Какие проверки торговых организаций могут
проводить контролирующие органы Украины и
какие они имеют права
В настоящее время торговые предприятия все чаще подвергаются проверкам со стороны разных контролирующих органов. И это не случайно, так как они взаимодействуют не только с юридическими лицами и государственными структурами, но и с физическими лицами - потребителями реализуемых товаров. Это связано с тем, что предприятие, в основном, реализует товар за наличные средства; да и претензии со стороны потребителей тоже нередки. Поэтому контролирующих органов, уполномоченных на проверки таких предприятий, много, однако из их числа следует выделить налоговые органы и органы по защите прав потребителей.
К контролирующим органам, уполномоченным осуществлять проверку финансовохозяйственной деятельности предприятий, относятся:
1. Органы государственной налоговой службы Украины - в отношении уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды, неналоговых платежей.
2. Органы защиты прав потребителей - в отношении нарушения законодательства о защите прав потребителей по письменному заявлению потребителя.
3. Органы Пенсионного фонда Украины, Фонда социального страхования Украины - в отношении уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и сбора на обязательное социальное страхование.
4. Государственная служба борьбы с экономическими преступлениями (относится к системе МВД Украины) - в отношении преступлений в области экономики, фактов сокрытия прибыли от налогообложения, за которые предусмотрена уголовная ответственность (ст.148-2 Уголовного кодекса Украины). В соответствии с п.5 Положения о Государственной службе борьбы с экономической преступностью (утверждено постановлением КМУ N 510 от 05.07.93 г.) работники этого органа имеют право беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений, организаций, производить осмотр производственных и складских помещений, а также требовать проведения проверок и ревизий производственной и финансовой деятельности предприятий.
5. Среди контролирующих органов можно назвать также органы пожарного надзора и санитарной эпидемиологической службы. Однако их компетенция довольно узка и распространяется только на предприятия с особыми видами деятельности (например, на предприятия, деятельность которых связана с использованием биологических агентов, химического сырья, радиологических веществ).
Если ваше предприятие является субъектом внешнеэкономической деятельности, то к списку контролирующих органов прибавьте:
6. Таможенные органы - в отношении уплаты ввозной таможенной пошлины, акцизного сбора и НДС при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения ими границы.
Если ваше предприятие использует в обороте средства бюджетных займов, то и:
7. Органы государственного казначейства, государственной контрольноревизионной службы - в отношении бюджетных займов, иных займов и кредитов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотаций, субсидий, ассигнований, средств внебюджетных фондов.
В приведенном перечне под цифрами 1, 3, 6, 7 указаны органы, имеющие право осуществлять не только осмотры помещений, проверку качества товаров, но и документальные проверки.
Давайте ознакомимся с видами проверок, которым может быть подвергнуто ваше предприятие.
Остановимся на первых двух контролирующих органах: государственной налоговой службы и защиты прав потребителей.
Органы государственной налоговой службы Украины
В соответствии с ч.1 п.1 ст.11 Закона (1) органам налоговой службы предоставлено право осуществлять проверки:
- денежных документов;
- бухгалтерских книг, отчетов; смет, деклараций;
- товарно-кассовых книг, показателей ЭККА и компьютерных систем, применяемых для расчетов за наличные с потребителями;
- других документов независимо от способа предоставления информации, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей;
- наличия свидетельств о государственной регистрации у субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий, патентов и т.п.) на ее осуществление.
В соответствии с Указом (2) проводятся следующие виды проверок:
- плановые - т.е. проверки финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренные в плане работы контролирующего органа. Они проводятся в соответствии с Порядком (4) по месту нахождения проверяемой организации или объекта собственности не чаще одного раза в год по утвержденным национальным, региональным и местным планам.
В соответствии с п.1 Порядка (4) плановые выездные проверки проводятся всеми контролирующими органами одновременно, и лишь при невозможности в разные дни.
Следует отметить, что под плановой проверкой понимается проверка по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом последнее уведомляется о проведении проверки не позднее, чем за 10 календарных дней до ее начала;
- внеплановые - проверки, не предусмотренные в планах работы контролирующего органа и проводимые лишь при наличии конкретных обстоятельств, как: выявленные нарушения законодательства, недостоверные данные в отчетности, непредоставление документов отчётности, обжалование налогоплательщиком результатов плановой проверки, проверка полученных данных от контрагента предприятия, реорганизация или ликвидация предприятия;
- повторные - проверки, проводимые вышестоящим контролирующим органом в отношении достоверности заключений проведенной на предприятии проверки подчиненным ему подразделением;
- по инициативе субъекта предпринимательской деятельности;
- проводимые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Следует обратить внимание на сроки проведения проверки. Срок проведения плановой выездной проверки не должен превышать 30 рабочих дней, а на предприятиях с годовым совокупным валовым доходом 20 млн. гривен и более может превышать 30 рабочих дней (п.2 Порядка (4)).
