Учет и налогообложения выдачи средств
индивидуальной защиты

Обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) является неотъемлемой частью комплекса мероприятий по охране труда на предприятиях, отнесенных к категории производств с неблагоприятными условиями труда. Бухгалтерским и налоговым аспектам выдачи в пользование СИЗ и посвящен данный материал.

1. Нормативно-правовое регулирование выдачи СИЗ

Основными составляющими СИЗ являются спецодежда, спецобувь, другие средства индивидуальной защиты. Обязательный характер обеспечения работников СИЗ, как составляющей части осуществления мероприятий по охране труда, обусловлен Кодексом законов о труде Украины (далее - КЗоТ). В частности, ст. 163 КЗоТа предусмотрена бесплатная выдача СИЗ по установленным нормам работникам, задействованным на работах с вредными и опасными условиями труда, а также работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях. При этом обязанности относительно комплектации и содержания СИЗ возложены на собственника предприятия (уполномоченный им орган). В тот же время ст.164 КЗоТа не разрешает выплаты средств вместо обеспечения работника СИЗ, в отдельных случаях предприятие может компенсировать работнику их приобретение, если не обеспечило его ими своевременно и он вынужден был приобретать СИЗ за счет собственных средств. В случае досрочного износа СИЗ не по вине работника, предприятие должно обеспечить их замену за счет собственных средств. Аналогичные положения закреплены в ст.10 Закона об охране труда(1).

Общие условия выдачи, пользования и хранения СИЗ изложены в Положении N 170(2). На отдельных его статьях уместно остановиться подробнее:

- обязанности по обеспечению работников СИЗ возлагаются на предприятия всех форм собственности (п.1.2 Положения N 170);

- выдача СИЗ осуществляется в пределах утвержденных норм и сроков ношения работникам тех профессий и должностей, которые предусмотрены в соответствующих производствах, цехах, участках и видах работ Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты или соответствующими отраслевыми нормами, введенными на основании Типовых (п.1.4 Положения N 170);

- с учетом специфики производства, требований технологических процессов и нормативных актов по охране труда по решению трудового коллектива по согласованию с профсоюзным органом предприятие может осуществлять выдачу СИЗ сверх предусмотренные нормы (п.1.6 Положения N 170);

- отдельные виды СИЗ, не вошедшие в соответствующие отраслевые нормы, но предусмотренные другими нормативными актами по охране труда, выдаются в зависимости от характера и условий работ на срок ношения - до износа (п.1.9 Положения N 170);

- СИЗ относятся к категории инвентаря, который остается в собственности предприятия и после выдачи в эксплуатацию и подлежит обязательному возврату в случаях (п.3.2 Положения N 170):

а) окончания сроков использования СИЗ и выдачи замены;

б) увольнения работника;

в) перевода работника на другую работу (должность), не связанную с использованием СИЗ;

- компенсация стоимости СИЗ в случае их самостоятельного приобретения работником осуществляется по подтверждающим документам, а при их отсутствии - по розничным ценам предприятия-производителя (п.3.4 Положения N 170);

- учет выдачи и возврата СИЗ организовывается собственником предприятия путем ведения личных карточек установленной формы (п.3.14 Положения N 170);

- сроки использования СИЗ являются календарными, устанавливаются соответствующими нормами и исчисляются со дня фактической выдачи СИЗ работнику (п.4.3 Положения N 170);

- хранение СИЗ на предприятии осуществляется в специально оборудованных помещениях (в таком случае ответственной за хранение СИЗ является администрация предприятия) и лишь в отдельных случаях СИЗ остается в нерабочее время у работников, что дополнительно обуславливается в правилах трудового распорядка или в коллективном договоре с возложением ответственности за их хранение на работников предприятия ( п.п.4.7 - 4.8 Положения N 170);

- обязанности ухода за СИЗ (химчистка, стирка, обеспыливание, дегазация, дезактивация, обезвреживание и ремонт) возлагаются на собственника предприятия и за его счет в сроки, установленные с учетом производственных условий. А если собственник не принял соответствующие меры, то он должен возместить документально подтвержденные расходы работника по уходу за СИЗ (п.п .5.1-5.3 Положения N 170).

Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты частично (в пределах полномочий, предоставленных Законом об охране труда) были разработаны и утверждены Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда для работников:

- пищевой промышленности (маслично-жирового, спиртового, ликероводочного, пиво-безалкогольного, кондитерского, табачного, табачно-ферментационного, парфюмерно-косметического, эфиромасличного производств - приказ N 115(3));

- мясной и молочной промышленности (приказ N 116(4));

- элеваторной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (приказ N 118(5));

- в сельском и водном хозяйствах (приказ N 117(6));

- в отрасли связи (приказ N 139(7));

- автомобильного транспорта (приказ N 207(8)).

В соответствии со ст.11 Указа Президента Украины "О положении о Министерстве труда и социальной политики Украины" от 30.08.2000 г. N 1035/2000 полномочия по разработке и утверждению межотраслевых норм труда также были предоставлены Минтруда Украины. Это министерство утвердило нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для работников целлюлозно-бумажной промышленности (приказ N 359(9)) и дорожного хозяйства (приказ N 362(10)).

Для предприятий других отраслей хозяйства, не охваченных действиями Типовых норм, утвержденных приказами Госнадзорохрантруда и Министерства труда и социальной политики Украины, сохраняют действия нормы, утвержденные еще в советское время и не отмененные до сих пор в связи с принятием соответствующих норм в отечественном законодательстве. Для примера можно назвать нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для работников и служащих сквозных профессий, работников, занятых на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, работников торговли, потребительской кооперации и общественного питания, работников машиностроительного и металлообрабатывающего производств, жилищнокоммунального хозяйства, полиграфического производства и книжной торговли и т.п.

Типовые отраслевые нормы определяют обязательный к выполнению минимум бесплатной выдачи СИЗ и сроки их ношения.

2. Бухгалтерский учет выдачи СИЗ

По своим характеристикам средства индивидуальной защиты относятся к составу активов в толковании п.4 П(С)БУ 2(11). В то же время отнесение СИЗ к отдельным видам активов обусловливается их сроком использования, который носит нормативный характер.

Спецодежда, спецобувь и другие предохранительные средства с нормативным сроком использования менее 1 года с даты баланса (или менее одного операционного цикла) относятся к оборотным активам, а именно к категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов (далее - МБП) (п.6 П(С)БУ 9(12)). Их учитывают на балансовом счете 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". В соответствии с п.7 П(С)БУ 9 единицей бухгалтерского учета в данном случае будет выступать наименование или однородная группа (вид) МБП. В балансе предприятия данные СИЗ будут отражаться в строке 100 в составе производственных запасов. Выбытие МБП согласно п.23 П(С)БУ 9 отражается в момент передачи их в эксплуатацию с организацией оперативного количественного учета по местам эксплуатации и ответственным лицами, а в бухгалтерском учете - по дебету счетов учета расходов (23, 91, 92, 93, 94, 97) и кредиту счета 22.

Если нормативный срок эксплуатации СИЗ превышает 12 календарных месяцев, они подпадают под категорию необоротных активов согласно классификации п.4 П(С)БУ 2, а именно - необоротных материальных активов. В данном случае СИЗ могут быть включены в состав или основных средств, или других необоротных материальных активов(13), учет которых регулируется П(С)БУ 7(14). Поскольку в пп.5.2.7 П(С)БУ 7 разрешено "устанавливать стоимостные признаки предметов, входящих в состав малоценных необоротных активов", то предприятие, самостоятельно избирая учетную политику, осуществляет в бухгалтерском учете классификацию СИЗ по видам необоротных материальных активов.

Для того, чтобы не перегружать счета основных средств в бухучете широкой номенклатурой СИЗ, уместно выбрать такую стоимость малоценных необоротных активов, которая "покрыла" бы стоимость СИЗ. Таким образом, спецодежда, спецобувь и другие предохранительные средства со сроком нормативной эксплуатации более 12 календарных месяцев сконцентрируются на балансовом счете 112 "Малоценные необоротные материальные активы" (далее - МНМА).

