Проектно-сметная
документация в строительстве

Законом Украины от 20.04.2000 г. N 1699-III "О планировке и застройке территорий" (далее - Закон N 1699) определено, что проектная документация на строительство разрабатывается в соответствии с исходными данными на проектирование с соблюдением требований государственных стандартов, норм и правил, региональных и местных правил застройки и утверждается заказчиком в установленном законом порядке.

Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства (ДБН А.2.2-3-97) утверждены приказом Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политики Украины от 15.08.97 г. N 143 (далее - ДБН А.2.2-3-97). Указанные нормы устанавливают состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое переоснащение объектов гражданского и промышленного назначения и обязательны для применения органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), проектировщиками, подрядчиками, другими юридическими и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности в отрасли строительства, независимо от формы собственности.

ДБН А.2.2-3-97 применяются относительно всех объектов строительства, которые подразделяются на объекты градостроения и объекты архитектуры.

К числу объектов градостроения относятся дома и сооружения, их комплексы; коммуникации и сооружения инженерной и транспортной инфраструктуры; объекты архитектурной деятельности и другие объекты, указанные в статье 3 Закона Украины от 16.11.92 г. N 2780-XII "Об основах градостроения" (далее - Закон N 2780). В свою очередь, Законом Украины "Об архитектурной деятельности" от 20.05.99 г. N 687-XIV (далее - Закон N 687) определено, что под объектами архитектурной деятельности подразумеваются дома и сооружения жилищно-социального, коммунального, промышленного и другого назначения, их комплексы, объекты благоустройства, садовопарковой и ландшафтной архитектуры, монументального и монументальнодекоративного искусства, территории административно-территориальных единиц и населенных пунктов.

Право на разработку проектной документации или ее отдельных разделов предоставляется юридическим и физическим лицам - субъектам предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности, которые имеют соответствующую лицензию (п.п. 1.1 ДБН А.2.2-3-97). Указанные лица являются проектировщиками.

Проектные или проектно-изыскательские работы выполняются на основании заключенных между заказчиками и проектировщиками договоров (контрактов), которыми регламентируются взаимоотношения между заказчиком и проектировщиком (п.п. 2.2. ДБН А.2.2-3-97). Договор можно заключать на выполнение комплекса проектных работ, отдельных стадий и разделов проекта. При этом инженерные изыскания должны быть выполнены до начала разработки проектной документации.

Порядок подготовки, составления и выполнения подрядных контрактов на строительство объектов установлен Положением о подрядных контрактах в строительстве Украины, утвержденным протоколом Научно-технического совета Министерства Украины по делам строительства и архитектуры от 15.12.93 г. N 9.

В роли заказчика может выступать инвестор или его доверенное лицо, которое заключает договор (контракт) на проектирование и строительство объекта, контролирует его выполнение и осуществляет другие функции на основании установленных действующим законодательством полномочий. Инвестором является юридическое или физическое лицо, принимающее решение о вложении собственных, заимствованных или привлеченных средств в форме капитальных вложений в объекты инвестирования.

Заказчик выступает покупателем выполненных подрядчиком (проектировщиком) работ, контролирует их выполнение.

Если заказчик и инвестор являются разными лицами, то функции заказчика поручаются посредническим, консультационным и прочим подобным структурам. В этом случае полномочия заказчика и инвестора должны быть четко разделены. Инвестор может оставить за собой право решения вопросов об определении цены строительства и сроках сдачи объекта в эксплуатацию.

Права и обязанности заказчиков и инвесторов регулируются статьями 23, 24, 27 Закона N 687.

Условно обозначим этапы предпроектных работ и проектирования, а затем рассмотрим эти этапы подробно.

I этап - заключение договора на выполнение проектно-изыскательских работ;

II этап - выполнение предпроектных проработок;

III этап - получение разрешения на строительство объектов градостроения;

IV этап - получение исходных данных на проектирование;

V этап - разработка проектной документации;

VI этап - согласование проектной документации;

VII этап - экспертиза и утверждение проектной документации;

VIII этап - получение разрешения на выполнение строительных работ.

I ЭТАП. Заключение договора на выполнение
проектно-изыскательских работ

Договор заключается между заказчиком и проектировщиком и является основным организационно-правовым документом, регламентирующим отношения между ними. Обычно проект договора оформляется проектировщиком на основании заказа (письма заказчика).

