Договор перевозки
Договор на перевозку грузов по сути представляет собой договор на предоставление услуг.
В соответствии со ст.358 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК) по договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю). Отправитель же обязуется оплатить перевозку груза.
В соответствии с этой статьей ГК перевозчиком по такому договору может являться исключительно юридическое лицо. Между тем иные, помимо ГК, действующие нормативные акты, регулирующие данные отношения, позволяют сделать вывод, что в качестве перевозчиков (по крайней мере, автомобильным транспортом) можно рассматривать и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, которые получили лицензии на предоставление услуг по перевозке грузов соответствующим видом транспорта. Сторонами по этому договору являются отправитель и перевозчик. Отправителем по договору перевозки может выступать как юридическое лицо, таки гражданин. Еще одно лицо - получатель груза - не является стороной договора перевозки, а, как правило, связан другими договорными отношениями с отправителем (например, договором купли-продажи).
В соответствии со ст.358 ГК условия перевозки грузов и ответственность сторон по этим перевозкам определяются уставами (кодексами) отдельных видов транспорта и правилами, которые издаются в установлен ном порядке. В связи с этим дальнейшее рассмотрение особенностей договоров перевозки целесообразно осуществлять в разрезе договоров перевозок определенным транспортом. В этой публикации мы остановимся на двух наиболее распространенных видах перевозок - автомобильным и железнодорожным транспортом.
Договоры перевозки
автомобильным транспортом
То, что перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может выступать физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности, следует из статьи 1 Закона Украины от 05.04.2001 г. N 2344-III "Об автомобильном транспорте" (далее - Закон N 2344), а прямое этому подтверждение содержится в пп.3.1 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. N 363 (далее - Правила N 363).
Статья 61 Закона N 2344 предусматривает, что договор о перевозке груза автомобильным транспортом общего пользования заключается в соответствии с гражданским законодательством между заказчиком и исполнителем в письменной форме (договор, накладная, квитанция ит.п.). Как следует из этого определения, одной из форм письменного договора на перевозку грузов автомобильным транспортом может быть накладная (далее - ТТН). Между тем целесообразно заключать такие договоры, придерживаясь "классической" формы (например, Примерный договор о перевозке грузов автомобильным транспортом в местном и междугородном сообщении, приведенный в приложении 1 к Правилам N 363, или Разовый договор на перевозку грузов автомобильным транспортом, приведенный в приложении 2 к Правилам N 363), что позволит в полной мере учесть все существенные условия договора перевозки. Между тем наличие такого договора не освобождает участников от использования предусмотренных документов на перевозку груза. К таковым в соответствии с пп.11.2 Правил N 363 относятся ТТН и путевые листы.
Существенные условия договора перевозки
К существенным условиям договоров о перевозке грузов автомобильным транспортом в соответствии со статьей 61 Закона N 2344 относятся:
- наименование и местонахождение сторон;
- наименование и количество груза, его упаковка. Под этим условием понимается указание в договоре перевозки наименования груза, массы брутто, количества мест, рода упаковки и т.д.);
- условия и срок перевозки. При определении этих условий целесообразно достаточно подробно конкретизировать обязанности заказчика и перевозчика;
- место и время погрузки и разгрузки;
- стоимость перевозки. Стоимость услуг по перевозке может быть указана как непосредственно в договоре, так и в приложении к договору.
Кроме этих условий, договор перевозки может содержать условия о страховании груза. Такая возможность предусмотрена пунктом 4 Правил N 363, в соответствии с которым заказчик с целью возмещения причиненных ему убытков в случае полной или частичной потери, повреждения или порчи груза при перевозке вследствие стихийного бедствия и т.п. может застраховать свое имущество. В соответствии с п.9 ст.6 Закона Украины от 07.03.96 г. N 85/96-ВР "О страховании" страхование грузов отнесено к видам добровольного страхования и, следовательно, не носит обязательного характера.
