Учет расходов
на озеленение территории

Все-таки весна - это революция. Она ломает не только ритм жизни животного и растительного мира, но и устоявшуюся психологию тех, кого в нашей стране часто безлично именуют "хозяйствующими субъектами". Наблюдая буйный расцвет природы, они среди моря предпринимательских дел занимаются тем, что на сухом языке статистических отчетов будет названо "социально-культурной функцией предприятия", например, благоустройством и озеленением прилегающей территории. Учитывая сезонную актуальность, именно учетным аспектам озеленения территории, которая находится в собственности (пользовании) предприятия, и посвящен предлагаемый материал.

Под "озеленением" территории понимают комплекс работ по зеленому строительству и формированию ландшафтно-декоративного вида объекта, а также деятельность относительно его охраны и поддержания в надлежащем состоянии. Составляющими озеленения могут выступать насаждения деревьев и кустарников, обустройство газонов, цветников, садовых дорожек, обеспечение садового инвентаря для ухода за ними, осуществление природоохранных мероприятий и т.п. Таким образом, озеленение является составляющей общего благоустройства территории.

1. Нормативно-правовое регулирование
деятельности по озеленению

В данном случае деятельность предприятия по озеленению территории целесообразно рассмотреть как с точки зрения обязательности осуществления мероприятий по озеленению, так и ответственности за уничтожение, порчу, нецелевое использование уже существующих на данной территории зеленых насаждений.

В первом случае специфика нормативного регулирования заключается в том, что оно осуществляется преимущественно не на государственном, а на местном уровне, в частности: согласно п.44 ст.26 Закона N 280 "установление в соответствии с законодательством правил по вопросам благоустройства территории населенного пункта" входит в компетенцию местных советов, в т.ч. за городскими (районными, поселковыми советами) закреплены полномочия относительно "организации благоустройства населенных пунктов, осуществления контроля за состоянием благоустройства производственных территорий, организации озеленения, охраны зеленых насаждений и т.п.".

В соответствии с Правилами благоустройства территорий, утвержденными решением киевского городского совета от 14.07.98 г. N 94, благоустройство территорий города включает в себя такое мероприятие, как содержание зеленых насаждений.

Невыполнение указанных требований влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст.152 КУоАП (нарушение требований относительно осуществления благоустройства) в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 3 до 7 н.м.д.г. на должностных лиц предприятия.

Зеленые насаждения относятся к категории объектов, которые включены в сферу действия законодательства об охране окружающей среды (ст.5 Закона N 1264), и их повреждение, уничтожение или нецелевое использование (в т.ч. несоблюдение условий по уходу за ними) квалифицируется как нарушение природоохранного законодательства. Рассмотрим ситуацию, когда предприятие приобрело в собственность объект недвижимости с близлежащим земельным участком, который передается с существующими зелеными насаждениями:

- прежде всего новый собственник сталкивается с вопросами содержания данных зеленых насаждений, которые детально описаны в приказе Госжилкоммунхоза N 70. Невыполнение его положений в соответствии с п.2.5 ст.2 приказа может повлечь лишение местными органами исполнительной власти землесобственника (землепользователя) права пользоваться данными зелеными насаждениями;

- нецелевое использование зеленых насаждений, как элемента благоустройства, влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 150 КУоАП с наложением штрафа в размере 3-7 н.м.д.г. на должностных лиц предприятия;

- наконец, если предприятие с целью использования принадлежащего ему земельного участка уничтожит расположенные на нем зеленые насаждения, должностные лица предприятия привлекаются к административной ответственности согласно ст.153 КУоАП с наложением штрафа в размере 3-7 н.м.д.г., кроме того, предприятию необходимо будет возместить убытки, нанесенные нецелевым использованием или уничтожением зеленых насаждений, по тарифам, установленным постановлением N 559.

Таким образом, содержание существующих зеленых насаждений должно проводиться по требованиям приказа Госжилкоммунхоза N 70, а изменение их целевого использования, объемов или размещение на территории требуют согласования с органами градостроения и архитектуры и городского коммунального хозяйства.

