Международная конвенция 1973 г.
по упрощению и гармонизации (согласованию)
таможенных процедур
(Конвенция Киото)

Приложение F.3. Упрощение формальностей
при путешествиях и туризме*

Приложение не затрагивает различных видов контроля, иногда осуществляемых таможенными органами от имени других органов государственной власти, как, в частности, иммиграционный контроль и фитосанитарные проверки. Настоящее Приложение также не касается лиц, переезжающих из одной страны в другую на постоянное жительство.

__________________

* Извлечение. См. Сборник международных договоров Организации Объединенных Наций. 1980. Т. 1208; 1982. Т. 1275.

В целях упрощения формальностей при путешествиях и туризме

а) "Путешественник" означает:

1) любое лицо, которое временно въезжает на территорию государства, где оно обычно не проживает ("нерезидент"), а также

2) любое лицо, которое возвращается на территорию государства, где оно обычно проживает, после временного нахождения за границей ("вернувшийся резидент").

Примечание: Лицо может рассматриваться в качестве обычно проживающего в государстве, если он/она проживают в этом государстве преимущественно или постоянно. Тем не менее место обычного проживания определяется в соответствии с национальным законодательством.

b) "Транспортные средства личного пользования" означают автотранспорт (включая мотоциклы), прицепы, лодки, самолеты, их запасные части, обычные комплектующие детали и оснащение, которые ввозятся или вывозятся заинтересованным лицом исключительно для целей личного пользования, но не в целях возмездной перевозки пассажиров либо возмездной/безвозмездной промышленной или коммерческой перевозки товаров.

с) "Личные вещи" означают все предметы (новые или бывшие в употреблении), которые, учитывая все обстоятельства путешествия, могут потребоваться путешественнику для личного пользования во время путешествия; исключение составляют товары, ввозимые или вывозимые для коммерческих целей.

d) "Ввозные пошлины и сборы" означают таможенные и другие пошлины, налоги и иные сборы, которые взимаются при ввозе товаров или в связи с ним; исключение составляют пошлины и сборы, размер которых ограничен примерной стоимостью предоставляемых услуг.

е) "Вывозные пошлины и сборы" означают таможенные и другие пошлины, налоги и иные сборы, которые взимаются при вывозе товаров или в связи с ним; исключение составляют пошлины и сборы, размер которых ограничен примерной стоимостью предоставляемых услуг.

f) "Временный ввоз" означает таможенную процедуру, в соответствии с которой при определенных условиях некоторые товары могут быть допущены к ввозу на таможенную территорию без уплаты ввозных пошлин и сборов; такие товары ввозятся для особых целей и подлежат реэкспорту в течение определенного периода времени в том же состоянии, в котором они находились в момент ввоза, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли в связи с пользованием товарами.

g) "Гарантия" означает такую предоставленную таможенным органам гарантию, которая обеспечивает выполнение обязательств перед таможенными органами.

h) "Таможенный контроль" означает меры, направленные на обеспечение соблюдения законов и правил, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

Принципы

1. Норма. Упрощение таможенных формальностей, которые применяются по отношению к путешественникам, происходит согласно положениям настоящего Приложения.

2. Рекомендуемая практика. Условия и таможенные формальности, выполнение которых необходимо для таможенного оформления товаров и транспортных средств путешественников, предназначенных для их личного пользования, устанавливаются национальным законодательством.

Общие условия

3. Норма. Путешественники проходят таможенные формальности в учреждениях таможни, определенных таможенными органами. При определении местонахождения, компетенции и часов работы таких учреждений следует, помимо прочего, учитывать географическое положение и объем пассажирского потока.

Примечания.

1. Указанные таможенные учреждения могут быть расположены либо на государственной границе, либо внутри государственной границы, на территории государства (в частности, в аэропорту или на центральном железнодорожном вокзале).

2. В отдельных случаях путешественникам может быть разрешено пройти необходимые таможенные формальности в международных поездах, на паромах, круизных кораблях и т.п.

