Учет строительных контрактов
в соответствии с П(С)БУ 18 "Строительные контракты"
Пример 4
Предприятие осуществляет строительство офисного помещения. Финансирование строительства частично производит само предприятие, частично привлекает средства физических и юридических лиц на условиях долевого участия.
Часть здания будет использована как офисное помещение предприятия и участников долевого строительства, а другая часть здания - для передачи его в аренду под магазин. После окончания строительства часть офисных помещений, построенных за счет средств предприятия, будет передана субъектам предпринимательской деятельности на условиях аренды.
Часть здания, принадлежащая участникам долевого строительства, также будет использована в качестве административных помещений этих предприятий.
Расходы, связанные с выделением участка, подготовкой проектно-сметной документации и получением технических условий, предприятие произвело самостоятельно. Для осуществления строительно-монтажных работ предприятие заключило контракт с подрядчиком, который, в свою очередь, будет привлекать в необходимых случаях специализированные субподрядные организации.
Рассматриваемый контракт предусматривает цену как сумму фактических расходов на выполнение строительных работ и сумму прибыли в виде процента от расходов. Сиетная стоимость строительно-монтажных работ определена строительным контрактом по ожидаемой сумме прибыли 210000 грн. из расчета 10% рентабельности строительных работ.
Стоимость работ с учетом НДС определена в сумме 2772000,00 грн.
В связи с тем, что здание строится как офисное помещение самого предприятия и участников долевого строительства, на него распространяются нормы подпункта 8.1.2 ст. 8 Закона Украины "О налогообложении прибыли
предприятий". Указанным подпунктом Закена предусмотрено, что расходы на приобретение основных фондов и нематериальных активов для собственного производственного использования подлежат амортизации. Подпунктом 5.3.2 ст. 5 Закона о прибыли оговорено, что приобретение, строительство, реконструкция, модернизация, ремонт и другие улучшения основных фондов, подлежащих амортизации в соответствии со статьей 8, в состав валовых расходов не включаются.
В свою очередь, подпунктом 7.4.1 ст. 7 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрено, что в состав налогового кредита отчетного периода включаются расходы налогоплательщика, связанные с приобретением основных фондов, подлежащих амортизации.
Учитывая изложенное, при строительстве здания, которое будет использоваться в производственных целях как офисное помещение, можно рекомендовать следующие записи на счетах бухгалтерского учета:
Таблица 4
+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ ¦ У застройщика ¦ У подрядчика ¦
¦п/п¦ Содержание операции +--------------------+---------------------¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ Сумма ¦ Дт ¦ Кт ¦ Сумма ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Произведена оплата за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1 ¦ отведение участка под ¦377 ¦311 ¦ 600,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ застройку офисного здания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ включая НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦2 ¦Сумма налогового кредита НДС ¦641 ¦377 ¦ 100,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в стоимости оплаченных услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Включаются в состав ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦ капитальных инвестиций ¦151 ¦377 ¦ 500,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ расходы на отвод участка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Произведена оплата за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦ получение технических ¦377 ¦311 ¦ 1200,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ условий для строительства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦офисного здания, включая НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦5 ¦Сумма налогового кредита НДС ¦641 ¦377 ¦ 200,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в стоимости оплаченных услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Включаются в состав ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6 ¦ капитальных инвестиций ¦151 ¦377 ¦ 1000,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ расходы на получение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технических условий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Уплачен аванс за разработку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7 ¦ проектно-сметной ¦371 ¦311 ¦ 6000,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ документации (ПСД) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦8 ¦ Начислен налоговый кредит ¦644 ¦641 ¦ 1000,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ по НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦9 ¦ Принята ПСД по акту приемки ¦151 ¦631 ¦ 10000,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ без НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦10 ¦ Отражается сумма налогового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ кредита в части принятых и ¦641 ¦631 ¦ 1000,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ неоплаченных работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Отражается сумма налогового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11 ¦ кредита в части принятых и ¦644 ¦631 ¦ 1000,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ранее оплаченных работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Закрываются расчеты с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12 ¦ проектной организацией на ¦631 ¦371 ¦ 6000,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сумму оплаченных авансов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Произведено погашение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦13 ¦задолженности за полученную ¦631 ¦311 ¦ 6000,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ПСД ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Поступило на расчетный счет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ заказчика в качестве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦14 ¦ долевого участия на ¦311 ¦ 48 ¦500000,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансирование строительства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ офисного помещения* ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----¦-----+---------¦
