Вопросы перехода коммунального предприятия
на единый налог по ставке 10 %
ВОПРОС: Может ли коммунальное предприятие являться плательщиком единого налога? Как уплачивается единый налог с бюджетных средств, перечисленных на капитальный ремонт?
ОТВЕТ: По определению, данному в ст. 2 Закона о предприятиях*, коммунальное предприятие - это предприятие, основанное на собственности соответствующей территориальной громады. Если такое предприятие занимается предпринимательской деятельностью, оно должно зарегистрироваться в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности (СПД). Следовательно, если коммунальное предприятие зарегистрировано в качестве СПД, является плательщиком налогов и сборов (обязательных платежей) на общих основаниях и отвечает требованиям Указа Президента от 28.06.1999 г. N 746 "О внесении изменений в 727 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (далее - Указ N 746), оно имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения по единому налогу (ЕН).
Согласно ст. 1 Указа N 746 предприятие может считаться СПД при выполнении следующих условий:
- среднеучетная численность работающих на предприятии не превышает 50 чел. за год;
- объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за календарный год не превышает 1 млн.грн.
В соответствии с абзацем вторым ст.6 Указа N 746 все вновь созданные предприятия с численностью не более 50 чел., вправе при регистрации в налоговом органе самостоятельно избрать схему налогообложения: по общему принципу или по ЕН. Новосозданные и зарегистрированные в установленном порядке СПД, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в налоговый орган по месту их регистрации, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором ос государственная регистрация. Таким образом, для создаваемых предприятий действующим законодательством предусмотрена льгота, т.е они сразу могут стать плательщиками ЕН.
Если материнское предприятие отвечает вышеназванным критериям, то и дочернему предприятию может быть выдано Свидетельство об уплате единого налога. Кроме того, даже если для вновь созданного нового предприятия (материнского) учредителем предприятия государственной собственности является орган государственной или местной исполнительной власти,-который сам не классифицируется как СПД, такое предприятие может быть отнесено к субъектам малого предпринимательства, даже если 100 % уставного фонда принадлежат такому учредителю. Аналогичной позиции придерживается и ГНАУ (см. письмо от 03.11.2000 г. N 14517/7/15-1317).
1. Согласно требованиям Указа N 746 базой для обложения ЕН является сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), фактически полученная СПД на расчетный счет или в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). То есть при определении суммы ЕН предприятия должны учитывать все поступления, полученные на расчетный счет и в кассу предприятия от продажи продукции (товаров, работ, услуг), а не только средства, которые остаются после расчетов со сторонними организациями за выполненные работы.
Остановимся на данной ситуации подробнее.
Как правило, обслуживают, ремонтируют дома и организуют предоставление коммунальных услуг государственные коммунальные предприятия. В соответствии со ст. 24 Жилищного кодекса Украины для эксплуатации государственного и общественного жилищного фонда создаются жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭО). Они имеют права юридического лица, самостоятельный баланс, счета в банке и находятся в ведении местного Совета народных депутатов. В систему ЖЭО входят жилищно-эксплуатационные и ремонтные службы, службы по санитарной очистке и благоустройству придомовых территорий, а также ЖЭК. Вопросы относительно создания, ликвидации, реорганизации и перепрофилирования предприятия, учреждений и организаций коммунальной собственности территориальной громады, согласно пп. 30 п. 1 ст.26 Закона Украины от 21.05.1997 г. N 280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине", решаются исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового и городского Совета. Законодательные акты не устанавливают каких-либо специальных требований к форме и содержанию решения о создании предприятия.
Законодательство Украины также признает такой вид юридических лиц - СПД как дочернее предприятие, то есть основанное на собственности одного юридического лица (ст.9 Закона Украины от 19.09.1991 г. N 1576-XII "О хозяйственных обществах"). В Положении (стандарте) бухгалтерского учета 19 "Объединение предприятий", утвержденном приказом Минфина Украины от 23.07.1999 г. N 163, дочернее предприятие определено как предприятие, которое находится под контролем материнского (холдингового) предприятия. Под контролем понимается решающее влияние на финансовую, хозяйственную и коммерческую политику предприятия с целью получения выгод от его деятельности. Единственным учредителем является юридическое лицоматеринское предприятие. Дочернее предприятие является может быть несколько) и подлежит государственной регистрации как СПД. Взаимоотношения между материнским и дочерним предприятиями регулируются уставом, в котором определен порядок передачи средств для формирования уставного капитала дочернего предприятия, назначения руководителя и т.д.