В соответствии с п.7 П(С)БУ 7 единицей учета МНМА является отдельный объект. В балансе предприятия стоимость таких СИЗ следует отражать в строках 030, 031, 032 в составе основных средств. Согласно п.27 П(С)БУ 7 стоимость МНМА переносится на расходы путем амортизации. Конкретный способ амортизации МНМА в бухгалтерском учете предприятие должно оговорить в приказе об учетной политике, выбрав его из следующих четырех:

1. 50% амортизируемой стоимости в первом месяце использования объекта и остаток (50%) в месяце изъятия из состава активов (списание).

2. 100% амортизируемой стоимости в первом месяце использования объекта.

3. По прямолинейному методу, когда годовая сумма амортизации определяется делением стоимости на ожидаемый период времени использования МНМА.

4. По производственному методу, в соответствии с которым месячная сумма амортизации определяется как произведение фактического месячного объема продукции (работ, услуг) и производственной ставки амортизации.

Документальное обеспечение движения спецодежды, спецобуви и предохранительных средств, учтенных в составе МБП, осуществляется в соответствии с требованиями приказа N 145(15) по Типовым формам:

- МШ-6 "Личная карточка учета спецодежды, спецобуви и предохранительных средств" (отражают выдачу СИЗ в индивидуальное пользование и данные об их движении, в т.ч. возврат, выбытие);

- МШ-7 "Ведомость учета выдачи (возврата) спецодежды, спецобуви и предохранительных устройств" (отражают движение выдачи и возврата СИЗ в связи с операциями по уходу (стирка, дезинфекция) и летнему хранению);

- МШ-4 "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов" (отражают выбытие МБП в связи с потерей, поломкой, порчей; данные из формы МШ-4 переносятся в форму МШ-6);

- МШ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов" (оформляют списание непригодных для дальнейшего использования спецодежды, спецобуви, предохранительных средств по окончании срока ношения и сдачи их на склад для утилизации).

СИЗ, отнесенные к категории МНМА, классифицируются П(С)БУ 7 как основные средства с документальным оформлением их движения в соответствии с требованиями приказа N 352(16) по формам:

- ОЗ-1 "Акт приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств" (для передачи, оприходования, ввода в эксплуатацию и выбытия МНМА);

- ОЗ-2 "Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов" (в случае передачи СИЗ на ремонт);

- ОЗ-3 "Акт на списание основных средств" (для отражения ликвидации МНМА);

- ОЗ-6 "Инвентарная карточка учета основных средств" (для учета отдельных объектов МНМА).

3. Налоговый учет СИЗ

3.1. Налог на прибыль и налог на добавленную стоимость

Налоговый учет СИЗ по налогу на прибыль обусловлен специальной нормой Закона о прибыли(17). В частности, согласно пп.5.4.1 этого Закона в состав валовых расходов включаются "расходы налогоплательщика на обеспечение наемных работников специальной одеждой, специальной обувью..., необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей... по перечню, который устанавливается Кабинетом Министров Украины".

Поскольку по своей природе СИЗ являются материальными активами, стоимость приобретения которых относится к составу валовых расходов, они подлежат учету согласно нормам п.5.9 Закона о прибыли с расчетом прироста (убыли) балансовой стоимости.

По мнению автора, расчет прироста (убыли) СИЗ осуществляется по правилам, установленным для МБП, в частности п.п.2.1, 2.5 Порядка N 124(18): уменьшение балансовой стоимости МБП осуществляется в период их передачи со склада в эксплуатацию и не имеет значения, что в бухгалтерском учете часть СИЗ может включаться в состав МБП, а часть - в состав МНМА.