В случае уточнения исходных данных на проектирование, технических решений договор может быть скорректирован путем оформления дополнительных соглашений к нему.

II ЭТАП. Выполнение предпроектных работ

Согласно п.п. 2.6 ДБН А.2.2-3-97 заказчик имеет право поручить проектировщику выполнение эскизных предпроектных проработок без наличия специального разрешения, исходных данных и предварительных согласований с органами местного самоуправления на любом участке территории.

Предпроектные проработки выполняются проектировщиком для определения требуемой территории строительства объекта, потребности в инженерном обеспечении и других данных, используемых для дальнейших этапов работы.

III ЭТАП. Получение разрешения
на строительство объектов градостроения

Разрешение на строительство объектов градостроения (выполнение строительных работ по новому строительству, расширению, реконструкции, техническому переоснащению, реставрации и капитальному ремонту объектов) выдается физическим и юридическим лицам, которые имеют намерение осуществить строительство объектов градостроения на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или пользования в соответствии со статьей 24 Закона N 1699. Вопросы выдачи указанного разрешения решаются исполнительными органами соответствующих советов (сельских, поселковых, городских), Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями в случае делегирования им таких полномочий местными советами. Выдается разрешение на строительство объектов градостроения инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля.

Для получения разрешения на строительство объектов градостроения соответствующим исполнительным органам местного самоуправления заказчик представляет:

- письменное заявление на получение разрешения на строительство объектов градостроения;

- документ, подтверждающий право собственности или пользования земельным участком, или документ о согласии собственника земельного участка на застройку этого участка;

- краткую характеристику объекта, предположительное место его размещения, сведения об ориентировочной площади участка, обоснование намерений строительства;

- другие документы и материалы согласно перечню, который устанавливается региональными правилами застройки.

Разрешение на строительство объектов градостроения выдается заявителю в течение двух месяцев со дня подачи заявления. Указанное разрешение не дает права на начало строительных работ без получения соответствующего разрешения на выполнение строительных работ, которое выдается местной инспекцией государственного архитектурностроительного контроля.

Вместе с разрешением на строительство объектов градостроения заказчику, который является собственником (пользователем) земельного участка, выдается выкопировка из генерального или ситуационного плана территории и план земельного участка.

Заказчику, который не является собственником (пользователем) земельного участка, выдается:

- решение о предварительном согласовании места расположения объекта архитектуры на определенном участке, которое является одновременно разрешением на осуществление проектно-изыскательских работ;

- схематический план места расположения объекта архитектуры.

Разрешение на размещение и строительство объектов сервиса, строений торговобытового назначения, рекламоносителей на автомобильных дорогах общего пользования в полосе отчуждения автомобильных загородных дорог в случае размещения на них сооружений торгово-бытового назначения, в том числе объектов сервиса, других объектов, выдается физическим и юридическим лицам субъектам предпринимательской деятельности, которые пользуются участками дорог. Порядок выдачи разрешений и согласований на размещение и строительство объектов сервиса, строений торгово-бытового назначения, рекламоносителей на автомобильных дорогах общего пользования утвержден приказом Украинской государственной корпорации по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Укравтодор", Министерства транспорта Украины от 10.03.2000 г. N 33 (далее - Порядок N 33).

Разрешения на размещение и строительство сооружений торгово-бытового назначения, соглашения на размещение рекламоносителей выдают, регистрируют и отменяют дорожные предприятия, областные управления по строительству, ремонту и эксплуатации автомобильных дорог и управления магистральных автомобильных дорог.

Разрешения на размещение станций технического обслуживания, автозаправочных станций, кемпингов, отелей, мотелей, ресторанов, столовых на автомобильных дорогах государственного значения подлежат согласованию дорожным предприятием с корпорацией "Укравтодор".

Заявление на размещение объекта (кроме наружной рекламы) на участках в пределах полосы отчуждения автомобильных дорог представляется заявителем (заказчиком) в письменном виде дорожному предприятию. В заявлении указывается:

- место расположения объекта (километр, сторона, план-схема с размерами участка);

- сроки строительства сооружения;

- местонахождение (место жительства) заявителя;

- сведения о предприятии-проектировщике, другая существующая информация.

Одновременно с подачей заявления необходимо предъявить дорожному предприятию документы на право осуществления предпринимательской деятельности.

Разрешение и технические условия на размещение объекта или обоснованный отказ в выдаче такого разрешения выдается заявителю в 10-дневный срок со дня подачи заявления.

