Проверки статистики:
неприятно, но не очень страшно

Контролирующих органов в Украине великое множество, но, к счастью, не все они могут фатальным образом повлиять на деятельность субъектов предпринимательства. К числу таких "не очень страшных" органов относятся, в частности, органы государственной статистики. Хотя эти органы и могут проверять достоверность статистических данных, но у них нет полномочий применять штрафные санкции, арестовывать имущество и устраивать различные "маски-шоу". Максимум, что грозит субъекту предпринимательства в результате "статистической" проверки - административный штраф. Но обо всем по порядку.

Согласно ст. 13 Закона Украины "О государственной статистике" в редакции от 13.07.2000 N 1922-III (далее - Закон о статистике) органы государственной статистики имеют, в частности, право "изучать состояние первичного учета и статистической отчетности, проверять достоверность первичных и статистических данных, поданных респондентами. Применять при этом в порядке, установленном специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в отрасли статистики, метод непосредственного посещения производственных, служебных и других помещений, участков и т.п. юридических лиц, их филиалов, отделений, представительств и других обособленных структурных подразделений, а также граждан - субъектов предпринимательской деятельности".

Итак, статистические органы могут посещать помещения юридических лиц и граждан-предпринимателей с двумя целями:

- изучить состояние первичного учета и статистической отчетности;

- проверить достоверность первичных и статистических данных, поданных респондентами.

В то же время согласно п. 5 Указа Президента Украины от 23.07.1998 N 817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" (с изменениями и дополнениями; далее - Указ о дерегулировании) плановые и внеплановые выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности могут проводить контролирующие органы, к которым отнесены органы государственной налоговой службы, государственного казначейства и государственной контрольно-ревизионной службы, таможенные органы. Они могут проводить проверки:

а) органы государственной налоговой службы - относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, неналоговых платежей;

б) таможенные органы - относительно уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые взыскиваются в случае ввоза (пересылки) товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы;

в) органы государственного казначейства, государственной контрольноревизионной службы и органы государственной налоговой службы в пределах их компетенции - относительно бюджетных ссуд; ссуд и кредитов, гарантированных средствами бюджетов; целевого использования дотаций и субсидий; других бюджетных ассигнований; средств внебюджетных фондов; надлежащего выполнения государственных контрактов, проавансированных за счет бюджетных средств.

Проведение плановых и внеплановых выездных проверок по перечисленным вопросам другими государственными органами Указ о дерегулировании запрещает.

По мнению Госкомстата Украины, которое было изложено в письме от 29.08.2002 N 12-01-3/45 (полный текст приводится после статьи), действие Указа о дерегулировании не распространяется на проверки, осуществляемые органами государственной статистики. Но в то же время "проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности выходит за пределы компетенции органов государственной статистики". То есть финансово-хозяйственная деятельность, которую могут проверять контролирующие органы в соответствии с Указом о дерегулировании, и первичные и статистические данные, которые органы статистики могут проверять на основании ст.13 Закона о статистике - это разные вещи.

Действительно, "деятельность" и "данные" - не совсем одно и то же. Однако контролирующие органы в соответствии с Указом о дерегулировании фактически проверяют не деятельность как таковую в реальном времени (например, физическую отгрузку товара, процесс перечисления денег и т.п.), а все-таки результаты этой деятельности, так или иначе отраженные в первичных и отчетных документах. Поэтому выражение "проверки финансово-хозяйственной деятельности" и "проверки документов о финансово-хозяйственной деятельности", видимо, зачастую равнозначны.

Органы статистики, как мы ранее выяснили, при своих "посещениях" вправе проверять достоверность первичных и статистических данных. Первичные и статистические данные являются видами статистической информации, и их состав установлен ст.6 Закона о статистике:

"Первичные данные - информация относительно количественной и качественной характеристики явлений и процессов, которая подана респондентами во время статистических наблюдений.