3. Прохождение путешественников через таможенный контроль может быть ускорено путем организации в государстве отправления учреждений для предварительного таможенного оформления путешественников.

4. Рекомендуемая практика. По предварительному запросу заинтересованного лица и в силу причин, которые, по мнению таможенных органов, являются уважительными, таможенные органы в той степени, в какой позволяет их административная организация, разрешают путешественникам выполнить необходимые таможенные формальности в местах иных, чем установленные для этих целей таможенными органами; все расходы, связанные с указанным разрешением, взимаются с заинтересованного лица.

5. Норма. Если это оправдывается объемом пассажирского потока, центральные учреждения таможни, где путешественники могут выполнить необходимые таможенные формальности, должны быть открыты круглосуточно; в том случае, когда круглосуточная работа учреждений не представляется необходимой, учреждения должны быть открыты в часы, во время которых можно ожидать вкезда/выезда путешественников в/из данного государства.

6. Рекомендуемая практика. В случае, когда соответствующие учреждения таможни расположены на общей границе, таможенные органы соответствующих государств согласовывают компетенцию и часы работы таких учреждений.

Примечание: На практике в отдельных случаях устанавливались совместные контрольные пункты на общих границах и таможенные учреждения заинтересованных государств располагались не только в одном месте, но иногда и в одном здании.

7. Норма. Не затрагивая прав таможенных органов проводить по отношению ко всем путешественникам полный таможенный контроль, таможенные органы обычно проводят такой контроль исключительно выборочно.

8. Норма. Личный досмотр путешественников в целях таможенного контроля проводится не иначе, как в исключительных случаях, и только тогда, когда существуют достаточные основания подозревать лицо в контрабанде или совершении других правонарушений.

9. Норма. Путешественникам, въезжающим в государство или выезжающим из него на авто- или железнодорожном транспорте, разрешается выполнять все необходимые таможенные формальности без необходимости покидать транспортные средства, на которых они путешествуют.

10. Рекомендуемая практика. Для таможенного оформления вкезда путешественников и ввоза их багажа в крупных международных аэропортах используется двухкоридорная система таможенного контроля, описанная в Приложении I к настоящему Приложению.

11. Рекомендуемая практика. Для таможенного оформления вкезда путешественников, ввоза их багажа и автотранспортных средств для личного пользования в соответствующих международных морских портах, особенно в тех, в которые заходят пассажирские суда, совершающие короткие морские путешествия (например, регулярные паромные перевозки), применяется двухкоридорная система таможенного контроля, описанная в Приложении II к настоящему Приложению.

12. Норма. Упрощение установленных в настоящем Приложении таможенных формальностей применяется по отношению к путешественникам независимо от их гражданства/национальности.

13. Рекомендуемая практика. Независимо от используемого вида транспорта для таможенных целей не требуется предоставление списка путешественников или списка их багажа.

Примечание: Данное положение не препятствует таможенным органам требовать предоставления информации о численности въезжающих или выезжающих в/из государства пассажиров на определенном виде транспорта.

14. Норма. Допускается предоставление устной декларации в отношении перевозимых путешественниками товаров. Тем не менее таможенные органы вправе запросить письменную декларацию на товары, ввоз или вывоз которых осуществляется путешественником либо для коммерческих целей, либо стоимость или количество которых превышает установленные национальным законодательством пределы.

Примечание: Предусмотренная настоящим Стандартом письменная декларация может являться как декларацией, обычно требуемой для таможенного оформления товаров внутреннего пользования, так и упрощенной Товарной декларацией. Вместо предоставления перечисленных документов таможенные органы вправе потребовать предъявления счета-фактуры или других коммерческих документов.

15. Норма. В следующих случаях и до надлежащего таможенного оформления товаров, реэкспорта либо иного распоряжения товарами в соответствии с национальным законодательством провозимые путешественниками товары должны находиться на хранении или содержании согласно предписаниям таможенных органов:

- по требованию путешественника;

- в том случае, когда в отношении указанных товаров таможенное оформление не может быть проведено немедленно;

- в том случае, когда на товары не распространяется действие иных положений настоящего Приложения.

