Резолюция
2205 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН
от 17 декабря 1966 г.
Учреждение Комиссии Организации Объединенных Наций
по праву международной торговли
Генеральная Ассамблея,
ссылаясь на свою резолюцию 2102 (XX) от 20 декабря 1965 г., в которой она поручила Генеральному секретарю представить Генеральной Ассамблее на ее двадцать первой сессии исчерпывающий доклад по вопросу о прогрессивном развитии права международной торговли,
рассмотрев с удовлетворением доклад Генерального секретаря по этому вопросу,
считая, что сотрудничество между государствами в области международной торговли является важным фактором, который способствует установлению дружеских отношений и, следовательно, поддержанию мира и безопасности,
напоминая о своем убеждении, что интересы всех народов и, особенно, интересы развивающихся стран требуют улучшения условий, благоприятных для широкого развития международной торговли,
подтверждая свое убеждение, что расхождения, возникающие в результате применения законов различных государств в вопросах международной торговли, являются одним из препятствий на пути развития международной торговли,
отметив с удовлетворением усилия, приложенные межправительственными и неправительственными организациями с целью прогрессивного согласования и унификации права международной торговли путем содействия принятию международных конвенций, единообразию законов, разработке единых договорных положений, общих условий торговли, установлению единых торговых терминов и принятию других мер,
отмечая также, что прогресс в этой области не соответствует важности и срочности проблемы по причине целого ряда факторов, в частности, вследствие недостаточной координации и сотрудничества между заинтересованными организациями, ограниченности их членского состава или полномочий, а также малой степени участия в этой области многих развивающихся стран,
считая желательным, чтобы процесс согласования и унификации права международной торговли существенным образом координировался, систематизировался и ускорялся и чтобы в целях содействия прогрессу в этой области было обеспечено более широкое участие,
будучи убеждена поэтому в желательности того, чтобы Организация Объединенных Наций играла более активную роль в сокращении или устранении правовых препятствий на пути международной торговли,
отмечая, что такого рода мероприятия относятся к кругу ведения и компетенции Организации согласно положениям статей 1, пункт 3, и 13 и глав IX и X Устава Организации Объединенных Наций,
принимая во внимание обязанности Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию в области международной торговли,
напоминая, что Конференция, согласно Общему принципу шесть*, особенно заинтересована в том, чтобы содействовать установлению правил, способствующих международной торговле, как одному из наиболее важных факторов экономического развития,
__________________
* См. Протоколы Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, том I, Заключительный акт и доклад (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под N 64.II.В.II), приложение А.I.I, стр. 18 (анг. текста).
признавая, что в настоящее время не имеется никакого органа Организации Объединенных Наций, который был бы хорошо знаком с этим специальным правовым вопросом и в то же время мог бы уделять достаточно времени работе в этой области,
I
постановляет учредить Комиссию Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (в дальнейшем именуемую Комиссией), которая будет иметь своей целью содействие прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли согласно положениям, изложенным в разделе II ниже;
II
Организация и функции Комиссии Организации Объединенных Наций
по праву международной торговли
1. В состав Комиссии входят двадцать девять государств*, избираемых Генеральной Ассамблеей на шестилетний срок, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 настоящей резолюции. Избирая членов Комиссии, Ассамблея соблюдает следующее распределение мест:
а) семь - от государств Африки;
b) пять - от государств Азии;
с) четыре - от государств Восточной Европы;
d) пять - от государств Латинской Америки;
е) восемь - от государств Западной Европы и других государств.
__________________
* В настоящее время в ЮНСИТРАЛ входят 36 государств (см. Резолюцию Генассамблеи ООН 3108 (XXVIII).
Генеральная Ассамблея должным образом учитывает также адекватное представительство основных экономических и правовых систем мира и развитых и развивающихся стран.
2. Из числа членов, избранных на первых выборах, которые состоятся на двадцать второй сессии Генеральной Ассамблеи, у четырнадцати срок полномочий истекает по прошествии трех лет. Председатель Генеральной Ассамблеи отбирает этих членов по жребию в каждой из пяти групп государств, упомянутых выше в пункте 1.