Причинами отказа в выдаче разрешения могут быть:

- несоответствие полосы отчуждения конкретного участка автомобильной дороги нормативам расположения в пределах данного сооружения;

- предварительное назначение этого участка дороги для другого объекта или сооружения;

- отнесение дороги к аварийно опасной или к местам концентрации дорожнотранспортных происшествий.

Разрешение на размещение объекта на участке в пределах полосы отчуждения автомобильной дороги государственного значения подлежит согласованию с Управлением Государственной Автоинспекции МВС Украины. Временное разрешение сроком на один месяц или сезон на торговлю (временное размещение объекта торговли, торговой точки) может быть выдано без технических условий при наличии согласования с вышеуказанным органом.

Разрешение на размещение наружной рекламы в пределах полосы отчуждения автомобильной дороги выдается собственником места расположения рекламоносителя по согласованию с дорожным предприятием и Государственной Автоинспекцией МВС Украины.

IV ЭТАП. Получение исходных данных
на проектирование

Физические и юридические лица, получившие разрешение на строительство объекта градостроения (заказчики), получают исходные данные на проектирование этого объекта (ст. 27 Закона N 1699). Один экземпляр исходных данных выдается заказчику, другой - проектировщику.

Согласно статье 5 Закона N 687, к исходным данным, на основании которых разрабатываются проекты объектов архитектуры и ведутся предпроектные работы, относятся:

- архитектурно-планировочное задание;

- задание на проектирование;

- технические условия относительно инженерного обеспечения объекта архитектуры.

Архитектурно-планировочное задание представляет собой документ, содержащий комплекс градостроительных и архитектурных требований и особых условий проектирования и строительства объекта архитектуры, которые следуют из утвержденной градостроительной документации, местных правил застройки населенных пунктов, соответствующих решений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, включая требования и условия в отношении охраны памятников истории и культуры, окружающей среды, законных прав и интересов граждан и юридических лиц при размещении объекта на конкретном земельном участке (ст. 1 Закона N 687).

Задание на проектирование - это документ, в котором содержатся требования заказчика к планировочным, архитектурным, инженерным и технологическим решениям и свойствам объекта, его основным параметрам, стоимости и организации его строительства. Задание на проектирование составляется в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, техническими условиями (ст. 1 Закона N 687).

Технические условия представляют собой комплекс условий и требований относительно инженерного обеспечения объекта архитектуры, которые должны соответствовать его расчетным параметрам, в том числе водоснабжение, канализация, тепло-, энерго-, газоснабжение, радиофикация, внешнее освещение, отведение дождевых вод, телефонизация, телевидение, диспетчеризация, пожарная безопасность, а также особые условия.

Порядок выдачи архитектурно-планировочного задания и технических условий относительно инженерного обеспечения объекта архитектуры и определения размера платы за их выдачу установлен Постановлением Кабинета министров Украины от 20.12.99 г. N 2328 (далее - Порядок N 2328).

Для получения архитектурно-планировочного задания на новое строительство или расширение объекта архитектуры заказчику необходимо подать заявление в местный орган градостроительства и архитектуры (инспекция государственного архитектурностроительного контроля).

Вместе с заявлением представляются следующие документы:

а) решение о согласовании места расположения объекта архитектуры (разрешение на выполнение проектно-изыскательских работ) вместе с материалами предварительного согласования;

b) удостоверенный в установленном порядке документ о согласии собственника земельного участка (землепользователя) на изъятие или временное пользование участком, если этот участок не пребывает в собственности (пользовании) заказчика;

с) основные характеристики объекта архитектуры (согласно намерениям заказчика);

d) заключение уполномоченных органов в области охраны памятников истории и культуры:

- Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политики Украины или Министерства культуры Украины - если новое строительство или расширение планируется осуществить в зоне охраны памятников истории и культуры, внесенных в Государственный реестр культурного наследия, заповедника, объявленного решением Кабинета министров Украины или которому в установленном порядке дан статус национального;

- Республиканского комитета по охране и использованию памятников истории и культуры Автономной Республики Крым; структурных подразделений областных государственных администраций; Киевской и Севастопольской городских государственных администраций; исполнительных органов городских советов городов областного значения, если новое строительство или расширение планируется осуществить в зоне охраны памятников истории и культуры местного значения, заповедника, созданного по решению соответствующего местного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления;