Статистические данные - информация, полученная на основании проведенных статистических наблюдений, которые переработаны и поданы в формализованном виде в соответствии с общепринятыми принципами и методологией. Статистические данные, являющиеся результатом сведения и группировки первичных данных, при условии обеспечения их обезличивания представляют собой сводную обезличенную статистическую информацию (данные)".

Следовательно, органы статистики вправе проверять только статистическую информацию, которая предоставляется в ходе статистических наблюдений. Такая информация отражается в утвержденных органами государственной статистики различных формах статистической отчетности. И безусловно, такая информация отражает деятельность предприятия, в том числе деятельность финансово-хозяйственную. В этом случае имеются веские основания для применения положений Указа о дерегулировании в целях доказывания отсутствия у органов государственной статистики прав на проведение проверок.

Большинство видов статистической отчетности так или иначе отражают информацию о финансовой или хозяйственной деятельности предприятия. К примеру, даже форма N 1-канализация "Отчет о работе канализации", утвержденная приказом Госкомстата Украины от 18.07.2000 N 238, содержит информацию о хозяйственной деятельности водопроводно-канализационных предприятий. Такая информация в терминах ст.6 Закона является "первичными данными", а в терминах Указа о дерегулировании - информацией о "финансово-хозяйственной деятельности". Поэтому "проверка достоверности" таких данных будет являться проверкой финансово-хозяйственной деятельности водопроводно-канализационного предприятия, а такую проверку согласно Указу о дерегулировании органы статистики проводить не имеют права.

Тем не менее, как уже отмечалось, Госкомстат Украины придерживается противоположного мнения по данному вопросу. Более того, в письме от 10.10.2001 N 02-2-5/55 "Относительно законодательного урегулирования порядка проведения проверки органами государственной статистики" со ссылкой на ст.13 Закона о статистике было сообщено, что по результатам своих проверок "органы государственной статистики имеют право подаватъ правоохранительным органам предложения относительно привлечения виновных в нарушении требований Закона Украины "О государственной статистике" должностных лиц и граждан - субъектов предпринимательской деятельности к ответственности, предусмотренной статьями 186-3, 244-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях".

В упомянутой Госкомстатом ст.186-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУАП) установлена ответственность за нарушение порядка предоставления или использования данных государственных статистических наблюдений. Данная статья предусматривает наложение штрафа на должностных лиц и граждан - субъектов предпринимательской деятельности в размере от 10 до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (то есть от 170 до 255 грн.) за следующие правонарушения:

- непредоставление органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений;

- предоставление недостоверных данных, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, или с опозданием;

- необеспечение надлежащего состояния первичного учета;

- нарушение порядка ведения Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.

При повторном нарушении в течение года после наложения админштрафа размер штрафа составляет от 15 до 25 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 255 до 425 грн.).

Что же касается ст.244-3 КУАП, на которую Госкомстат сослался в своем письме, то она предоставляет право руководителям органов государственной статистики в Автономной Республике Крым, областях, районах и городах и их заместителям рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 186-3 КУАП и налагать соответствующие штрафы. То есть в своем письме от 10.10.2001 N 02-2-5/55 Госкомстат, как это ни странно, попытался отказаться от возложенных на него полномочий по "админштрафованию" за нарушения порядка предоставления данных государственных статистических наблюдений и сообщил, что органы государственной статистики всего лишь имеют право "подавать предложения" в правоохранительные органы относительно привлечения виновных к ответственности. Такая "скромность" Госкомстата может пригодиться субъектам предпринимательства: на упомянутое письмо можно ссылаться при попытках статистических органов наложить штраф. Не исключено, что поможет...

В общем, порядок и правомерность проведения "статистических" проверок в украинском законодательстве урегулированы недостаточно. При помощи положений Указа о дерегулировании от таких проверок можно "отбиваться", именуя их "проверками финансово-хозяйственной деятельности". Да и ответственность за недопуск к "выездной" проверке работников органов государственной статистики законодательством не установлена. Но с другой стороны, органы статистики могут оштрафовать должностных лиц и граждан - предпринимателей и без такой проверки. Было бы за что...

"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов"
N 46 (360) от 18 ноября 2002 г.
Подписной индекс 40783