Как правило, при перевозке грузов автомобильным транспортом обязанности экспедитора выполняет водитель. Это подтверждается п.49 Устава автомобильного транспорта УССР, утвержденного постановлением Совета Министров УССР от 27.06.69 г. N 401 (с изменениями и дополнениями) (далее УАТ), Необходимость применения положений УАТ прямо предусмотрена ст.358 ГК. Как следует из многочисленных писем ВАСУ, в которых при анализе споров, связанных с перевозками грузов автомобильным транспортом, присутствуют ссылки на УАТ, действие УАТ распространяется на перевозчиков (автотранспортные предприятия) всех форм собственности и хозяйствования.
Между тем п.49 УАТ также определено, что перечень грузов, которые перевозятся в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя), и порядок перевозки этих грузов должны устанавливаться Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом. В соответствии с нормами Правил N 363 ктаким грузам относятся, в частности, животные, птица и пчелы. Во всех остальных случаях определение экспедитора происходит по согласованию сторон. Важно заметить, что если груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотправителя или грузополучателя, перевозчик освобождается от ответственности за потерю, недостачу, порчу или повреждение груза (ст. 134 УАТ). Что касается ответственности сторон договора перевозки, то этот вопрос является одним из наиболее сложных среди всех вопросов, связанных с договорами перевозки грузов автомобильным транспортом.
Ответственность сторон договора
Рассмотрим возможныеаслекгы ответственности, предусмотренные ГК, УАТ и Правилами N 363. Начнем с ответственности, которая предусматривается этими документами в отношении сохранности груза. В соответствии со ст. 133 УАТ перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его на перевозку и до выдачи грузополучателю, если не будет доказано, что потеря, недостача, порча или повреждение груза произошли в силу обстоятельств, которые они не могли предотвратить и устранение которых от них не зависело. К таким обстоятельствам УАТ относит.
- вину грузоотправителя (грузополучателя);
- особые естественные свойства перевозимого груза;
- дефекты тары или упаковки, которые не могли быть обнаружены по внешнему виду при принятии груза к перевозке, или применение тары, которая не отвечает свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в дороге;
- предоставление груза к перевозке без указания в товарно-транспортных документах на его особые свойства, которые требуют особых условий или специальных мероприятий для сохранности груза при перевозке или хранении;
- предоставление к перевозке груза, влажность или температура которого превышают установленные нормы.
Кроме того, ст. 134 УАТ предусмотрены случаи освобождения от ответственности перевозчика. К ним относятся следующие случаи:
- груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) под исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз - с исправными защитной маркировкой , бандеролями, пломбами грузоотправителя или изготовителя;
- недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, Связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;
- груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя);
- недостача груза не превышает норм естественных потерь.
Данные нормы УАТ полностью согласуются с положениями статьи 68 Закона N 2344, в которой также указана мера ответственности перевозчика. Между тем УАТ в качестве дополнительных условий для применения мер ответственности предполагает наличие (отсутствие) вины перевозчика, что не противоречит Закону N 2344.
Здесь следует обратить внимание на особенности ведения претензионной работы при автомобильных перевозках.
Начать следует с того, что направление претензий по договору перевозки регулируется нормами п. 16 Правил N 363. Так, пп. 16.2 установлено, что при перевозках грузов автомобильным транспортом право на предъявление перевозчику претензий имеют:
- грузоотправитель или грузополучатель - в случае потери груза и при условии предоставления товарно-транспортной накладной с подписью водителя (экспедитора перевозчика) о принятии им груза для перевозки. В соответствии со ст. 140 УАТ, если груз не был выдан грузополучателю по его требованию при городской и пригородной перевозке - в течение 10 дней со дня принятия груза, при междугородной перевозке - в течение 30 дней после окончания срока доставки, такой груз также может считаться потерянным;
- грузополучатель - в случаях недостачи, порчи или повреждений груза и при условии предоставления товарно-транспортной накладной с соответствующими записями в ней или акта установленной формы, если такой акт составлялся;
- грузоотправитель - при несохранении груза, если перевозка выполнялась в попутном направлении.
Порядок и сроки предъявления претензий при перевозках определяются ст. 365 ГК.