2. Бухгалтерский учет расходов
на озеленение территории

Расходы на озеленение можно четко разделить на расходы, которые носят капитальный характер, - это насаждения многолетних растений (деревьев и кустарников), обустройство объектов садово-парковой и ландшафтной архитектуры (в т.ч. газонов, цветников, садовых дорожек), и расходы, которые носят некапитальный (временный или периодический) характер, - это уход за растениями (полив, защита от вредителей, обрезание, вывоз мусора и т.д.), текущий ремонт зеленого хозяйства и т.п.

Многолетние насаждения и объекты садово-парковой и ландшафтной архитектуры по своей сущности относятся к категории необоротных активов (п.4 П (С)БУ 2), которые в составе основных средств (для осуществления социальнокультурных функций) учитываются с учетом требований П(С)БУ 7. Их разграничение на основные средства и малоценные необоротные материальные активы осуществляется в соответствии с учетной политикой предприятия (в т.ч. по стоимостному признаку согласно пп.5.2.7 П(С)БУ 7) с учетом требований Инструкции N 291, по которой для учета деревьев и кустарников может быть применен балансовый счет 108 "Многолетние насаждения", сооружения (площадки и садовые дорожки) могут учитываться на счете 103 "Здания и сооружения", все другие элементы садово-парковой архитектуры - на счетах 109 "Прочие основные средства" и 112 "Малоценные необоротные материальные активы".

Формирование первичной стоимости объектов озеленения осуществляется согласно требованиям п.8 П(С)БУ 7. При этом общая сумма понесенных расходов на подготовку почвы, приобретение саженцев, выполнение работ по посадке и пр. распределяется пропорционально между созданными инвентарными объектами основных средств, в соответствии с требованиями п.9 П(С)БУ 7.

По действующей методологии ведения учета расходы на изготовление объектов основных средств накапливаются на балансовом счете 151 "Капитальное строительство" (для площадок, садовых дорожек), приобретение и изготовление основных средств другими способами учитывается на счете 152 "Приобретение (изготовление) основных средств" с дальнейшим списанием на счета учета основных средств (108, 103, 109, 112) после введения в эксплуатацию.

Начисление амортизации объектов озеленения в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с учетной политикой предприятия по методам начисления амортизации, предусмотренным п.п.26-27 П(С)БУ 7.

Капитальный ремонт объектов зеленого хозяйства (омоложение старых деревьев и кустов, замена в полном объеме засохших и поврежденных древесных и кустарниковых растений, восстановление плодородия почвы, восстановление газонов, цветников и розариев, с посадкой многолетних цветов), направленный на повышение эксплуатационных характеристик этих объектов, улучшение качества озеленения и благоустройства территории, в соответствии с п.14 П(С)БУ 7 увеличивает стоимость объектов ОС. Перечень работ по проведению капитального ремонта объектов зеленого хозяйства изложен в п.8.3 ст.8 приказа N 70.

Текущий ремонт зеленого хозяйства согласно п.15 П(С)БУ 7 относится непосредственно на расходы периода.

Согласно тому же приказу N 70 (раздел VII) к работам по текущему ремонту зеленых насаждений относятся: полив газонов, посадка рассады однолетних и многолетних цветочных насаждений, выкорчевывание пеньков и пр.

Учет садового инвентаря, необходимого для ухода за объектами зеленого хозяйства, осуществляется в соответствии с ожидаемыми сроками его полезного использования в составе МБП на балансовом счете 22 (если срок использования меньше 1 года или операционного цикла) согласно П(С)БУ 9 или в составе необоротных материальных активов (как правило, МНМА), если ожидаемый срок использования превышает 12 месяцев или один операционный цикл (если он больше 1 года). Выбытие инвентаря, учтенного в составе МБП, осуществляется в соответствии с п.23 П(С)БУ 9 в момент передачи в эксплуатацию со списанием на соответствующий счет учета расходов.

Учет расходов текущего характера по озеленению территорий предприятия (ремонт и содержание) в соответствии с п.20 П(С)БУ 16 осуществляется в составе прочих операционных расходов (как расходы на содержание объектов социальнокультурного назначения) с использованием балансового счета 949 и дальнейшим списанием на финансовые результаты соответствующего отчетного периода. Перечень работ по содержанию объектов зеленого хозяйства приведен в ст.6 приказа N 70. Он включает уход за деревьями, кустарниками, газонами, цветниками, защиту и охрану от вредителей и пр.