По общей логике Закона о прибыли спецодежда и спецобувь, отнесенные к категории МНМА, должны были б учитываться в составе основных фондов с начислением амортизации (ст.8), но в пп.5.3.2 делается ударение, что не включаются в состав валовых расходов затраты на "приобретение, строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт и прочие улучшения основных фондов и расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, а также с приобретением нематериальных активов, которые подлежат амортизации согласно статьям 8 и 9 и подпункту 7.9.4 настоящего Закона". Обусловив включение спецодежды и спецобуви в состав валовых расходов в пп.5.4.1 Закона о прибыли, законодатель тем самым сделал невозможным их учет в составе основных фондов. Соответственно, в налоговом учете по налогу на добавленную стоимость сумма НДС, уплаченная (начисленная) при приобретении СИЗ, относится к составу налогового кредита на основании пп.7.4.1 Закона о НДС(19).

Необходимо также остановиться на сверхнормированной выдаче СИЗ в пользование (ее возможность предусмотрена п.1.6 ст.1 Положения 170):

- в соответствии с нормами пп.5.4.1 Закона о прибыли к валовым расходам относятся расходы на обеспечение работников специальной одеждой и специальной обувью "по перечню, который устанавливается Кабинетом Министров Украины";

- Кабинет Министров Украины в пределах своих полномочий принял Распоряжение от 21.08.97 г. N 462-р, которым определил, что расходы налогоплательщика на обеспечение наемных работников специальной одеждой и специальной обувью относятся в состав валовых расходов "в соответствии с перечнем и нормами, установленными действующими нормативно-правовыми актами".

Таким образом, выдача специальной одежды и обуви сверх установленные нормы исключается из состава валовых расходов путем уменьшения остатка МБП на складе на начало отчетного периода в соответствии с требованиями п.1.4 Порядка N 124. Одновременно подлежит корректировке и налоговый кредит по налогу на добавленную стоимость по приобретенным СИЗ, выданным сверх установленные нормы, - его сторнируют в части, соответствующей стоимости СИЗ, выданных с превышением норм.

3.2 Подоходный налог с граждан

С точки зрения подоходного налога стоимость спецодежды, спецобувь и других предохранительных средств не включается в состав совокупного налогооблагаемого дохода.

Во-первых, пп."г" п.1 ст.5 Декрета N 13-92(20) закреплена специальная норма, по которой не включаются в совокупный налогооблагаемый доход "компенсационные выплаты в денежной и натуральной форме в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством". Расшифровка указанных компенсационных выплат приведена в Инструкции N 12(21), пп.5.4.2 которой, в частности предусмотрено отнесение к компенсационным выплатам, которые не включаются в месячный совокупный налогооблагаемый доход, в размере фактических расходов стоимости "специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, мыла и других смывающих и обезвреживающих средств, которые в соответствии с действующим законодательством выдаются работникам безвозмездно, а также компенсация расходов на их приобретение, если установленный срок их выдачи нарушен и работник был вынужден приобрести их за собственные средства".

Во-вторых, в соответствии с п.3.2 Положения N 170 СИЗ, выдаваемые работникам, "считаются собственностью предприятия, учитываются как инвентарь и подлежат обязательному возврату...". Таким образом, стоимость переданных СИЗ не может считаться доходом, поскольку не происходит переход права собственности - СИЗ передаются лишь во временное пользование.

3.3. Взносы на обязательное социальное страхование

Начисление (удержание) взносов на обязательное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, государственное страхование на случай безработицы, социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также пенсионное страхование по стоимости выданной работникам спецодежды, спецобуви и других предохранительных средств, не проводится по следующим причинам:

- с одной стороны, в соответствии с п.5.2 Декрета N 13-92 суммы выплат, которые не включаются в состав совокупного налогооблагаемого дохода, в т.ч. согласно пп."г" п.5.1 "не учитываются при определении базы начисления страховых взносов, налогов и сборов, которые начисляются на фонд оплаты труда в соответствии с законами Украины";

- с другой стороны, объектом для начисления взносов на социальное и пенсионное страхование являются фактические расходы на оплату труда. Одновременно, п.4.11 Инструкции N 323(22) предусмотрено, что не включается в состав фонда оплаты труда и других поощрительных и компенсационных выплат " стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла и других моющих средств, обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания или возмещение расходов работникам за приобретение ими спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты в случаях невыдачи их администрацией". Следовательно, отсутствует база для осуществления начислений взносов на социальное, в т.ч. пенсионное страхование по стоимости выданных СИЗ.