е) копия заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы, полученная заказчиком для решения вопроса о согласовании места расположения объекта архитектуры (выдача разрешения на выполнение проектно-изыскательских работ);

f) выкопировка из генерального или ситуационного плана территории;

g) документы для объектов промышленного назначения:

- технико-экономический прогноз потребности в ресурсах;

- акт выбора земельного участка, с соответствующими материалами, согласованный:

а) с городским государственным управлением экологической безопасности (для городов областного значения, города Киева и Севастополя);

Ь) с районными государственными инспекциями экологической безопасности (для других населенных пунктов и территорий, в том числе в пределах промышленных сформировании - заключение территориальной проектной организации по вопросам промышленного строительства);

b) документ, подтверждающий яраво собственности на объект архитектуры, а в случае отсутствия такого права - документ о согласии собственника (собственников) на строительство, если планируется расширение объекта архитектуры.

Для разработки и получения архитектурно-планировочного задания на реконструкцию и капитальный ремонт объекта архитектуры (за исключением памятников истории и культуры) заказчику необходимо подать заявление в местный орган градостроительства и архитектуры.

Вместе с заявлением представляются следующие документы:

1. Если планируется изменение функционального предназначения объекта архитектуры, - решение о согласовании места расположения объекта архитектуры вместе с материалами предварительного согласования, в других случаях разрешение на выполнение проект-но-изьюкательских работ с соответствующими материалами;

2. Документ, подтверждающий наличие у заказчика права собственности на объект архитектуры, а в случае отсутствия такого права - согласие собственника (собственников) объекта архитектуры на проведение такого строительства;

3. Характеристика намерений заказчика относительно реконструкции и капитального ремонта объекта архитектуры (в том числе изменения функционального предназначения объекта, возможного перепланирования), реставрации объекта архитектуры;

4. Заключение уполномоченных органов в области охраны памятников истории и культуры:

- Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политики Украины или Министерства культуры Украины, если реставрацию, реконструкцию и капитальный ремонт объекта архитектуры планируется осуществить в зоне охраны памятников истории и культуры, внесенных в Государственный реестр культурного наследия, заповедника, объявленного решением Кабинета министров Украины или которому в установленном порядке дан статус национального;

- Республиканского комитета по охране и использованию памятников истории и культуры Автономной Республики Крым, структурных подразделений областных государственных администраций, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, исполнительных органов городских советов городов областного значения, если реставрация, реконструкция и капитальный ремонт объекта архитектуры планируется осуществить в зоне охраны памятников истории и культуры местного значения, заповедника, созданного по решению соответствующего местного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления;

і) копия заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы, полученная заказчиком для решения вопроса о согласовании места расположения объекта архитектуры (выдача разрешения на выполнение проектно-изыскательских работ);

j) документы для объектов промышленного назначения:

- технико-экономический прогноз потребности в ресурсах;

- акт выбора земельного участка, с соответствующими материалами, согласованный:

k) с городским государственным управлением экологической безопасности (для городов областного значения, города Киева и Севастополя);

l) с районными государственными инспекциями экологической безопасности (для других населенных пунктов и территорий, в том числе в пределах промышленных формирований - заключение территориальной проектной организации по вопросам промышленного строительства).

Порядком N 2328 установлено, что в архитектурно-планировочном задании на реконструкцию, реставрацию (за исключением памятников истории и культуры) и капитальный ремонт указываются требования к осуществлению этих указанных видов работ, в соответствии с архитектурно-техническим паспортом объекта архитектуры (далее - архтехпаспорт)*.

Для получения технических условий заказчику (хозрасчетному подразделению уполномоченного органа градостроительства и архитектуры, проектировщику) необходимо представить в организации, которые выдают технические условия, следующие документы:

- план земельного участка (ситуационный план);

- опросные листы по установленной ферме, в которых изложены сведения о расчетных параметрах объекта архитектуры (параметры, объемы потребности воды, тепло-, электроэнергии и другие), подписанные заказчиком и проектировщиком;

- для объектов архитектуры промышленного назначения - техническое задание заказчика, которое содержит технико-экономические и технологические параметры объекта.