16. Норма. В отношении несопровождаемого багажа (т.е. багажа, провозимого до или после вкезда/выезда путешественника) таможенное оформление проводится в соответствии с процедурой, применяемой к сопровождаемому багажу, либо другой упрощенной таможенной процедурой.

Примечания.

1. Разрешение на беспошлинный ввоз товаров иных, чем личные вещи в сопровождаемом багаже путешественника, не обязательно предоставляется в отношении таких вещей в несопровождаемом багаже путешественника.

2. В том случае, когда путешественник запрашивает предоставления режима беспошлинного ввоза в отношении товаров в несопровождаемом багаже, таможенные органы вправе потребовать доказательств того, что заинтересованное лицо действительно прибывает из-за границы.

3. Приложение III к настоящему Приложению может служить руководством для таможенных органов по таможенному оформлению зарегистрированного багажа, перевозимого по железной дороге.

17. Норма. Следует разработать положения, которые позволили бы проводить таможенное оформление принадлежащего путешественнику несопровождаемого багажа лицом иным, чем путешественник.

18. Рекомендуемая практика. Система фиксированных ставок применяется по отношению к товарам, которые декларированы для внутреннего пользования, с учетом предоставляемых путешественникам льгот, а также при условии, что ввоз осуществляется для некоммерческих целей, а общая стоимость или количество товаров не превышает пределов, установленных в национальном законодательстве. Система фиксированных ставок:

- устанавливает ставки, которые распространяются на все виды ввозных пошлин и сборов;

- не исключает предоставления льгот по беспошлинному ввозу товаров, которые были бы предоставлены в случае неиспользования указанной системы;

- по требованию путешественника допускает возможность взимания ввозных пошлин и сборов по собственным ставкам; тем не менее в подобных случаях таможенные органы вправе требовать начисления пошлин в отношении всех подлежащих таможенному обложению товаров; и

- не исключает возможности для таможенных органов устанавливать особые ставки для высокооблагаемых товаров и даже упразднить для некоторых товаров льготы, вытекающие из системы фиксированных ставок.

Примечание: Обычно ввоз рассматривается в качестве ввоза для некоммерческих целей в том случае, когда он случаен и состоит исключительно из товаров, предназначенных для личного пользования либо потребления путешественником или членами его семьи, либо для дарения путешественником в соответствующем государстве и по своему характеру или количеству не позволяет сделать вывод о ввозе для коммерческих целей.

Положения о въезде

а) Нерезиденты

19. Норма. На ввоз личных вещей нерезидентов распространяется режим временного ввоза. За исключением высокооблагаемых товаров, личные вещи допускаются к ввозу без необходимости предъявления документов или гарантии.

20. Норма. Одежда, туалетные принадлежности, другие предметы явно личного характера, а также, в частности, следующие предметы рассматриваются в качестве личных вещей:

- личные украшения;

- фото- и кинокамеры, включая разумное количество фильмов и принадлежностей к ним;

- портативные диа- и кинопроекторы с принадлежностями к ним и разумным количеством слайдов или фильмов;

- бинокли;

- портативные музыкальные инструменты;

- портативные граммофоны с грампластинками;

- портативные диктофоны и воспроизводящие устройства (включая машинки для диктовки) с записями;

- портативные радиоприемники;

- портативные телевизоры;

- портативные пишущие машинки;

- портативные калькуляторы;

- детские коляски;

- инвалидные коляски;

- спортивное снаряжение, в частности палатки и другое туристское снаряжение, рыболовное снаряжение, скалолазное снаряжение, спортивное оружие с боеприпасами, велосипеды (без мотора), байдарки не более 5,5 метров длиной, лыжи, теннисные ракетки.

21. Норма. Помимо продовольственных товаров, ввоз которых в пределах установленных пределов допускается без взимания ввозных пошлин и сборов, нерезидентам разрешено беспошлинно ввозить товары для исключительно некоммерческих целей общей стоимостью до 50 долл. США. Меньшая стоимость может быть установлена для лиц моложе 15 лет либо для лиц, которые часто пересекают границу.