4. Недостача СИЗ

Поскольку СИЗ выдаются работникам лишь во временное пользование, невозврат СИЗ после окончания сроков их нормативного использования, возможен лишь в случае их потери, уничтожения или порчи, допущенного лицом, которому выдавались СИЗ. Рассматривая вопросы недостачи СИЗ необходимо учитывать следующее:

В соответствии с п.4.7 Положения N 170 для хранения выданных работникам СИЗ "собственник обязан предоставить в соответствии с санитарными нормами и другими нормативными документами специально оборудованные помещения (гардеробные)", и лишь "в отдельных случаях, там, где по условиям работы указанный порядок хранения СИЗ не может быть применен, они могут оставаться в нерабочее время у работников, что должно быть оговорено в отраслевых правилах внутреннего трудового распорядка или в коллективных договорах. Ответственность за хранение СИЗ в этих случаях возлагается на самих работников." (п.4.8 Положения N 170). Таким образом, лишь при отсутствии условий для отдельного хранения СИЗ возможно привлечение работника к ответственности с возмещением материального ущерба. В последнем случае размер возмещения будет обуславливаться нормами КЗоТа Украины в зависимости от характера недостачи и формы материальной ответственности работника.

В случае уничтожения или порчи СИЗ по халатности работника размер материальной ответственности определяется в соответствии с нормами ст.135-3 КЗоТа "по фактическим расходам, на основании данных бухгалтерского учета, исходя из балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей за вычетом износа согласно установленным нормам" и ограничивается согласно п.1 ст.133 КЗоТа среднемесячным заработком виновного лица.

Размер ответственности, определенный вышеприведенным способом, может выходить за пределы среднемесячного заработка, если с работником было заключено соглашение о полной материальной ответственности согласно нормам ст.134 КЗоТа.

Наконец в ситуации, когда имеет место недостача вследствие хищения, умышленное уничтожение или умышленная порча СИЗ, на виновное лицо возлагается полная материальная ответственность (ст.134 КЗоТа), а размер материального ущерба определяется специальным нормативным актом - Порядком N 116(23).

В последнем случае для СИЗ, учтенных в составе МБП, выданных в эксплуатацию, и МНМА, по которым начислен износ в размере 100%, размер убытков будет определяться в соответствии с п.9 Порядка N 116, а именно: "исходя из рыночных цен на аналогичные материальные ценности, уменьшенных пропорционально фактическому износу, но не ниже 50 процентов рыночной цены". В соответствии с п.10 Порядка N 116 разница между расчетной суммой возмещения убытков, исчисленной в соответствии с п.9, и суммой фактически нанесенных предприятию убытков (в данном случае ликвидационной (утилизационной) стоимостью МБП или МНМА) подлежит перечислению в государственный бюджет.

Расчет размера убытков от недостачи СИЗ, учтенных в составе МНМА с начислением 50% износа, осуществляется в соответствии с п.2 Порядка N116, в частности балансовая (недоамортизированная) стоимость увеличивается на коэффициент инфляции, сумму НДС и общий коэффициент увеличения убытков "2". Но все вычеты из заработной платы, сумма которых превышает среднемесячную, возможны лишь по судебному решению.

Учет выдачи СИЗ можно рассмотреть на примере

Предприятием приобретено:

- через поставщика: 3 комплекта костюмов брезентовых с нормативным сроком эксплуатации 12 мес., общей стоимостью 180 грн., в т.ч. НДС для выдачи работникам основного производства в пределах норм на спецодежду;

- через подотчетное лицо: 1 костюм хлопчатобумажный утепленный с нормативным сроком эксплуатации 36 мес., общей стоимостью 90 грн., в т.ч. НДС для выдачи мастеру участка в пределах норм на спецодежду.