3. Члены, выбранные на первых выборах, приступают к исполнению обязанностей с 1 января 1968 года. Впоследствии члены приступают к своим обязанностям с 1 января того года, который следует за годом проведения каждых выборов.
4. Представители членов Комиссии назначаются государствами-членами Организации по возможности из числа лиц, особенно компетентных в области права международной торговли.
5. Члены, срок полномочий которых истек, могут переизбираться.
6. Комиссия обычно проводит одну регулярную сессию в год. Она, если не будет трудностей технического порядка, заседает попеременно в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций и в Европейском отделении Организации Объединенных Наций в Женеве.
7. Генеральный секретарь предоставляет в распоряжение Комиссии надлежащий персонал и средства обслуживания, необходимые Комиссии для выполнения ее задачи.
8. Комиссия содействует прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли путем:
а) координирования работы организаций, работающих в этой области, и поощрения сотрудничества между ними;
b) поощрения более широкого участия в существующих международных конвенциях и более широкого признания существующих типовых и единообразных законов;
с) подготовки или поощрения принятия новых международных конвенций, типовых и единообразных законов и поощрения кодификации и более широкого признания международных торговых терминов, положений, обычаев и практики в сотрудничестве, когда это представляется уместным, с организациями, работающими в этой области;
d) изыскания путей и средств, обеспечивающих единообразное толкование и применение международных конвенций и единообразных законов в области права международной торговли;
е) сбора и распространения информации о национальных законодательствах и современных юридических мероприятиях, включая прецедентное право, в области права международной торговли;
f) установления и поддержания тесного сотрудничества с Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию;
g) поддержания связи с другими органами Организации Объединенных Наций и специализированными учреждениями, занимающимися проблемами международной торговли;
h) принятия любых других мер, которые она может счесть полезными для выполнения своих функций.
9. Комиссия учитывает интересы всех народов и в особенности интересы развивающихся стран в деле широкого развития международной торговли.
10. Комиссия ежегодно представляет Генеральной Ассамблее доклад, содержащий ее рекомендации, причем этот доклад одновременно представляется Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию на предмет получения замечаний. Любые такие замечания или рекомендации, которые Конференция по торговле и развитию или Совет по торговле и развитию пожелают сделать, в том числе и предложения относительно вопросов, подлежащих включению в работу Комиссии, передаются Генеральной Ассамблее согласно соответствующим положениям резолюции 1995 (XIX) Ассамблеи от 30 декабря 1964 года. Любые другие рекомендации, касающиеся работы Комиссии, которые Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию или Совет по торговле и развитию или Совет по торговле и развитию пожелают сделать, одновременно передаются на рассмотрение Генеральной Ассамблее.
11. Комиссия может консультироваться с любой международной или национальной организацией, научным учреждением и отдельными экспертами или просить их услуг по любой порученной ей задаче, если она считает, что такая консультация или услуги могут помочь ей в выполнении ее функций.
12. Комиссия может установить надлежащую рабочую связь с межправительственными организациями и международными неправительственными организациями, занимающимися проблемами прогрессивного согласования и унификации права международной торговли.
III
1. Предлагает Генеральному секретарю провести до выборов Комиссии подготовительную работу, необходимую для организации работы Комиссии и, в частности:
а) просить государства-члены представить в письменном виде до 1 июля 1967 г., учитывая, в частности, доклад Генерального секретаря*, замечания по программе работы, которую Комиссия предпримет во исполнение своих функций, определенных выше в пункте 8 раздела II;
__________________
* Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать первая сессия, Приложения, пункт 88 повестки дня, документы А/6396 и Corr.1 и 2 и Add.1 и 2.
Ь) запросить подобные замечания от органов и организаций, упоминаемых в пункте 8f и g и в пункте 12 раздела II выше;
2. постановляет включить в предварительную повестку дня своей двадцать второй сессии пункт, озаглавленный "Выборы членов Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли".
"Международное частное право" Москва, издательство БЕК, 1997 г.