Примечания.

1. Предоставление установленных настоящим Стандартом льгот может быть обусловлено назначением товаров для личного пользования либо потребления путешественником или членами его семьи, либо дарения путешественником в соответствующем государстве, а также перевозкой указанных товаров в сопровождаемом багаже, лично на путешественнике либо в его ручной клади.

2. Нерезидентам, проезжающим через территорию соответствующего государства транзитом, могут быть предоставлены льготы большие, чем перечисленные выше.

22. Норма. От ввозных пошлин и сборов освобождается следующее количество табачных изделий, вина, алкогольных напитков и духов, ввозимых нерезидентами:

а) 200 сигарет, или 50 сигар, или 250 граммов табака либо ассортимент перечисленных товаров, общий вес которых не превышает 250 граммов;

b) 2 литра вина и 1 литр крепких алкогольных напитков;

с) 1/4 литра туалетной воды и 50 граммов духов. Возможно, однако, предоставление льгот на ввоз табачных изделий и алкогольных напитков исключительно лицам, достигшим определенного возраста; указанные льготы не распространяются либо предоставляются с ограничениями лицам, которые часто пересекают границу (в частности, лица, проживающие поблизости от границы; рабочие, проживающие в одной стране и работающие в другой; профессиональные водители или члены экипажа на международном транспорте).

Примечание: Предоставление установленных настоящим Стандартом льгот может быть обусловлено предназначением товаров для личного пользования либо потребления путешественником или членами его семьи, либо дарения путешественником в соответствующем государстве, а также перевозкой указанных товаров в сопровождаемом багаже, лично на путешественнике либо в его ручной клади.

23. Норма. В том случае, когда для временного ввоза личных вещей нерезиденту необходимо предъявлять декларацию, сумма любой требуемой гарантии не должна превышать сумму взимаемых ввозных пошлин и сборов.

24. Рекомендуемая практика. В случае, когда для временного ввоза личных вещей нерезиденту необходимо предъявлять декларацию, Договаривающиеся Стороны по Таможенной конвенции о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Брюссель, 6 декабря 1961 г.) принимают карнеты А.Т.А. вместо национальных таможенных документов и в качестве гарантии уплаты ввозных пошлин и сборов.

25. Норма. В том случае, когда для временного ввоза личных вещей нерезиденту необходимо предъявлять декларацию, срок для временного ввоза устанавливается с учетом продолжительности пребывания путешественника в государстве, но при условии, что указанный срок не превысит срока, установленного в национальном законодательстве.

26. Норма. По требованию путешественника и по причинам, признанным таможенными органами уважительными, таможенные органы продлевают первоначально установленный срок для временного ввоза.

27. Норма. Следует разработать положения в отношении реэкспорта временно ввезенных товаров, осуществляемого через иные таможенные учреждения, чем те, через которые был осуществлен их ввоз.

28. Норма. В отношении транспортных средств нерезидентов, используемых для личных целей, устанавливается режим временного ввоза.

Примечание: Режим временного ввоза может быть также установлен в отношении животных и невинтовых летательных аппаратов, используемых нерезидентами в качестве транспортных средств.

29. Норма. Обычно перевозимое в баках транспортных средств топливо допускается к ввозу без взимания ввозных пошлин и сборов.

30. Норма. Предоставление льгот на ввоз транспортных средств личного пользования не зависит от того, находятся ли транспортные средства в собственности нерезидента либо арендованы им или взяты напрокат, а также ввозятся ли они одновременно, до или после вкезда путешественника.

31. Рекомендуемая практика. Таможенные органы не требуют предоставления ни таможенного документа, ни гарантии на временный ввоз транспортных средств личного пользования, принадлежащих нерезиденту.

32. Рекомендуемая практика. В тех случаях, когда для временного ввоза транспортных средств личного пользования нерезиденту необходимо предоставить таможенный документ или гарантию, таможенные органы принимают к предоставлению стандартные международные документы и гарантии, содержащиеся, в частности, в Таможенной конвенции о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Брюссель, 6 декабря 1961 г.), Нью-йоркской таможенной конвенции о временном ввозе частного автотранспорта (от 4 июня 1954 г.) и Таможенной конвенции о временном ввозе самолетов и прогулочных катеров личного пользования (от 18 мая 1956 г.).

