Учет у фермера по простой форме
Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - фермерское хозяйство) с момента регистрации получает статус юридического лица и признается самостоятельным товаропроизводителем (п.2 ст.9 Закона Украины "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 20.12.93 г. N 2009-XII, далее Закон о фермерском хозяйстве). Для всех юридических лиц ведение бухгалтерского учета и предоставление финансовой отчетности обязательны (п.1 ст.2 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. N 996-XIV, далее - Закон о бухучете). Обязательность учета и отчетности для фермерских хозяйств также предусмотрена ст.24 Закона о фермерском хозяйстве, в которой указано на необходимость ведения бухгалтерского учета для определения результатов работы за хозяйственный год. За предоставление недостоверной отчетности председатель хозяйства несет ответственность в установленном порядке.
Фермерское хозяйство является малым предприятием (п.2 ст.2 Закона Украины "О предприятиях в Украине" от 27.03.91 г. N 887-XII, далее - Закон о предприятиях), поэтому на него распространяется разрешение на ведение упрощенного учета доходов и расходов в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности (п.3 ст.2 Закона о бухучете). Однако Положение об упрощенной форме бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства, утвержденное приказом МФУ от 30.09.98 г. N 196, с изменениями (далее - Положение N 196), предназначено для плательщиков единого налога с упрощенной системой налогообложения, а фермеры, как правило, уплачивают фиксированный сельскохозяйственный налог.
Хозяйству разрешается самостоятельно (п.5 ст.8 Закона о бухучете) избрать форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с учетом вида деятельности и технологии обработки учетных данных. Пункт 1.6 Методических рекомендаций по организации и ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах, утвержденных приказом Минагрополитики от 02.07.2001 г. N 189 (далее - Рекомендации), определяет порядок ведения учета для фермерских хозяйств по таким формам: простая, упрощенная, по упрощенному Плану счетов, по полному Плану счетов. Особого внимания в этом перечне заслуживает простая форма, которая наилучшим образом подходит небольшим фермерским хозяйствам. Вести учет по этой форме могут фермерские хозяйства, в которых работают собственник (председатель) и члены его семьи (без привлечения наемных работников).
Основным регистром простого учета является Книга учета доходов и расходов (далее - Книга), в которой осуществляют хронологическую регистрацию данных первичных документов отдельно по видам доходов и расходов (соответственно, в левой и правой ее частях) с целью определения результатов хозяйствования. Объектами учета в Книге являются только те операции, которые уже произошли и подтверждены первичными документами.
Первичные документы фиксируют факты осуществления хозяйственных операций. Они должны составляться при проведении операции или сразу по ее окончании. Для юридической доказательности (п.2 ст.9 Закона о бухучете) первичные документы должны содержать обязательные реквизиты: название формы документа; дату и место составления; название хозяйства, которое составило документ; содержание, объем и единицу измерения хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за осуществление и оформление хозяйственной операции, личную подпись участника операции или ответственного лица. Чаще всего в фермерском хозяйстве используют накладную, счет-фактуру, платежное поручение, платежную ведомость, кассовые ордера и т.д.
При осуществлении записей в Книге следует руководствоваться Положениями (стандартами) бухгалтерского учета относительно ведения учета: доходов Положением (стандартом) бухгалтерского учета 15 "Доход", утвержденным приказом МФУ от 29.11.99 г. N 290 (далее - П(С)БУ 15), и расходов Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 "Расходы", утвержденным приказом МФУ от 31.12.99 г. N 318 (далее - П(С)БУ 16). Для левой ("Доходы") и правой ("Расходы") сторон Книги сначала записывают порядковый номер хозяйственной операции (гр.1, гр.14) и дату, когда она произошла (гр.2, гр.15). Потом указывают номер банковского, кассового или другого документа, на основании которого сделана запись (гр.3, гр.16). Краткую запись хозяйственной операции осуществляют в графе "Содержание записи" (гр.4, гр.17), в которой можно указывать краткие аналитические данные. Далее операции классифицируют по виду доходов или расходов.
Учет доходов
Учет доходов ведется не только общей записью, но и с разграничением их видов в соответствии с требованиями отчетности (форма N 2-м Положения (стандарта) бухгалтерского учета 25 "Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства", утвержденного приказом МФУ от 25.02.2000 г. N 39, далее - П(С)БУ 25), по следующему перечню: "Доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг)" и/или "Чистый доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг)"; "Прочие операционные доходы"; "Прочие обычные доходы"; "Чрезвычайные доходы". Соответственно, для них предусмотрены графы 5-9 левой стороны Книги " Доходы по видам" (см. таблицу 1).
