Так каковы же сроки уплаты налога на прибыль и НДС и
когда могут применяться финансовые санкции
Так когда же платить налог на прибыль - согласно специальным законам о налогообложении (Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97г. N 283/97-ВР и Закону Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР) или в соответствии с Законом Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. N 2181-II - интересует многих. Вопрос возник из-за того, что сроки уплаты этих налогов на сегодня предусмотрены как специальными законами о налогообложении, так и Законом N 2181-III.
В связи с многочисленными запросами подведомственных налоговых органов и плательщиков налога на прибыль, НДС ГНАУ издала письма от 22.03.2001 г. N 3770/7/15-1117 (далее - Письмо 1) и от 26.03.2001 г. N 3989/7/16-1117 (далее - Письмо 2). в которых даны разъяснения относительно сроков уплаты налога на прибыль и НДС, а именно: указанные налоги должны уплачиваться в сроки, предусмотренные Законами Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. N 283/97-ВР (далее - Закон о прибыли) и "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР (далее - Закон о НДС), а не Законом Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. N 2181-III (далее-Закон N 2181).
По нашему мнению, предоставленные разъяснения являются спорными.
Так, Закон N 2181 является специальным законом по вопросам налогообложения, который устанавливает порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), начислению и уплате пени и штрафных санкций, которые применяются к налогоплательщикам контролирующими органами, и определяет процедуру обжалования действий органов взыскания.
Согласно статье 19.6 Закона N 2181 законы и другие нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей его нормам.
Таким образом, на сегодняшний день Закон N 2181 является высшим среди налоговых законов Украины в части вопросов порядка и сроков погашения налоговых обязательств налогоплательщиками.
В своих разъяснениях ГНАУ ссылается на п.1.2 ст.1 Закона N 2181. Эта статья называется "Определения терминов", и ее п.1.2 дает определение налогового обязательства как "обязательства налогоплательщика уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму средств в порядке и в сроки, определенные настоящим Законом или другими законами Украины" и приходит к выводу, что сроки уплаты налогов и сборов могут устанавливаться как Законом N 2181, так и другими законами, в частности Законом о прибыли и Законом о НДС.
Ссылка на ст.1 является некорректной, поскольку эта статья дает определения терминов, в данном случае - термина "налоговое обязательство".
Определение сроков уплаты налогов и сборов в Законе N 2181 предусмотрено ст.5 "Порядок согласования сумм налоговых обязательств, обжалования решений контролирующих органов и определения налогового долга", которая является статьей прямого действия и п.5.3 которой называется "Сроки погашения налогового обязательства".
Согласно пп.5.3.1 ст.5 "налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанного в предоставленной им налоговой декларации, в течение десяти календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного пп.4.1.4 п.4.1 ст.4 настоящего Закона для предоставления налоговой декларации".
Таким образом, при определении сроков уплаты налоговых обязательств, на наш взгляд, следует руководствоваться Законом N 2181, а не другими законами.
Указанная позиция по этому вопросу совпадает с позицией Министерства финансов Украины, которое в своих письмах от 24.04.2001 г. N 051-205/507 и от 13.06.2001 г. N 051-227/688 с целью приведения разъяснений налогового законодательства в соответствие с принятым Законом N 2181 считает, что разъяснения, предоставленные ГНАУ, в Письмах 1 и 2, необходимо отменить как не соответствующие действующему законодательству.
Позиция Министерства финансов Украины дает право налогоплательщикам в случае несогласования с налоговыми органами сроков уплаты налоговых обязательств применять пп.4.4.1 ст.4 Закона N 2181: "В случае, когда норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение в рамках апелляционного согласования принимается в пользу налогоплательщика.
Кроме того, при применении финансовых санкций к налогоплательщикам следует руководствоваться следующими нормами Закона N 2181:
- согласно пп.16.1.1 ст.16 по истечении установленных сроков погашения согласованного налогового обязательства на сумму налогового долга начисляется пеня;
- согласно пп.17.1.7 ст.17 в случае, когда налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму налогового обязательства в течение предельных сроков, определенных этим Законом, такой налогоплательщик обязан уплатить штраф в соответствующих размерах в зависимости от количества дней задержки;
- пункт 5.1 ст.5 дает определение самостоятельного согласования налогового обязательства - "налоговое обязательство, са - мостоятельно определенное налогоплательщиком в налоговой декларации, считается согласованным со дня предоставления такой декларации";
- пункт 1.3 ст.1 дает определение налогового долга - "налоговый долг (недоимка) - налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), согласованное налогоплательщиком или установленное судом (арбитражным судом), но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства".
Таким образом, до предоставления налогоплательщиками деклараций по НДС и деклараций о прибыли предприятий суммы налогов, определенные в них, являются несогласованными и не считаются налоговым долгом, а поэтому применение налоговыми органами финансовых санкций в виде пени и штрафа к налогоплательщикам, которые не придерживались разъяснений, изложенных в Письмах 1 и 2 ГНАУ, будет неправомерным.
"Все о бухгалтерском учете" N 64 (610) от 13 июля 2001 г.