33. Норма. Общий срок для временного ввоза транспортных средств личного пользования, принадлежащих нерезидентам, составляет не менее шести месяцев.

34. Норма. По требованию заинтересованного лица и в силу причин, которые таможенные органы посчитают уважительными, таможенные органы могут продлить первоначально установленный срок для временного ввоза.

35. Норма. Любые детали, предназначенные для замены при ремонте временно находящихся в стране транспортных средств личного пользования, допускаются к временному ввозу в соответствующее государство.

36. Рекомендуемая практика. Согласно условиям национального законодательства таможенные органы не требуют реэкспорта транспортных средств личного пользования, принадлежащих нерезидентам, а также их личных вещей, серьезно поврежденных либо уничтоженных в результате несчастного случая или действия непреодолимой силы (force majeure).

b) Возвращающиеся резиденты

37. Норма. Возвращающимся резидентам разрешается реимпорт любых товаров, которые они вывезли при откезде из государства и которые находятся в свободном обращении в данном государстве, без взимания ввозных пошлин и сборов.

38. Норма. Помимо продовольственных товаров, ввоз которых в пределах установленных количественных ограничений не облагается ввозными пошлинами и сборами, возвращающиеся резиденты вправе беспошлинно ввозить товары для исключительно некоммерческих целей общей стоимостью до 50 долл. США. Меньшая стоимость может быть установлена для лиц моложе 15 лет либо для лиц, часто пересекающих границу.

Примечание: Предоставление установленных настоящим Стандартом льгот может быть обусловлено предназначением товаров для личного пользования, либо потребления путешественником или членами его семьи, либо дарения путешественником в соответствующем государстве, а также перевозкой указанных товаров в сопровождаемом багаже, лично на путешественнике либо в его ручной клади.

39. Норма. При ввозе возвращающимися резидентами от ввозных пошлин и сборов освобождается следующее количество табачных изделий, вина, алкогольных напитков и духов:

а) 200 сигарет, или 50 сигар, или 250 граммов табака, либо ассортимент перечисленных товаров, общий вес которых не превышает 250 граммов;

b) 2 литра вина и 1 литр алкогольных напитков;

с) 1/4 литра туалетной воды и 50 граммов духов. Возможно, однако, предоставление льгот на ввоз табачных изделий и алкогольных напитков исключительно лицам, достигшим определенного возраста; указанные льготы не распространяются либо предоставляются с ограничениями лицам, которые часто пересекают границу (в частности, лицам, проживающим поблизости от границы; рабочим, проживающим в одной стране и работающим в другой; профессиональным водителям или членам судовой команды на международном транспорте).

Примечание: Предоставление установленных настоящим Стандартом льгот может быть обусловлено предназначением товаров для личного пользования либо потребления путешественником или членами его семьи, либо дарения путешественником в соответствующем государстве, а также перевозкой указанных товаров в сопровождаемом багаже, лично на путешественнике либо в его ручной клади.

Положения об отъезде

40. Норма. Подлежащие выполнению отъезжающими путешественниками таможенные формальности должны быть по возможности упрощены или отменены как можно скорее.

Примечание: В частности, выполнение таможенных формальностей может быть необходимым условием освобождения от уплаты ввозных пошлин и сборов либо возвращения ранее уплаченных ввозных пошлин и сборов.

41. Норма. Путешественники вправе вывозить товары для коммерческих целей при условии соблюдения необходимых формальностей и уплаты любых взимаемых в этих случаях вывозных пошлин и сборов.

42. Норма. По требованию выезжающих из государства резидентов и в том случае, когда от принятия подобных мер зависит упрощение беспошлинного реимпорта указанных товаров, таможенные органы принимают меры, необходимые для идентификации определенных товаров.