Оперативные проверки предусмотрены Порядком (3) и проводятся по следующим вопросам:
- соблюдение установленного порядка расчетов с потребителями за наличность с использованием ЭККА и товарно-кассовых книг;
- денежных документов;
- лимитов наличности в кассах и её использование при расчетах за товары, работы, услуги;
- наличия свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий, торговых патентов, других специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности и марок акцизного сбора;
- обследования любых производственных, складских, торговых и других помещений, которые используются как юридический адрес предприятия или для получения доходов;
- уплаты налога с рекламы, сбора за парковку автотранспорта, рыночного сбора, курортного сбора, сбора за размещение объектов торговли и иным вопросам в соответствии с законодательством.
Интересно, что по смыслу Порядка(3)оперативная проверка должна содержать в себе элемент неожиданности и непредсказуемости. Однако в соответствии с абз.1 раздела 3 Порядка, она проводится по "отдельным планам" в составе не менее двух должностных лиц "при наличии у них служебных удостоверений, личных знаков и удостоверения на право проверки объектов, расположенных на конкретной территории, в котором название конкретных объектов проверки указывать не обязательно", а что же тогда планируется? А это значит, что в любой момент к вам в магазин может явиться некто, кто впоследствии достанет, как говорится, из рукава удостоверение и поставит вас в известность, что у вас проводится оперативная проверка.
Проведение оперативной проверки может начинаться:
- с фиксации служебным лицом налоговой службы факта закупки потребителем товара (заказа, получения услуги);
- с негласной контрольной закупки товара (заказа, получения услуги);
- с проверки других вопросов соблюдения требований налогового законодательства.
Контрольный заказ (получение услуги) осуществляется служебным лицом государственной налоговой службы в особых случаях по письменному разрешению руководителя соответствующего органа государственной налоговой службы (абз.4 разд.3 Порядка (3)).
Чтобы обеспечить максимальную защиту своих прав в случае проведения оперативной проверки, необходимо четко уяснить некоторые особенности её проведения и фиксации результатов.
Во-первых, должностных лиц государственной налоговой инспекции должно быть не менее двух и они должны иметь удостоверение на проверку объектов, расположенных на конкретной территории.
Во-вторых, передача (оформление, предоставление) товара (услуги), проведения денежного расчета и выдачи кассового (товарного) чека или другого документа, удостоверяющего факт продажи товара (заказа, предоставления услуги), могут повлечь фиксацию допущенных нарушений предприятием, если они проведены материально ответственным лицом этого предприятия. В случае, если это лицо не материально ответственно, то по смыслу абз.5, 6 раздела 3 Порядка (3), речь может идти о нарушениях со стороны отдельного работника.
В-третьих, товары, которые получены при контрольной закупке, должны оставаться на месте (на прилавке, в узле расчета и др.). В случае необходимости товары могут быть перенесены для пересчета их количества (перевешивания, перемеривания) в другое место только в присутствии материально ответственного лица предприятия, осуществившего их продажу, и, при возможности, руководителя или лица, которое его замещает. Поэтому если работник, проводящий оперативную проверку, получив товар, вышел с ним из магазина, не привлекая к своим действиям свидетелей, его действия становятся более чем оспариваемыми.
В-четвертых, факты проведения проверки служебное лицо органа государственной налоговой службы оформляет актом оперативной проверки, в котором излагаются нарушения с обоснованием нарушенных норм законодательных и нормативных актов с указанием их конкретных пунктов и статей. Содержание нарушения излагается объективно, вместе со всеми обстоятельствами, способствовавшими нарушению, а факт нарушения - аргументировано, доказательно, обоснованно. Представляется, что акт должен быть составлен в любом случае независимо от наличия либо отсутствия нарушений.
Интересно то, что абз.3 раздела 4 Порядка (3) предусматривает возможность недопуска к проверке. Но при проведении оперативной проверки не допустить проверяющего практически невозможно, так как проверяющие приходят к вам без служебной формы, и о том, что эта закупка была "контрольной", вы узнаете уже в процессе фиксации ее результатов.
В процессе проведения проверки инспектор может попросить у вас предоставить финансовую и бухгалтерскую документацию только касательно этой проверки, а не вообще всех первичных документов. При этом помните, Законом (1) налоговикам предоставлено право получать безвозмездно копии документов. А вот арестовывать директора либо главного бухгалтера они никак не могут, так как делается это в случае обнаружения состава преступления, предусмотренного УК, да и то с санкции соответствующих органов, а налоговая милиция является лишь органом дознания.
По результатам оперативной проверки составляется акт проверки в двух экземплярах и подписывается должностными лицами, которые проводили оперативную проверку, а также руководителем или его заместителем, а в случае их отсутствия - материально ответственным лицом предприятия. При подписании акта можно изложить свои несогласия с результатами проверки, приложить соответствующее обоснование либо замечания.