Ответственность за несохранение груза перевозчиком (если им признаны претензии), в соответствии со статьей 13 Закона Украины от 10.11.94 г. N 232/94-ВР "О транспорте", определяется в размере фактического ущерба. Это значит, что в этот объем, кроме стоимости потерянного (испорченного, недостающего) груза, включается также сумма платы за перевозку, а также другие прямые убытки.
Кроме ответственности за сохранность груза, действующее законодательство предусматривает также и ответственность перевозчика за просрочку (ст. 138 УАТ), за выдачу груза несоответствующему грузополучателю ( ст. 146-1 УАТ), а также за нарушения законодательства об автомобильном транспорте (ст.69 Закона N 2344).
Наряду с этим УАТ предусмотрены и случаи, при которых наступает ответственность грузоотправителя (грузополучателя). Такая ответственность предусмотрена за простой подвижного состава (ст.ст. 142-144 УАТ), за отправку груза, не предусмотренного заявкой (ст. 145 УАТ), за недогруз контейнеров (ст. 145-1 УАТ), за неправильное указание параметров груза в ТТН, за отказ от оформления ТТН, за предъявление к перевозке запрещенного груза (ст. 146 УАТ) и т.д.
Для удобства в использовании приведем перечень установленных штрафов (неустоек, пени), применяемых при автомобильных перевозках, в таблице 1.
Таблица 1
+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Вид нарушения ¦ Кто несет ¦ Размер штрафа ¦Норматив-¦
¦п/п¦ ¦ответствен-¦ (неустойки, пени) ¦ ный ¦
¦ ¦ ¦ ность ¦ ¦документ ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ Нарушение плана перевозки и разовых заказов ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+---------------------------+-----------+----------------------+---------¦
¦ 1 ¦Непредъявление к перевозке ¦Грузоотпра-¦ 20 процентов ¦ ст.128 ¦
¦ ¦груза в количестве, ¦ витель ¦ стоимости перевозки ¦ УАТ ¦
¦ ¦принятом к выполнению ¦перед пере-¦непредъявленного груза¦ ¦
¦ ¦разовым заказом ¦ возчиком ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+-----------+----------------------+---------¦
¦ 2 ¦Непредоставление ¦Перевозчик ¦ 10 процентов ¦ ст.131 ¦
¦ ¦автомобилей, работа ¦ перед ¦стоимости пользования ¦ УАТ ¦
¦ ¦которых оплачивается по ¦грузоотпра-¦ автомобилями, исходя ¦ ¦
¦ ¦почасовому тарифу, в ¦ вителем ¦ из времени ¦ ¦
¦ ¦количестве, ¦(грузополу-¦пользования или срока ¦ ¦
¦ ¦предусмотренном в принятом ¦ чателем) ¦ подачи, указанного в ¦ ¦
¦ ¦к выполнению разовом заказе¦ ¦ месячном плане или ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ заказе ¦ ¦
+---+---------------------------+-----------+----------------------+---------¦
¦ 3 ¦Несвоевременная подача ¦ " ¦ " ¦ " ¦
¦ ¦автомобилей, указанных в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦п.2 ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+-----------+----------------------+---------¦
¦ 4 ¦Отказ полностью или ¦Грузоотпра-¦ 10 процентов ¦ " ¦
¦ ¦частично использовать ¦ витель ¦стоимости пользования ¦ ¦
¦ ¦автомобили, работа которых ¦(грузополу-¦ автомобилями, исходя ¦ ¦
¦ ¦оплачивается по почасовому ¦ чатель) ¦ из времени пользова- ¦ ¦
¦ ¦тарифу, в количестве, ¦перед пере-¦ ния, указанного в ¦ ¦
¦ ¦указанном в принятом к ¦ возчиком ¦ месячном плане или ¦ ¦
¦ ¦выполнению разовом заказе ¦ ¦ заказе ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ В соответствии со ст.132 УАТ перечисленные штрафы не применяются, если они ¦
¦ произошли вследствие явлений стихийного характера, аварии на предприятии, ¦
¦ временного прекращения или ограничения перевозок грузов ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ Санкции за просрочку выполнения договора ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ 5 ¦Просрочка в доставке груза ¦Перевозчик ¦ 12 процентов ¦ ст.138 ¦
¦ ¦при междугородных ¦ перед ¦ провозной платы за ¦ УАТ ¦
¦ ¦перевозках ¦грузоотпра-¦каждые сутки просроч- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ вителем ¦ ки, но не более 60 ¦ ¦
¦ ¦ ¦(грузополу-¦ процентов провозной ¦ ¦