Примечание: Обычно предпринимаемые в этих случаях меры заключаются в фиксировании необходимых для идентификации товаров деталей, либо регистрировании описания товаров, каких-либо знаков, номеров и других отметок, постоянно прикрепленных к товарам, либо прикреплении к товарам опознавательных знаков или печатей таможни.

43. Норма. В отношении личных вещей и личных транспортных средств, принадлежащих резидентам соответствующей страны, процедура временного вывоза по таможенным документам применяется не иначе, как в исключительных случаях.

44. Норма. Любая выданная нерезидентом гарантия в отношении товаров, допущенных к временному ввозу, прекращает свое действие в момент реэкспорта товаров независимо от того, в каком учреждении таможни оформлен реэкспорт.

45. Рекомендуемая практика. В том случае, когда гарантия выдается путем депозита наличных денег, необходимо предусмотреть возврат депозита в том учреждении таможни, в котором оформляется реэкспорт, даже если ввоз товаров был оформлен в другом учреждении таможни.

Транзитные пассажиры

46. Норма. По отношению к транзитным пассажирам, которые не покидают специально отведенных для них мест, не проводится какой-либо таможенный контроль.

Примечание: Это условие не исключает установление таможенными органами общего наблюдения за местами, отведенными для транзитных пассажиров, а также принятие любых необходимых при подозрении нарушения таможенных правил мер.

47. Норма. Таможенные органы обеспечивают своевременное предоставление любому заинтересованному лицу всей необходимой информации о таможенных льготах, которыми пользуются путешественники.

48. Норма. По требованию путешественников до откезда из государства или, по возможности, во время путешествия им предоставляется любая информация относительно освобождения путешественников от уплаты пошлин и сборов либо от выполнения таможенных формальностей.

Примечания.

1. Указанная информация может быть предоставлена путешественникам как на морских и воздушных судах, так и на международных поездах.

2. Указанная информация может быть также доведена до сведения путешественников в форме брошюр либо в пунктах прибытия или отправления.

49. Рекомендуемая практика. Информация о таможенных льготах, предоставляемых путешественникам, печатается на официальном языке/языках соответствующего государства и на любом другом языке, использование которого представляется желательным.

Положение о двухкоридорной системе таможенного оформления
путешественников и багажа, прибывающих по воздуху

Двухкоридорная система, или система красного и зеленого коридоров, представляет собой упрощенный вид таможенного контроля, который позволяет таможенным органам увеличить проходимость пассажирского потока в международных аэропортах и успешно обслуживать растущее число пассажиров без снижения эффективности контроля и увеличения численности таможенного персонала. Этот вид контроля может сопровождаться и другими видами контроля, например валютным, помимо тех случаев, когда необходима полная проверка пассажиров и их багажа.

Двухкоридорная система действует следующим образом.

1. При использовании этой системы пассажирам предоставляется право выбирать между двумя видами коридоров:

а) один (зеленый) коридор для пассажиров, которые не имеют при себе каких-либо вещей либо провозят товары, провоз которых производится без взимания ввозных пошлин и сборов и на которые не распространяются ввозные запреты и ограничения;

b) другой (красный) коридор - для остальных пассажиров.

2. Каждый коридор должен быть ясно и особо обозначен с тем, чтобы пассажиры легко могли сделать выбор между ними. Основными отличительными знаками являются:

а) для коридора, упоминаемого в 1(а), правильный восьмиугольник зеленого цвета с надписью "Nothing to declare" ("Rien а declarer");

b) для коридора, упоминаемого в 1(b), квадрат красного цвета с надписью "Goods to declare" ("Marchandises а declarer").

Кроме того, коридоры должны быть обозначены надписями, в которые входит слово "Customs" ("Douane").

3. Надписи, указанные в пункте 2, выполняются на английском и/или французском языках и на любом другом языке/языках, использование которых в соответствующем аэропорту представляется желательным.