Первичное документальное обеспечение наличия и движения объектов зеленого хозяйства осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства относительно учета основных средств (приказ Минстата N 352 с использованием форм ОЗ-1 "Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств"; ОЗ-2 "Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов"; ОЗ-3 "Акт на списание основных средств"; ОЗ-6 "Инвентарная карточка учета основных средств") и МБП - садового инвентаря (приказ Минстата N 145 с использованием форм МШ-2 " Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов", МШ-4 "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов", МШ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов").

3. Налоговый учет объектов
зеленого хозяйства

Сооруженные объекты зеленого хозяйства (многолетние насаждения, цветники, газоны, розарии, стационарные инженерно-технические сооружения и оборудование садово-паркового хозяйства) в соответствии с пп.8.2.1 п.8.2 ст.8 Закона N 283 формируют объекты основных фондов (материальные ценности, которые используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика в течение периода, превышающего 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию таких материальных ценностей). Их налоговый учет обуславливается участием указанных основных фондов в хозяйственной деятельности предприятия. Согласно п.1.32 ст.1 Закона N 283 термин "хозяйственная деятельность" включает деятельность налогоплательщика, направленную на "получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае, когда непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным". Если непосредственно связать благоустройство, в т.ч. озеленение прилегающей территории, с получением предприятием дохода на регулярной основе невозможно (а подобный характер деятельности присущ только специализированным садово-парковым хозяйствам), то объекты зеленого хозяйства в соответствии с пп.8.1.4 п.8.1 ст.8 Закона N 283 будут включаться в категорию "непроизводственных основных фондов", налоговый учет которых не проводится. Соответственно расходы на приобретение (сооружение), реконструкцию , модернизацию, капитальный и текущий ремонт или прочие улучшения указанных основных фондов не амортизируются в налоговом учете плательщика и не влияют на объемы его налоговых обязательств по налогу на прибыль (пп.8.1.4 ст.8 Закона N 283).

Указанное обстоятельство непосредственно влияет на формирование налогового кредита предприятия: в соответствии с пп.7.4.4 п.7.4 ст.7 Закона N 168 в случае приобретения товаров, "стоимость которых... не подлежит амортизации, налоги, уплаченные в связи с таким приобретением, возмещаются за счет соответствующих источников и в состав налогового кредита не включаются". Таким образом, предприятие не будет увеличивать налоговый кредит на сумму НДС, уплаченного в связи с сооружением (текущим или капитальным ремонтом) объектов зеленого хозяйства.

Наконец балансовая стоимость материальных ресурсов и товарных запасов (в т.ч. МБП на складах (садовый инвентарь)), учтенных в соответствии с требованиями п.5.9 ст.5 Закона N 283, подлежит корректировке путем уменьшения сальдо на начало отчетного периода на стоимость МБП, материалов и товаров, использованных на сооружение (ремонт) объектов зеленого хозяйства (п.1.4 приказа Минфина от 11.06.98 г. N 124), поскольку использование садового инвентаря не связано с хозяйственной деятельностью (исключение садовопарковые хозяйства).

Заработная плата, начисленная работникам в связи с сооружением (ремонтом) объектов зеленого хозяйства хозяйственным способом, как и связанные с ней отчисления на социальное (в т.ч. пенсионное) страхование, не будет включаться в валовые расходы предприятия.

Отдельно необходимо остановиться на расходах на содержание зеленого хозяйства насаждений. Подробный перечень данных расходов приведен в ст.6 приказа Госжилкоммунхоза N 70. Они включают: подготовку и обработку почв (штыкование, разрыхление); подпитку и полив растений; уход за растениями (обрезание крон деревьев и кустов, срезание сухих сучков и веток, стрижку живых изгородей, прочесывание газона граблями, прополку, кошение травы, прививание и удаление отцветших соцветий, уборка стеблей); борьбу с болезнями и вредителями (в т.ч. обезвреживание омелы, обработку ядохимикатами), укрытие растений на зиму; уборку мусора; осуществление текущего ремонта садового инвентаря и пр.

Все перечисленные расходы требуют использования рабочей силы (работников предприятия) или услуг сторонних организаций, материалов (красок, белил, ядохимикатов, почвы, песка, семян), МБП и МНМА (садового инвентаря - метел, грабель, лопат и пр.). Таким образом, возникает вопрос об отнесении указанных расходов на валовые расходы предприятия.