Собственно доходы - это увеличение экономических выгод от поступления в хозяйство активов (денег или ценностей: основных средств, материалов, животных , продукции, а также возникновение долга других предприятий, бюджета, физических лиц перед хозяйством); или уменьшение обязательств хозяйства ( перед банками, поставщиками, бюджетом, по оплате труда), которые приводят к росту собственного капитала (п.4 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 3 "Отчет о финансовых результатах", утвержденного приказом МФУ от 31.03.99 г. N 87, далее - П(С)БУ 3; п.5 П(С)БУ 15). Доход признается (то есть записывается в Книге), когда поступают ресурсы или погашаются обязательства (п.8 П(С)БУ 15 ) при следующих условиях (п.п.5-20 П(С)БУ 15): покупателю передано право собственности на продукцию; фермер не осуществляет дальнейший контроль за реализованной продукцией; сумма дохода может быть определена достоверно; фермер получит деньги (увеличение экономических выгод), а расходы, связанные с этой операцией, могут быть достоверно определены.
Не признаются доходами: сумма налога на добавленную стоимость и другие обязательные платежи, подлежащие перечислению в бюджет; сумма поступлений по договорам комиссии; сумма предоплаты продукции; сумма аванса в счет предоплаты продукции; сумма задатка под залог; поступления, принадлежащие другим лицам. Если продукция, работы, услуги обмениваются на подобные и имеют одинаковую справедливую стоимость, доход от такой операции не признается.
Таблица 1
Книга учета доходов и расходов (левая сторона)
+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦Дата¦Номер¦Содер¦ Доходы по видам ¦Общая¦Финан-¦Нало-¦Отме-¦
¦п/п¦ ¦доку-¦жание+------------------------------¦сумма¦совый ¦говое¦ тка ¦
¦ ¦ ¦мента¦запи-¦выруч-¦прочие¦ ¦про- ¦чрез- ¦дохо-¦резу- ¦обяза¦ о ¦
¦ ¦ ¦ ¦ си ¦ка от ¦опера-¦ ¦ чие ¦вычай-¦ дов ¦льтат:¦тель-¦полу-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦реали-¦цион- ¦ ¦обыч-¦ ные ¦ ¦доход ¦ство ¦чении¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦зации ¦ ные ¦ ¦ ные ¦доходы¦ ¦ (+) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦проду-¦доходы¦ ¦дохо-¦ ¦ ¦ или ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦кции ¦ ¦ ¦ ды ¦ ¦ ¦убыток¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (ра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (-) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бот, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦услуг)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----+-----+-----+------+------+---+-----+------+-----+------+-----+-----¦
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦
+--------------------+------+------+---+-----+------+-----+------+-----+-----¦
¦ Остаток на начало ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+------+------+---+-----+------+-----+------+-----+-----¦
¦...¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+------+------+---+-----+------+-----+------+-----+-----¦
¦ Всего за год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+------+------+---+-----+------+-----+------+-----+-----¦
¦ Остаток на конец ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
Например, фермер отгрузил свою продукцию покупателю, но деньги еще не получил. Доход признается, его записывают в гр.5 в стоимости отправленной продукции. При поступлении денег от покупателя показывают погашение возникшей по первой операции задолженности хозяйству и делают запись в гр.12 (напротив записи об отгрузке продукции). Если деньги фермеру поступили предоплатой, то доходы не признаются и записываются в гр.13. При отправке продукции фермер делает запись в гр.5 (доходы признаются) напротив записи поступления средств за эту продукцию.
В состав выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая учитывается в гр.5, входит общая выручка от реализации продукции (работ, услуг) в сумме денежных средств по действующим ценам (за вычетом предоставленных скидок, возврата проданных товаров) и без косвенных налогов (НДС, акцизный сбор и т.д.) (гр.5 Книги). Косвенные налоги и другие вычеты из дохода - налог на добавленную стоимость продукции, акцизный сбор, другие косвенные налоги и сборы - записывают в гр.12 "Налоговое обязательство".
Прочие операционные доходы - это прочие доходы от основной операционной деятельности предприятия (которая не является инвестиционной или финансовой): доход от операционной аренды активов, операционных курсовых разниц; от реализации иностранной валюты; возмещение ранее списанных активов, доход от реализации оборотных средств (от реализации производственных запасов, малоценных предметов), полученные пеня, штрафы, неустойки, доход от списания кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, полученные субсидии и т.п. Для них в Книге предусмотрена гр.6.