¦ ¦ ¦ чателем) ¦ платы (согласно ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ статье 69 Закона N ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 2344 другой размер ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ответственности ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦может быть установлен ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ договором) ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ Ответственность за простой и невыполнение условий перевозки ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ 6 ¦Предъявление к перевозке ¦Грузоотпра-¦ Стоимость пробега ¦ ст.145 ¦
¦ ¦груза, не предусмотренного ¦ витель ¦ автомобиля в обоих ¦ УАТ ¦
¦ ¦заявкой или принятым к ¦перед пере-¦ направлениях в ¦ ¦
¦ ¦выполнению разовым заказом,¦ возчиком ¦ соответствии с ¦ ¦
¦ ¦или с назначением в ¦ ¦ тарифами ¦ ¦
¦ ¦другой пункт ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+-----------+----------------------+---------¦
¦ 7 ¦Недогруз контейнеров ¦ " ¦ В размере, который ¦ст.145-1 ¦
¦ ¦массой брутто 10, 20 и 30 ¦ ¦ предусматривается в ¦ УАТ ¦
¦ ¦тонн до технической нормы ¦ ¦ единых тарифах на ¦ ¦
¦ ¦или полной ¦ ¦ перевозку грузов ¦ ¦
¦ ¦грузоподъемности ¦ ¦ автомобильным ¦ ¦
¦ ¦(вместимости) ¦ ¦ транспортом ¦ ¦
+---+---------------------------+-----------+----------------------+---------¦
¦ 8 ¦Предъявление груза, ¦Грузоотпра-¦Пятикратная провозная ¦ ст.146 ¦
¦ ¦запрещенного к перевозке, ¦ витель ¦ плата по наивысшему ¦ УАТ ¦
¦ ¦или груза, который ¦перед пере-¦ тарифу за все ¦ ¦
¦ ¦нуждается при перевозке в ¦ возчиком ¦ расстояние перевозки ¦ ¦
¦ ¦особых оговорочных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятиях, с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неправильным указанием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наименования или свойства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦груза ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
Ответственность, предусмотренная ст.69 Закона N 2344, применяется к субъектам автомобильного транспорта в соответствии с предписаниями должностного лица территориального органа центрального органа исполнительной власти в отрасли транспорта, а также должностного лица службы международных автомобильных перевозок центрального органа исполнительной власти в отрасли транспорта в пункте пропуска через государственную границу Украины (в отношении нарушения законодательства о международных перевозках).
Учитывая, что ответственность сторон договора перевозки четко регламентирована соответствующими нормами УАТ, в договоре достаточно сделать ссылку на то, что ответственность сторон регулируется соответствующими нормами УАТ.
Это же относится и к так называемым "форс-мажорным обстоятельствам". Фактически к рассмотрению будут приниматься лишь те из них, которые прямо предусмотрены УАТ (прочими нормативно-правовыми актами), а значит, в договоре перевозки достаточно указать лишь ссылку на эти нормы. Подтверждающими действия таких обстоятельств документами могут быть:
- свидетельства Торгово-промышленной палаты Украины о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия натерритории Украины;
- справка Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы или их территориальных подразделений;
- решения Президента Украины о введении чрезвычайной экологической ситуации в отдельных местностях Украины, утвержденные Верховной Радой Украины , или решения Кабинета Министров Украины о признании отдельных местностей Украины пострадавшими от наводнения, засухи, пожара и других видов стихийного бедствия;
- заключения, уведомления других органов, уполномоченных в соответствии с законодательством удостоверять обстоятельства форс-мажора.
Срок исковой давности
К обязательствам по договорам перевозки применяется сокращенный срок исковой давности, установленный ст.366 ГК, составляющий два месяца со дня получения ответа на претензию или истечения срока, установленного для ответа на претензию (для предъявления исков к перевозчикам) и шесть месяцев для предъявления исков к грузоотправителям (грузополучателям). Момент, с которого начинается течение срока для предъявления иска перевозчиками, определяется в соответствии со статьями 158-170 УАТ.
