Налоговые векселя

Теме налоговых векселей мы на протяжении всего года старались уделять большое внимание. А началось все с выхода постановления КМУ от 10.01.02 г. N 21 "О мерах по обеспечению выполнения Государственного бюджета Украины в I квартале 2002 года." (далее - Постановление N 21).

Напомним, что знаменитым п. 9 данного Постановления были введены ограничения, требующие наличия у импортера возмещения НДС по итогам предыдущего периода, а также осуществление ввоза товаров по прямым договорам для собственных производственных нужд.

Исходя из названия Постановления N 21, народ надеялся, что закончится первый квартал и все станет на свои места. Однако, как говорится в пословице: "ничто так не постоянно, как что-то временное". Так и с налоговыми векселями - временный ввод ограничений плавно перешел в постоянный. Об этом указала Государственная таможенная служба Украины в своем письме от 25.03.02 г. N 11/3-15-2706-ЕП: "ограничение времени действия данного Постановления не предусмотрено".

Исключением из общих правил стала выдача налоговых векселей при ввозе нефти сырой.

В соответствии с изменениями, внесенными постановлением от 14.02.02 г. N128 в постановление КМУ от 01.10.97 г. N 1104 "Об утверждении порядка выпуска, обращения и погашения векселей, которые выдаются на сумму налога на добавленную стоимость при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины" (далее - Постановление N 1104), предприятия, которые ввозят нефть сырую на таможенную территорию Украины, могут выдавать налоговые векселя только в том случае, когда они осуществляют ввоз по прямым договорам для собственных производственных нужд.

Более того, Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины в письме от 26.03.02 г. N 11/1-03-2734-ЕП разъяснило, что для применения вексельной формы расчетов по уплате НДС при таможенном оформлении нефти сырой достаточно выполнения одного из указанных условий, а именно:

- ввоз нефти сырой должен осуществляться непосредственно нефтеперерабатывающими заводами (далее - НПЗ) для собственной переработки, без дальнейшей перепродажи;

- наличие у импортера нефти сырой контракта на ее переработку украинским НПЗ, срок действия которого более 6 месяцев, а объем переработки нефти сырой - не менее 25 000 тонн в месяц;

- наличие у импортера нефти сырой договора аренды оборудования продолжительностью не менее чем на 6 месяцев для ее переработки.

А вот что касается ввоза любого другого сырья для собственных производственных нужд, то здесь ГТСУ установила более жесткие условия. Так, согласно письму ГТСУ от 06.03.02 г. N 11/3-15-2052 требование относительно ввоза для собственных производственных нужд выполняются лишь при условии переработки такого сырья на собственных производственных мощно- * стях.

При таком подходе невозможно стало использовать не только давальческие схемы, но и ввозить сырье с дальнейшей переработкой его на арендованных производственных мощностях.

Следует отметить, что не все смирились с этим беззаконием. Одна солидная корпорация вступила в борьбу за отмену Постановления N 21. Пройдя все этапы судебных тяжб, корпорация почти одержала победу в этой " войне ", а именно: постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 10.09.02 г. по делу N 25/144 о признании недействительным п. 9 Постановления N 21 оставлено без изменений решение Хозяйственного суда г.Киева от 22.03.02 г., в котором суд признал недействительным п. 9 Постановления N 21.

Но положительных результатов данное решение не принесло, поскольку Кабмин принял новое постановление от 16.09.02 г. N 1392 (с изменениями, внесенными постановлением от 27.09.02 г. N 1467), согласно которому с 1 ноября 2002 года действие Постановления N 1104 полностью отменялось. Со вступлением в силу Постановления N1392 все плательщики лишались возможности выдавать налоговые векселя с целью отсрочки уплаты НДС при ввозе товаров в Украину. Кроме операций по ввозу нефти сырой, действие Постановления N 1104 по таким операциям прекращалось с 1 января 2003 года.

Предлогом для отмены вексельного порядка оформления "ввозного" налога на добавленную стоимость послужило, по мнению Кабмина, выполнение требований статей 48 и 50 Закона Украины от 20.12.01 г. N 2905-III "О Государственном бюджете Украины на 2002 год", согласно которым в 2002 году запрещены расчеты с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем применения векселей, и запрещено предоставление отсрочек по уплате налогов. Однако Кабмин "одумался" и не дал воплотить в жизнь свое преждевременное решение об отмене выдачи налоговых векселей. Поэтому своим очередным постановлением от 25.10.02 г. N 1467 он отменил постановления от 16.09-02 г. N 1392 и от 27.09.02 г. N 1467, тем самым сохранив действие постановления от 01.10.97 г. N 1104.

Далее Кабмин постановлением от 11.10.02 г. N 1493 вносит незначительные изменения в Постановление N1104, согласно которым, в абзацах первом и третьем п. 5 Порядка выпуска, обращения и погашения векселей, выдаваемых на сумму налога на добавленную стоимость при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины, слова " Гармонизированная система описания и кодирования товаров" заменена словами " УКТ ВЭД" (УКТ ВЭД - Украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности").

Что же мы имеем в итоге всей этой эпопеи с налоговыми векселями? А имеем мы возврат на исходную позицию:

Порядок выдачи налоговых векселей в настоящее время действует с ограничениями, внесенными п. 9 Постановления N 21. Одно радует - скоро Новый год. А в новом 2003 году действовать вышеуказанные ограничения просто не могут, так как их ведение связано с выполнением Госбюджета в 2002 году. Хотя с нашим правительством можно ожидать всего.

"Адвокат бухгалтера" N 22 (28), ноябрь 2002 г.
Подписной индекс 23311