О привлечении к ответственности
за совершение административных правонарушений
Частью 1 ст.7 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП) установлено, что никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством. Рассмотрим, за совершение каких именно правонарушений может быть осуществлено привлечение к ответственности в соответствии со статьей 165-1 КУоАП.
К ответственности в соответствии со ст.165-1 КУоАП можно привлечь в таких случаях:
- уклонение граждан-предпринимателей и адвокатов от регистрации в органах Пенсионного фонда Украины и Фонда социального страхования Украины в качестве плательщиков обязательных страховых взносов.
Порядок регистрации ворганах Пенсионного фонда Украины установлен п.4.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, других платежей, а также учета их поступления в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 19.10.2001 г. N 16-6 (далее - Инструкция N 16-6). Организация персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования регулируется п.9 Инструкции N 16-6, не имеет отношения к регистрации плательщиков в органах Пенсионного фонда Украины и, следовательно, не может рассматриваться как уклонение от регистрации;
- сокрытие (занижение) должностными лицами предприятия, учреждения, организации фонда оплаты труда, а физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности и адвокатами - суммы доходов, с которой исчисляются страховые взносы на социальное страхование.
Данное правонарушение не имеет отношения к организации персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования;
- нарушение установленного порядка расходования средств на социальное страхование и сроков перечисления взносов в соответствующие фонды.
Данное правонарушение состоит, в частности, в несоблюдении сроков уплаты страховых взносов и не имеет отношения к срокам предоставления сведений, связанных с организацией персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования;
- несвоевременное предоставление или непредоставление по установленной форме бухгалтерских отчетов и других документов о начислении и уплате взносов на социальное страхование.
Учет и отчетность плательщиков Пенсионного фонда регулируются п. 13 Инструкции N 16-6, пп.13.10 которого, в частности, установлено, что плательщики-работодатели, использующие наемный труд, ежемесячно составляют в двух экземплярах расчет обязательства по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, в котором указывают самостоятельно рассчитанные суммы обязательств по форме согласно приложению 22 к этой Инструкции. Для физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности (плательщиков сбора на обязательное государственное пенсионное страхование) подпунктом 13.11 Инструкции N 16-6 предусмотрено также составление ежеквартального расчета, форма которого установлена в приложении 4 к Инструкции N 16-6. Следовательно, данные формы и являются теми документами о начислении и уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, несвоевременное предоставление или непредоставление которых может рассматриваться как нарушение в соответствии с КУоАП. Отчеты по СПУ не используются плательщиками лля начисления и уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, а значит, таковые не относятся к документам, перечисленным в статье 165-1 КУоАП.
Таким образом, обоснованным будет вывод, что нормы статьи 165-1 КУоАП не устанавливают административной ответственности за непредоставление либо несвоевременное предоставление отчетов по СПУ.
Также следует заметить, что в соответствии с п.6 Положения об организации персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, утвержденного постановлением КМУ от 04.06.98 г. N 794 (с изменениями и дополнениями), уполномоченный орган с соблюдением требований статьи 23 Закона Украины "Об информации" имеет право в установленном порядке привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении сроков предоставления сведений, а также предоставлении ложных сведений о физических лицах.
В соответствии со статьей 47 Закона Украины "Об информации" от 02.10.92 г. N 2657-XII предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об информации, которую несут лица, виновные в совершении таких нарушений, как, в частности, необоснованный отказ от предоставления соответствующей информации и несвоевременное предоставление информации. Однако на сегодня административное законодательство не содержит конкретных мер ответственности за отказ от предоставления соответствующей информации или несвоевременное предоставление информации органам Пенсионного фонда Украины.
"Все о бухгалетрском учете"
N 17 (684) от 22 февраля 2002 г.