Технические условия устанавливаются следующими органами:

- государственным коммунальным объединением водопроводно-канализационного хозяйства;

- предприятием городских тепловых сетей;

- предприятием городских кабельных сетей;

- государственным коммунальным предприятием электросетей внешнего освещения;

- городским предприятием электросвязи;

- производственным объединением газового хозяйства;

- государственным коммунальным объединением по эксплуатации автомобильных дорог и сооружений на них;

- производственным жилищно-ремонтным объединением;

- штабом гражданской обороны города;

- управлением ГАИ МВД Украины по городу. Перечень технических условий относительно инженерного обеспечения конкретного объекта архитектуры указывается в архитектурно-планировочном задании.

Статьей 27 Закона N 1699 предусмотрена упрощенная процедура выдачи строительного паспорта на объект градостроения и согласованной проектной документации на строительство этого объекта специально уполномоченным органом по вопросам градостроительства и архитектуры без предварительной выдачи архитектурно-планировочного задания и технических условий относительно инженерного обеспечения объекта градостроения. Такая процедура применяется в отношении граждан, которые являются собственниками (пользователями) земельных участков в селах, поселках и городах районного значения. Перечень объектов градостроения, относительно которых применяется упрощенная процедура, а также порядок выдачи строительного паспорта устанавливаются региональными правилами застройки.

V ЭТАП. Разработка проектной документации

Проектировщиком для согласования и утверждения разрабатывается проект, а для строительства - рабочая документация. Кроме этого, при необходимости проектировщиком разрабатывается:

- эскизный проект - для технически сложных объектов (как правило, гражданского назначения) относительно градостроительных, архитектурных, художественных и экологических требований, технологии, инженерного обеспечения, внедрения новых строительных конструкций для экспериментального строительства, а также для обоснования инвестиций;

- технико-экономическое обоснование инвестиций - для объектов промышленного назначения, транспортного, энергетического, гидротехнического и других специальных видов строительства.

В случае проектирования технически несложных объектов для согласования и утверждения может разрабатываться рабочий проект, который совмещает проект и рабочую документацию.

Проект представляет собой документацию для строительства объектов архитектуры, состоящую из чертежей, графических и текстовых материалов, инженерных и сметных расчетов, которые определяют фадостроительные, объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные, технические и технологические решения, стоимостные показатели конкретного объекта (ст. 1 Закона N 687).

Согласно ДБН А.2.2-3-97 к проектной документации для строительства относятся:

- предпроектная документация (технико-экономическое обоснование и техникоэкономический расчет инвестиций, эскизные проекты);

- проектно-сметная документация (проекты, рабочие проекты, рабочая документация).

Эскизный проект содержит принципиальные решения градостроительных, архитектурных, художественных, экологических требований, подтверждает принципиальную возможность создания объекта, определяет его стоимость (п. 3 ДБН А.2.2-3- 97).

Технико-экономическое обоснование инвестиций является основанием для определения их целесообразности и принятия решения об инвестировании строительства объекта.

Заказчик, который заключает договор (контракт) на проектирование или строительство объекта архитектуры, выдает проектировщику задание на проектирование в составе исходных данных.

Рабочая документация для строительства выполняется на основании утвержденного проекта (ст. 8 Закона N 687).

Определение стоимости строительства осуществляется на стадии разработки рабочего проекта. Важной составляющей проектной документации является сметная документация. Остановимся на ней несколько подробнее.

Правила составления сметной документации и определения стоимости строительства (ДБН Д.1.1-1-2000) утверждены приказом Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политики Украины от 27.08.2000 г. N 174 "Об утверждении Правил определения стоимости строительства" (далее - ДБН Д.1.1-1-2000). В соответствии с указанными правилами осуществляется определение стоимости нового строительства, расширения, реконструкции и технического переоснащения предприятий, зданий и сооружений, ремонта жилья, объектов социальной ссреры, коммунального назначения и благоустройства, а также реставрации памятников архитектуры и градостроительства.

ДБН Д.1.1-1-2000 обязательны к применению при определении стоимости строений (объектов), строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной о"ормы собственности и применяются при подрядном, хозяйственном и смешанном способах осуществления строительства.

В Украине основные принципы установления и применения цен и тарисров определяются Законом Украины "О ценах и ценообразовании" от 03.12.90 г. N 507-XII с изменениями и дополнениями (далее - Закон о ценах), согласно которому в народном хозяйстве применяются свободные, а также государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы.

Свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг (в том числе в строительстве), за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов.

