Комментарий к письму ВХСУ N01-8/157 от 14.02.2002г.

Рязъяснения ВХСУ о практике применения Закона о НДС

Письмом доводится до сведения выработанная на основании обобщения судебной практики позиция ВХСУ по некоторым вопросам, связанным с применением при разрешении споров норм Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон).

Выводы, сделанные в данном информационном письме, хорошо знакомы нам либо из предыдущих писем того же ВХСУ, либо из писем Государственной налоговой администрации Украины. Позиция ВХСУ по некоторым вопросам применения Закона о НДС радует, а по некоторым и огорчает. Остановимся на некоторых из них.

Так, Высший хозяйственный суд Украины считает, что в случае отсутствия в налоговой накладной реквизитов, обязательность заполнения которых предусмотрена требованиями пп.7.2.1 п.7.2 ст.7 Закона о НДС, в частности, порядкового номера и местонахождения юридического лица или места налогового адреса физического лица, зарегистрированного как плательщик НДС, такая налоговая накладная не дает права на включение в налоговый кредит расходов по уплате налога на добавленную стоимость. То есть, другими словами, такую налоговую накладную могут признать недействительной.

Следует заметить, что только суд и только по каждому отдельному конкретному делу вправе решать -может ли плательщик на основании такой налоговой накладной включать сумму НДС в налоговый кредит или нет, но ни в коем случае не органы налоговой службы. В своем письме от 31.07.2000г. N01-8/380 ВАСУ отмечает, что "... законодательные акты Украины не дают Государственной налоговой службе Украины права признавать те или иные документы недействительными или определять условия, при которых документы признаются недействительными". Далее в этом же письме сказано, что Законом о НДС органам налоговой службы "...дано право только устанавливать правила налогового учета, а не определять какие из налоговых накладных являются недействительными".

В случае получения от продавца налоговой накладной, в которой указаны не все требуемые реквизиты, ВХСУ предлагает воспользоваться правом подачи заявления в органы налоговой службы по своему местонахождению согласно пп.7.2.6 Закона о НДС. Однако, как показывает практика, таких обращений очень мало (а хотелось бы наоборот, так как своевременное обращение поможет избежать лишних проблем при документальной проверке).

На вопрос о правомерности включения в налоговый кредит расходов по уплате НДС, подтвержденных налоговой накладной, выписанной незарегистрированным в налоговом органе лицом, ВХСУ дает ответ, что такая налоговая накладная не дает права на отнесение сумм НДС, уплаченных продавцу, в налоговый кредит.

Оно, возможно, и так, да только вот как покупатель товаров (работ, услуг) может знать - зарегистрирован или нет его поставщик в органах налоговой службы. Даже если продавец предоставит копию свидетельства о регистрации его в качестве плательщика НДС, это еще не гарантия того, что он официально зарегистрирован в налоговых органах. И зачастую это подтверждается в ходе проведения органами налоговой службы встречных проверок. Вот если бы ГНАУ выполнила свое обещание и предоставила возможность по сети Интернет пользоваться Всеукраинской базой плательщиков НДС, тогда и проблемы бы такой не было. Ну а пока можно лишь сказать: покупатель не должен нести ответственности за своего контрагента.

Вопрос правомерности применения штрафных санкций за завышение суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета, если налоговый кредит плательщиком надлежащим образом не подтвержден, существует с момента вступления в силу Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.1997г. N168/97-ВР. В своем ответе ВХСУ делает выводы, что такая вумма завышения приравнивается к занижению налоговых обязательств плательщика, и сумму такого налогового обязательства налоговые органы самостоятельно могут определить согласно пп.4.2.2 п.4.2 ст.4 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и целевыми фондами", да еще и применить к плательщику штрафные санкции.

Такие ситуации возникают очень часто у "возмещенцев", так как согласно приказу ГНАУ "Об усилении контроля за проведением установленного порядка возмещения налога на добавленную стоимость" от 25.03.1998г. N139 возмещение сумм НДС из бюджета проводится только после проведения обязательной документальной проверки плательщика налога и проведения встречных проверок основных поставщиков такого плательщика.

В ходе проведения встречных проверок часто не подтверждается факт начисления и уплаты поставщиком сумм НДС, указанных в налоговых накладных. Или же таких поставщиков вообще не существует.

Вот тогда и возникают вопросы правомерности отнесения НДС в налоговый кредит и законности применения финансовых санкций.

Заключение ВХСУ поданному вопросу далеко не бесспорное. И как показывает судебная практика, не все судьи придерживаются такого же мнения (это радует, так как есть возможность побороться за свои права). Тем более, что трактовка ВХСУ прямо противоречит нормам Закона 2181, со вступлением в силу которого нормы п.п. 7.4.5 п.7.4 ст.7 Закона о НДС неприменимы.

Приятно порадовали выводы, сделанные в пп.7 и 8 письма. Так, ВХСУ еще раз подтвердил свою позицию, что на сумму бюджетной задолженности начисляется пеня, которая подлежит возмещению из бюджета вместе с задекларированной суммой НДС. По мнению суда, в качестве ответчика по делу по иску о возмещении из бюджета сумм налога на добавленную стоимость должны привлекаться не только налоговые органы, но и органы Государственного казначейства Украины, так как они непосредственно осуществляют перечисление денежных средств плательщику.

Откровенно огорчил вывод из пункта 12 данного письма, в соответствии с которым, по мнению ВХСУ, плательщик единого налога по ставке 10% не освобождается от уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Украины. Таким образом, учитывая нормы этого письма, все официальные органы, включая ГНАУ, пришли к выводу: плательщики единого налога по ставке 10% должны уплачивать "импортный" НДС на общих основаниях.

Однако такая позиция прямо противоречит нормам п.6 Указа Президента "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.1998г. N727/ 98, согласно которым субъект малого предпринимательства, который уплачивает единый налог, не является плательщиком налога на добавленную стоимость, кроме случая, когда юридическое лицо выбрало способ налогообложения доходов по единому налогу по ставке 6%.

"Адвокат бухгалтера" N 7 (13), апрель 2002 г.
Подписной индекс 23311