Первый экземпляр акта остается у служебного лица государственной налоговой службы, проводившей проверку, а второй - у руководителя или лица, его замещающего, а в случае их отсутствия - материально ответственного лица проверяемого субъекта предпринимательской деятельности.
В случае установления факта нарушения руководитель предприятия уведомляется о дате рассмотрения материалов проверки в ГНИ.
По результатам рассмотрения могут быть приняты следующие решения:
- при нарушениях налогового законодательства - о применении и взыскании финансовых санкции;
- при совершении административного нарушения - о наложении административного взыскания в виде штрафа.
Применение финансовых санкций осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке применения и взыскания финансовых санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом ГНАУ от 20.04.95 г. N 28, с изменениями и дополнениями. Поэтому в случае несогласия с выводами налоговых органов вы имеете право обжаловать решение в установленном порядке. В этом случае напоминаю, что у вас есть 10 дней с момента принятия решения на его добровольное исполнение и это время вы можете потратить на его обжалование. К тому же, в соответствии со ст.ст.66, 67 Арбитражного процессуального кодекса Украины рекомендую обратиться в суд с ходатайством об обеспечении иска с целью приостановления действия решения ГНИ до вынесения решения арбитражным судом.
Очень часто задают вопрос, а могут ли представители налоговой инспекции (милиции) после обследования магазина направиться с обыском на дом к директору или главному бухгалтеру. Нет, не могут. В соответствии со ст.ст.21, 22 Закона (1) и ст.11 Закона Украины "О милиции" обыски в жилище граждан производятся в рамках уголовного производства с целью "преследования преступника или прекращения преступления". Представители налоговых органов имеют право входить в жилые помещения граждан, если эти помещения используются для занятия предпринимательской деятельность.
В любом случае помните, что Конституция Украины охраняет ваше право на неприкосновенность жилища и личную неприкосновенность, если вдруг вас решат ещё и обыскать. Поэтому не стоит сразу выворачивать карманы и вести инспектора к себе домой.
Органы защиты прав потребителей
Основные положения относительно защиты прав потребителей, а также прав и полномочий контролирующих органов изложены в Законе (5). Основным органом по защите прав потребителей является Государственный комитет Украини по делам защиты прав потребителей и его органы в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, которые имеют следующие права согласно ст.5 Закона (5):
1) давать хозяйствующим субъектам обязательные для выполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей;
2) осуществлять проверки предприятий, в том числе входить беспрепятственно и обследовать в соответствии с законодательством любые производственные, складские, торговые и прочие помещения этих хозяйствующих субъектов;
3) отбирать образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества на месте или проведение независимой экспертизы в соответствующих лабораториях (см. также Порядок (6));
4) получать от проверяемых хозяйствующих субъектов бесплатно необходимые нормативные документы и прочие сведения, которые характеризуют качество товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий;
5) прекращать отгрузку и реализацию товаров, которые не отвечают требованиям нормативных документов, - до устранения хозяйствующими субъектами выявленных недостатков (см. также Положение (10));
6) запрещать реализацию потребителям товаров, выполнение работ, предоставление услуг (см. также Положение (10));
7) принимать решение:
- о прекращении в сфере торговли, общественного питания и услуг продажи и производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг, которые не отвечают требованиям нормативных документов, - до устранения выявленных недостатков (см. также Положение (10));
- о временном прекращении деятельности предприятий торговли (секций, отделов), общественного питания, сферы услуг, которые систематически реализуют недоброкачественные товары, нарушают правила торговли и предоставления услуг, условия сохранения и транспортировки товаров, - до устранения выявленных недостатков (см. также Положение (8));
8) опломбировывать производственные, складские, торговые и прочие помещения, а также ненадлежащие измерительные приборы, с помощью которых осуществляется обслуживание потребителей, с последующим уведомлением органов государственной метрологической службы Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации для проведения проверочных работ и распломбирования;
9) изымать некачественные товары, документы, иные предметы, которые свидетельствуют о нарушении прав потребителей (см. также Положение (9));
10) подавать в суд иски относительно защиты прав потребителей;
11) передавать материалы проверок на действии лиц, которые содержат признаки преступления, органам дознания или предыдущего следствия;
12) налагать на виновные лица в случаях, предусмотренных законодательством, административные и иные взыскания.
Рассмотрим порядок проведения органами защиты прав потребителей на предприятиях сферы торговли, общественного питания и услуг контрольных (негласных) проверок и закупок. В соответствии с Порядком (7) контрольная проверка проводится с целью установления соответствия полученной продавцом (исполнителем) платы за реализованный товар (предоставленную услугу) настоящей его стоимости.