Учетной политикой предприятия предусмотрено начисление износа по МНМА в размере 50% при выдаче в эксплуатацию и 50% - при списании.

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Содержание операции ¦Бухгалтерский¦Сумма,¦ Налоговый ¦
¦п/п¦ ¦ учет ¦ грн. ¦ учет ¦
¦ ¦ +-------------¦ +-------------¦
¦ ¦ ¦Дт ¦Кт ¦ ¦ ВД ¦ ВР ¦
+---+-------------------------------------+------+------+------+-----+-------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+---+-------------------------------------+------+------+------+-----+-------¦
¦ 1 ¦Поступили костюмы брезентовые от ¦ 22 ¦ 631 ¦ 150 ¦ - ¦150(24)¦
¦ ¦поставщика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+------+------+------+-----+-------¦
¦ 2 ¦Отражена сумма налогового кредита по ¦ 641 ¦ 631 ¦ 30 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+------+------+------+-----+-------¦
¦ 3 ¦Приобретен костюм хлопчатобумажный ¦ 153 ¦ 372 ¦ 75 ¦ - ¦ 75(24)¦
¦ ¦через подотчетное лицо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+------+------+------+-----+-------¦
¦ 4 ¦Отражена сумма налогового кредита по ¦ 641 ¦ 372 ¦ 15 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+------+------+------+-----+-------¦
¦ 5 ¦Переданы в следующем отчетном ¦ 23 ¦ 22 ¦ 150 ¦ - ¦ -(25) ¦
¦ ¦периоде в эксплуатацию костюмы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦брезентовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+------+------+------+-----+-------¦
¦ 6 ¦Передан в следующем отчетном периоде ¦ 112 ¦ 153 ¦ 75 ¦ - ¦ -(25) ¦
¦ ¦в пользование костюм хлопчатобумажный¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+------+------+------+-----+-------¦
¦ 7 ¦Начислена амортизация МНМА ¦ 91 ¦ 132 ¦ 37,5 ¦ - ¦ - ¦
+---+-------------------------------------+------+------+------+-----+-------¦
¦ 8 ¦Оприходована ветошь по возвращенным ¦ 209 ¦ 719 ¦ 35 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦брезентовым костюмам и костюмам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦после завершения нормативного срока ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по ценам утилизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+------+------+------+-----+-------¦
¦ 9 ¦Доначислена сумма износа по ¦ 91 ¦ 132 ¦ 37,5 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦хлопчатобумажному костюму при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦списании после завершения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормативного срока эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+------+------+------+-----+-------¦
¦10 ¦Списана первоначальная стоимость ¦ 132 ¦ 112 ¦ 75 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ликвидированного костюма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+------+------+------+-----+-------¦
¦11 ¦Отражена реализация вторсырья ¦ 361 ¦ 712 ¦ 42 ¦ 5 ¦ - ¦
+---+-------------------------------------+------+------+------+-----+-------¦
¦12 ¦Отражено налоговое обязательство по ¦ 712 ¦ 641 ¦ 7 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+------+------+------+-----+-------¦
¦13 ¦Списана себестоимость реализованной ¦ 943 ¦ 209 ¦ 35 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ветоши ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Перечень
использованных нормативно-правовых актов

1. Закон об охране труда - Закон Украины "Об охране труда" от 14.10.92 г. N 2694-XII.

2. Положение N 170 - Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальный обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждено приказом Госнадзорохрантруда от 29.10.96 г. N 170, зарегистрировано в Минюсте Украины 18.11.96 г. под N 667/1692.

3. Приказ N 115 - приказ Госнадзорохрантруда "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в пищевой промышленности (маслично-жировое, спиртовое, ликероводочное, пиво-безалкогольное, кондитерское, табачное и табачно-фермента эфиромасличное производство)" от 10.06.98 г. N 115, зарегистрирован в Минюсте Украины 14.07.98 г. под N 446/2886.