¦ ¦ Поступили по акту приема- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ передачи строительные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦15 ¦ материалы в качестве ¦205 ¦ 48 ¦120000,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ долевого участия на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансирование строительства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ офисного помещения* ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦16 ¦ Перечислено подрядчику ¦371 ¦311 ¦900000,0 ¦311 ¦681 ¦900000,0 ¦
¦ ¦ в порядке аванса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Сумма аванса отнесена в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦17 ¦ состав капитальных ¦151 ¦371 ¦750000,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ инвестиций без суммы НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦18 ¦ Отражена в составе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦налогового кредита сумма НДС ¦641 ¦371 ¦150000,0 ¦643 ¦641 ¦150000,0 ¦
¦ ¦ в перечисленном авансе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Переданы подрядчику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ строительные материалы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦19 ¦ поставки заказчика и ¦151 ¦205 ¦750000,0 ¦021 ¦ ¦750000,0 ¦
¦ ¦оборудование для монтажа** и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ *** установки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Затраты подрядчика прямые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ (собственные), включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦раз- ¦ ¦
¦20 ¦ монтаж и установку ¦ ¦ ¦ ¦231 ¦ные ¦750000,0 ¦
¦ ¦ полученных от заказчика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ материалов и оборудования. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Принятые от заказчика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ материалы и оборудование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦21 ¦ переданы в монтаж (движение ¦ ¦ ¦ ¦021 ¦021 ¦600000,0 ¦
¦ ¦ по местам хранения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ аналитическом учете) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦22 ¦ Понесены ¦ ¦ ¦ ¦91 ¦раз- ¦200000,0 ¦
¦ ¦общепроизводственные расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ные ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦Общепроизводственные расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦23 ¦ отнесены в состав расходов ¦ ¦ ¦ ¦231 ¦91 ¦200000,0 ¦
¦ ¦ по строительному контракту ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Отражены в учете ¦ ¦ ¦ ¦92, ¦раз- ¦ ¦
¦24 ¦ административные расходы, ¦ ¦ ¦ ¦93, ¦ные ¦ 50000,0 ¦
¦ ¦ расходы на сбыт, прочие ¦ ¦ ¦ ¦94 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ операционные расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Административные расходы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦92, ¦ ¦
¦ ¦ расходы на сбыт, прочие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦93, ¦ ¦
¦25 ¦ операционные расходы ¦ ¦ ¦ ¦791 ¦94 ¦ 50000,0 ¦
¦ ¦отнесены в состав финансовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ результатов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦26 ¦Предъявлен счет субподрядной ¦ ¦ ¦ ¦231 ¦631 ¦450000,0 ¦
¦ ¦ организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦Отражена сумма НДС в составе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦27 ¦ счета субподрядчика за ¦ ¦ ¦ ¦641 ¦631 ¦ 90000,0 ¦
¦ ¦ выполненные работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦28 ¦ Оплачена стоимость ¦ ¦ ¦ ¦631 ¦311 ¦540000,0 ¦
¦ ¦ субподрядных работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Приобретены строительные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦29 ¦ материалы для выполнения ¦ ¦ ¦ ¦205 ¦631 ¦100000,0 ¦
¦ ¦ строительного контракта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦Сумма НДС в счете поставщика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦30 ¦на поступившие строительные ¦ ¦ ¦ ¦641 ¦631 ¦ 20000,0 ¦
¦ ¦ материалы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦31 ¦Произведена оплата стоимости ¦ ¦ ¦ ¦631 ¦311 ¦120000,0 ¦
¦ ¦ полученных материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Списаны строительные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ материалы, оборудование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦32 ¦ конструкции подрядчика, ¦ ¦ ¦ ¦231 ¦205 ¦100000,0 ¦
¦ ¦требующие монтажа, без учета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Согласован акт выполненных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ работ и оформлен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦33 ¦промежуточный счет без учета ¦ ¦ ¦ ¦361 ¦703 ¦1782000,0¦
¦ ¦ стоимости материалов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оборудования и аванса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заказчика [((21 00000-750000)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ х 1,1 х 1,2)] ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Отражен к уплате в бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦34 ¦ НДС в промежуточном счете ¦ ¦ ¦ ¦703 ¦641 ¦ 147000,0¦