Прочие обычные доходы - это доходы от реализации финансовых инвестиций, необоротных активов и имущественных комплексов: дивиденды, проценты, доходы от участия в капитале (от инвестиций; от совместной деятельности, полученных в результате использования активов хозяйства другими сторонами), прочие доходы , не связанные с операционной деятельностью (доходы от реализации и безвозмездно полученных необоротных активов и т.д.), запись которых ведется в гр.7 "Прочие обычные доходы". Графа 8 предназначена для других видов доходов, их можно разделить на финансовые, от участия в капитале и др.
Чрезвычайные доходы отражают в гр.9 "Чрезвычайные доходы" по видам доходов, соответствующим определению чрезвычайных событий, то есть таких, относительно которых не ожидается, что они будут повторяться периодически. Например, к чрезвычайным доходам относятся страховые возмещения, полученные от страховых органов, средства на покрытие потерь от чрезвычайных событий за счет других источников и др.
Графа 10 "Общая сумма доходов" определяется как арифметическая сумма доходов по видам, записанным в графах 5, 6, 7, 8, 9, и отражает все поступления хозяйства, полученные от реализации товаров, работ, услуг, имущества, внереализационные доходы и др. В состав доходов по гр.10 не включают косвенные отчисления из дохода, которые записывают в гр.12 "Налоговое обязательство".
Для определения состояния задолженности при окончании хозяйственного года по данным Книги сравнивают сумму доходов (гр.гр.5, 6, 7, 8, 9 или общая 10) и итог гр.13 "Отметка о получении".
Учет расходов
Все ресурсы, израсходованные на производство, находят свое отражение в расходах. Расходами признаются или уменьшение активов, или увеличение обязательств, что приводит к уменьшению собственного капитала предприятия (за исключением уменьшения капитала вследствие его изъятия или распределения собственниками), при условии, что эти расходы могут быть достоверно оценены. Не признаются расходами платежи по договорам комиссии, предоплата запасов, работ, услуг, погашение полученных займов и т.д. Расходы различают по элементам - совокупности экономически однородных расходов в соответствии с П(С)БУ 16. Для финансовой отчетности (форма N 2-м, П(С)БУ 25) предусмотрены: материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизация, прочие операционные расходы, обычные расходы, чрезвычайные расходы. Для их записи предусмотрена правая сторона Книги " Расходы по элементам" (п.2.5 Рекомендаций). Купленные материальные ценности сразу списываются на производство, хотя на практике не всегда расходуются сразу после приобретения.
К материальным расходам, которые учитываются в гр.18, относятся расходы ценностей, используемых непосредственно на производство: сырье, топливо, строительные материалы, запчасти, другие материалы, корма, семена, посадочный материал, удобрения, лекарства, инструмент, тара и т.д. (кроме продуктов собственного производства). Расходы записывают без суммы налогового кредита по НДС, который отражают отдельно в гр.25. Если хозяйство не является плательщиком налога на добавленную стоимость продукции, суммы НДС включаются в состав соответствующих расходов без отнесения в гр.25.
В графе 19 можно отражать расходы на оплату труда, включающие заработную плату по окладам, тарифам, премии и поощрения, материальную помощь, компенсационные выплаты, доплаты и т.п., начисленные работникам хозяйства. Хозяйства, которые не используют наемный труд, эту графу ведут по необходимости, так как оплата труда для членов хозяйства может не начисляться , а вознаграждение за деятельность они получают в конце года при разделе прибыли.
Отчисления на социальные мероприятия можно записывать в гр.20, куда относят отчисления на пенсионное обеспечение (32%), страховые взносы на социальное страхование по временной нетрудоспособности (2,5%), страховые взносы на случай безработицы (2,5%), отчисления на социальные мероприятия от несчастных случаев на производстве (0,2%) и т.п. Если фермерское хозяйство является плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога, то не осуществляет отдельных отчислений, поскольку сборы в Пенсионный фонд и на социальное страхование по временной нетрудоспособности включены в состав фиксированного сельскохозяйственного налога.
В состав статьи "Амортизация" в гр.21 включается сумма начисленной амортизации по объектам основных средств, нематериальных активов и других необоротных материальных активов. Из предусмотренных методов начисления амортизации (Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом МФУ от 27.04.2000 г. N 92, далее - П(С)БУ 7) хозяйство самостоятельно избирает один для группы объектов основных средств. Наиболее простой метод - прямолинейный, когда амортизация определяется путем деления амортизированной стоимости (первоначальной или переоцененной стоимости за вычетом суммы возможной продажи основных средств по истечении срока их эксплуатации) на ожидаемый период использования объекта основных средств. Амортизация не начисляется на земельные участки. На многолетние насаждения амортизация начисляется с начала периода плодоношения на плодовые деревья и кусты, а на полезащитные полосы - после смыкания кроны.
