Что нужно знать покупателю
о гарантийных сроках
Возможно, и с вами такое было? Купили в магазине очень нужную вещь (платье, туфли и т.п.) и с огорчением уже дома заметили брак или, может быть, просто разочаровались в покупке. Повторное посещение магазина отложили на более удобное время. И так тянули - тянули, пока сроки (о которых вы смутно догадывались, но точно не знали: где-то читали, что-то слышали*) не вышли.
Наконец, приходите в магазин, а работники прилавка и говорят: "Поезд-то ушел. Ведь могли же поменять: чуть-чуть не успели". И это "чуть-чуть" огорчает особенно сильно.
Не лучше ли заранее ознакомиться с некоторыми своими правами? Их регулирует Закон Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. N 2949-III (далее - Закон о защите прав потребителей).
Он позволяет нам, придя в магазин, получить достоверную информацию о товарах: перечень основных потребительских свойств; цену и условия приобретения; дату изготовления; гарантийные обязательства изготовителя; правила и условия эффективного использования; срок службы (годности); сведения о необходимых действиях по его истечении, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий; сведения о сертификации (товаров, подлежащих обязательной сертификации). Если товары при определенных условиях могут быть опасны для нашей жизни, здоровья и имущества, продавец обязан сообщить об этом.
Итак, вы купили товар в магазине. Расчетный документ (чек), выданный вместе с покупкой, не выбрасывайте. Он может вам понадобиться (об этом чуть позже).
Пришли домой и оказалось: 1) товар не нравится, и вы понимаете, что просто поспешили с покупкой; 2) через какое-то время в процессе использования товара вы обнаружили дефект (например, купили туфли, а у них через месяц отвалился каблук).
Рассмотрим оба случая по порядку.
1. Приобретенный товар не подошел (например, по цвету, размеру и т.п.).
Вы вполне можете обменять или вернуть покупку в магазин. Но только в течение 14 дней, не считая дня покупки. И помните, что у товара, который вы хотите вернуть, должны быть сохранены: товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, то есть его нельзя было использовать. Кроме того, надо предъявить расчетный документ (чек).
При возврате такого товара можно по выбору:
- поменять его на другой (с перерасчетом цены);
- получить назад деньги;
- обменять на аналогичный (допустим, другого цвета) при первом же поступлении такого товара в продажу.
Но этот порядок распространяется не на все товары.
Так, не подлежат обмену или возврату: продовольственные товары, врачебные препараты и средства, предметы сангигиены, а также следующие непродовольственные товары: светочувствительные и корсетные товары, парфюмерно-косметические и перьево-пуховые изделия, мягкие и резиновые надувные детские игрушки, зубные щетки, мундштуки, аппараты для бритья, помазки для бритья, расчески, гребешки и щетки массажные, перчатки, ювелирные изделия из драгоценных металлов, изделия из янтаря, ткани, метражные ковровые изделия, белье нательное и постельное, чулочно-носочные изделия, товары в аэрозольной упаковке, печатные издания, трубная продукция, пиломатериалы и другие по перечню, который приведен в постановлении Кабинета Министров Украины "О реализации отдельных положений Закона Украины "О защите прав потребителей"" от 17.08 94 г. N 172 (далее - Постановление N 172).
2. Через какое-то время в процессе использования товара обнаружен дефект.
Прежде всего необходимо выяснить, не истек ли срок гарантии на такой товар.
Для лекарственных средств, пищевых продуктов, изделий бытовой химии, парфюмерно-косметических и других товаров, потребительские свойства которых могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества и окружающей природной среды, установлены сроки годности. Производитель указывает их на этикетках, упаковке или в других документах, прилагаемых к таким товарам при продаже. Эти сроки и считают гарантийными. Срок годности исчисляют с даты изготовления, которую также указывают на этикетке либо в других документах. Его определяют либо временем, в течение которого товар годен для использования, либо датой, до наступления которой товар годен для использования. Продажа товаров, на которых срок годности не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, а также товаров, срок годности которых истек, запрещена.
Гарантийный срок на непродовольственные товары должен быть указан в паспорте на товар (на его этикетке) или в любом другом документе, прилагаемом к товару.
Если гарантийные сроки на товары не установлены, вы можете от продавца (производителя) требовать выполнения гарантийных обязательств в течение шести месяцев, а в отношении недвижимого имущества - не позднее трех лет со дня его передачи вам.
На сезонные товары (одежду, меховые изделия и другие) гарантийный срок исчисляют с начала соответствующего сезона, который установлен Постановлением N 172.
Так, для одежды, меховых и других изделий:
- весенне-летнего ассортимента - с 1 апреля;
- осенне-зимнего ассортимента - с 1 октября.
Что касается обуви:
- зимнего ассортимента - с 15 ноября по 15 марта;
- весенне-осеннего ассортимента - с 15 марта по 15 мая и с 15 октября по 15 ноября;
- летнего ассортимента - с 15 мая по 15 октября.