Итак, при проведении капитальных ремонтов новое предприятие (материнское), поскольку ремонт как сложный и трудоемкий процесс осуществляют подрядным способом, для возмещения понесенных предприятием расходов получает денежные средства от местного финансового управления на свой банковский счет. В целях контроля за использованием бюджетных средств на предприятии должен быть открыт специальный счет (в данном случае распределительный). Факт перечисления бюджетных денег на капитальный ремонт должен подтверждаться справками и платежными документами финотдела, сметами доходов и расходов и отчетами о финансовой деятельности нового (материнского) предприятия. В то же время финотдел не покупает услуги у ЖЭО (материнского предприятия), предназначен происходит компенсация расходов предприятия (коммунального) для выполнения уставных задач, которыми его наделило государство. Следовательно, такое получение бюджетных денег на распределительный счет не является объектом обложения ЕН, поскольку не является продажей товаров (работ, услуг), а также не включается в валовой доход налогоплательщика в соответствии с п. 1.4 ст.1 Закона о НДС** и п.4.1 ст.4 Закона о налогообложении прибыли***, то есть не может рассматриваться как объект обложения этим налогом, поскольку таким объектом является сумма выручки, фактически поступившая на расчетный счет или в кассу предприятия от реализации продукции (товаров, услуг).
2. Согласно п.2 Постановления КМУ от 22.06.1998 г. N 939 "Об усовершенствовании системы государственного регулирования размеры квартирной платы и платы за содержание зданий и придомовых территорий" расходы на капитальный ремонт жилищного фонда покрывают его собственники. А поскольку дома, находящиеся на балансе государственных ЖЭО, - собственность местных Советов, то они и финансируют через специальный счет (коммунального предприятия) из местного бюджета такие расходы. Такое финансирование называют капитальным трансфертом. Трансферты - это средства, передаваемые из бюджетов в указанных целях. Указанные средства (трансферты), передаваемые из бюджетов развития в указанных целях, не включаются в валовой доход (ВД) налогоплательщиков. Указанные средства (трансферты) не соответствуют признакам ВД установленным п. 4.1 Закона о налогообложении прибыли, не подлежат налогообложению, поскольку их получение из бюджета прямо не связано с каким-либо видом деятельности предприятия и направлено на реализацию программ социально-экономического развития государства (письмо ГНАУ от 19.05.2000 г. N 2648/6/15-1116.
При этом следует иметь в виду, что проценты, уплачиваемые (начисляемые) банковскими учреждениями, в которых открыты расчетные счета получателя капитальных трансфертов, за пользование временно свободными (неиспользованными) средствами, полученными таким плательщиком из бюджета, включаются в состав ВД и соответственно являются базой для обложения ЕН.
Что же касается поступлений на расчетный (текущий) счет нового предприятия (материнского) денежных сумм от собственников жилищного фонда, от предоставления в аренду помещений, денежных средства за коммунальные услуги, от других видов выручки от продажи товаров (работ, услуг), то, согласно требованиям Указа N 746, все такие операции являются базой для обложения ЕН.
При ремонте жилого фонда за счет других источников финансирования условия и цены оговариваются контрактом. При определении суммы ЕН в данной ситуации учитываются все поступления, полученные на расчетный счет и в кассу предприятия, даже если часть средств перечислена сторонним организациям (субподрядчику) для расчета за выполненные работы.
Выполнение ремонтно-строительных работ за счет государственных средств подрядным способом предусматривает контракт с подрядной организацией-победителем тендера. По договору подряда дочерние предприятия будут уплачивать ЕН, поскольку для них базой выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) будут все поступления на расчетный счет и в кассу предприятия.
3. Исключение составляют только посреднические операции, осуществляемые плательщиками ЕН в рамках договоров комиссии или поручения. В этом случае обложению ЕН подлежит только сумма комиссионного вознаграждения, уплаченная СПД. Средства, поступающие на расчетный счет таких СПД, являются транзитными, и такие плательщики ЕН не имеют права собственности на эти средства, поэтому при определении суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) для начисления ЕН эти средства не включаются в базу налогообложения.
Весьма интересно по этому поводу письмо Минфина Украины от 06.12.2000 г. N 053-29168), согласно которому объектом обложения ЕН является доход, причитающийся за работы, выполненные собственными силами организации, то есть без дохода, причитающегося за выполненные работы, услуги другим лицам (комитентам, соисполнителям, субподрядчикам). Это было первое разъяснение о не включении в объект обложения ЕН сумм, перечисляемых соисполнителям и субподрядчикам.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что суммы бюджетных средств, поступающих на распределительные счета нового предприятия (материнского), не могут рассматриваться как объект налогообложения ЕН, поскольку таким объектом является сумма выручки (расходы оплачиваются физическими и юридическими лицами, собственниками), фактически поступившая на расчетный счет или в кассу предприятия от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
__________________
* Закон Украины от 27.03.1991 Г. N 887-XII "О предприятиях в Украине" с изменениями и дополнениями.
** Закон Украины от 03.04.1997 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость".
*** Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.1997 г. N 283/97-ВР.
"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов"
N 37 (351) от 16 сентября 2002 г.
Подписной индекс 40783
