Сбор за специальное использование природных ресурсов.
Лесные ресурсы
Сбор на специальное использование лесных ресурсов - один из видов сбора за специальное использование природных ресурсов и является в соответствии со ст. 14 Закона Украины "О системе налогообложения"от 25.06.91 г. N 1251-XII с изменениями и дополнениями обязательным общегосударственным сбором.
Нормативная база
Лесной кодекс Украины от 21.01.94 г. N 3852-XII с изменениями и дополнениями (далее - Лесной кодекс).
Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении такс на древесину лесных пород, которые отпускаются на корню, и живицу" от 20.01.97 г. N 44 с изменениями и дополнениями (далее - Постановление N 44).
Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка взимания сбора за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда" от 06.07.98 г. N 1012 с изменениями и дополнениями (далее - Постановление N 1012).
Инструкция о механизме исчисления сбора за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда, утвержденная Приказом Государственного комитета лесного хозяйства Украины, Министерства финансов Украины, Министерства экономики Украины, Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, Государственной налоговой администрации Украины от 15.10.99 г. N 91/241/129/236/565 (далее - Инструкция 91).
Общие положения
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Украины лесными ресурсами является древесина, техническое и лечебное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты леса, которые используются для удовлетворения потребностей населения и производства.
Использование лесных ресурсов осуществляется: в порядке общего использования - бесплатно;
в порядке специального использования - засоответствующую плату и при наличии специального разрешения.
В порядке общего использования лесных ресурсов граждане имеют право свободно находиться в лесах, бесплатно собирать для собственного потребления дикорастущие травянистые растения, цветы, ягоды, орехи, другие плоды, грибы, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.
Специальное использование лесных ресурсов осуществляется при наличии специального разрешения (лесорубный билет (ордер) или лесной билет) в пределах земельных участков лесного фонда, предоставленных одному или нескольким временным лесопользователям для специального использования различных видов лесных ресурсов. На отведенных земельных участках лесного фонда могут использоваться лишь те лесные ресурсы, на которые выдано специальное разрешение. Порядок выдачи специального разрешения -лесорубного билета (ордера) или лесного билета устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Украины, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.07.99 г. N 1378.
Плательщиками сбора за специальное использование лесных ресурсов являются юридические и физические лица, которым предоставлено во временное или постоянное использование земельный участок лесного фонда (далее лесопользователи). При условии соблюдения требований законодательства Украины лесопользователи имеют право осуществлять следующие виды специального использования лесных ресурсов:
1) лесных ресурсов государственного значения: заготовка древесины во время рубок главногопользования; заготовка живицы;
2) лесных ресурсов местного значения: заготовка второстепенных лесных материалов(пень, луб, кора, зелень деревьев и т. п.); побочное лесное пользование (выпас скота,размещение пасек, заготовка сена, древесных соков, сбор и заготовка дикорастущих плодов, орехов,грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, лесного подстила и камыша).
Законодательством Украины могут предусматриваться и другие виды специального использования лесных ресурсов.
Объектом исчисления сбора за специальное использование лесных ресурсов является древесина, отпускаемая на корню, живица, второстепенные лесные материалы и продукты побочного пользования.
Размер платы за специальное использование лесных ресурсов устанавливается исходя из лимитов их использования и такс на лесную продукцию и услуги с учетом качества и доступности.
Порядок и механизм взимания сбора за специальное использование лесных ресурсов установлен Постановлением N 1012 и Инструкцией N 91.
На лесные ресурсы местного значения таксы устанавливаются Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями. При этом советы народных депутатов в пределах своей компетенции могут устанавливать льготы.
На лесные ресурсы государственного значения таксы (нормативы) устанавливаются Постановлением N 44.
Таксы (нормативы) устанавливаются для отпуска любым заготовителям древесины лесных пород на корню в порядке рубок главного пользования, других рубок (расчистка земельных участков лесного фонда, покрытых лесной растительностью, в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог и т. п.) и на заготовку живицы.
В случае осуществления рубок, связанных с ведением лесного хозяйства, таксы применяются во время отпуска древесины заготовителям: которые не являются постоянными лесопользователями; постоянными лесопользователями, которыепроводят эти рубки за счет средств, полученных отдругих видов деятельности.
В случае применения конкурсных условий реализации лесных ресурсов сбор за них устанавливается не ниже действующих такс.