При этом в гарантийные сроки на сезонные товары не включают время другого сезона (межсезонный период).
Если гарантийный срок не истек, то с документами, полученными при приобретении товара (чек, технический паспорт и т.п.), а также с паспортом смело отправляйтесь в магазин, в котором вы купили товар, или же к производителю, или на предприятие, выполняющее их функции по вашему местожительству (далее - продавец). Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и удовлетворить ваши требования. Как именно это происходит? В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о защите прав потребителей, если в течение гарантийного срока будут обнаружены недостатки или фальсификация товара, то на основании обязательных для сторон правил (и договора) вы можете по своему выбору требовать от продавца или производителя:
А. Бесплатного устранения недостатков товара или возмещения вам или третьему лицу расходов на это.
Перечень групп сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, установлен постановлением КМУ от 11.04.02 г. N 506. Это: радиоэлектронная бытовая аппаратура; электробытовые приборы и машины; машины и приборы для механизации работ в быту; бытовые приборы электронной техники, в том числе вычислительная техника; средства связи; приборы сложной механики, в том числе часы и секундомеры; музыкальные инструменты, в том числе электромузыкальные; сложные комплектующие изделия, на которые выдается отдельная гарантия; транспортные средства и номерные агрегаты; продукция производственно-технического назначения, которая может быть использована в быту; товары медицинского назначения; товары для занятия физической культурой, спортом и туризмом; спортивное огнестрельное, газовое, пневмогазовое, пружинное, пневматическое оружие; средства измерительной техники бытового назначения.
При выполнении гарантийных ремонтов срок гарантии увеличивают на время пребывания товара в ремонте. Это время исчисляют со дня, когда вы обратились с требованием об устранении недостатков.
После замены комплектующего изделия или составной части товара, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть исчисляют со дня выдачи потребителю товара из ремонта.
Доставку крупногабаритных товаров и товаров весом свыше пяти килограммов продавцу и их возврат вам осуществляют за счет средств продавца.
На время ремонта вам (по заявлению) может быть предоставлен (с доставкой) товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) независимо от модели. Для этого производитель вместе с продавцом на договорной основе создают обменный фонд товаров. Перечень таких товаров определен Постановлением N 172. Это: телевизоры, магнитолы, магнитофоны, радиоприемники, холодильники, морозильники, стиральные машины, микроволновые печи, кухонные машины, вязальные машины, пылесосы, электроутюги, электромиксеры, электросоковыжималки .
Б. Замены товара другим аналогичной марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества.
Если во время такой замены цена товара изменилась, то перерасчета стоимости не будет. При обмене товара его гарантийный срок исчисляют заново с дня обмена.
При наличии аналогичного товара в продаже вам должны заменить бракованный товар немедленно, а если необходима проверка качества - в течение 14 дней или по договоренности сторон.
Может быть и такое, что в нужное время на складе не найдется товара на замену, тогда на это у продавца есть два месяца со дня вашего заявления.
Если в указанный срок замена товара невозможна, вы вправе по своему выбору предъявить продавцу другие требования (замена на другой товар, расторжение договора и т.п.).
За каждый день задержки в предоставлении товара аналогичной марки (модели, артикула, модификации) и за каждый день задержки в устранении недостатков сверх установленного срока (14 дней) должна быть выплачена неустойка в размере одного процента стоимости товара.
В. Уменьшения покупной цены на бракованный товар.
Помните, что, взяв за брак отступные, вы уже не сможете воспользоваться ни одним из рассматриваемых вариантов. Так что подумайте, стоит ли игра свеч.
Г. Замены на такой же товар другой марки (модели, артикула, модификации) с перерасчетом покупной цены.
Во время замены товара с недостатками на такой же товар другой марки (модели, артикула, модификации) стоимость пересчитывают исходя из цен, которые действовали на момент обмена.
Д. Расторжения договора и возмещения убытков, которые понес покупатель.
При расторжении договора, если цена на товар выросла, с вами рассчитаются исходя из его стоимости на момент предъявления соответствующего требования, а если снизилась - исходя из стоимости товара во время покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращают в день расторжения договора, в ином же случае - в другой срок по договоренности с вами, но не позже чем в течение 7 дней.
Все вышеперечисленные требования не будут выполнены, если:
- срок гарантии на приобретенный товар истек;
- продавец установит, что недостатки товара возникли в результате нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения.
Не забывайте о сроках и смело пользуйтесь правами, которые даны законодательством. Удачных вам покупок!
______________
* В магазине на видном и доступном для покупателей месте должен быть оборудован "Уголок покупателя", где размещают Книгу отзывов и предложений; сведения об особенностях продажи определенных групп товаров; перечень сезонных товаров, гарантийные сроки, по которым исчисляют с начала соответствующего сезона; перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену (возврату); перечень товаров, из которых создают обменный фонд; извлечение из статьи 14 Закона Украины "О защите прав потребителей" и т.п.
"Все о бухгалтерском учете" N 95 (763) от 16 октября 2002 г.