Изменение условий договора
К договорам перевозки грузов применимы общие нормы изменения условий договора. К таким условиям могут быть отнесены: изменение условий перевозки, стоимости перевозки, сроков перевозки по договору, формы оплаты и т.д. Внесение изменений в договор целесообразно оформлять в той же форме, в которой был заключен основной договор. Односторонний отказ от выполнения договора перевозки запрещается (ст. 162 ГК). Исключение составляют следующие случаи:
- после окончания одного часа ожидания погрузки перевозчик имеет право возвратить подвижной состав в гараж или использовать его на других перевозках . В этом случае перевозка считается несостоявшейся, начисление штрафов за простой прекращается и перевозчик не несет ответственности за невыполнение перевозки в объеме, предусмотренном суточной нормой или разовым заказом (ст . 142 УАТ);
- если грузоотправителем предъявлен к перевозке груз, не предусмотренный заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, или с назначением в другой пункт, перевозчик имеет право от перевозки отказаться, взыскав стоимость пробега автомобиля в обоих направлениях в соответствии с тарифами (ст. 145 УАТ).
Статья 164 ГК предполагает возможность возложения выполнения обязательства (как грузоотправителя, так и перевозчика) на третье лицо при соблюдении одного из следующих условий:
- такая возможность предусмотрена соответствующими правилами;
- лицо, на которое перекладывается выполнение обязательств, связано одной из сторон договора подряда административной подчиненностью;
- с лицом, на которое перекладывается выполнение обязательства, установлены договорные отношения одной из сторон договора перевозки.
Для договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом следует применять те нормы, которые содержатся в соответствующих нормативных актах, регулирующих этот вопрос. К таковым, в частности, относятся Закон Украины от 04.07.96 г. N 273/96-ВР "О железнодорожном транспорте", Устав железных дорог Украины, утвержденный постановлением КМУ от 06.04.98 г. N 457 (далее - УЖД), а также правила, изданные в соответствии с требованиями УЖД.
Договоры перевозки грузов
по железной дороге
Учитывая, что нормы гражданского права, применяемые по отношению к договорам перевозки автомобильным транспортом, во многом применимы и для договоров перевозки грузов по железной дороге, остановимся лишь на некоторых особенностях заключения и выполнения договоров перевозки по железной дороге. Важно иметь в виду, что на железнодорожном транспорте функции договора перевозки выполняет накладная, которая, в соответствии со ст.6 УЖД, является основным перевозочным документом, форма которого утверждена приказом Минтранса Украины от 19.11.98 г. N 460, оформленным в соответствии с УЖД и Правилами оформления перевозочных документов, утвержденными приказом Минтранса Украины от21.11.2000 г. N 644. Накладная является обязательной двухсторонней письменной формой соглашения на перевозку груза, которая заключается между отправителем и железной дорогой в пользу третьей стороны получателя. Накладная сопровождает груз на всем пути перевозки к станции назначения.
Как и в случае с автомобильным транспортом, наибольший интерес в этой ситуации вызывают вопросы ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом. Для удобства в использовании приведем их в таблице 2.