Таксы на древесину, отпускаемую на корню установлены в гривнях и копейках за один плотный м3 и зависят от: лесотаксового пояса (1 пояс - все леса, заисключением лесов 2 пояса, к которому относятся леса Закарпатской, Ивяно-Франковской, Черновицкой областей и лесов горной зоны Львовской области); наименования лесной породы; разряда таксы; вида древесины: деловая (без коры), которая в свою очередь делится на большую (отрезок ствола в верхнем сечении без коры диаметром от 25 см и более), среднюю(отрезок ствола в верхнем сечении без коры диаметром от 13 до 24 см), мелкую (отрезок ствола вверхнем сечении без коры диаметром от 3 до 12 сантиметров); дровяная (с корой), к которой относятся дроватопливные;
Рассмотрим более подробно.
ПРИМЕР
Для сосны 2-го лесотаксового пояса (леса Закарпатской, Ивано-Франковской, Черновицкой областей и лесов горной зоны Львовской области) 1 таксового разряда установлены следующие таксы: деловая (без коры): большая - 16, 80 грн. за 1 плотный м3; средняя -14, 30 грн. за 1 плотный м3; мелкая - 10, 70 грн. за 1 плотный м3; дровяная -1,10 грн. за 1 плотный м3.
Таксовый разряд устанавливаются для каждого лесозаготовителя, к которому древесина вывозится непосредственно из лесосеки или пунктом отгрузки древесины железной дорогой:
+--------------------------------------------------------------------------+
¦Лесотаксовые ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
¦разряды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------+---------+---------+----------+--------------¦
¦Расстояние, км ¦ до 10 ¦10,1 -25 ¦25,1 -40 ¦ 40,1 -60 ¦ 60,1 и более ¦
+--------------------------------------------------------------------------+
Расстояние (прямая) от центра квартала (урочища) к нижнему складу или пункту отгрузки древесины железной дорогой определяется по картографическому материалу и может корректироваться в зависимости от геоморфологических условий местности по следующим коэффициентам:
+--------------------------------------------------------------------------+
¦в лесах с равнинным рельефом ¦1,1 ¦
+------------------------------------------------------------------+-------¦
¦в лесах с холмистым ¦или в лесах, свыше 30% площади которых ¦1,25 ¦
¦рельефом ¦занято болотами ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------+-------¦
¦в лесах с горным рельефом ¦1,50 ¦
+--------------------------------------------------------------------------+
Пунктом, из которого возможна отгрузка древесины железной дорогой, считается пункт (железнодорожная станция, разъезд), где разрешено осуществление этой операции, независимо от Наличия на нем соответствующих складов.
Изменение распределения лесов по лесотаксовым разрядам возможно в случае: закрытия действующих или открытия новых пунктов (железнодорожных станций или разъездов) для отгрузки древесины; выявления нарушений установленного порядкараспределения лесов по лесотаксовым разрядам.
Таксы снижаются на древесину выборочных рубок: главного пользования - на 20%; связанных с ведением лесного хозяйства и выборочных других рубок - на 30%. Скидки в процентах исчисляются по каждой таксе отдельно. -
На дровяную древесину для технологически нужд устанавливается плата в размере 25% таксу на деловую мелкую древесину соответствующей лесной породы.
Таксы на деловую древесину всех лесных породі и дровяную древесину липы установлены без учета коры, а на дровяную древесину лесных остальных) пород - с корой.
Таксы на ликвид из кроны применяются в размере 40%, а на рубочные остатки, которые имеют сбыт - 20% от такс на дровяную древесину соответствующей лесной породы.
Таксы на живицу применяются независимо от лесотаксовых поясов и разрядов и устанавливаются в гривнях и копейках за тонну. Так в соответствии с Постановлением N 44 на живицу сосновую 1, 2 и 3 сорта установлена такса 7,10 грн. за тонну.
Особенности исчисления
Сумма сбора за специальное использование лесных ресурсов проставляется в лесорубных билетах (ордерах) и лесных билетах. При этом сумма сбора на заготовку древесины подлежит пересчету, если общее количество фактически заготовленной-древесины во время ее отпуска с учетом по площади превышает указанное в лесорубном билете (ордере) количество более чем на 10%. В таких случаях лесопользователь исчисляет и платит средневзвешенную (для данной лесосеки) таксовую стоимость дополнительно заготовленной древесины. Пример пересчета сбора за специальное использование лесных ресурсов при отпуске древесины (сосна первого разряда) с учетом по площади на отдельном лесозаготовительном участке приведен в приложении 2 Инструкции N 91.
