Проведение розыгрыша призов в магазине:
лицензирование и учет
ВОПРОС: Наш магазин планирует провести розыгрыш призов среди покупателей для увеличения количества покупателей. Скажите, нужна ли нам лицензия на проведение лотереи? Как проведение розыгрыша отразить в учете?
ОТВЕТ: Проведение розыгрыша среди покупателей-один из самых действенных стимулов для покупателей. Получить хороший приз на Новый год, разве не чудесно ? А нужно всего на всего приобрести какую-то вещь в супермаркете. Правда, желающих немало и с каждым новым желающим шансы уменьшаются, однако надежда - это уже много! Но мы отвлеклись.
Лотерейная деятельность в Украине лицензируется. Так записано в Законе Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 01.06.2000 г. N 1775-III. А именно - в пункте 29 статьи 9 упомянутого Закона сказано, что деятельность по выпуску и проведению лотерей лицензируется. Что же такое лотерея? Ответ на этот вопрос находим в пункте 1.33 статьи 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции от 22.05.97 г. N 283/97-ВР). Итак, "лотерея - хозяйственная операция, которая предусматривает продажу игроку права на участие в розыгрыше приза по случайной вероятности за денежные средства или в обмен на другие ценности, а также безвозмездное получение такого приза в собственность в случае признания такого игрока победителем". В цитате обратим внимание на выделенные слова. Для того чтобы операция была признана лотереей, необходимо выполнение 2 условий:
1) право на участие в лотерее (лотерейный билет) участник должен приобрести;
2) приз он должен получить бесплатно.
Если хоть одно из этих условий не выполняется, значит, это не лотерея, и лицензии такая операция не требует.
Теперь давайте посмотрим, как происходит розыгрыш приза в магазине. Чтобы принять участие в акции, покупатель должен выполнить определенное условие. Это может быть:
- покупка на сумму X гривен и более (например: "Сделайте покупку на сумму 100 гривен и более и получите возможность выиграть кухонный комбайн");
- покупка в определенный промежуток времени (например: "Сделайте покупку в нашем магазине с 15 декабря по 15 января и выиграйте холодильник");
- покупка определенной вещи (например: "Купите у нас кухонную плиту и выиграйте микроволновую печь").
Также можно установить несколько условий одновременно. Например: "Купите с 15 декабря по 15 января телевизор и выиграйте магнитофон". Клиент соглашается и получает право принять участие в розыгрыше. Обратите внимание: получаете это право бесплатно! Первое условие признания розыгрыша лотереей уже не выполняется! Далее покупатель долго и с нетерпением ожидает проведения розыгрыша и в конце концов его таки дождется (ведь все честно). Симпатичная девушка достает жетон с его именем из барабана, и счастливый владелец автомобиля (телевизора, холодильника - вставьте нужное) теряет сознание от восторга. Потом он приходит в себя и, конечно, начинает требовать у вас вручения приза. И здесь наступает самый интересный момент: вы не дарите счастливчику выигранной вещи, а продаете ее ему. За 1 гривню, например. Об этом вы, безусловно, заранее предупредили всех участников розыгрыша, разместив на всех рекламных сообщениях соответствующее примечание. Объявление с правилами проведения акции у вас должно быть приблизительно таким:
+----------------------------------------------------------------------------+
¦ ВНИМАНИЕ!!! НОВОГОДНЯЯ СУПЕРАКЦИЯ!!! ¦
¦ КУПИТЕ В НАШЕМ МАГАЗИНЕ ТЕЛЕВИЗОР ¦
¦ ДО 7 ЯНВАРЯ И ВЫИГРАЙТЕ* ВИДЕОМАГНИТОФОН ¦
¦ __________________ ¦
¦ * Под выигрышем подразумевается возможность приобрести видеомагнитофон¦
¦за 1 гривню. ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
Не забудьте, что в объявлении обязательно нужно указать дату и правила проведения розыгрыша, точное название приза и подробные условия его получения.
Итак, клиент свой приз приобрел за деньги, а мы отметим, что и второе условие лотереи не выполняется. Вывод? Розыгрыши, по условиям которых участник право участия получает бесплатно, а приз покупает за деньги, - это не лотерея, и для их проведения лицензия не нужна.
Кстати, аналогичного мнения придерживается и Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, о чем говорится в его письме от 06.03.02 г. N 2-222/1297. Напомним, что именно Госкомпредпринимательства является специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования. И именно он осуществляет контроль за лицензированием в Украине.
В бухгалтерском учете расходы на проведение розыгрыша отражают в составе расходов на сбыт, ведь такие акции в первую очередь направлены на улучшение сбыта товаров.
Рассмотрим пример.
В магазине "Техника на грани фантастики" был устроен розыгрыш среди покупателей, по результатам которого одному из них продали за 1 гривню телевизор, в т.ч. НДС - 0,17 грн. Магазином телевизор был приобретен за 1800 гривен, в т.ч. НДС - 300 гривен. Расходы на проведение акции составляют 500 гривен.
Бухгалтерский и налоговый учет проведения розыгрыша приведен в таблице.
Таблица
+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Содержание операции ¦ Корреспонденция ¦Сумма, ¦ Налоговый ¦
¦п/п¦ ¦ счетов ¦ грн. ¦ учет ¦
¦ ¦ +-------------------¦ +-------------¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦ ВД ¦ ВР ¦
+---+------------------------------+---------+---------+-------+------+------¦
¦ 1 ¦Получен телевизор от ¦ 281 ¦ 631 ¦ 1500 ¦ ¦ 1500 ¦
¦ ¦поставщика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+---------+-------+------+------¦
¦ 2 ¦Отражен налоговый кредит по ¦ 641 ¦ 631 ¦ 300 ¦ ¦ ¦
¦ ¦НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+---------+-------+------+------¦
¦ 3 ¦Оплачена стоимость телевизора ¦ 631 ¦ 311 ¦ 1800 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+---------+-------+------+------¦
¦ 4 ¦Получена оплата за телевизор ¦ ЗО1 ¦ 7О2 ¦ 1 ¦ 0,83 ¦ ¦
¦ ¦от победителя розыгрыша ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+---------+-------+------+------¦
¦ 5 ¦Отражены налоговые ¦ 7О2 ¦ 641 ¦ 0,17 ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязательства по НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+---------+-------+------+------¦
¦ 6 ¦Отражена себестоимость ¦ 902 ¦ 281 ¦ 1500 ¦ ¦ ¦
¦ ¦телевизора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+---------+-------+------+------¦
¦ 7 ¦Списан доход на финансовый ¦ 702 ¦ 791 ¦ 0,83 ¦ ¦ ¦
¦ ¦результат ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+---------+-------+------+------¦
¦ 8 ¦Списана себестоимость ¦ 791 ¦ 9О2 ¦ 1500 ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализации на финансовый ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результат ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+---------+---------+-------+------+------¦
¦ 9 ¦Списаны расходы на проведение ¦ 791 ¦ 93 ¦ 500 ¦ ¦ ¦
¦ ¦акции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
"Все о бухгалтерском учете" N 118 (786) от 20 декабря 2002 г.
