Как снять РРО с регистрации, если истек срок его эксплуатации
ВОПРОС: Наш кассовый аппарат в эксплуатации с 1994 года, соответствует всем нормам эксплуатации. В инструкции по эксплуатации записано, что средний срок службы кассового аппарата не менее семи лет. ГНИ требует немедленно заменить аппарат, утверждая, что срок его действия - 7 лет со дня ввода в эксплуатацию. Правомерно ли это? Если да, то как правильно отменить регистрацию РРО?
ОТВЕТ: Прежде всего советуем Вам окончательно выяснить, действительно ли истек срок эксплуатации Вашего кассового аппарата, приведенный в технической документации к нему (при необходимости для этого можно обратиться в центр сервисного обслуживания). Если да, ГНИ по месту регистрации кассового аппарата может принудительно отменить регистрацию РРО, руководствуясь п.2.12 Порядка регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614 (далее - приказ N 614). Но за месяц до этого ГНИ должна предупредить субъекта предпринимательской деятельности (далее - СПД) о необходимости отмены регистрации РРО.
После получения такого предупреждения СПД в течение месяца должен подать в ГНИ заявление в произвольной форме с просьбой отменить регистрацию РРО. Рассмотрим схематически эту процедуру, предусмотренную п.2.11 приказа N 614.
+-------------------------------------+ +----------------------------+
¦ СПД подает в ГНИ заявление в +-----¦ГНИ осуществляет ¦
¦ произвольной форме, регистрационное ¦ ¦распломбирование РРО ¦
¦ удостоверение и справку об ¦ +----------------------------+
¦ опломбировании РРО ¦ +----------------------------+
¦ +-----¦ГНИ делает в регистрационном¦
+-------------------------------------+ ¦удостоверении и в справке ¦
¦об опломбировании ¦
¦отметку о снятии РРО с учета¦
+----------------------------+
+-----------------------------+
+----------------------------------+ ¦ ГНИ изымает регистрационное ¦
¦ ГНИ выписывает справку об отмене ¦ ¦ удостоверение и справку об ¦
¦ регистрации РРО по установленной ¦ ¦ опломбировании, делает ¦
¦ форме (приложение 4 к приказу ¦ ¦ запись в Книге регистраторов¦
¦ N 614) и предоставляет ее СПД ¦ ¦ расчетных операций об отмене¦
+----------------------------------+ ¦ регистрации РРО ¦
+-----------------------------+
Если СПД отсутствует по месту нахождения (проживания) или же не выполнил в течение месяца со времени письменного предупреждения действий, предусмотренных п.2.11 приказа N 614, ГНИ делает запись в Книге регистраторов расчетных операций об отмене регистрации, после чего регистрация РРО считается отмененной.
Возникает вполне справедливый вопрос: стоит ли вообще подавать документы и заявление об отмене регистрации РРО в ГНИ, если она сама через месяц сделает это принудительно. Тем более штрафные санкции за это не предусмотрены: Кажется, главное - своевременно зарегистрировать новый кассовый аппарат, чтобы после ликвидации старого не остановилась торговля или не пришлось нарушать требования Закона*. О каких нарушениях идет речь? Если Вы не прекратите торговлю, Вам придется или использовать уже снятый с регистрации РРО, или вообще проводить расчетные операции без использования такого аппарата, а за это п.п.1, 2 ст.17 Закона предусмотренные штрафные санкции в следующих размерах:
- за непроведение расчетных операций через РРО - в пятикратном размере стоимости проданных таким образом товаров (предоставленных услуг);
- за применение незарегистрированного РРО - в размере 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (340 грн.).
И все таки: зачем добровольно отменять регистрацию РРО? Дело в том, что не подав заявление и прочие документы об отмене регистрации РРО в ГНИ, Вам придется временно зарегистрировать новый РРО как резервный**, а после принудительной отмены регистрации старого - переводить его из разряда резервного в основной.
А вот если Вы отмените регистрацию добровольно, новый кассовый аппарат Вам зарегистрируют именно как основной, и его можно будет использовать сразу после отмены регистрации старого. Для этого лишь необходимо в заявлении на регистрацию указать, что новый РРО регистрируется вместо старого, у которого истек срок службы.
* Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. N 265/95-ВР.
** Напоминаем, что резервный РРО в соответствии со ст.5 Закона используется лишь в период выхода из строя основного, а также в случае временного, но не более 72 часов (7 рабочих дней) отключения электроэнергии, как альтернатива использованию книги учета расчетных операций и расчетной книжки.
"Все о бухгалтерском учете" N 39(706), 29 апреля 2002 г.
Подписной индекс 35200