Государственное регулирование цен в строительстве осуществляется в случае строительства объектов, ссоружаемых с привлечением средств из Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также средств государственных предприятий, учреждений и организаций. При этом формирование сметной нормативной базы, определение порядка её применения в строительстве, контроль за соблюдением заказчиками, проектными, строительно-монтажными организациями и другими участниками инвестиционной деятельности, нормативных документов и нормативов исчисления стоимости строительства объектов осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам градостроительства и архитектуры (ст. 12 Закона о ценах).

Правила определения стоимости строительства установлены разделом 3 ДБН Д.1.1-1- 2000, согласно которому стоимость строительства подразделяется на сметную стоимость и договорную цену.

Сметная стоимость строительства в составе инвес-торской сметной документации определяется на стадии проектирования, а договорная цена (цена тендерного предложения претендента) - на стадии определения исполнителя работ (проведения тендера).

Сметная документация составляется в определенной последовательности (от мелких до крупных элементов строительства), начиная от отдельного объекта и заканчивая пусковым комплексом или очередью строительства.

Объектом строительства является каждое обособленное строение (производственный корпус, вокзал, жилой дом) или сооружение (мост, тоннель) вместе со всем оснащением, оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными пристройками, с инженерными сетями, прилегающими к этому строению или сооружению (водоснабжением, канализацией, электроснабжением и т. п.) и общеплощадочными работами (благоустройство, озеленение).

Объектом строительства может быть и совокупность строений и сооружений, имеющих общее технологическое или другое назначение (блок цехов, котельная со складом топлива).

Состав и виды сметной документации, составляемой для определения расчетной и базисной сметной стоимости строительства, установлены разделом 2 ДБН Д. 1.1 -1- 2000.

В Украине применяются следующие виды сметной документации:

5) Локальные сметы (первичные сметные документы на отдельные виды работ);

6) Локальные сметные расчеты (первичные сметные документы на отдельные виды работ, составляемые вместо локальных смет, если объемы работ и размеры расходов окончательно не определены и подлежат уточнению);

7) Объектные сметы (объединяют в своем составе сведения из локальных смет);

8) Объектные сметные расчеты (объединяют в своем составе сведения из локальных смет и локальных сметных расчетов, подлежат уточнению);

9) Сметные расчеты на отдельные виды работ (предназначены для определения средств, необходимых для возмещения расходов, которые не учитываются сметными нормативами).

10) Сводные сметы (составляются на основании объектных смет и объектных сметных расчетов на отдельные виды затрат);

11) Сводка затрат (сметный документ, объединяющий сводные сметные расчеты стоимости строительства).

12) Ведомость сметной стоимости строительства объектов, которые входят в пусковой комплекс;

13) Ведомость сметной стоимости строительства объектов и работ по охране окружающей природной среды;

14) Расчет стоимости строительства на полное развитие предприятия или сооружения (сводка расходов на полное развитие); сводный сметный расчет стоимости строительства первой очереди; расчет стоимости строительства следующих очередей, объектные расчеты стоимости (составляются при проектировании предприятий и сооружений, строительство которых планируется осуществлять по очереди).

Состав сметной документации определяется в зависимости от стадийности проектносметной документации и технической сложности объекта.

В составе проекта (эскизного проекта, технико-экономического обоснования инвестиций) разрабатываются:

- сводка затрат;

- сводный сметный расчет стоимости строительства;

- объектные и локальные сметные расчеты;

- сметные расчеты на отдельные виды работ;

- сметы на проектные и изыскательские работы. В составе рабочего проекта разрабатываются:

- сводка затрат;

- сводный сметный расчет стоимости строительства;

- объектные и локальные сметные расчеты;

- объектные и локальные сметы;

- ведомости ресурсов к локальным сметам; сметные расчеты на отдельные виды работ;

- сметы на проектные и изыскательские работы. В составе рабочей документации разрабатываются:

- объектные и локальные сметы;

- ведомости ресурсов к локальным сметам.

VI ЭТАП. Согласование проектной документации

Согласно п. 9.16 ДБН А.2.2-3-97 представление проектной документации на согласование, экспертизу и утверждение является обязанностью заказчика и выполняется за его счет. Обязанность проектировщика - защищать проектные решения.