Контрольная проверка может проводиться путем (п.4 Порядка (7)):
- проверки должностным лицом органа защиты прав потребителей настоящей стоимости товара (услуги), который реализован потребителю, после окончательного расчета с продавцом;
- проверки подготовленных для продажи товаров, предварительно расфасованных проверяемым хозяйствующим субъектом.
Объявление о контрольной проверке проводится должностным лицом сразу после передачи продавцом (исполнителем) товара (услуги), проведения денежного расчета и выдачи кассового (товарного) чека или иного документа, удостоверяющего факт продажи товара/услуги, а если расчетный документ продавцом не выдан - после денежного расчета. Товар по возможности должен оставаться на месте торговли, но в случае необходимости может быть перемещен для перемеривания, но в присутствии продавца.
Проверка фактического количества товара проводится путем его пересчета, а меры, массы и объема - перевеса (перемеривания) измерительными приборами и иными способами измерения.
Проверка качественных показателей (по сорту, компонентам, комплектности) товара осуществляется органолептическим методом, в случае необходимости отбираются в установленном порядке его образцы (пробы) для проверки их качества, за результатом которой принимается соответствующее решение.
Проверка цен (тарифов) на товары (услуги) проводится путем определения:
- соответствия цен (тарифов) прейскурантам (калькуляционной карточке и т.п.);
- правильности обоснования цен (тарифов) и соблюдения нормативных актов относительно ценообразования;
- достоверности предоставленной потребителям информации о ценах (тарифах) на товары (услуги), правильности применения цен при продаже товаров.
Проверка расчета настоящей стоимости закупленных для контроля товаров (заказанных, предоставленных услуг) осуществляется путем определения правильности денежных расчетов и подсчета суммы фактической стоимости всех закупленных товаров (предоставленных услуг).
Порядком (7) определены процедура и последовательность проведения контрольной проверки (п.8). По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. Акт подписывается должностным лицом, проводившим контрольную проверку, а также продавцом (исполнителем) и представителем хозяйствующего субъекта в случае его присутствия во время проверки. Первый экземпляр остается у должностного лица, второй - у продавца (исполнителя) или представителя хозяйствующего субъекта. При подписании акта могут быть изложены свои замечания относительно правильности проведения проверки, обоснования несогласия с ее результатами.
При этом следует помнить, что в случае выявления недостатков на любом этапе контрольной проверки должен быть составлен промежуточный акт, подписываемый непосредственно лицом, допустившим нарушение.
Как мы видим, органы защиты прав потребителей наделены весьма широкими полномочиями, однако в любом случае хозяйствующим субъектам (предприятиям, организациям, физическим лицам - предпринимателям), уверенным в своей правоте, следует помнить, что решение, принятое данными органами, может быть оспорено как в вышестоящем контролирующем органе, так и в судебном порядке.
Перечень нормативных документов, использованных в данной статье
Закон (1) - Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 04.12.90 г. N 509-XII, с изменениями и дополнениями.
Указ (2) - Указ Президента Украины N 817/98 от 23.07.98 г. "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности", с изменениями и дополнениями.
Порядок (3) - Порядок проведения оперативных проверок и рассмотрения материалов по ним, утвержденный Распоряжением ГНАУ N 272-р от 25.09.98 г.).
Порядок (4) - Порядок координации проведения плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами, утвержденный постановлением КМУ N 112 от 29.01.99 г.).
Закон (5) - Закон Украины "Защите прав потребителей" от 12.05.91 г. N 1023-XII, с изменениями и дополнениями.
Порядок (6) - Порядок отбора у хозяйствующих субъектов сферы торговли, общественного питания и услуг образцов товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих для проверки их качества, утвержденный постановлением КМУ N 215 от 02.04.94 г.).
Порядок (7) - Порядок проведения контрольной проверки правильности расчетов с потребителями за оказанные услуги и реализованные товары, утвержденный постановлением КМУ N 215 от 02.04.94 г.).
Положение (8) - Положение о порядке временного приостановления деятельности предприятий сферы торговли, общ. питания и услуг, которые систематически реализуют недоброкачественные товары, нарушают правила торговли и предоставления услуг, условия хранения и транспортировки товаров, утвержденное постановлением Верховной Рады Украины N 26/95-ВР от 25.01.95 г.).
Положение (9) - Положение о порядке изъятия некачественных товаров, документов и других предметов, свидетельствующих о нарушении прав потребителей, утвержденное постановлением Верховной Рады Украины N 26/95- ВР от 25.01.95 г.).
Положение (10) - Положение о порядке приостановления (запрета) хозяйствующими субъектами отгрузки, реализации (продажи) и производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг, которые не отвечают требованиям нормативных актов, утвержденное постановлением Верховной Рады Украины N 26/95-ВР от 25.01.95 г.).
"Все о бухгалтерском учете" N 108 (533) от 20 ноября 2000 г.