4. Для правильного выбора между двумя коридорами необходимо обеспечить достаточно хорошее информирование пассажиров. В этих целях важно, чтобы:

а) пассажиры получили сведения о работе системы, а также описание и сведения о количестве товаров, которые они вправе провозить через зеленый коридор. Подобное уведомление может быть сделано как посредством развешивания объявлений и установки информационных табло, так и выдачи листовок, которые доступны широкой публике либо в аэропорту, либо распространяются через туристические агентства, авиакомпании или другие заинтересованные организации;

b) путь к коридорам ясно обозначался указателями.

5. Коридоры располагаются за пределами места сдачи багажа таким образом, чтобы в момент выбора коридора пассажиры имели весь свой багаж при себе. Более того, коридоры должны быть расположены так, чтобы путь пассажиров с места сдачи багажа к выходу из аэропорта был как можно короче.

6. Расстояние между местом сдачи багажа и входами в коридоры должно быть достаточным для того, чтобы пассажиры могли выбрать коридор и проследовать в него без создания пробок.

7. Пассажиры, выбравшие зеленый коридор, не обязаны выполнять какие-либо иные таможенные формальности, кроме случаев проведения по отношению к ним выборочной проверки; пассажиры в красном коридоре проходят все формальности, требуемые таможенными органами.

Положение о двухкоридорной системе таможенного
оформления пассажиров, багажа и транспортных
средств, прибывающих морем

Двухкоридорная система, или система красного и зеленого коридоров, представляет собой упрощенный вид таможенного контроля и может быть использована в связи с таможенным оформлением пассажиров, багажа и транспортных средств, прибывающих морем. Данная система предназначена, в частности, для контроля пассажиров, совершающих короткие морские путешествия, как, например, при регулярных паромных перевозках. Система способствует повышению проходимости пассажирского потока в международных морских портах и успешному обслуживанию растущего числа пассажиров без снижения эффективности контроля и увеличения численности таможенного персонала. Этот вид контроля может сопровождаться и другими видами контроля, например валютным и контролем за наличием международных страховых автосвидетельств, помимо тех случаев, когда необходимо проведение полной проверки пассажиров, их багажа и транспортных средств.

Двухкоридорная система действует следующим образом.

1. При использовании данной системы независимо от того, путешествуют ли пассажиры в собственном транспортном средстве или пет, пассажирам предоставляется право выбирать между двумя видами коридоров:

а) один (зеленый) коридор для пассажиров, не имеющих при себе каких-либо вещей или провозящих товары, провоз которых освобождается от взимания ввозных пошлин и сборов и на которые не распространяются ввозные запреты и ограничения;

b) другой (красный) коридор - для остальных пассажиров.

2. Каждый коридор должен быть ясно и особо обозначен таким образом, чтобы пассажиры легко могли сделать выбор между ними. Основными отличительными знаками являются:

а) для коридора, описанного в 1(а), правильный восьмиугольник зеленого цвета с надписью "Nothing to declare" ("Rien а declarer");

b) для коридора, описанного в 1(b), квадрат красного цвета с надписью "Goods to declare" ("Marchandises а declarer").

Кроме того, коридоры обозначаются надписями, в которые входит слово "Customs" ("Douane").

3. Надписи, указанные в пункте 2, выполняются на английском и/или французском языках и на любом другом языке/языках, использование которых представляется необходимым.

4. В том случае, когда пассажиры путешествуют в собственном транспортном средстве и когда в результате применения данной процедуры проходимость транспорта по соответствующим рядам будет ускорена, а процедура таможенного оформления - облегчена, водитель каждого автотранспортного средства снабжается красной или зеленой наклейкой с обозначениями, указанными в пункте 2 (а) и (b); на лобовое стекло транспортного средства помещается:

а) зеленая наклейка в том случае, когда и автотранспортное средство, и любой находящийся в нем предмет, включая вещи, принадлежащие или перевозимые находящимися в транспортном средстве пассажирами, допускаются к ввозу без прохождения таможенных формальностей, а также на них не распространяются ввозные запреты и ограничения; либо

b) красная наклейка в остальных случаях.