Указанные расходы "не вписываются" ни в один перечень расходов, предусмотренных ст.5 Закона N 283, в частности:

- не относятся к валовым расходам согласно п.5.1 ст.5 этого Закона (компенсация стоимости товаров (работ, услуг)), поскольку не используются в хозяйственной деятельности предприятия в толковании п.1.32 ст.1 Закона N 283;

- не являются расходами, связанными с "подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда" (пп.5.2.1 п.5.2 ст.5);

- объекты зеленого хозяйства и благоустройства не включены в состав "объектов социальной инфраструктуры", расходы на содержание и эксплуатацию которых относятся к составу валовых расходов в соответствии с пп.5.4.9 п.5.4 ст.5 Закона N 283;

- услуги сторонних организаций, стоимость материалов и МБП, использованных для содержания зеленого хозяйства, не относятся к составу валовых расходов предприятия;

- суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), направленных на содержание зеленого хозяйства, не относятся к составу налогового кредита предприятия;

- материалы и МБП, приобретенные для выполнения работ по содержанию зеленых насаждений, не участвуют в учете прироста (убыли) товарных и материальных ресурсов согласно п.5.9 ст.5 Закона N 283.

Учет сооружения объектов зеленого хозяйства и ухода за ними целесообразно рассмотреть на примере.

Предприятие с целью благоустройства прилегающей территории разбивает на ней газон, размещает цветник с расположенной рядом площадкой, обустроенной садовой скамьей, прокладывает садовую дорожку и окружает земельный участок по контуру живой изгородью.

Таблица

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Содержание операции ¦ Бухгалтерский ¦Сумма,¦ Налоговый ¦
¦ п/п ¦ ¦ учет ¦ грн. ¦ учет ¦
¦ ¦ +----------------¦ +-------------¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦ ВД ¦ ВР ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ А. Сооружение объектов зеленого хозяйства ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦Приобретены семена газонных ¦ 209 ¦ 372 ¦ 25 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦трав и многолетних цветов через ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подотчетное лицо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 2 ¦Приобретена смесь для ¦ 209 ¦ 631 ¦ 50 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦землевания газона и цветника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 3 ¦Проведено землевание силами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работников предприятия: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ ¦а) газона ¦ 152 ¦ 209 ¦ 40 ¦ - ¦ - ¦
¦ +--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ ¦б) цветника ¦ 152 ¦ 209 ¦ 10 ¦ - ¦ - ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 4 ¦Приобретена декоративная плитка ¦ 209 ¦ 631 ¦ 350 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦, отсев, щебень для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обустройства садовой дорожки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦площадки, декоративный камень ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для цветника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 5 ¦Приобретены саженцы для живой ¦ 209 ¦ 631 ¦ 100 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦изгороди ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 6 ¦Приобретена садовая скамья ¦ 153 ¦ 631 ¦ 80 ¦ - ¦ - ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 7 ¦Проведен высев семян газонных ¦ 152 ¦ 209 ¦ 10 ¦ ¦ ¦
¦ ¦трав силами работников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 8 ¦Списан декоративный камень для ¦ 152 ¦ 209 ¦ 50 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦обустройства цветника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 9 ¦Проведен высев семян цветов ¦ 152 ¦ 209 ¦ 15 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦силами работников предприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 10 ¦Начислена заработная плата и ¦ 152 ¦ 661, ¦ 137* ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦отчисления на социальное ¦ ¦ 651, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦страхование работникам за ¦ ¦ 652, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы по обустройству газона ¦ ¦ 653 ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 11 ¦Начислена заработная плата и ¦ 152 ¦ 661, ¦ 206* ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦отчисления на социальное ¦ ¦ 651, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦страхование работникам за ¦ ¦ 652, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы по обустройству цветника ¦ ¦ 653 ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 12 ¦Получены услуги сторонней ¦ 151 ¦ 631 ¦ 200 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦организации по укладке плитки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 13 ¦Списаны строительные материалы ¦ 151 ¦ 209 ¦ 300 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦на сооружение площадки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦садовой дорожки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 14 ¦Высажены саженцы кустарника для ¦ 152 ¦ 209 ¦ 100 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦живой изгороди ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 15 ¦Начислена заработная плата и ¦ 152 ¦ 661, ¦ 70* ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦отчисления на социальное ¦ ¦ 651, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦страхование работникам за ¦ ¦ 652, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы по обустройству живой ¦ ¦ 653 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изгороди ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 16 ¦Введен в эксплуатацию газон ¦ 109 ¦ 152 ¦ 187 ¦ - ¦ - ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 17 ¦Введен в эксплуатацию цветник ¦ 109 ¦ 152 ¦ 281 ¦ - ¦ - ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 18 ¦Введена в эксплуатацию живая ¦ 108 ¦ 152 ¦ 170 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦изгородь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 19 ¦Введены в эксплуатацию садовая ¦ 103 ¦ 151 ¦ 500 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦дорожка и площадка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 20 ¦Введена в эксплуатацию садовая ¦ 112 ¦ 153 ¦ 80 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦скамья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ Б. Содержание зеленого хозяйства ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦Приобретен хозяйственный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвентарь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ ¦- садовые ножницы, грабли, ¦ 153 ¦ 372 ¦ 40 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦лопата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ ¦- метла ¦ 22 ¦ 372 ¦ 5 ¦ - ¦ - ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 2 ¦Инвентарь введен в эксплуатацию:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ ¦- садовые ножницы, грабли, ¦ 112 ¦ 153 ¦ 40 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦лопата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ ¦- метла ¦ 949 ¦ 22 ¦ 5 ¦ - ¦ - ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 3 ¦Приобретены минудобрения для ¦ 209 ¦ 631 ¦ 20 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦подпитки цветов и трав ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------+--------+------+-----+-------¦
¦ 4 ¦Минудобрения внесены в почву ¦ 949 ¦ 209 ¦ 20 ¦ - ¦ - ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