Таблица 2
+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Вид нарушения ¦ Кто несет ¦ Размер штрафа ¦Норматив-¦
¦п/п¦ ¦ ответствен- ¦ (неустойки, пени) ¦ ный ¦
¦ ¦ ¦ ность ¦ ¦документ ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ Нарушение плана перевозки ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+--------------------+-------------+---------------------------+---------¦
¦ 1 ¦Необеспечение ¦Перевозчик ¦- за грузы, перевозка ¦ ст.106 ¦
¦ ¦подачи вагонов и ¦перед ¦которых планируется в ¦ УЖД ¦
¦ ¦контейнеров для ¦грузоотправи-¦тоннах и вагонах, - с ¦ ¦
¦ ¦выполнения плана ¦телем (грузо-¦тонны по 5 процентов ¦ ¦
¦ ¦перевозок ¦получателем) ¦ставки суточной платы за ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦пользование вагонами; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦- за грузы, перевозка ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦которых планируется ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦только в вагонах ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(контейнерах); ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦- за вагон (контейнер) по ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦2 суточные ставки платы за ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦пользование вагонами ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(контейнерами) ¦ ¦
+---+--------------------+-------------+---------------------------+---------¦
¦ 2 ¦Неиспользование ¦Грузоотправи-¦ " ¦ " ¦
¦ ¦поданных вагонов и ¦ тель перед ¦ ¦ ¦
¦ ¦контейнеров или ¦перевозчиком ¦ ¦ ¦
¦ ¦отказ от вагонов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контейнеров для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнения плана ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перевозок ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------+---------------------------+---------¦
¦ 3 ¦Необеспечение ¦ " ¦ 3 суточные ставки платы ¦ " ¦
¦ ¦загрузки маршрута ¦ ¦ за пользование вагонами ¦ ¦
+---+--------------------+-------------+---------------------------+---------¦
¦ 4 ¦Невыполнение плана ¦ " ¦ 1 суточная ставка за ¦ " ¦
¦ ¦перевозок по ¦ ¦ пользование вагоном ¦ ¦
¦ ¦железным дорогам ¦ ¦ (контейнером) за вагон ¦ ¦
¦ ¦назначения ¦ ¦ (контейнер) ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ Санкции за просрочку выполнения договора ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ 5 ¦Несвоевременная ¦ Перевозчик ¦- 10 процентов провозной ¦ ст.116 ¦
¦ ¦доставка грузов и ¦ перед ¦платы - за просрочку на ¦ УЖД ¦
¦ ¦пустых вагонов ¦грузоотправи-¦двое суток; ¦ ¦
¦ ¦ ¦телем (грузо-¦- 20 процентов провозной ¦ ¦
¦ ¦ ¦получателем) ¦платы - за просрочку на ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦трое суток; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦- 30 процентов провозной ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦платы - за просрочку на ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦четверо и более суток ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ Ответственность за простой и невыполнение условий перевозки ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ 6 ¦Предъявление ¦Грузоотправи-¦ Пятикратный размер ¦ ст.118 ¦
¦ ¦запрещенного к ¦ тель перед ¦ провозной платы за все ¦ УЖД ¦
¦ ¦перевозкам груза ¦перевозчиком ¦ расстояние перевозки ¦ ¦
¦ ¦или груза, который ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нуждается во время ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перевозки в особых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мерах безопасности, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦или с неправильным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦указанием его ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наименования или ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойств ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------+---------------------------+---------¦
¦ 7 ¦Задержка вагонов ¦Грузоотправи-¦ 50 процентов размеров ¦ ст.119 ¦
¦ ¦(контейнеров), ¦тель (грузо- ¦ платы за пользование ¦ УЖД ¦
¦ ¦связанная с ¦ получатель) ¦ вагонами (контейнерами) ¦ ¦
¦ ¦таможенным ¦ перед ¦ ¦ ¦
¦ ¦оформлением ¦перевозчиком ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------+---------------------------+---------¦
¦ 8 ¦Подача под погрузку ¦ Перевозчик ¦ " ¦ ст.123 ¦
¦ ¦неочищенного ¦ перед ¦ ¦ УЖД ¦
¦ ¦подвижного состава ¦грузоотправи-¦ ¦ ¦
¦ ¦без согласования с ¦ телем ¦ ¦ ¦
¦ ¦грузоотправителем ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------+---------------------------+---------¦
¦ 9 ¦Сдача после выгрузки¦Грузополуча- ¦ " ¦ " ¦
¦ ¦неочищенного ¦ тель перед ¦ ¦ ¦
¦ ¦подвижного состава ¦перевозчиком ¦ ¦ ¦
¦ ¦или контейнеров ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
Также следует иметь в виду, что в отличие от договоров перевозки автомобильным транспортом, УЖД не предусматривает возможности одностороннего отказа от выполнения обязательств по договору перевозки по железной дороге.