Разработанная проектная документация подлежит согласованию:

15) Эскизный проект, технико-экономическое обоснование инвестиций:

- с местными органами градостроительства и архитектуры - относительно размещения, рационального использования намеченной для отвода территории, соответствия предусмотренных проектом решений требованиям архитектурнопланировочного задания, действующей градостроительной документации;

- с органами местного самоуправления - относительно размещения, возможности использования имеющихся источников снабжения, инженерных коммуникаций, условий их развития (как этап подготовки получения официальных технических условий при подготовке комплекса исходных данных для разработки проекта и рабочего проекта);

- с уполномоченными учреждениями органов местного самоуправления относительно использования трудовых ресурсов (при создании новых рабочих мест на производственных объектах;

m) проект, рабочий проект:

- с местными органами градостроительства и архитектуры - по вопросам, указанным в подпункте 1, при разработке проекта или рабочего проекта без предварительной разработки эскизного проекта и технико-экономического обоснования инвестиций, или при условии дополнительного согласования, определенного при согласовании предварительной разработки в соответствующем документе;

- с органами местного самоуправления, которые выдавали технические условия на подключение к источникам снабжения и инженерным коммуникациям.

Согласование исходных данных с предприятиями, учреждениями и организациями, выдающими технические условия, или получения дополнительной информа-ции от них, в случае необходимости, осуществляется специально уполномоченными органами по вопросам градостроительства и архитектуры (ст. 27 Закона N 1699).

VII ЭТАП. Экспертиза и утверждение
проектной документации

Проведение экспертизы и выдача заключений по проектной документации объектов градостроения осуществляется в порядке, который устанавливается Кабинетом министров Украины (ст. 3 Закона N 1699). Порядок утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их комплексной государственной экспертизы утвержден Постановлением Кабинета министров Украины от 17.08.98 г. N 1308 с изменениями и дополнениями (далее - Порядок N 1308).

В случаях, определенных Кабинетом министров Украины, перед утверждением проекта осуществляется его экспертиза или комплексная экспертиза (ст. 7 Закона N 687). Экспертизе подлежит следующая проектная документация: эскизный проект, техникоэкономическое обоснование инвестиций, проект, рабочий проект.

Проектная документация проходит следующие экспертизы:

16) государственную санитарно-гигиеническую экспертизу - инвестиционные программы и проекты строительства;

17) государственную экспертизу по пожарной безопасности проектно-сметная документация;

18) государственную экспертизу по охране труда-проекты строительства объектов промышленного назначения;

19) государственную экологическую экспертизу - инвестиционные программы и проекты строительства объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, перечень которых устанавливается Кабинетом министров Украины;

20) государственную экспертизу по энергосбережению - инвестиционные программы и энерготехнологическая часть проектно-сметной документации;

21) государственную инвестиционную экспертизу - инвестиционные программы и проекты строительства;

22) государственную экспертизу ядерной и радиационной безопасности инвестиционные программы и проекты строительства объектов, представляющих ядерную и радиационную опасность.

Инвестиционные программы и проекты строительства, которые осуществляются за счет негосударственных источников финансирования, подлежат комплексной государственной экспертизе в таком же порядке, за исключением подготовки заключения относительно показателей расчетной сметной стоимости строительства.

Комплексное заключение государственной экспертизы инвестиционных программ и проектов строительства составляется специализированными государственными организациями Украинской государственной инвестиционной экспертизы на основании заключений перечисленных выше государственных экспертиз.

Перечень объектов, согласование и утверждение проектов которых в пределах законодательства Украины не требует заключения комплексной государственной экспертизы, утвержден приказом Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политики Украины от 12.09.2001 г. N 179 во исполнение статьи 7 Закона N 687.

Утверждение проекта заказчиком может осуществляться при наличии решения органа фадостроительства и архитектуры о согласовании проекта (ст. 7 Закона N 687).

Решение выдается в месячный срок.

Проектная документация вступает в силу после ее утверждения инвестором (заказчиком), которое фиксируется в форме приказа, распоряжения или решения (пп. 9.17 ДБН А.2.2-3-97).

На основании утвержденного проекта выполняется рабочая документация для строительства, которая, в свою очередь, подлежит комплексной государственной экспертизе, если во время её разработки вносятся изменения в утвержденные проектные решения, относительно которых законодательством предусмотрено проведение комплексной государственной экспертизы (п. 7 Порядка N 1308).

VIII ЭТАП. Получение разрешения
на выполнение строительных работ

Разрешение на выполнение строительных работ представляет собой документ, подтверждающий право застройщика и подрядчика на выполнение строительных работ, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям, выдачу ордеров на проведение земляных работ, который выдается после получения комплексного заключения государственной инвестиционной экспертизы.

