Покупка-продажа дизельного топлива

ВОПРОС: Предприятие осуществляет операции по покупке-продаже дизельного топлива. Может ли предприятие не применять "кассовый"метод по НДС, т. е. включать в налоговый кредит и налоговые обязательства "по первому событию"?

ОТВЕТ: Первоначально положениями статьи 4 Закона Украины "О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов" от 02.03.00 г. N 1521-III было определено, что операции по продаже или другим видам отчуждения дизельного топлива (код 271000610, 271000650, 271000690) с 1 июня 2000 г. облагаются по правилам, предусмотренным соответствующими законами по вопросам налогообложения.

Учитывая, что пп. 7.3.1 п. 7.3, а также пп. 7.5.1 п.7.5 ст. 7 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР (с изменениями и дополнениями) предусматривает дату возникновения налоговых обязательств "по событию, которое произошло ранее", то порядок применения "кассового метода" при продаже дизельного топлива заканчивался 31.05.2000 г.

Однако в сентябре 2000 г. статья 4 Закона от 02.03.00 г. была исключена согласно Закона Украины от 21.09.00 г. N 1962. Таким образом, временные положения Закона, предусматривающего "кассовый" метод при продаже ГСМ, остались в действии.

Для того чтобы ответить на Ваш вопрос, предлагаю снова вернуться к требованиям Закона "О налоге на добавленную стоимость".

Что же представляет из себя сумма налога, которая подлежит внесению в бюджет?

Согласно пп. 7.7.1 п. 7.7 ст. 7 суммы налога, подлежащие уплате в бюджет или возмещению из бюджета, определяются как разница между общей суммой налоговых обязательств, которые возникли в связи с какой-либо продажей товаров (работ, услуг) и суммой налогового кредита отчетного периода.

Эти положения понятны всем. Очевидно, следует разъяснить механизм, на котором основаны эти положения.

Этот механизм чем-то напоминает закон сохранения материи (в данном случае - доходы Государственного бюджета). Если материя исчезает в одном месте, то обязательно появляется в другом. Т. е. Ваш поставщик должен показать обязательство, а Вы - кредит, а затем Вы - обязательство, а покупатель - кредит и т. д. Совершенно "нормальное" правило, даже аксиома. Кстати, утвержденная положениями Закона Украины "О системе налогообложения" от 25.06.91 г. N 1251-XII. Статьей 2 вышеуказанного закона определено, что под налогом и сбором (обязательным платежом) следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, осуществляемый плательщиками налогов в порядке и на условиях, которые определяются законами Украины по налогообложению.

А теперь представим, что предприятие идет на нарушение. Не заплатив поставщику (т. е. тот не показал налоговое обязательство, т. е. не произвел обязательный платеж в бюджет), ставите "по первому событию" налоговый кредит, т. е. на уменьшение своего платежа или на возмещение. А ведь источника этого возмещения у бюджета нет, т. к. поставщик дизельного топлива Вашему предприятию на полном законном основании его еще не осуществил (ведь Ваше предприятие с ним не рассчиталось!).

Уместно также напомнить, что статьей 5 принятого постановлением Верховной Рады Украины "Об основных направлениях бюджетной политики на 2001 год (бюджетная резолюция)" от 22.06.00 г. N 1827-III установлено, что доходы бюджета формируются в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, показав преждевременно налоговый кредит, Ваше предприятие ставит под угрозу доходы Государственного бюджета.

Конечно, предприятие будет апеллировать: ведь и обязательство также будет отражено "по первому событию". Однако не стоит, нарушая законодательство, начинать с искажения расчета суммы налога. Кроме того, Ваше предприятие выпишет по этому событию налоговую накладную своему покупателю, а он также отразит налоговый кредит. А что будет, если дизельное топливо не один раз изменит собственника?

Может "завертеться" страшнейший клубок нарушений, который приведет нас не к конечной цели, а к опустошению бюджета государства. А ведь применение "кассового" метода как раз должно было способствовать его постоянному наполнению.

Возьмите в руки простой (даже школьный) учебник по правоведению. Найдите, что же такое представляет собой закон. А ведь закон - это нормативный акт высшей юридической силы, который регулирует наиболее важные общественные отношения. Закон является стабильным нормативным актом. В случае необходимости он дополняется, изменяется и отменяется четко определенным кругом органов и в определенном порядке.

Разве станет кто-нибудь опровергать, что проблемы энергообеспечения в условиях экономического кризиса стали для Украины стратегическими, от решения которых зависит жизнедеятельность государства, т. е. наиболее общественно важными. Надеюсь, что мне удалось убедить предприятие действовать согласно действующему законодательству.

Уместно также напомнить, что ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 04.12.90 г. N 509-XII (с изменениями и дополнениями) за нарушение налогового учета предусмотрены административные штрафы.

"Бухгалтерия, налоги, бизнес" N 27 (298) от 19 июля 2001 г.