Обращаем особое внимание на то, что основное отличие норм нового ГК от ныне действующих в части перевозок заключается в установлении срока исковой давности в связи с перевозкой груза в один год (как для перевозчика, так и для грузоотправителя (грузополучателя). Кроме того, новый ГК более широко рассматривает те нормы, которые на сегодня содержатся только в уставах и кодексах соответствующего видатранспорта.
В заключение, для лучшего восприятия вышеизложенного, приводим заполненную форму договора перевозки автомобильным транспортом.
+----------------------------------------------------------------------------+
¦ ДОГОВІР ¦
¦ N 84/2002 перевезення вантажу ¦
¦ ¦
¦ м. Київ "20" лютого 2002 р.¦
¦ ¦
¦ ДПАТП 1562, далі - Перевізник, в особі директора Семенова Валерія¦
¦Олександровича, який діє на підставі Статуту, з одного боку, і Товариство з¦
¦обмеженою відповідальністю "Світанок", далі - Відправник, в особі директора¦
¦Радченка Сергія Олексійовича, який діє на підставі Статуту, з іншого боку,¦
¦уклали цей Договір про таке: ¦
¦ ¦
¦ 1. Предмет договору ¦
¦ 1.1. Перевізник зобов'язується доставити автомобільним транспортом¦
¦ввірений йому Відправником вантаж в пункт призначення і видати його¦
¦уповноваженій на одержання вантажу особі (Одержувачу), а Відправник¦
¦зобов'язується сплатити за перевезення вантажу встановлену цим Договором¦
¦плату . ¦
¦ 1.2. Найменування одержувача вантажу: Товариство з обмеженою¦
¦відповідальністю "Лікос". ¦
¦ ¦
¦ 2. Розмір оплати за перевезення вантажу ¦
¦ 2.1. Розмір оплати за перевезення вантажу встановлюється за одну тонну¦
¦вантажу, залежно від відстані, на яку здійснюється перевезення (тобто оплата¦
¦проводиться за тонно-кілометр). ¦
¦ 2.2. Відстань, на яку здійснюється перевезення:150 км. ¦
¦ 2.3. Кількість (вага) вантажу, що перевозиться: брутто 10 т. ¦
¦ 2.4. Розмір оплати за один тонно-кілометр: 0,7 грн. ¦
¦ 2.5. Відправник зобов'язаний сплатити Перевізнику суму, що становить¦
¦1050 (олна тисяча п'ятдесят) грн. ¦
¦ 2.6. Сума в пункті 2.5 зазначена з урахуванням ПДВ. ¦
¦ 2.7. Відправникзобов'язаний провести виплату тільки тієї суми, яка¦
¦зазначена в п.2.5 цього Договору. Інших виплат Перевізнику за цим Договором¦
¦ні Відправник, ні Одержувач проводити не зобов'язані. ¦
¦ ¦
¦ 3. Порядок перевезення ¦
¦ 3.1. Протягом п'яти днів з моменту укладення цього Договору Перевізник¦
¦зобов'язаний провести виконання своїх зобов'язань за Договором, а саме:¦
¦надати транспортний засіб для навантаження вантажу в пункт здавання,¦
¦здійснити транспортування вантажу в пункт призначення і надати транспортний¦
¦засіб для розвантаження одержувачем. ¦
¦ Перевезення здійснюється автомобільним транспортом, а саме: КАМАЗ 5501. ¦
¦ 3.2. Перевізник зобов'язаний надати транспортний засіб у справному стані¦
¦та відповідно до санітарних та технічних норм. ¦
¦ ¦
¦ 4. Характеристики вантажу ¦
¦ 4.1. Найменування і кількість вантажу, що передається :иемент у мішках.¦
¦7 місць, поліетилен. ¦
¦ 4.2. За втрату, нестачу і пошкодження вантажу Перевізник відповідає в¦
¦повному обсязі відповідно до чинного законодавства України. ¦
¦ ¦
¦ 5. Порядок розрахунків ¦
¦ 5.1. Протягом десяти днів з моменту здійснення перевезення Відправник¦
