Письмо в редакцию
Уважаемые господа! Помогите, пожалуйста, нашему предприятию уволить директора, а то он своими действиями ставит наше предприятие в ряд незаконопослушных.
Директор у нас - иностранец, поэтому до него всегда все доходит или через переводчика, или никогда. А в последнее время у него даже происходит раздвоение личности: он до бесконечности начинает делиться то на учредителя, то на директора.
Например: пришел Указ от Центра занятости заплатить штраф за то, что иностранец не имеет разрешения на трудоустройство в Украине; иностранец-учредитель, как и подобает настоящему собственнику, говорит самому себе как иностранцу-директору:
- Зачем ты мне лишний расход приносишь? Не нужен ты мне такой, увольняйся!
А иностранец-директор не подписывает заявление на увольнение, говорит, что еще не все контракты завершил, просит дать ему еще шанс. А иностранецучредитель говорит, что лицо, принесшее своими действиями дополнительные расходы предприятию, не может называться директором. А директор отвечает, что он не уполномочен уволить учредителя и готов работать даже бесплатно, но ему этого не позволяет Конституция и Закон об ООО.
Вот так он и прыгает с кресла на кресло уже который год, пытаясь наказать сам себя за "несвоевременное разъяснение самому себе прав, свобод и обязанностей иностранного гражданина", и судорожно пытаясь сам себе вести учет на предприятии, подписывать себе контракты и вызовы.
- А иностранные инвестиции? - спросите Вы.
Отвечаем: "От этих прыганий с кресла на кресло у иностранца "крыша" совсем поехала, т. к. если иностранец-учредитель выделяет какие-либо суммы предприятию, то иностранец-директор тут же их тратит на судебные баталии: все хочет защитить свои права директора-учредителя, глупый, лучше б сразу их отдал в бюджет - без мучений. А оставшиеся средства идут на тонны бумаги, которые переводчик изводит для переписки с различными инстанциями и ответов от них*.
Все это в шутку, господа! Но как серьезны и тяжелы последствия шуток, которые подбрасывают нам время от времени различные законы и законодательные акты.
В ноябре 1999 года г-н Пустовойтенко подписал Постановление КМУ N 2028 "Про затвердження Порядку оформления іноземцям та особам без громадянства дозволу на працевлаштування в Україні", забыв, очевидно, уточнить, что постановление касается только тех иностранцев, которые просят устроить их на работу, а не тех, кто, учреждая предприятия, сами дают рабочие места для трудоустройства украинских граждан, являясь одновременно учредителями и директорами.
А вот и последствия.
Исходя из п. 3 Положения получается, что работодатель в лице директора должен обеспечить разъяснения иностранцам (т. е. самому себе) права, свободы и обязанности, вести сам себе учет на предприятии и нести ответственность за оформление документов на свое пребывание в Украине.
Согласно п. 5 Положения для получения разрешения на трудоустройство в Украине необходима копия проекта Контракта работодателя с работникоминостранным гражданином.
ВОПРОС: Между работодателем в лице учредителя и кем еще необходимо заключать этот контракт, если иностранец является одновременно и учредителем и директором, т. е. наемным лицом?
ОТВЕТ: Согласно ст. 7 Положения разрешение на трудоустройство выдается на срок до 1 года, а для продления этого срока опять-таки работодатель должен обратиться в центр занятости не позднее чем за месяц до окончания предыдущего срока действия разрешения. Что делать иностранцу - директору-работодателю? Обращаться в фонд занятости с просьбой продлить срок разрешения на работу себя же иностранца - директора и подписать это обращение от себя же иностранца - работодателя.
И, кстати, бессрочность пребывания иностранных работников - это совсем "свежие" изменения (постановление Кабинета Министров Украины от 17 мая 2002 года N 649), до этого максимальный срок непрерывного пребывания иностранца в Украине не мог превышать 4 лет, и лишь только по истечении шестимесячного перерыва иностранец мог снова получить разрешение на трудоустройство, ожидая его получения у себя за границей. А что там будет с предприятием за полгода - это уже второй вопрос.
ВОПРОС: Что делать предприятию эти полгода? Закрыться? Не проводить никакой деятельности? Не платить налоги? Уволить всех? А после 6 месяцев, где гарантия что он сможет приехать и работать на собственном предприятии и ему будет выдано разрешение? Такой гарантии нет.