Перечень документов, которые необходимо представить заявителю в инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля, утвержден пунктом 2 Положения о порядке выдачи разрешения на выполнение строительных работ, утвержденного приказом Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политики Украины от 05.12.2000 г. N 273 (далее Положение N 273). В этот Перечень входят:

- письменное заявление на получение разрешения на строительство объектов градостроения;

- решение исполнительного органа соответствующего совета или городской государственной администрации о разрешении на строительство объекта градостроения;

- документ, подтверждающий право собственности застройщика (заказчика) или пользования (в том числе на условии аренды) земельным участком, на котором будет размещен объект градостроения;

- комплексное заключение государственной инвестиционной экспертизы;

- документ о назначении соответствующих исполнителей работ (исполнителя работ, лиц, которые осуществляют технический надзор, авторский надзор);

- утвержденную в установленном порядке проектную документацию (строительный генеральный план и паспорт на фасад в двух экземплярах, пояснительную записку для регистрации);

- копия документа, подтверждающего право собственности на дом или сооружение, или письменное согласие собственника на застройку, проведение работ (в случае реконструкции, реставрации, капитального ремонта и технического переоснащения домов, сооружений и других объектов).

Рассмотрение представленных заявителем документов и принятие решения о выдаче разрешения на выполнение строительных работ осуществляется инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в месячный срок (а для индивидуальных застройщиков - в течение 15 дней). В указанные сроки инспекцией выдается соответствующее разрешение или письменное обоснование отказа в его выдаче.

В случае выдачи разрешения в общем журнале работ, журнале авторского надзора и одном экземпляре строительного генерального плана и пояснительной записки ставится штамп о регистрации объекта в органах госархстройконтроля. Зарегистрированное в инспекции государственного архитектурно-строительного контроля разрешение на выполнение строительных работ, общий журнал работ, журнал авторского надзора и экземпляр строительного генерального плана необходимо хранить на объекте строительства.

Разрешение на выполнение строительных работ выдается на весь нормативный или предусмотренный контрактом срок строительства. В случае просрочки продолжение действия разрешения устанавливается на срок, не превышающий календарный год.

Продолжение срока действия разрешения осуществляется на основании письма заявителя. Если разрешение на строительство не было своевременно продолжено после окончания срока его действия, то строительство считается самовольным.

Положением N 273 утвержден перечень строительных работ, на которые не требуется разрешение:

- текущий ремонт зданий и сооружений без изменения предназначения помещений;

- капитальный ремонт и реконструкция воздушных линейных электросетей;

- восстановление просевшей или устройство новой отмостки вокруг здания с целью защиты грунта под фундаментами от размывания или переувлажнения;

- защита сетей от электрокоррозии;

- восстановление или устройство новых тротуаров;

- восстановление или устройство новых придомовых проездных дорог;

- обустройство детских площадок, площадок для отдыха людей, озеленение придомовой территории, строительство спортивных площадок во дворах, а также в пределах микрорайонов;

- устройство декоративных ограждений высотой до 1 метра вокруг площадок летних кафе (летние площадки для торговли и обслуживания населения без навесов);

- временные здания и сооружения, возведение которых не требует выполнения работ по устройству фундаментов;

- проведение работ, связанных с ликвидацией аварий (обрушений) и восстановлением функционирования объектов для обеспечения жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях.

______________________________________________

* Положение об Архитектурно-техническом паспорте объекта архитектуры утверждено приказом Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политики Украины от 09.09.99 г. N 220 (далее Положение N 220). Архтехпаспорт составляется на каждый объект архитектуры генеральным проектировщиком этого объекта и утверждается органом градостроительства и архитектуры (ст. 12 Закона N 687). Согласно Положению N 220 архтехпаспорт составляется по заказу заказчика (застройщика) генеральным проектировщиком объекта архитектуры при участии генерального подрядчика на каждый завершенный строительством объект до его принятия в эксплуатацию. Архтехпаспорт составляется после завершения строительства объекта на основании согласованной и утвержденной в установленном порядке документации, с учетом изменений к ней, и выдается заказчику (застройщику) перед созданием государственной приемной (технической) комиссии по принятию объекта в эксплуатацию.

"Вестник бухгалтера и аудитора" N 4, февраль 2002 г.