Если у хозяйства имеются прочие операционные расходы, не связанные с производством, в состав которых включают административные расходы (на командировку, организацию хозяйства, за консультации, обслуживание), расходы на сбыт (упаковка, перевозка, погрузка, реклама, оплата продавца); реализацию оборотных активов (денежных средств, малоценных предметов, запасов); отчисления на создание резерва безнадежной задолженности; списание безнадежных долгов; потери от обесценивания запасов; потери от операционных курсовых разниц (на валютных счетах); недостачи и потери от порчи ценностей; признанные экономические санкции (пеня, штрафы); надлежащую к уплате за отчетный период сумму единого (фиксированного) налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей - их записывают отдельно в свободной графе (пп.2.5.2 Рекомендаций).
Таблица 2
Книга учета доходов и расходов (правая сторона)
+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦Дата¦Номер ¦Содер¦ Расходы по ¦Про-¦Чрез-¦Общая¦Нало-¦Изъятие¦Отмет¦
¦п/п¦ ¦банков¦жание¦ элементам ¦чие ¦вычай¦сумма¦говый¦средств¦ка о ¦
¦ ¦ ¦ского ¦запи-¦ ¦рас-¦ ные ¦рас- ¦кре- ¦(расхо-¦полу-¦
¦ ¦ ¦ или ¦си ¦ ¦ходы¦рас- ¦ходов¦дит ¦ ды за ¦чении¦
¦ ¦ ¦кассо-¦ ¦ ¦ ¦ходы ¦ ¦ ¦ счет ¦ ¦
¦ ¦ ¦ вого ¦ +-----------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦дохода)¦ ¦
¦ ¦ ¦доку- ¦ ¦мате-¦ ¦ ¦амор-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦мента ¦ ¦риаль¦ ¦ ¦тиза-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦и т.д.¦ ¦ ные ¦ ¦ ¦ ция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦рас- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----+------+-----+-----+--+--+-----+----+-----+-----+-----+-------+-----¦
¦ 14¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦ 18 ¦19¦20¦ 21 ¦ 22 ¦ 23 ¦ 24 ¦ 25 ¦ 26 ¦ 27 ¦
+---------------------+-----+--+--+-----+----+-----+-----+-----+-------+-----¦
¦ Остаток на начало ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----+--+--+-----+----+-----+-----+-----+-------+-----¦
¦...¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----+--+--+-----+----+-----+-----+-----+-------+-----¦
¦ Всего за год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----+--+--+-----+----+-----+-----+-----+-------+-----¦
¦Остаток на конец года¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
В гр.22 "Прочие расходы" записывают расходы, не учтенные в предыдущих графах. Прочие обычные расходы включают уплату процентов и прочие расходы хозяйства, связанные с привлечением заемного капитала; потери от участия в капитале других предприятий); стоимость реализации финансовых инвестиций (ценных бумаг), необоротных активов, имущественных комплексов (основных средств); потери от неоперационных курсовых разниц (изменение курса валюты); потери от уценки финансовых инвестиций (падение курса акций) и необоротных активов ( разборка, демонтаж); прочие расходы, которые возникают в процессе обычной деятельности, но не связаны с операционной деятельностью хозяйства.
Для чрезвычайных расходов предусмотрена гр.23, в которую записывают потери от чрезвычайных событий (стихийного бедствия, пожаров, техногенных аварий), затраты на предотвращение возникновения потерь от стихийного бедствия и расходы на ликвидацию последствий чрезвычайных событий.
При записи расходов по элементам одновременно нужно использовать графу " Отметка о получении" (подобную графе 13 для доходов), проставляя в ней суммы и дату, если средства по расчетам уже уплачены, и не делая этого, если есть задолженность (с учетом признанных и непризнанных расходов).
Например, осуществление предоплаты не признается расходами, поэтому уплаченные средства записывают в графу "Отметка о получении" (пусть это будет гр.27) при поступлении товара, за который была осуществлена предоплата, расходы признаются, их записывают на соответствующий элемент расходов по гр.гр .18-23 Книги. Сравнение годовых итогов граф 18-23 (или в целом 24) и графы 27 показывает наличие задолженности и состояние расчетов.