¦зобов'язаний зробити повну виплату Перевізнику суми, зазначеної в п.2.5¦
¦цього Договору. ¦
¦ ¦
¦ 6. Пункти приймання і здавання вантажу ¦
¦ 6.1. Перевізник надає транспортний зааб для навантаження і приймає¦
¦вантаж у пункті здавання, а саме: м.Київ. вул.Некрасова. 26. ¦
¦ 6.2. Перевізник надає транспортний засіб для розвантаження і здає вантаж¦
¦Одержувачу в пункті призначення, а саме: смтїіирятин. вул.Шосейна. 2. ¦
¦ 6.3. Час транспортування з пункту здавання до пункту призначення не¦
¦повинен перевищувати 5 (п'яти) годин. ¦
¦ ¦
¦ 7. Навантаження і розвантаження вантажу, що перевозиться ¦
¦ 7.1. Навантаження вантажів на автомобіль проводиться силами і засобами¦
¦Відправника, а їх розвантаження - силами і засобами Одержувача. ¦
¦ 7.2. Перевізник зобов'язаний надати транспортний засіб для навантаження¦
¦і розвантаження на час, достатній для цього, але в будь-якому випадку не¦
¦менше , ніж на одну годину. ¦
¦ 7.3. Перевізник зобов'язаний узгодити з Відправником час навантаження і¦
¦розвантаження. ¦
¦ ¦
¦ 8. Відповідальність сторін ¦
¦ 8.1. За неналежне виконання грошових зобов'язань за цим Договором пеня¦
¦не стягується. ¦
¦ 8.2. За невиконання або неналежне виконання будь-якого з обов'язків,¦
¦передбачених пунктами 3.1, 6.1 - 6.3, 7.2 - 7.3, Перевізник сплачує¦
¦Відправнику штрафу розмірах, встановлених "Статутом автомобільного ¦
¦транспорту Української РСР", затвердженим постановою Ради Міністрів УРСР від¦
¦27.06.69 р. N 401. ¦
¦ ¦
¦ 9. Законодавство, що регламентує відносини сторін ¦
¦ 9.1. У частині, що не суперечить законодавству України, сторони¦
¦керуються Цивільним кодексом України (глава ЗО "Перевезення"), а також ¦
¦"Статутом автомобільного транспорту Української РСР", затвердженим¦
¦постановою Ради Міністрів УРСР від 27.06.69 р. N 401. ¦
¦ ¦
¦ 10. Прикінцеві положення ¦
¦ 10.1. Після підписання цього Договору всі попередні переговори і¦
¦листування по ньому втрачають силу. ¦
¦ 10.2. Зміни, доповнення і будь-які виправлення цього Договору мають силу¦
¦тільки в тому випадку, коли вони виконані в письмовому вигляді, підписані¦
¦уповноваженими представниками сторін і скріплені печатками. ¦
¦ 10.3. Зміни і доповнення, оформлені відповідно до вимог пункту 10.2¦
¦цього Договору, є його невід'ємною частиною. ¦
¦ 10.4. Цей Договір набирає чинності з моменту підписання і діє до повного¦
¦виконання сторонами своїх зобов'язань ¦
¦ 10.5. Цей Договір підписаний у двох примірниках, по одному для кожної зі¦
¦сторін. ¦
¦ ¦
¦ 11. Адреси і банківські реквізити сторін ¦
¦ ¦
¦"Перевізник" "Відправник" ¦
¦Найменування: ДПАТП 1562 Найменування: ТОВ "Світанок" ¦
¦Адреса 03123 м.Київ, вул.Некоасова, 26 Адреса: 01012 м.Київ, вул.Весняна,12¦
¦п/р N 192837651827 в ОПЕРУ Укрсоибанку п/р 98764512389 ¦
¦МФО 456718 в ОПЕРУ АППБ "Аваль", ¦
¦код ОКПО 35430198 МФО 439811 ¦
¦ код ОКПО 67890198 ¦
¦ ¦
¦ 12. Печатки і підписи сторін ¦
¦ ¦
¦Директор ДПАТП 1562 Семенов В.О. Директор ТОВ "Світанок" Радченко С.О.¦
¦(______________________) (______________________) ¦
¦ М.П. М.П. ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
"Все о бухгалтерском учете" N 27 (694) от 25 марта 2002 г.