+--------------------------------------------------------------------------+
¦Показатели ¦Всего¦В том числе ¦
¦ ¦ +----------------¦
¦ ¦ ¦деловой¦дровяной¦
+--------------------------------------------------------------------------¦
¦1. Количество древесины, разрешенной для заготовки: удельный вес деловой ¦
¦древесины 80% ¦
+--------------------------------------------------------------------------¦
¦1 . По лесорубным билетам (ордерам), ¦1000 ¦ 800 ¦ 200 ¦
¦предоставленным на лесосечный фонд в 1998 году, ¦ ¦ ¦ ¦
¦куб. м ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+-------+--------¦
¦2. По лесорубным билетам (ордерам) в 1997 г., по ¦ 200 ¦ 160 ¦ 40 ¦
¦которым предоставлена отсрочка на заготовку ¦ ¦ ¦ ¦
¦древесины в 1998 г., куб. м ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+-------+--------¦
¦3. Лесосеки, на которых рубка не проводилась, и ¦ 400 ¦ 320 ¦ 80 ¦
¦недорубы 1998 г., в т. ч. на которые получена ¦ ¦ ¦ ¦
¦отсрочка на заготовку в 1999 г., куб. м ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+-------+--------¦
¦4. Вместе заготовка древесины в 1998 году ¦ 800 ¦ 640 ¦ 160 ¦
¦составляет (1+2-3) ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+-------+--------¦
¦5. Средневзвешенная таксовая стоимость сосны по ¦ ¦ 14.00 ¦ 1.30 ¦
¦лесорубному билету, грн. /куб. м ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+-------+--------¦
¦6. Сумма сбора за древесину, исходя из ¦9168 ¦ 8960 ¦ 208 ¦
¦средневзвешенной таксовой стоимости сосны,, грн. ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------------------------¦
¦II. Количество древесины, фактически заготовленной (согласно актам ¦
¦осмотра заготовки древесины) ¦
+--------------------------------------------------------------------------¦
¦7. Заготовлено в 1998 г. согласно лесосечному ¦1200 ¦ 960 ¦ 240 ¦
¦фонду на 1998 г., куб. м ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+-------+--------¦
¦8. Заготовлено в IV квартале в 1997 г. согласно ¦ 200 ¦ 160 ¦ 40 ¦
¦лесосечному фонду на 1998 год, куб. м ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+-------+--------¦
¦9. Заготовлено в IV квартале в 1998 году согласно ¦ 400 ¦ 320 ¦ 80 ¦
¦лесосечному фонду в 1999 году, куб. м ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+-------+--------¦
¦10. Вместе фактически заготовленой древесины в ¦ 1000¦ 800 ¦ 200 ¦
¦1998 году (6 + 7-8) ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+-------+--------¦
¦1 1 . Превышение фактической заготовки древесины ¦ 200 ¦ 160 ¦ 80 ¦
¦от установленной согласно лесорубному билету ¦ ¦ ¦ ¦
¦(ордеру) ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+-------+--------¦
¦12. Процент превышения объемов фактической ¦ 20 ¦ ¦ ¦
¦заготовки от установленной в лесорубном билете ¦ ¦ ¦ ¦
¦(ордере), % ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+-------+--------¦
¦13. Доначисленная сумма сбора за превышение более ¦2344 ¦ 2240 ¦ 104 ¦
¦чем на 10% количества, установленного в лесорубном ¦ ¦ ¦ ¦
¦билете (ордере), грн. (160 х 14) + (80х1, 30) = ¦ ¦ ¦ ¦
¦2344 ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------------------------+
Сбор за дополнительный выход деловой древесины не насчитывается, если по общему количеству отклонение не превышает 10% количества, указанного в лесорубном билете.
В случае предоставления лесопользователю отсрочки одновременно увеличивается начисленная сумма сбора на заготовку древесины - 1,5% таксовой стоимости древесины, оставленной на корню, независимо от срока, на который предоставлена отсрочка, и на вывоз древесины - 1,5% таксовой стоимости не вывезенной своевременно древесины за каждый месяц отсрочки.
В случае дополнительного продления срока вывоза, но не более чем на 3 месяца, лесопользователем за каждый месяц отсрочки увеличивается начисленная сумма сбора в размере 5% таксовой стоимости не вывезенной своевременно древесины.
Пересчет сбора за заготовку древесины и второстепенные лесные материалы может осуществляться также в случае:
- исправления технических ошибок, которые могут быть допущены предприятием лесного хозяйства при осуществлении материальной и денежной оценки древесины на корню и второстепенных лесных материалов, отпущенных по лесорубным билетам (ордерам) и лесным билетам, неправильного применения сортиментных таблиц, лесотаксовых поясов, разрядов и такс, а также исправления арифметических ошибок, которые допущены при подсчетах;
- аннулирования лесорубного билета в связи с изъятием земель для других нужд, излишне выписанного лесосечного фонда, замены лесосек или площадей лесного использования, выписки лесорубного билета с нарушением Правил отпуска древесины на корню.
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес." N 11(378), 20 марта 2003 г.
Подписной индекс 33822