ОТВЕТ: Как быть со ст. 13 Конституции Украины, со ст. 86 Гражданского кодекса Украины, со ст. 2, 48 Закона "О собственности", ст. 13 Закона "О предпринимательстве", которые гарантируют защиту собственности?
Но самое главное: "иностранец, который оформился на работу без разрешения на трудоустройство, подлежит выдворению из Украины". И это несмотря на то, что деятельность предприятия как предприятия с иностранными инвестициями, зарегистрированного в определенном законодательством порядке, автоматически предполагает присутствие инвестора (учредителя, работодателя) в Украине, а иначе предприятие не было бы зарегистрировано и не могло бы существовать, и никакой закон не ограничивает право иностранца быть директором своего же предприятия, т. е. руководить им. А центр занятости каждый год штрафует предприятие и иностранного гражданина.
Ответ на вышеуказанные вопросы мы попытались найти в Кабинете Министров Украины (они же подписали Постановление). Но там ответили, что бы мы как предприятие и не пытались обращаться с запросами напрямую в Кабмин, а только через запросы общественных организаций.
Но исполнять-то законы нам, а не общественным организациям! Да и где взять общественную организацию, которая бы взяла на себя смелость и терпение вникнуть в наши проблемы и обратиться в Кабмин. В Мариуполе, кроме общества инвалидов, слепых, глухонемых и пострадавших от Чернобыля, мы других организаций не нашли. Не стали искать и адреса Общества защиты прав потребителей, т. к. потреблять-то нечего, надо только изыскать возможность напрямую обратиться к законодателю от исполнителя, но это оказалось невозможным.
В Министерстве труда и социальной политики нас попытались утешить сообщением о том, что это Министерство труда и социальной политики, которому также подчиняются и Центры занятости, направило разъяснение к п. 6 Постановления КМУ, в котором говорится:
"...разрешение на трудоустройство оформляется только иностранцам и лицам без гражданства, которые имеют намерение заниматься в Украине трудовой деятельностью по найму, и не требуется следующим категориям лиц:
1. Иностранцам, которые постоянно проживают в Украине (абзац 2 ст. 8 Закона "О правовом статусе иностранцев").
2. Лицам, которые подали заявление о получении статуса беженца (абзац 2 ст. 9 Закона "О беженцах").
3. Лицам, которые получили статус беженца (абзац 3 ст. 12 Закона "О беженцах").
4. Лицам, нанятым инвестором (в том числе иностранным) в пределах и на должности (специальности), определенных соглашением о распределении продукции...
5. Персоналу представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине...
6. Учредителям субъектов предпринимательской деятельности, которые являются руководителями (ст. 7 Закона "О правовом статусе иностранцев", абзац 3 ст. 2 и ст. 16 Закона "О предпринимательстве", абзац 3 ст. 3 Закона "О хозяйственных обществах")"**.
Но Центры занятости не принимают разъяснения своего же Министерства, несмотря на то, что в системе МВД эти же разъяснения принимаются (это разъяснение направлено указаниями ГУАСМ МВД Украины N 10/7-1891 от 07.04.2000 г.).
А когда вступают в противоречие друг с другом законы, законодательные акты, указы и т. д., поверьте, не на нашем уровне - уровне руководства предприятия - пытаться в них разобраться.
Пусть этим занимаются законодательные органы, а мы, исполнители, будем с удовольствием применять на практике эти самые законы, если они будут четко и ясно сформулированы и не будут подлежать неоднозначному толкованию и их исполнение не повлечет за собой автоматическое нарушение других законов.
Ну а пока, уважаемые господа, наш горе-иностранец, измытарившись по общественным организациям (в Обществе глухонемых дипломатично промолчали, в Обществе слепых слепо послали в Общество инвалидов), наш учредитель-директор не только по креслам прыгать стал, но и по чемоданам, пытаясь утоптать в них как можно больше кирпичей, купленного им в собственность здания, в ожидании своего выдворения из Украины за то, что, учредив предприятие, он, глупый, сам хочет еще и управлять своими деньгами (от латинского director директор, управляющий).
А бывшие партнеры кричат: "Сматывайся оттуда быстрей. В 1924 г. тоже привлекали иностранные капиталовложения в экономику, а в 1930 г. все национализировали!"