________________

* Показатели начисленной заработной платы и отчислений на социальное страхование условные.

Перечень использованных нормативно-правовых актов:

1. Закон N 1264 - Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" N 1264-XII от 25.06.91 г.

2. Закон N 280 - Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" N 280/97-ВР от 21.05.97 г.

3. Закон N 2780 - Закон Украины "Об основах градостроения" N 2780-XII от 16.11.92 г.

4. Закон N 687 - Закон Украины "Об архитектурной деятельности" N 687-XIV от 20.05.99 г.

5. Закон N 283 - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" N 283/97-ВР от 22.05.97 г.

6. Закон N 168 - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" N 168/97-ВР от 03.04.97 г.

7. КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г.

8. Постановление N 559 - постановление КМУ "О таксах для исчисления размера ущерба, нанесенного зеленым насаждениям в пределах городов и других населенных пунктов" N 559 от 08.04.99 г.

9. Постановление N 2328 - постановление КМУ "О порядке предоставления архитектурно-планировочной задачи и технических условий относительно инженерного обеспечения объекта архитектуры и определении размера платы за их выдачу" N 2328 от 20.12.99 г.

10. Приказ N 291 - приказ МФУ "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции о его применении" N 291 от 30.11.99 г.

11. Приказ N 145 - приказ Минстата Украины "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов" N 145 от 22.05.96 г.

12. Приказ N 352 - приказ Минстата Украины "Об утверждении типовых форм первичного учета" N 352 от 29.12.95 г.

13. Приказ Госжилкоммунхоза N 70 - приказ Государственного комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству "Об утверждении Правил содержания зеленых насаждений городов и других населенных пунктов Украины" N 70 от 29.07.94 г., зарегистрированный в Минюсте Украины от 14.12.94 г. под N 301/511.

14. Порядок N 124 - Порядок ведения учета прироста (убыли) балансовой стоимости покупных товаров (кроме активов, подлежащих амортизации, ценных бумаг и деривативов), материалов, сырья (топлива), комплектующих изделий и полуфабрикатов на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции (в т.ч. малоценных предметов на складах), утвержденный приказом МФУ N 124 от 11.06.98 г. и зарегистрированный в Минюсте Украины 03.07.98 г. под N 417/2857.

15. П(С)БУ 2 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 "Баланс", утвержденное приказом МФУ N 87 от 31.03.99 г.

16. П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом МФУ N 92 от 27.04.2000 г.

17. П(С)БУ 9 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 "Запасы", утвержденное приказом МФУ N 246 от 20.10.99 г.

"Все о бухгалтерском учете" N 28 (695)
от 27 марта 2002 г.