Ликвидация предприятия и списание
непогашенной кредиторской задолженности

ВОПРОС: Предприятие ликвидируется, а на его балансе имеется непогашенная кредиторская задолженность, срок исковой давности которой еще не истек. Есть основания полагать, что указанная задолженность не будет погашаться. Руководство предприятия опасается, что сумму непогашенной кредиторской задолженности налоговые органы попытаются включить в валовые доходы, ссылаясь на п.п.4.1.6 Закона о прибыли.

В "своей" налоговой инспекции предприятие получило устную консультацию по данному вопросу, и опасения подтвердились: налоговые органы однозначно придерживаются мнения о том, что непогашенную кредиторскую задолженность необходимо включать в валовые доходы.

В тоже время ряд аудиторов, впрочем, как и авторы одного из бухгалтерских изданий, считают, что отнесение такой задолженности в валовые доходы противоречит Закону о прибыли, поскольку кредиторская задолженность, остающаяся непогашенной вследствие ликвидации предприятия, не подлежит включению в валовой доход, поскольку не подпадает под определение:

1. "безвозвратной финансовой помощи" (п.п.1.22 Закона о прибыли), - так как на момент ликвидации срок давности кредиторской задолженности не истекает, а определение "бесплатно предоставленных товаров" (п.п.1.23 Закона о прибыли) к рассматриваемому случаю вообще не имеет отношения;

2. "внереализационных доходов" (п.п.4.1.6 Закона о прибыли), поскольку в этом подпункте перечень внереализационных операций приведен исчерпывающий (см. Приказ ГНАУ от 02.08.2001г. N310).

С учетом опасности доначисления значительной суммы налога на прибыль, - что усложнит и замедлит процедуру ликвидации предприятия (вследствие необходимости погашения задолженности перед бюджетом), необходимо оценить риски в случае невключения непогашенной кредиторской задолженности в валовые доходы предприятия.

ОТВЕТ: Действительно, нормы Закона о налоге на прибыль не предусматривают включение в состав валовых доходов ликвидируемого предприятия суммы кредиторской задолженности с неистекшим сроком исковой давности. Тем более, что свое желание по включению таких долгов в состав валового дохода ГНАУ ссылками на конкретные нормы аргументировать не может. Все доказательства ГНАУ сводятся к указанию лишь подпунктов и пунктов статей Закона о налоге на прибыль, где, по мнению ГНАУ, содержатся требования такую задолженность в состав валового дохода включать. Но, обратившись к этим нормам, мы в них не увидим того, что, по мнению ГНАУ, нам следует сделать (см.п.п.1 и 2 во вступительной части консультации).

Следует учесть, что начало ликвидационной процедуры неизбежно повлечет за собой приход на предприятие инспекторов.

Необходимо отметить, что подпунктом "е" пункта 3 Указа Президента Украины N817 от 23.07.1998г. "О некоторых мероприятиях по дерегулированию предпринимательской деятельности" органам налоговой службы предоставлено право производить внеплановую выездную проверку ликвидируемого предприятия. Следовательно, в соответствии с данной нормой Указа органы налоговой службы имеют право осуществлять внеплановую проверку предприятия:

- с момента получения от предприятия заявления по форме N 8-ОПП, если оно ликвидируется на основании решения собственников;,

- с момента вынесения судом постановления о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры, если его ликвидация осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украины N2343 от 14.05.1992г. "О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом", с изменениями и дополнениями.

Кроме того, в соответствии со статьей 23 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", со дня принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры прекращается начисление неустойки (штрафа, пени), процентов и других экономических санкций по всем видам задолженности банкрота. Что же касается требований, связанных с взысканием сумм налогов и сборов (других обязательных платежей), начисленных после принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом, то их признание и удовлетворение может осуществляться на общих основаниях, определенных Законом N2343 без применения норм Закона N 2181.

То есть, органы налоговой службы, в случае вынесения решения о доначислении налога на прибыль, должны обратиться к ликвидатору с заявлением об удовлетворении их требований по оплате доначисленного налога. В свою очередь, в соответствии со ст.25 Закона N2343, ликвидатор может заявлять свои возражения на предъявленные требования ГНИ. Вследствие этого, органы налоговой службы для признания их требований вынуждены будут обратиться в хозяйственный суд.

Очевидно, что по результату проверки налоговыми органами будет вынесено решение о доначислении сумм налога на прибыль, который, по мнению ГНИ, возник в результате того, что в валовые доходы предприятия не включена кредиторская задолженность. В этом случае предприятие, в лице ликвидационной комиссии либо ликвидатора, имеет все законные основания для обращения в суд с заявлением о признании этого решения недействительным.

В случае возникновения спора между предприятием и ГНИ (административное обжалование), либо при рассмотрении спора в суде, необходимо применение норм пункта 4.4.1. Закона "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" N 2181 от 21.12.2000 г.

В соответствии с названным пунктом, в случаях, когда норма закона или иного нормативного акта, выданного на основании закона, либо когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначное (множественное) толкование прав и обязанностей плательщика налога (вследствие чего есть возможность принять решение как в пользу плательщика налогов, так и контролирующего органа), решение в рамках апелляционного согласования принимается в пользу плательщика налога.

Вероятность вынесения решения в пользу предприятия можно оценить как высокую, хотя, в то же время, гарантии в таких случаях неуместны.

В случае, если судом в иске будет отказано, существует вероятность, что требования органов налоговой службы по оплате доначисленной суммы налога будут подлежать удовлетворению в очередности предусмотренной либо ст.31 Закона N2343, - если ликвидация предприятия осуществляется через банкротство, либо же согласно ст. 36 Закона Украины N887 от 27.03.1991г. "О предприятиях в Украине", с изменениями и дополнениями, - если предприятие ликвидируется по решению собственников. Это, в свою очередь, может повлечь за собой неудовлетворение на сумму доначисленного налога требований других кредиторов.

Необходимо также отметить следующее: если у предприятия недостаточно имущества для удовлетворения требований кредиторов, то с целью сокращения процедуры ликвидации предприятия и возможности органами налоговой службы доначислить суммы налогов по вышеуказанным основаниям и соответственно их предъявлению, целесообразно воспользоваться нормой ст.51 Закона N2343. То есть, заявление о признании предприятия банкротом должна подать созданная собственниками предприятия ликвидационная комиссия.

Подводя итоги проведенного правового анализа, отметим:

- существующие законодательные нормы не предусматривают включение сумм кредиторской задолженности ликвидируемого предприятия в состав валовых доходов в целях налогообложения. И право на такую позицию предприятию придется отстаивать либо в административном, либо в судебном порядке.

"Адвокат бухгалтера" N 3 (9), февраль 2002 г. Подписной индекс 23311