И только сейчас до него начинает доходить - уж лучше бы он снял в аренду, как другие, угол в каком-нибудь магазине 2 х 1 кв.м, занимался бы себе куплейпродажей, а не организацией производства в Украине, приезжал бы раз в полгода за выручкой и не нужно было бы просить разрешения на трудоустройство, заботиться о строительстве, проектах и т. д.
А тут еще пожарники, служба экологии, безопасности, налоговая стучатся в дверь.
Но это уже отдельная история хождения иностранца по земле украинской с глупыми идеями организации производства в Украине.
__________________
* Публикуется в полном соответствии с оригиналом. А ирония обратившихся с письмом в редакцию совершенно объяснима. Читайте дальше...
** В ст. 7 "Право на инвестиционную и предпринимательскую деятельность" Закона Украины "О правовом статусе иностранцев" записано: "Иностранцы имеют право заниматься в Украине инвестиционной, а также внешнеэкономической и другими видами предпринимательской деятельности, предусмотренными законодательством Украины. При этом они имеют такие же права и обязанности, что и граждане Украины, если другое не следует из Конституции и законов Украины".
Из Закона Украины "О предпринимательстве":
абз. 3 статьи 2; "Субъектами предпринимательской деятельности (предпринимателями) могут быть:
граждане Украины, других государств, лица без гражданства, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности";
статья 16 "Деятельность иностранных предпринимателей":
"Иностранные граждане и лица без гражданства, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Украины, на ее континентальном шельфе и в исключительной (морской) экономической зоне пользуются такими же правами и несут такие же обязанности, что и граждане Украины, если иное не следует из Конституции Украины, настоящего Закона и других законодательных актов Украины.
Особенности осуществления предпринимательской деятельности на территории Украины, на ее континентальном шельфе и в исключительной (морской) экономической зоне иностранными юридическими лицами определяются законодательными актами Украины".
Из статьи 3 "Учредители и участники общества" Закона Украины N 1576-XII от 19.09 1991 г. "О хозяйственных обществах": "Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также международные организации могут быть учредителями и участниками хозяйственных обществ наравне с гражданами и юридическими лицами Украины, кроме случаев, установленных законодательными актами Украины".
От редакции хочется добавить несколько слов.
Во-первых, Постановление Кабмина N 2028 от 01.11.99 г. "Об утверждении Порядка оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство в Украине" было принято "с целью обеспечения упорядочения деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с приглашением для работы в Украине иностранцев и лиц без гражданства" (преамбула постановления).
Во-вторых, в самом Порядке оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство в Украине записано: "Работодатели, которые приглашают иностранцев с целью трудоустройства, обеспечивают своевременное разъяснение им прав, свобод и обязанностей, предусмотренных законодательством, ведут соответствующий учет этих лиц, а также несут ответственность за своевременное оформление документов на право их пребывания в Украине" (п. 3).
А до отмены Приказа Министерства труда Украины от 5 мая 1993 года N 27 "Об утверждении Временного положения об условиях и порядке оформления иностранным гражданам разрешений на трудоустройство в Украине", который утратил силу согласно приказу Министерства труда и социальной политики Украины от 19 октября 2001 года N431 (кстати, не так давно), действовало положение о том, что "разрешение на трудоустройство является основанием для выдачи иностранному гражданину визы на въезд в Украину" (п. 1). И получается, что учредителю украинского совместного предприятия -директору-иностранцу надо было исхитриться и пригласить себя же на работу с оформлением разрешения на трудоустройство, которое будет основанием для получения визы на себя же, находящегося в этот момент... - где: в Украине или за границей.
В-третьих, Министерство труда и социальной политики Украины Письмом от 18.08.2000 г. N ДУ-14-2123 разъяснило:
"9. Законом Украины "О правовом статусе иностранцев" определено, что иностранцы имеют право заниматься в Украине инвестиционной, а также внешнеэкономической и другими видами предпринимательской деятельности, предусмотренными законодательством Украины.
При этом они имеют те же права и обязанности, что и граждане Украины, если иное не следует из Конституции и законов Украины. Законами Украины "О предпринимательстве", "О хозяйственных обществах" и другими не предусмотрена обязательность получения разрешения на трудоустройство при оформлении документов для осуществления предпринимательской деятельности иностранцами и лицами без гражданства..."
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес", N 33 (352), 30 августа - 5 сентября 2002 г.
