Государственный учет
в области охраны атмосферного воздуха

Продолжается реформирование государственной системы охраны атмосферного воздуха от загрязнения и воздействия иных факторов. Министерство экологии и природных ресурсов Украины приказом от 10.05.2002 г. N 177, зарегистрированным в Минюсте 22.05.2002 г. N 445/6733, утвердило Инструкцию о порядке и критериях взятия на государственный учет объектов, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на здоровье людей и состояние атмосферного воздуха, видов и объемов загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферу (далее - Инструкция N 177). Инструкциям 177 разработана в соответствии со ст.31 Закона Украины от 16.10.1992 г. N 2707-XII "Об охране атмосферного воздуха" и с Постановлением КМ Украины от 13.12. 2001 г. N 1655 "Об утверждении Порядка ведения государственного учета в области охраны атмосферного воздуха". Отныне предприятия, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, подлежат государственному учету, если в их выбросах присутствует хотя бы одно вещество (или группа веществ), потенциальный выброс которого равен или превышает пороговую величину, указанную в Перечне загрязняющих веществ и пороговых значений потенциальных выбросов (далее - Перечень). Решение о взятии предприятия на государственный учет и снятии с учета принимается территориальными органами Минэкоресурсов, которые осуществляют учет, на основе потенциальных объемов выбросов.

Учету подлежат вещества, потенциальные выбросы которых на предприятии по веществу или группе веществ равны или превышают указанные в Перечне пороговые значения, измеряемые в тоннах в год. Потенциальным выбросом называется максимальный общий объем выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников при работе предприятия в режиме номинальной загрузки технологического оборудования, которая предусмотрена проектно-сметной документацией. Данные о выбросах берутся из отчета по инвентаризации источников выбросов, правила выполнения, согласования и утверждения которого не претерпели изменений. Следовательно, для подачи документов по взятию на учет предприятие должно иметь действующий зарегистрированный отчет по инвентаризации, а если его нет, то необходимо провести инвентаризацию в установленном порядке до подачи документов. Инвентаризация может выполняться только специализированной организацией.

Для взятия на учет и снятия с учета предприятия подают в территориальные органы Минэкоресурсов в печатной и электронной форме следующие документы: ходатайство о взятии объекта на государственный учет в произвольной форме на бланке предприятия; общие сведения об объекте (предприятии) по специальной форме; информацию о видах и объемах загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферу, в виде табл.1. В графе 2 табл.1 проставляется код вещества, в графе 3 - наименование, а в графе 6 - пороговое значение, в соответствии с Перечнем. Перечень прилагается к Инструкции N 177 и содержит 131 наименование. Состав Перечня и кодировки веществ в нем отличаются от тех, которые использовались при составлении статистической отчетности по форме N 2 ТП-воздух, на что необходимо обратить особое внимание. Графа 6 заполняется на основе инвентаризации, а в графе 5 указываются фактические выбросы за отчетный год (для новых предприятий не заполняется). Кроме того, при постановке на учет (снятии с учета) орган Минэкоресурсов потребует зарегистрированный отчет об инвентаризации источников выбросов.

Таблица 1

Інформація про види та обсяги забруднюючих речовин,
що викидаються в атмосферне повітря

на__________________________________________________________
(повна назва об'єкта)

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Забруднююча речовина ¦ Потенційний ¦Викиди за 200__ ¦Порогові значення¦
¦з/п¦ ¦обсяг викидів ¦ рік (факт) ¦ потенційних ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ викидів ¦
¦ +----------------------+--------------+----------------+-----------------¦
¦ ¦ код ¦найменування ¦ тонн/рік ¦ тонн/рік ¦ тонн/рік ¦
+---+--------+-------------+--------------+----------------+-----------------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+---+--------+-------------+--------------+----------------+-----------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+-------------+--------------+----------------+-----------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+-------------+--------------+----------------+-----------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+-------------+--------------+----------------+-----------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+-------------+--------------+----------------+-----------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+-------------+--------------+----------------+-----------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+-------------+--------------+----------------+-----------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Общие сведения об объекте включают, кроме прочей информации, географические координаты объекта, которые определяются предприятием в соответствии с Инструкцией о порядке определения геодезических, координат источников выбросов загрязняющих веществ при проведении государственного учета в области охраны атмосферного воздуха, утвержденной приказом Минэкоресурсов от 22.05.2001 г. N 190 (зарегистрирован в Минюсте Украины 13.06.2001 г. N 506/5697). Объект - предприятие иливго территориально обособленное подразделение. Если структурные подразделения находятся на расстоянии более 500 м от основной территории предприятия, они считаются отдельными объектами, и определение координат производится для каждого такого объекта. Кроме того, определение координат производится отдельно для каждой единицы технологического оборудования, отнесенного к основным источникам выбросов, в соответствии со специальным перечнем такого оборудования. Если объект не берется на учет, то определение координат для него не производится. Предприятия организуют работы по определению координат и обязаны подать их в органы Минэкоресурсов. Определение координат проводится специализированными предприятиями, которые имеют лицензию, выданную Минэкоресурсов, и специальное программное обеспечение по определению координат в геодезической системе координат WGS-84. Органы Минэкоресурсов принимают от предприятий материалы, содержащие координаты, при наличии письменного подтверждения их качества от соответствующего топографо-геодезического предприятия. При постановке предприятия на учет может потребоваться такое подтверждение.