Общая сумма расходов записывается в гр.24 как сумма расходов, осуществленных в связи с ведением хозяйственной деятельности (гр.гр.18, 19, 20, 21, 22, 23). Ее нужно проставлять по каждой операции понесенных расходов, поскольку она является контрольной. Годовые расходы на производство определяются по формуле:
Р = Мр + О + Пс + А + Пр + Чр +(-) И, где:
Р - расходы; Мр - материальные расходы (приобретенные материальные ценности, полученные работы, услуги); О - оплата труда; Пс - социальные платежи; А - амортизация основных средств; Пр - прочие расходы; Чр чрезвычайные расходы; И - изменение остатков запасов.
Изменение остатков запасов определяется путем инвентаризации, результаты которой оформляют инвентаризационной Описью имущества (пп.2.5.8 Рекомендаций). Оценку товарно-материальных ценностей, сельскохозяйственной продукции, молодняка животных, птицы, животных на откорме, незавершенного производства и т.п. осуществляют согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета 9 " Запасы", утвержденному приказом МФУ от 20.10.99 г. N 246 (далее - П(С)БУ 9), по меньшей из оценок - по фактическим (нормативным) расходам на их производство или приобретение либо по чистой стоимости реализации (цене продажи на аналогичные объекты за вычетом ожидаемых расходов на завершение производства и сбыт). Изменение остатков запасов определяется следующим образом:
З =Зн - Зк, где:
З - запасы (материалы, продукция собственного производства, молодняк и животные на откорме, незавершенное производство); Зн - запасы на начало периода; Зк - запасы на конец периода.
На основании данных о фактическом наличии запасов определяют разницу переходных остатков запасов (материалов, готовой продукции, молодняка животных , незавершенного производства) на конец и начало периода, оцененных согласно требованиям пп.1.3.2 Рекомендаций. Если имеет место увеличение остатков запасов, годовые расходы уменьшают на эту сумму и наоборот.
В Книге не учитывают внутрихозяйственный оборот и потребление собственной продукции в хозяйстве, поскольку при этом не возникают ни доходы, ни расходы, а стоимость, например, зерна для переработки на внутрихозяйственные нужды уже учтена в расходах. Соответственно, не отражают непосредственное использование материалов на производство (семена, корма, запчасти, топливо, строительные материалы), перемещение ценностей по хозяйству и пр., поскольку их стоимость отнесена на расходы сразу после приобретения.
Не считается внутрихозяйственным оборотом и относится на расходы (в соответствии с требованиями пп.2.5.7 Рекомендаций) использование собственной продукции, оцененной по средним реализационным ценам, на личное потребление (семейные нужды) и расходы на благотворительные цели (включая расходы продукции). Эти суммы отражают в гр.26 "Расходы за счет дохода" не менее двух раз в год как средства, изъятые из хозяйственного оборота. То есть фермер осуществляет использование прибыли (которая будет определена только в конце года) на личные цели в течение года. А по принципу автономности (ст.4 Закона о бухучете) личное имуществе и обязательства собственников не должны отражаться в финансовой отчетности. Поэтому в гр.26 можно записывать все суммы , которые хозяин "одалживает" у фермерского хозяйства на личные нужды. К ним можно отнести налоги (за личный транспорт, за приусадебный участок, подоходный налог с доходов граждан), приобретение путевок для членов семьи, прочие приобретения.
Общий финансовый результат определяют в конце года или при прекращении деятельности как разницу между итогами граф 10 и 24 (уточненными расходами). Его используют для заполнения формы N 2-м "Отчет о финансовых результатах". Для определения размера прибыли (нераспределенной прибыли), которая входит в состав баланса, общий финансовый результат уменьшают на сумму изъятых средств (гр.26).
Преимуществом простого учета, который ведется в Книге учета доходов и расходов, является его однозначность и простота. Ведение Книги не требует специальной подготовки, она проста в использовании, поскольку записи осуществляют только по доходам и расходам. По ней можно получить сведения о ходе хозяйственного процесса, составить Декларацию о НДС, расчет акцизного сбора, другие платежи и отчетность о личных доходах граждан. На основании записей Книги можно составить отчет о финансовых результатах, для которого она приспособлена оптимально, и при необходимости, применяя дополнительную информацию, - баланс в соответствии с нормативными требованиями относительно отчетности для малых предприятий (П(С)БУ 25).
"Все о бухгалтерском учете"
N 109 (655) от 21 ноября 2001 г.