5. Для обеспечения правильного выбора между двумя коридорами и соответственно между использованием красной или зеленой наклейки необходимо обеспечить достаточно хорошее информирование пассажиров. В этих целях важно, чтобы:

а) пассажиры получили сведения о работе системы, описания и сведения о количестве товаров, которые они вправе провозить через зеленый коридор. Соответствующее уведомление может быть сделано либо посредством размещения объявлений и установки информационных табло в морском порту, либо распространением листовок, доступных широкой публике в порту посадки, на борту корабля или распространяемых туристическими агентствами, судоходными компаниями и другими заинтересованными организациями;

b) при использовании красных и зеленых наклеек, описанных в пункте 4, водитель каждого транспортного средства снабжается наклейками до прибытия в порт назначения;

с) путь к коридорам ясно обозначается указателями.

6. Коридоры располагаются за пределами места сдачи багажа таким образом, чтобы в момент выбора коридора пассажиры имели весь свой багаж при себе. Более того, коридоры располагаются так, чтобы путь пассажиров к выходу из морского порта был как можно короче.

7. Расстояние между кораблем или местом сдачи багажа и входами в коридоры должно быть достаточным для того, чтобы пассажиры могли выбрать коридор и пройти в него без создания пробок.

8. Пассажиры, выбравшие зеленый коридор, не обязаны выполнять иные таможенные формальности, кроме случаев проведения по отношению к ним выборочной проверки; в красном коридоре пассажиры выполняют все формальности, требуемые таможенными органами.

9. Система одного ряда, в соответствии с которой транспортные средства с красной наклейкой или подлежащие выборочной проверке направляются в специально отведенные места, рассматривается отвечающей требованиям двухкоридорной системы.

Положение о таможенном оформлении зарегистрированного
багажа, перевозимого по железной дороге

Эффективное и быстрое оформление зарегистрированного багажа, перевозимого по железной дороге, может быть обеспечено соблюдением следующих положений.

1. При регистрации багажа на железной дороге пассажиры в целях ускорения прохождения таможенных формальностей вправе декларировать багаж в форме приложения (или в надлежаще принятой к применению адаптированной форме).

2. Таможенные органы обеспечивают предоставление действительных льгот тем лицам, которые используют письменную форму декларации, тем самым поощряя пассажиров к использованию такой процедуры оформления, которая предоставляла бы больше гарантий таможенным органам.

3. Органы железной дороги предоставляют декларацию таможенным органам страны отправления и назначения в том случае, когда это является необходимым.

4. Письменная декларация рассматривается в качестве замены и обладает той же юридической силой, что и обычно требуемая от пассажиров декларация.

5. Таможенные органы воздерживаются, насколько это возможно, от досмотра содержимого багажа, указанного в письменной декларации.

6. Таможенные органы прилагают усилия к тому, чтобы по возможности больше зарегистрированного багажа, указанного в письменной декларации и не подлежащего досмотру или иного рода проверкам, было выпущено немедленно после пересечения границы в целях скорейшего предоставления его железной дороге для провоза к месту назначения.

7. В том случае, когда багаж выбран таможенными органами для досмотра или иного рода проверок, необходимо обеспечить проведение такого досмотра или проверок в ближайшем к месту назначения пассажира учреждении таможни. В этих целях на проведение таможенного оформления зарегистрированного багажа уполномочивается по возможности наибольшее число таможенных учреждений.

8. Багаж задерживается на границе только в исключительных случаях, в частности при совершении правонарушения либо при наличии серьезных оснований подозревать совершение обманных действий.

9. Таможенные органы вправе принимать любые контрольные меры, которые они посчитают необходимыми, для предотвращения злоупотреблений.

10. В целях облегчения возвращения багажа пассажирам таможенные органы и железная дорога укрепляют сотрудничество, особенно в отношении установления часов, в течение которых багаж может пройти таможенное оформление.

11. Следует уделить внимание установлению ответственности железных дорог за проверку точности письменной декларации, особенно в тех случаях, когда запрос выпустить зарегистрированный багаж подается либо в то время, когда таможенное учреждение закрыто, либо на станции, где нет соответствующего учреждения таможни.

Борисов К.Г. Международный туризм и
право М.: Издательство "НИМП", 1999.