¦ ¦ подрядчика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Отражается сумма НДС, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦35 ¦ включенная в налоговые ¦ ¦ ¦ ¦703 ¦643 ¦ 150000,0¦
¦ ¦ обязательства при уплате ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ аванса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦36 ¦ Проведен зачет аванса ¦ ¦ ¦ ¦681 ¦361 ¦ 900000,0¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Списаны затраты подрядчика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦37 ¦ по выполненным работам, ¦ ¦ ¦ ¦903 ¦231 ¦1350000,0¦
¦ ¦ оформленным промежуточным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ актом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦38 ¦ Сумма дохода отнесена на ¦ ¦ ¦ ¦703 ¦791 ¦1485000,0¦
¦ ¦ финансовые результаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Списана на финансовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ результаты себестоимость по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦39 ¦ выполненным работам, ¦ ¦ ¦ ¦791 ¦903 ¦1350000,0¦
¦ ¦ оформленным промежуточным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ актом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Определение чистой прибыли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦40 ¦ по выполненным работам, ¦ ¦ ¦ ¦791 ¦441 ¦ 85000,0¦
¦ ¦ оформленным промежуточным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ актом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦41 ¦ Одновременное отражение ¦ ¦ ¦ ¦238 ¦239 ¦1485000.0¦
¦ ¦ промежуточного счета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ На основе промежуточного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ счета и Акта выполненных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦42 ¦ работ (Справка по ф. 3) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦021 ¦ 750000,0¦
¦ ¦ списывается стоимость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принятых от заказчика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ строительных материалов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Отражена стоимость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполненных СМР генподрядчика¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ в составе капитального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦43 ¦ строительства заказчика ¦151 ¦631 ¦735000,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ за минусом аванса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ включенного в капитальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ инвестиция, без НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ (882000 - 147000) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦44 ¦ Отражена стоимость НДС з ¦641 ¦631 ¦147000,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ составе налогового кредита ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Произведена оплата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполненных подрядчиком ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦45 ¦ работ за минусом ¦631 ¦311 ¦882000,0 ¦311 ¦361 ¦882000,0 ¦
¦ ¦ перечисленных авансов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ учитываемых на счете 151 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦ Подписан акт ввода в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ эксплуатацию офиса, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦46 ¦ и помещение принято ¦130 ¦151 ¦1626500,0¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ на баланс в части, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принадлежащей предприятию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ (2246500-620000) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦ ¦Часть здания, прина длежащая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦47 ¦ участникам - долевикам, ¦ 48 ¦151 ¦620000,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ передана по акту ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ приема-передачи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----+-----+---------+-----+-----+---------¦
¦48 ¦ Закрыты расчеты по ¦ ¦ ¦ ¦239 ¦238 ¦1485000,0¦
¦ ¦ промежуточным счетам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
* Согласно Инструкции о применении Плана счетов N 291 от 30.11.99 г. средства, которые застройщик получил от долевика для долевого участия в строительстве объекта, отражаются по дебету счетов учета денежных средств, запасов и кредиту счета 48 "Целевое финансирование и целевые поступления".
** Согласно Инструкции N291 от 30.11.99 г. по дебету субсчета 151 "Капитальное строительство" отражается увеличение понесенных расходов на приобретение или создание материальных и нематериальных необоротных активов, а по кредиту - их уменьшение (ввод в действие, прием в эксплуатацию и т.п.). На этом субсчете также ведется учет оборудования, подлежащего монтажу в процессе строительства, и авансовые платежи для финансирования строительства. В связи с необходимостью выполнения требований Инструкции, а также необходимостью в последующем провести расчеты между заказчиком и подрядчиком, нами применен здесь счет 47 "Обеспечение будущих расходов и платежей", субсчет 474 "Обеспечение других расходов и платежей".
*** На забалансовом счете 021 "Оборудование, принятое к монтажу" подрядная организация учитывает оборудование, приспособления и другие товарноматериальные ценности, которые поступили от заказчика для монтажа.
Примечание. В практических примерах нами умышленно взяты случаи с долевым участием, так как сегодня это наиболее часто встречающиеся случаи организации строительства, и поэтому эти случаи наиболее актуальны.
"Вестник бухгалтера и аудитора Украины" N 22, ноябрь 2001 г.