4. Приказ N 116 - приказ Госнадзорохрантруда "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам мясной и молочной промышленности" от 10.06.98 г. N 116, зарегистрирован в Минюсте Украины 14.07.98 г. под N 451/2891.

5. Приказ N 118 - приказ Госнадзорохрантруда "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам элеваторной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности" от 10.06.98 г. N 118, зарегистрирован в Минюсте Украины 14.07.98 г. под N 450/2890.

6. Приказ N 117 - приказ Госнадзорохрантруда "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сельского и водного хозяйства" от 10.06.98 г. N 117, зарегистрирован в Минюсте Украины 14.07.98 г. под N 449/2889.

7. Приказ N 139 - приказ Госнадзорохрантруда "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам связи" от 08.07.98 г. N 139, зарегистрирован в Минюсте Украины 30.07.98 г. под N 490/2930.

8. Приказ N 207 - приказ Госнадзорохрантруда "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта" от 20.10.98 г. N 207, зарегистрирован в Минюсте Украины 04.01.99 г. под N 1/3294.

9. Приказ N 359 - приказ Министерства труда и социальной политики Украины "Об утверждении Норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для работников целлюлозно-бумажной промышленности" от 28.12.2000 г. N 359, зарегистрирован в Минюсте Украины 23. 03.2001 г. под N 265/5456.

10. Приказ N 362 - приказ Министерства труда и социальной политики Украины "Об утверждении Норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для работников дорожного хозяйства" от 28.12.2000 г. N 362, зарегистрирован в Минюсте Украины 27.03.2001 г. под N 277/5468.

11. П(С)БУ 2 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 "Баланс", утверждено приказом МФУ от 31.03.99 г. N 87.

12. П(С)БУ 9 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 "Запасы", утверждено приказом МФУ от 20.10.99 г. N 246.

13. Исходя из специфики своего производства предприятие при определении срока полезного использования СИЗ может и не пользоваться нормативными сроками ношения. Оно может установить для всех СИЗ срок использования менее года и учитывать их в составе МБП. В таком случае это уместно зафиксировать в учетной карточке предприятия.

14. П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утверждено приказом МФУ от 27.04.2000 г. N 92.

15. Приказ N 145 - приказ Министерства статистики Украины "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов" от 22.05.96 г. N 145.

16. Приказ N 352 - приказ Министерства статистики Украины "Об утверждении типовых форм первичного учета" от 29.12.95 г. N 352.

17. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. N 283/97-ВР.

18. Порядок N 124 - Порядок ведения учета прироста (убыли) балансовой стоимости покупных товаров (кроме активов, подлежащих амортизации, ценных бумаг и деривативов), материалов, сырья (топлива), комплектующих изделий и полуфабрикатов на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции (в т.ч. малоценных предметов на складах), утвержден приказом МФУ от 11.06.98 г. N 124, зарегистрирован в Минюсте Украины 03.07.98 г. под N 417/2857.

19. Закон о НДС - Законе Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР.

20. Декрет N 13-92 - Декрет КМУ "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. N 13-92.

21. Инструкция N 12 - Инструкция о подоходном налоге с граждан, утверждена приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. N 12, зарегистрирована в Минюсте Украины 09.06.93 г. под N 64.

22. Инструкция N 323 - Инструкция по статистике заработной платы, утверждена приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. N 323, зарегистрирована в Минюсте Украины 21.12.95 г. под N 465/1001.

23. Порядок N 116 - Порядок определения размера убытков от хищений, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержден постановлением КМУ от 22.01.96 г. N 116.

24. Полученные МБП и МНМА включены по первоначальной стоимости в остаток материальных активов на складах, учет прироста (убыли) которых осуществляется согласно п.5.9 Закона о прибыли, ибо на конец отчетного периода они еще не выданы работникам.

25. Выданные в эксплуатацию СИЗ уменьшают остаток материальных активов на складе, учет прироста (убыли) которых осуществляется согласно п.5.9 Закона о прибыли.

"Все о бухалтерском учете" N 81 (748) от 6 сентября 2002 г.