КОНСУЛЬТИРУЕТ ГНИ В ДНЕПРОВСКОМ РАЙОНЕ г.КИЕВА
Законодательные требования к протоколу об
административном правонарушении
ВОПРОС: В каких случаях выписанный протокол об административном правонарушении будет считаться недействительным?
ОТВЕТ: Нормативным актом, который регулирует вопросы, связанные с привлечением лица к административной ответственности в Украине, является Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее - КоАП). В нем закреплен порядок производства по делам об административных правонарушениях и требования к оформлению протоколов.
Законом прямо не предусмотрено, в каких случаях протокол об административном правонарушении будет считаться недействительным. Однако протокол, не содержащий реквизитов, предусмотренных ст.256 КоАП, не имеет должной силы (иными словами, не может служить основанием для дальнейшего производства по делу) и его можно оспорить.
Так, в соответствии с п.1 ст.256 в протоколе об административном правонарушении указываются:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол. При этом следует иметь в виду, что ст.255 КоАП содержит не только перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, но и строго конкретизированный перечень статей, за нарушение которых им предоставлено право составления протоколов;
- сведения о личности нарушителя (в соответствии с бланками протокола в нем точно и полно должны быть указаны фамилия, имя, отчество лица, год рождения, место работы, должность, размер заработной платы, местожительства);
- место, время совершения и суть административного правонарушения;
- нормативный акт, который предусматривает ответственность за данное правонарушение;
- фамилии, адреса свидетелей и пострадавших, если они есть;
- объяснение нарушителя;
- другие сведения, необходимые для решения дела.
Протокол обязательно должен быть подписан должностным лицом, составившим протокол, и лицом, совершившим правонарушение. В случае несогласия правонарушителя с содержанием протокола последний может отказаться от его подписания. В связи с чем ему (правонарушителю) предоставляется право представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
Одним из важных требований, предъявляемых к содержанию протокола, является соблюдение при его составлении п.4 ст.256 КоАП, а именно: при составлении протокола лицо, его составляющее, должно разъяснить нарушителю его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе.
Протокол об административных правонарушениях составляется в двух экземплярах, один из которых вручается нарушителю.
Подытоживая изложенное, нужно сказать, что протокол об административном правонарушении не будет иметь должной силы и его можно оспорить в установленном законом порядке в следующих случаях:
1) если протокол составлен лицом, не имеющим на то законных оснований;
2) в протоколе неправильно указаны сведения о личности правонарушителя;
3) нарушителю не разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст.268 КоАП.
"Все о бухгалтерском учете" N 70 (616) от 31 июля 2001 г.
