Особенности зимней перевозки сыпучих грузов
(Конвенционный запрет на отгрузку товаров)
В соответствии со ст.27 Устава железных дорог Украины, утвержденного Постановлением КМУ N457 от 06.04.1998г, во время перевозки смерзающихся грузов отправитель обязан принять соответствующие профилактические меры. При этом, в случае непринятия отправителем указанных мер, железная дорога может в перевозке отказать. В случае неисполнения таких требований ответственность за утрату либо повреждение груза, возникшие по этой причине, несет отправитель.
Определение понятия "конвенционный запрет" содержится в Приложении N3 "Договор между железной дорогой и морским (речным) торговым портом о переработке грузов" к п.2.1 Правил обслуживания подъездных путей, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 21.11. 2000г. N644.
Согласно указанному нормативному акту, конвенционный запрет - это временный запрет погрузки грузов в адрес порта или из порта. При этом, договором между портом и железной дорогой устанавливается обязанность последней информировать порт о наличии конвенционного запрета на погрузку грузов.
Во исполнение п.27 Устава железных дорог, приказом Министерства транспорта Украины от 21.11.2000г. N644 утверждены "Правила перевозки грузов, которые смерзаются (ст.27 Устава)" (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 1 Правил, грузами, которые смерзаются, считаются грузы, которые при температуре ниже 0С теряют свои свойства сыпучести, вследствие смерзания отдельных частиц груза между собою и примерзания их к полу и стенам вагона.
В случае предъявления к перевозке смерзающихся грузов, отправитель должен предпринять меры относительно уменьшения их влажности до безопасного от смерзания предела. Если уменьшить влажность до безопасного предела невозможно, то отправитель должен предпринять меры относительно предотвращения или уменьшения степени смерзания груза путем применения соответствующих профилактических средств.
Если средства профилактики оказались неэффективными, получатель должен предпринять меры относительно восстановления сыпучести груза в пунктах разгрузки.
В случае загрузки в вагоны в холодное время года грузов, влажность которых выше безопасной смерзания, отправитель должен применить средства профилактики от смерзания и примерзания груза к стенам и полу вагонов согласно п.З Правил.
В пунктах погрузки отправители должны определить лиц, ответственных за выполнение мероприятий против смерзания грузов. Отправитель обязан указать в накладной в графе "Заявления и отметки отправителя" о процентах влажности груза и о примененных мерах от смерзания, а в верхней части накладной "Груз смерзается ".
Станция может принять к перевозке грузы, которые смерзаются, без применения профилактических средств, при представлении отправителем согласия получателя на такую перевозку. В таком случае в накладной в графе "Заявления и отметки грузоотправителя " отправитель должен сделать отметку: "По согласию получателя - без профилактики от смерзания ".
Согласно п. 11 Правил, станция отказывает в приеме к перевозке груза, если в накладной не указаны сведения о примененных мероприятиях от смерзания или о согласии получателя на перевозку без применения профилактических средств.
Таким образом, профилактические меры должны приниматься отправителем, и железная дорога вправе отказывать в перевозке в случае непринятия отправителем таких мер.
Поскольку грузоотправитель не предпринял соответствующих мер и получатель не сообщил о готовности принять груз без их применения, дополнительные затраты, связанные с оплатой хранения руды, простоя заказанных вагонов, оплата дополнительного времени использования вагонов, могут быть возложены на отправителя.
Грузоотправителем (отправителем груза, собственником груза) согласно п.6 Устава железных дорог, считается указанное в документе на перевозку груза (накладную) лицо, которое доверяет груз железной дороге для его перевозки.
Применение средств профилактики не гарантирует полного сохранения сыпучести грузов при продолжительных перевозках в условиях сильных морозов, а также при непостоянных метеорологических условиях и в переходные периоды года. Поэтому получатели должны обеспечивать пункты разгрузки таких грузов средствами разогрева или механического измельчения для возобновления сыпучести груза, который смерзся. Для разогрева используются "тепляки" и прочие обогревательные устройства. Для механического измельчения применяются бурофрезерные, виброударные установки разных типов, установки экскаваторного типа.
Разогревание замерзших грузов в тепляках и с помощью других обогревательных устройств (например, инфракрасных излучателей), восстановление сыпучести грузов механическим измельчением или другим способом, который обеспечивает разгрузка, ведется в порядке, предусмотренном инструкцией, которая составляется получателем по согласованию с железной дорогой. В инструкции должны быть указанны рабочие параметры и технологии использования этих средств, правила техники безопасности и меры по сохранению вагонов от повреждения.
Согласно п. 13 Правил, в случае прибытия груза в замерзшем состоянии, получатель составляет акт общей формы с участием представителя станции. В акте удостоверяется факт прибытия груза в замерзшем состоянии, указываются мероприятия, предпринятые получателем для разгрузки вагонов, а также время, затраченное на размораживание и разгрузку. На основании этого акта получатель решает с отправителем вопрос о возмещении дополнительных затрат на размораживание и разгрузку, связанных с недостаточностью примененных профилактических мер.
Таким образом, поскольку получатель вправе требовать от отправителя возмещения затрат на розморозку и разгрузку, связанных с недостаточностью примененных профилактических мер, указанные затраты могут быть возложены железной дорогой на получателя груза. В то же время, если имеются доказательства неприменения к грузу, находящемуся в пути, профилактических мер, будет целесообразным отстаивать позицию отсутствия возможности возложения указанных затрат на получателя груза.
"Адвокат бухгалтера" N 3 (9), февраль 2002 г. Подписной индекс 23311