Повышенное внимание, уделяемое определению географических координат объектов и отдельных видов технологического оборудования, обосновано тем, что для оценки и прогноза состояния атмосферного воздуха над конкретной (в том числе населенной) территорией, выявления причин возможного ухудшения этого состояния и проведения мероприятий по охране атмосферного воздуха необходимо знать, выбросы каких именно промышленных объектов оказывают влияние на состояние атмосферы в любой географической точке. Такая информация может быть получена в результате расчета рассеивания загрязняющих веществ, которые выбрасываются одновременно различными объектами. Для проведения такого расчета необходимо достаточно точно знать географические координаты объектов.

Новый механизм учета объектов, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, вводится в действие с 1 октября 2002 г. До этого срока предприятия, имеющие объекты, подлежащие учету, обязаны подать в органы Минэкоресурсов документы, необходимые для постановки на учет. Нужно ли это делать Вашему предприятию, можно определить, проанализировав результаты инвентаризации источников выбросов. Кроме того, на предприятия, имеющие в настоящее время разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, органами Минэкоресурсов были направлены письма, обязывающие эти предприятия подать соответствующие сведения. Неподача документов влечет за собой ответственность, в соответствии со ст. 185-5 Кодекса Украины об административных правонарушениях и отказ в выдаче разрешения на выброс на следующий год.

Если предприятие имеет структурные подразделения в разных населенных пунктах, то каждое подразделение может самостоятельно подать документы территориальному органу Минэкоресурсов в соответствии со своим местонахождением, о чем обязательно уведомляет головное предприятие. Если подразделение предприятия осуществляет выбросы в объемах, недостаточных для его отдельного, взятия на учет, то подразделение уведомляет об этом головное предприятие, которое обязано отобразить информацию о выбросах такого подразделения в своей документации при постановке на учет.

В дальнейшем любой объект может быть снят с учета органом Минэкоресурсов, если его потенциальный объем выбросов уменьшился и не достигает пороговых значений. Для снятия с учета предприятие подает такой же комплект документов, как и при постановке на учет, и, кроме того, пояснительную записку с указанием причин уменьшения потенциальных объемов выбросов. Имеются в виду именно потенциальные, а не фактические выбросы. Следовательно, причиной их уменьшения может быть, например, вывод из эксплуатации какого-либо технологического оборудования и подобные причины. Информация об объектах, снятых с учета, хранится Минэкоресурсов в течение пяти лет.

Если объект не состоит на государственном учете, а объем потенциальных выбросов в атмосферу превысил пороговое значение, например, при вводе в эксплуатацию нового оборудования, то предприятие обязано подать документы в территориальный орган Минэкоресурсов для постановки на учет. Подаче документов в этом случае предшествует проведение инвентаризации.

Территориальные органы Минэкоресурсов рассматривают поданные предприятиями документы для постановки на учет или снятия с учета и в месячный срок со дня их подачи направляют предприятию уведомление о постановке или снятии с учета.

С 1 октября 2002 г. вступает в силу постановление КМУ от 11.07.2002 г. N 956 "Об идентификации и декларировании безопасности объектов повышенной опасности", которым утверждены нормативы пороговых масс опасных веществ для идентификации объектов повышенной опасности, порядок идентификации и декларирования безопасности таких объектов.

Постановлением КМУ от 13.03.2002 г. N 299 утвержден новый порядок разработки и утверждения нормативов экологической безопасности атмосферного воздуха, к началу 2003 г. ожидается соответствующая инструкция. Минэкоресурсов будет определять перечень загрязняющих веществ, физических и биологических факторов, для которых разрабатываются нормативы. Нормативы будут пересматриваться один раз в пять лет. Механизм этого процесса прояснится после появления соответствующей инструкции Минэкоресурсов, а пока для получения разрешения на выброс достаточно иметь отчет об инвентаризации источников выбросов, к которому прилагается расчет рассеивания, и пройти процедуру постановки на учет в региональном управлении экологии и природных ресурсов.

"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов"
N 42 (356) от 21 октября 2002 г.
Подписной индекс 40783