Порядок определения временных норм расхода топлива для автомобиля

В последнее время редакция была буквально завалена вопросами, как определить нормы расхода топлива для автомобиля и возможно ли сделать это самостоятельно, а также для чего, собственно говоря, эти нормы нужны и нужны ли они вообще? Прежде чем подробно ответить на эти вопросы, заметим следующее. Вопервых, подобные нормы предназначены для планирования потребности предприятий в топливе и контроля за его расходом, рациональным использованием нефтепродуктов и т.д. А во-вторых, при списании на валовые расходы стоимости топлива для автомобилей необходимо ориентироваться на установленные нормы. Если фактический расход топлива на вашем предприятии превышает нормативный, то при проверке работники налоговой службы, скорее всего, исключат из состава валовых расходов стоимость топлива, израсходованного сверх установленных норм, ибо нормы эти для налоговика величина незыблемая.

Итак, нормы расхода топлива и смазочных материалов для более 1000 моделей и модификаций автомобилей установлены приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. N 43 "Об утверждении Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - Нормы 98). Однако с учетом огромного количества моделей и модификаций присутствующих на рынке автомобилей, вполне реальной является ситуация, когда норм расхода топлива для вашего автомобиля в Нормах 98 нет. Что же делать в такой ситуации? Ответ прост: нужно разработать временные индивидуальные базовые линейные нормы. В этом случае возможны пять вариантов действий:

1. Модель вашего автомобиля не имеет существенных конструктивных отличий (модель двигателя и конструкция трансмиссии) и не отличается от базовой модели снаряженной массой и габаритными размерами. В этом случае временная линейная норма расходе топлива устанавливается в том же размере , что и для базовой модели (пп.2.1.1 Норм 98).

2. Модель вашего автомобиля не имеет существенных конструктивных отличий, но отличается от базовой модели снаряженной массой (в связи с установлюнием фургонов, кунгов, дополнительного оборудования бронирования и т.п.) и не является серийной. В это случае временная линейная норма расхода топлива определяется по формуле:

Н's = Hs + дельта Gen х Hg,

где:

Н's - временная линейная норма, л/100 км (м3/100 км)

Hs* - линейная норма для базового автомобиля, л/101 км(м3/100 км);

дельта Gen - разница снаряженных масс, т;

Hg - норма на одну тонну снаряж енной массы, л/10 ткм (м3/100 т-км).

Причем норма на одну тонну снаряженной массы (Н$ в зависимости от вида топлива составляет:

- бензин - 2,0 л/100 т-км;

- дизельное топливо - 1,3 л/100 т-км;

- сжиженный нефтяной газ - 2,5 л/100 т-км;

- сжатый природный газ - 2,0 м3/ЮОт-км;

- при газодизельном питании двигателя: природным газом - 1,2 м3/100 т-км и дизельным топливом - 0,25 л/ 100 т-км.

* Линейная норма для базового автомобиля берется из Норм 98.

Для автопоездов, полная масса и максимальная скорость которых равна или превышает соответственно 40 тонн и 100 км/ч (по данным завода-производителя), норма на транспортную работу составляет 1,0 л дизельного топлива на 100 т-км.

Пример 1

На бортовой автомобиль ЗИЛ-130, базовая линейная норма для которого (Hs) составляет 31 л/100 км, установлен деревянный фургон, обшитый жестью. В связи с установлением фургона масса автомобиля увеличилась на 350 кг (0,35 т). Автомобиль работает на бензине (Нд = 2 л/100 т-км). Расчет временных норм будет выглядеть следующим образом: Н's = 31 л/100 км + 0,35 т х 2 л/100 т-км = 31,7 л/100 км.

3. На автомобиле установлено специальное обору дование. В этом случае линейные нормы расхода топли ва на пробег (без выполнения специальной работы) уста навливаются исходя из линейных норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с уче том изменения снаряженной массы спецавтомобиля по формуле, приведенной выше.

4. Временные линейные нормы расхода топлива для газобаллонных (ГБА) и газодизельных (ГДА) мо дификаций автомобилей, которые не вошли в Нормы 98, устанавливаются следующим образом:

- в случае работы ГБА (ГДА) на жидком топливе при меняется линейная норма расхода жидкого топлива ба зового автомобиля, скорректированная по вышеупомяну той формуле, с учетом разницы снаряженных масс ГБА (ГДА) и базового автомобиля;

- в случае работы ГБА (ГДА) на газовом топливе ли нейная норма его расхода определяется путем коррек тировки рассчитанной линейной нормы расхода жидкого топлива с применением переводных коэффициентов:

а) бензин - сжатый природный газ (спг) - 1:1;

б) бензин - сжиженный нефтяной газ - 1 :1,25;

в) дизтопливо (дизель) - спг + дизтопливо (газодизель)-1 : (0,92+0,19).

Пример 2

На автомобиле ЗИЛ-130 (базовая линейная норма - 31 л/100 км) установлено газобаллонное оборудование, позволяющее автомобилю работать на сжатом природном газе. Это вызвало прибавку в массе на 200 кг (0,2 т). Расчет временных норм будет выглядеть следующим образом: Н's = 31 л/100 км + 0,2 т х 2 л/100 т-км = 31,4 л/100 км. То есть при условии работы на бензине временная норма расхода составит 31,4 л/100 км. При работе на спг расход газа будет аналогичным (31,4 л/100 км)дак как переводной коэффициент "бензин - спг" - 1:1.

5. Для новых моделей (модификаций) автомобилей и автомобилей оригинальной конструкции, которые не вошли в Нормы 98, устанавливаются вре менные индивидуальные базовые линейные нормы расхода топлива, которые разрабатываются главным институтом Министерства транспорта Украины ГосавтотрансНИИпроект по заявкам заводов-производителей или предприятий владельцев автомобилей на договорных основах.

ГосавтотрансНИИпроект установил следующий порядок разработки временных индивидуальных базовых линейных норм расхода топлива.

1. Предприятие (Заказчик) подает по почте, факсу или лично в ГосавтотрансНИИпроект (Исполнителю) заявле ние с просьбой разработать временные индивидуальные базовые линейные нормы расхода топлива и приложение к нему - анкету на каждую модель автомобиля с указанными в ней данными, приведенными в технической или эксплуатационной документации завода-производителя или в других источниках информации.

2. При получении необходимой информации Исполни тель готовит договор с Заказчиком, акт приемки-передачи работ согласно договору и налоговую накладную, а так же (по требованию Заказчика) смету затрат на проведение работ согласно договору. Вышеперечисленные документы отправляются по почте (или передаются лично) Заказчику для оформления и оплаты.

3. Срок проведения работ по разработке временных норм расхода топлива и подготовке заключения, как правило, не превышает 30-45 календарных дней в зависимости от характера и необходимого объема работ.

4. Результаты работы оформляются в виде заключения (отдельно на каждую модель (модификацию) автомобиля). В заключении приводятся технические данные, необходимые для идентификации транспортного средства, установленные временные индивидуальная базовая нор ма расхода топлива и нормативы расхода смазочных ма териалов и другая информация.

5. Заключение рассматривается и подписывается специалистами рабочей группы, утверждается руково дителем ГосавтотрансНИИпроект или исполняющим его обязанности и отправляется по почте или передается лично представителю Заказчика, после чего Заказ чик оформляет акт приемки-передачи работ согласно договору.

Нормы, установленные ГосавтотрансНИИпроект, принимаются во внимание контролирующими органами (налоговой инспекцией) при проверке правомерности отнесения к валовым расходам затрат на топливо.

"Все о бухгалтерском учете" N 43(796), 14 мая 2002 г.
Подписной индекс 35200