Нужна ли лицензия на торговлю ацетоном

ВОПРОС: Наше предприятие продает в розницу небольшими партиями ацетон и соляную кислоту. Нам сказали, что для торговли этими товарами необходимо получить лицензию. Правильно ли это? Если да, то куда обращаться за лицензией, сколько она стоит, как отразить ее приобретение в налоговом и бухгалтерском учете?

ОТВЕТ: Да, лицензию получить необходимо. Дело в том, что ацетон и соляная кислота включены в перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (список N 2 "Растворители, окислители и другие химикаты промышленного или бытового назначения" таблицы 4 "Прекур соры") С ним вы можете ознакомиться, открыв постановление Кабинета Министров Украины от 6 мая 2000 г. N 770.

А согласно пункту 23 статьи 9 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 1 июня 2000 года N 1775-III (далее - Закон о лицензиях) разработка, производство, изготовление, хранение, перевозка, приобретение, пересылка, ввоз, вывоз, отпуск, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров подлежат лицензированию. И пусть вас не смущает отсутствие торговли в перечне лицензируемых операций, обратите внимание на то, что Закон о лицензиях говорит об отпуске прекурсоров, а это подразумевает любые виды их отчуждения, в том числе и продажу.

Чтобы получить лицензию, вам нужно обратиться в Государственный департамент по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения (пункт 25 Перечня органов лицензирования, утвержденного постановлением Кабинета Мини стров Украины от 14 ноября 2000 г. N 1698) Ее стоимость - 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (340 грн), срокдействия - 3 года (постановление Кабинета Министров Украины "О сроке действия лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, размерах и порядке зачисления платы за ее выдачу"от 29 ноября 2000 г. N 1755) Лицензионные условия утверждены совместным приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Министерства здравоохранения Украины от 20 февраля 2001 года N 39/66.

В налоговом учете плату за лицензию включают в состав валовых расходов в полном объеме на основании подпункта 5.4.7 3акона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР, а в бухгалтерском - затраты на приобретение лицензии списывают в состав расходов в течение срока ее действия (трех лет) равными частями ежемесячно (1/36 стоимости) или ежеквартально (1/12) одновременно с получением дохода от деятельности, которая лицензируется.

Порядок отражения операций по приобретению лицензии приведен в таблице.

Таблица

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Содержание операции ¦Бухгалтерский¦ Сумма, ¦Налоговый¦
¦п/п¦ ¦ учет ¦ грн. ¦ учет ¦
¦ ¦ +-------------¦ +---------¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦ ВР ¦ ВД ¦
+---+---------------------------------------+------+------+--------+----+----¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+---+---------------------------------------+------+------+--------+----+----¦
¦ 1 ¦Оплачена лицензия ¦ 39 ¦ 311 ¦ 340 ¦ 340¦ - ¦
+---+---------------------------------------+------+------+--------+----+----¦
¦ 2 ¦Отражена 1/36 стоимости лицензии на ¦ 92* ¦ 39 ¦ 944** ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦дату получения дохода от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности, которая лицензируется ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

________________

* Так как речь идет о торговле, а реализация прекурсоров без лицензии запрещена, затраты на ее приобретение включаем в состав административных расходов.

** В результате округления в последнем месяце срока действия лицензии в состав расходов необходимо включить 9,6 грн.

"Все о бухгалтерском учете" N 9 (676) от 30 января 2002 г.