Комментарий к Закону Украины N 1981-III от 21.09.2000 г.
Новые составы уголовных преступлений
Комментируемым Законом Украины (далее - Закон о завладении транспортом) внесены изменения в Уголовный кодекс Украины, Уголовно-процессуальный кодекс Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях. Одна из особенностей комментируемого Закона о завладении транспортом видится в том, что с его принятием получает подтверждение тенденция приведения карательного законодательства в соответствие с реалиями нашей жизни.
Уголовный кодекс Украины (далее - УК Украины). Законом о завладении транспортом дана новая редакция названия и текста ст.215 УК Украины. Ныне эта статья имеет название "Незаконное завладение транспортным средством" (ранее - "Угон транспортных средств"). Рассматриваемая статья предусматривала уголовную ответственность за угон, то есть за умышленное, без цели хищения завладение чужим транспортным средством и поездку на нем. Ее практическое применение позволяло угонщику уходить от уголовной ответственности за кражу транспортного средства, если следственные и судебные органы не имели возможности доказать наличие у него умысла на хищение. Теперь существующее положение коренным образом изменилось: с 24.10.2000 г. УК Украины не имеет статьи, предусматривающей уголовную ответственность за угон транспортных средств (предусмотрена уголовная ответственность только за угон железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта - ст.217 УК Украины).
Новая редакция статьи 215 УК Украины, как видно из ее названия, предусматривает уголовную ответственность за незаконное завладение транспортным средством независимо от цели завладения - покататься, украсть, оставив себе, продав или разобрав на запасные части, и т.д. Она содержит определение термина "незаконное завладение транспортным средством". Это совершенное умышленно, с любой целью противоправное изъятие любым способом транспортного средства у собственника или пользователя вопреки их воле.
Весьма характерным является содержащееся в статье определение термина "повторности" рассматриваемого преступления: это не только повторное незаконное завладение транспортным средством, но и совершение ранее практически любого корыстного преступления - от бандитизма, преступлений против государственной, коллективной и индивидуальной собственности до хищения оружия, радиоактивных материалов и прекурсоров (химических материалов и их солей, используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ).
Уголовная ответственность за незаконное завладение транспортным средством строго дифференцирована как по лицам, совершившим предусмотренное комментируемой статьей преступление, так и по квалифицирующим признакам. В целом в зависимости от лиц и квалифицирующих признаков преступления мера уголовной ответственности предусмотрена:
-минимальная - штраф в размере от тысячи до тысячи двухсот не облагаемых подоходным налогом минимумов доходов граждан (от 17тыс.грн. до 20 тыс. 400 грн.) с обязательной конфискацией имущества;
- максимальная - лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет опять-таки с обязательной конфискацией имущества.
Внесение Законом о завладении транспортом изменений и дополнений в ряд статей Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Украины однозначно свидетельствует о том, что незаконное завладение транспортным средством отныне законодательно отнесено к категории особо опасных преступлений.
Кроме новой редакции ст.215 УК Украины, Законом о завладении транспортом в Уголовный кодекс Украины введена новая статья 194-1 "Уничтожение, подделка или замена номеров узлов и агрегатов транспортно го средства". Ранее УК Украины не содержал такого состава преступления и у правоохранительных органов в целом не было правовых оснований для привлечения к уголовной или административной ответственности лиц, уничтожавших, подделывавших или заменявших идентификационные номера узлов и агрегатов транспортных средств.
Вновь введенная в УК Украины ст.194-1 содержит исчерпывающий перечень узлов и агрегатов транспортных средств, имеющих идентификационные номера. Это - двигатели, шасси и кузова. Статьей предусмотрены следующие самостоятельные составы преступлений:
-уничтожение идентификационных номеров узлов и агрегатов транспортных средств;
- подделка идентификационных номеров узлов и агрегатов транспортных средств;
- замена идентификационных номеров узлов и агрегатов транспортных средств;
- замена без разрешения соответствующих органов государственной власти (?) номерной детали с идентификационным номером транспортного средства.
За совершение любого из указанных преступлений предусмотрена уголовная ответственность в виде:
- или лишения свободы на срок от двух до трех лет с обязательной конфискацией имущества;
- или штрафа от пятисот до семисот не облагаемых подоходным налогом минимумов доходов граждан (от 8 тыс. 500 грн. до 11 тыс. 900 грн.) также с обязательной конфискацией имущества.
Кроме того, совершение одного из предусмотренных ст.194-1 УК Украины и перечисленных выше преступлений (или всех вместе) повторно или же группой лиц по предварительному сговору влечет за собой уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет с обязательной конфискацией имущества.
Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее - КоАП Украины). Законом о транспортных средствах внесено изменение в ст.121-1 КоАП Украины. Эта статья помещена в главе 10 "Административные правонарушения на транспорте, в отрасли дорожного хозяйства и связи". Статья 121 КоАП Украины предусматривает административную ответственность водителей за эксплуатацию транспортных средств, номера агрегатов которых:
- или не соответствуют записям в регистрационных документах;
- или были подделаны;
- или уничтожены.
По мнению редакции, ст.121-1 КоАП Украины в правовом плане прописана крайне невнятно. Субъектом указанных правонарушений является водитель. Но ни один нормативный документ не обязывает и не может обязывать водителей, работающих по найму или же эксплуатирующих транспортные средства по доверенности, проводить проверку, а тем паче экспертизу номерных агрегатов эксплуатируемых ими транспортных средств. Административную ответственность за предусмотренные ст.121-1 КоАП Украины правонарушения может нести собственник или владелец транспортного средства. Но привлечь его к административной ответственности невозможно, ибо статья этого не предусматривает. Но если бы даже ст.121-1 КоАП Украины определила субъектом предусмотренных ею правонарушений собственника или владельца транспортного средства, то и в таком случае на первое место стал бы вопрос: обязан ли собственник или владелец транспортного средства при приобретении такого средства или приобретении агрегатов для него проводить экспертизу на предмет установления подлинности номеров номерных агрегатов?
Ранее статья 121-1 КоАП Украины предусматривала административную ответственность только за подделку номеров агрегатов транспортных средств. Новая редакция ст.121-1 КоАП Украины исключила административную ответственность за указанное правонарушение. И с 24.10.2000 г. подделка номеров агрегатов транспортных средств влечет за собой исключительно уголовную ответственность.
"Все о бухгалтерском учете" N 102 (527) от 3 ноября 2000 г.
