своим приказом, а передача и прием имеющихся в наличии дел и документов оформляются актом.

Установление срока передачи дел зависит от количества и объема имеющихся материалов, которые, согласно Положениям (стандартам) бухгалтерского учета "Баланс", применяются к балансам, учету и отчетности юридических лиц всех форм собственности.

Вместе с тем, определяя срок передачи дел, следует иметь в виду, что на главного бухгалтера распространяется требование ст. 38 КЗоТ, согласно которому по истечении 2-х недель работник, подавший заявление об увольнении, вправе не выходить на работу.

Обязательная отработка главным бухгалтером в течение 2-х месяцев после подачи заявления об увольнении не предусмотрена законом и включение такого условия в трудовой договор ухудшило бы его положение по сравнению с действующим законодательством и являлось бы недействительном. В течение 2-х недель после подачи заявления об увольнении работников том числе и главный бухгалтер, обязан выполнять приказы и распоряжения руководителя. Следовательно, отказ главного бухгалтера от передачи дел и документов или нарушение им установленного порядка передачи дел может повлечь наложение на него дисциплинарного взыскания в виде выговора или увольнения с работы не в соответствии с поданным им заявлением, а по инициативе собственника - по п. 3 ст. 40 и п. 1 ст. 41 КЗоТ Украины.

Ответственность главного бухгалтера, помимо дисциплинарной и материальной, установленной ст. 130, 132, 134, 139, 147 КЗоТ, может наступить по нормам КоАП за административные правонарушения или по нормам УК за уголовные преступления.

"Адвокат бухгалтера" N 8(38), 28 апреля 2003 г.
Подписной индекс 23311