Общежитие на балансе:
аренда, содержание, налоговый учет

ВОПРОС: На балансе Почтамта находится общежитие, в котором проживают одинокие, малосемейные, несколько комнат выделено для временного проживания, нежилое помещение, предоставленное в аренду. На наше ходатайство принять общежитие на баланс местного совета мы получили ответ, что передать на баланс ЖЭКдля дальнейшей эксплуатации возможно только жилой дом. Просим предоставить ответ на такие вопросы:

1. Правомерен ли отказ городского совета относительно приема общежития?

2. Включаются ли доходы общежития в валовые доходы, а затраты по общежитию - в валовые расходы предприятия?

3. Что является базой налогообложения НДС? Возникает ли право на налоговый кредит?

4. Правомерно ли начисление НДС при расчете платы за общежитие на стоимость коммунальных услуг с учетом этого налога?

ОТВЕТ: Жилищным Кодексом Украины предусмотрено, что для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или обучения могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этой цели дома.

Государственным классификатором Украины "Классификация основных фондов", утвержденным приказом Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации от 19.08.97 г. N 507, общежитиям присвоен код КОФ 110104.

Согласно положениям Постановления Кабинета Министров Украины от 06.11.95 г. N 891 "Об утверждении Положения о порядке передачи в коммунальную собственность общегосударственного жилого фонда, который находился в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, учреждений и организаций" передачи в коммунальную собственность подлежат жилые дома ведомственного жилого фонда (кроме общежитии).

Таким образом, у городского совета есть основания для отказа относительно приема общежития в коммунальную собственность.

Наряду с этим пп. 5.4.9 п. 5.4 статьи 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. N 283/97-ВР (с изменениями и дополнениями) предусмотрены определенные условия относительно возможности отнесения в состав валовых расходов налогоплательщика расходов на содержание и эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры.

Так, в состав валовых расходов могут быть отнесены расходы на содержание и эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры, которые состояли на балансе и содержались за счет такого плательщика на момент вступления в силу этого Закона (т.е. на 01.07.97 г.), многоквартирного жилого фонда, включая общежития, одноквартирного жилого фонда в сельской местности и объектов жилищно-коммунального хозяйства, которые состоят на балансе юридических лиц, относительно которого принято документально оформленное решение о передаче на баланс местных советов.

Обращаю Ваше внимание, что решение о передаче общежития принимается самим плательщиком налога на прибыль, на балансе которого учитывается общежитие, и не зависит от решения местного совета.

Письмом Государственной налоговой администрации Украины от 20.02.01 г. N 813/6/15-1116 предоставлено разъяснение относительно того, что если объекты социальной инфраструктуры состоят на балансе предприятия и состояли на балансе и содержались за его счет на момент вступления в силу Закона, то с момента письменного уведомления местных советов об их передаче в коммунальную собственность, такой налогоплательщик имеет все основания для включения валовых расходов на содержание и эксплуатацию таких объектов в состав валовых расходов такого плательщика.

Также письмом ГНАУ от 05.04.00 г. N 1738/6/15-1116 было предоставлено разъяснение в том, что в случае, когда предприятием принято документально оформленное решение о передаче на баланс местных советов многоквартирного жилого фонда, общежитии, которые состояли на балансе предприятия, то в таком случае расходы на содержание таких объектов социальной инфраструктуры включаются в состав валовых расходов такого предприятия.

Таким образом, для отнесения в состав валовых расходов расходов по содержанию общежития Вашему предприятию достаточно иметь решение неместного совета, а самостоятельно принятое решение о передаче объекта социальной инфраструктуры местному совету.

В соответствии с п. 4.1 ст. 4 вышеупомянутого Закона валовый доход включает общую сумму дохода налогоплательщика от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах как на территории Украины, так и за ее пределами. Таким образом, доходы от эксплуатации объектов социальной инфраструктуры включаются в состав валовых доходов.

Т. е. плата за проживание определенных категорий жильцов в общежитии, а также плата за аренду помещения включаются в состав валового дохода предприятия на общих основаниях.

Аналогичный вывод следует и из письма Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности от 05.05.98 г. N 06-10/298, в котором рассмотрен вопрос относительно детских лагерей отдыха, находящихся на балансе плательщика налога на прибыль.

В соответствии с пп. 3.1.1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость от 03.04.07 г. N 168/97-ВР (с изменениями и дополнениями) объектом налогообложения НДС являются операции налогоплательщиков по продаже товаров

(работ, услуг). Под понятием продажи услуг (работ) в соответствии с п. 1.4 этого закона следует понимать любые операции гражданско-правового характера по предоставлению услуг (результатов работ), предоставлению права на пользование или распоряжение товарами, в том числе и нематериальными активами, а также предоставлению любых иных, чем товары, объектов собственности за компенсацию, а также операции по бесплатному предоставлению услуг (работ).

Учитывая вышеприведенное, плата за пользование общежитием является объектом налогообложения НДС по общеустановленной ставке 20% базы налогообложения.

Как указано в п. 4.1 Закона, база налогообложения НДС операций по продаже товаров (работ, услуг) исчисляется исходя из договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным или урегулированным ценам (тарифам).

Статьей 38 Постановления Совета Министров УССР "Об утверждении Примерного положения об общежитиях" от 06.03.1986 г. N 208 (которое действует и на данное время) предусмотрено, что плата за пользование жилой площадью в помещениях, которые находятся в общем пользовании нескольких лиц, не находящихся в семейных отношениях, осуществляется по установленным ставкам. Расходы за коммунальные услуги входят в ставку платы за пользование жилой площадью и отдельно не взыскиваются. Граждане, проживающие в помещениях, которые находятся в их обособленном пользовании, вносят плату за пользование жилой площадью и за коммунальные услуги по ставкам квартирной платы (тарифам).

Именно размер платы за пользование помещением в общежитии (с учетом стоимости коммунальных услуг) является базой начисления НДС.

Поскольку общежитие предоставляет услуги, которые являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость (начисляется Кт 641 счета), то в соответствии с нормами, предусмотренными пп. 7.4.1 Закона, предприятие имеет право на налоговый кредит по приобретенным товарам (работам, услугам), стоимость которых относится в валовые расходы общежитии (письмо ГНАУ от 16.11.2000 г. N 15251/7/16-1201).

Следует запомнить основной принцип - если же мы относим суммы, оплаченные за коммунальные услуги, в состав налогового кредита по налогу на добавленную стоимость, то стоимость их для расчета платы за пользование общежитием следует учитывать "чистыми", т. е. без НДС.

Следует также отметить, что согласно п. 2 Постановления Кабинета Министров Украины "Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретения газа,твердого и печного бытового топлива" от 21.10.95 г N 848 (с изменениями и дополнениями)право на получение адресной безналичной субсидии распространяется и на граждан, которые проживают в общежитиях (на оплату пользования жильем).

"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес"
N 24 (295), 22 июня - 27 июня 2001 г.