Новые препятствия для водителей авто и их владельцев

"С целью усовершенствования деятельности Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел и обеспечения защиты интересов владельцев транспортных средств:". Такими словами начинается постановление Кабинета Министров Украины от 18 августа 2000 года N 1276 "О внесении изменений и дополнений в постановления Кабинета Министров Украины от 7 сентября 1998 г. N 1388 и от 31 декабря 1993 г. N 1094" (далее постановление).

В последнее время значительно увеличилось число владельцев транспортных средств. Автомобиль стал не только средством перемещения, но и для многих граждан Украины необходимым условием бытия. Такое положение вещей создало множество проблем как для работников ГАИ, так и для автолюбителей и транспортных хозяйств. Поэтому все ждали выхода постановления (слухи о нем ходили давно). А когда постановление вышло в свет, его содержание мало свидетельствовало о том, на что оно направлялось, - на усовершенствование деятельности ГАИ и защиту интересов автолюбителей. Но обо всем по порядку.

Что это за документ - свидетельство
на право совместной собственности

Подпункт "б" пункта 2.1 Правил дорожного движения в редакции постановления звучит так: "Водитель должен иметь при себе регистрационный документ на транспортное средство (в случае отсутствия в транспортном средстве владельца - свидетельство на право совместной собственности)".

В ст.17 Закона Украины "О собственности" от 7 февраля 1991 N 697-XII, которая имеет название "Право совместной собственности граждан" указано, что имущество, приобретенное вследствие совместного труда граждан, которые объединились для совместной деятельности, является их совместной собственностью. То есть, два и более гражданина имеют право объединить свои денежные средства и приобрести в совместную собственность транспортное средство. Они будут являться совладельцами (у автомобиля юридически будет два или более владельцев). Кстати, такая возможность предусмотрена и самим КМУ в п.6 Правил государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок.

Вывод. Из вышесказанного получается, что ситуация, предусмотренная пп."б" п.2.1 Правил дорожного движения, - в случае отсутствия в транспортном средстве владельца водитель должен иметь свидетельство на право совместной собственности, не может возникнуть. Если водитель имеет свидетельство на право совместной собственности, то он является владельцем. Если же водитель - не владелец, то он не может иметь вышеупомянутый документ (который удостоверяет право собственности), ведь он только пользователь транспортного средства, находящегося в собственности другого (других) лица.

Какой документ должен иметь водитель-невладелец

До введения в действие обговариваемого постановления этот вопрос был четко урегулирован, а именно:

в подпункте "в" пункта 2 Правил дорожного движения указывается, что в случае отсутствия владельца транспортного средства водитель должен иметь при себе документ, подтверждающий право пользования и (или) распоряжения им. Такими документами были доверенность или генеральная доверенность.

С 01.10.2000 г., благодаря постановлению, начинает действовать новая редакция пп."в" п.2 Правил дорожного движения следующего содержания: "Водитель должен иметь при себе в случае установления на транспортных средствах специальных световых и (или) звуковых сигнальных устройств и размещения рекламы - разрешение или согласование, выданные Управлением Госавтоинспекции МВД Украины".

Но о содержании новой редакции пп."в" п.2 поговорим ниже, сейчас обратимся к нашему вопросу.

С 1 октября 2000 г. Правила дорожного движения уже не будут предусматривать, что невладелец транспортного средства должен иметь доверенность. Тогда что же?

В примечании к п.2.1 Правил дорожного движения с 1 октября 2000 г. вместо доверенности на право пользования и (или) распоряжения транспортным средством вводится понятие временный регистрационный талон. Непонятно его юридическая сущность. Можно допустить, что он является документом, удостоверяющим право на пользование транспортным средством водителяневладельца.

Статьей 19 Закона Украины "О собственности" установлено, что граждане имеют право передавать принадлежащее им имущество во временное пользование другим гражданам, а ст.16 Закона Украины "О дорожном движении" от 30.06.93 г. N 3353- XII указывает, что водитель может предоставить в установленном порядке право пользования и распоряжения частным транспортным средством другому лицу, которое имеет, соответственно, право на вождение.

Согласно Гражданскому кодексу Украины (ст.64 и 65), который является также законом, доверение права пользования и распоряжения транспортным средством осуществляется путем оформления доверенности (нотариально удостоверенной). Другой документ, который удостоверил бы передачу права пользования транспортным средством, законом не предусмотрен.

Мог ли КМУ изменять своим постановлением порядок оформления передачи права пользования или распоряжения, установленный законами?

В данном случае Кабинет Министров немного превысил свои полномочия и поступил несколько не осмотрительно. Это связано с тем, что ни один из подпунктов п.2.1 Правил дорожного движения в редакции постановления (см. приложение 1) не требует от водителя иметь при себе ни временный регистрационный талон, ни доверенность на право вождения. А это значит, что инспектор ГАИ не имеет законных оснований требовать предъявления этих документов водителем.

Кстати, все случаи, когда автомобиль могут доставить на штрафплощадку, приведены в приложении 2. Советуем вам просмотреть его внимательно для выяснения, могут ли ваш автомобиль изъять в случае отсутствия у водителя доверенности или разрешения на размещение рекламы, или страхового договора.

Украина - "клондайк" для воров автомобилей и незаконного импорта двигателей к ним

Это не пустые слова. В соответствии с постановлением п.38 Правил государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок дополнен абзацем одиннадцатым следующего содержания: "Перерегистрация транспортного средства в связи с заменой двигателя осуществляется в случае изменения типа двигателя, его веса, рабочего объема, мощности. Документы, подтверждающие законность приобретения двигателя, не требуются".

Во-первых, перерегистрация требуется только в случае изменения типа двигателя, его веса, рабочего объема и мощности. Если же эти параметры в вашем транспортном средстве не изменяются при замене двигателя, то вы вообще не должны уведомлять органы внутренних дел.

Во-вторых, если вышеуказанные параметры и будут изменяться, то вы спокойно можете поставить на свой автомобиль ворованный двигатель или двигатель, нелегально ввезенный в Украину из-за рубежа. Документы, подтверждающие законность приобретения двигателя, не требуется. Такую возможность подчеркивает постановление еще одним нововведением "в свидетельствах о регистрации транспортных средств идентификационный номер двигателя не указывается". В этом случае это немного опять же таки довольно неосмотрительное решение.???*

Решил разместить на своем автомобиле
рекламу - получи разрешение

Новая редакция пп."в" п.2.1 Правил дорожного движения указывает, что водитель при себе должен иметь разрешение или согласование, выданные Управлением Госавтоинспекции МВД Украины, в случае размещения рекламы на транспортном средстве. Не совсем понятно, что подразумевается авторами постановления под термином "реклама".

Обратимся к Закону. В соответствии с Законом Украины "О рекламе" от 3 июля 1996 г. N 270/96-ВР "реклама - специальная информация о средстве или продукции, которая распространяется в какой-либо форме и каким-либо способом с целью прямого или опосредованного получения прибыли".

Если же авторы постановления имели в виду именно это, тогда водителям наш совет: если вы решили нацепить на свой автомобиль небольшую наклейку "Pioner" "Я слушаю Gala-Radio" или знак UA, где внизу маленькими буквами красуется надпись "Mobil-1", обратитесь в Управление Госавтоинспекции МВД Украины для получения на это разрешения.

Мы не призываем водителей не получать таких разрешений, а только констатируем факт: даже если ваше транспортное средство будет все обклеено рекламой - привлечь к ответственности вас не могут. Причина этого отсутствие в законодательстве ответственности за такое нарушение, а поэтому в худшем случае вас могут только предупредить.???*

Водитель должен иметь договор страхования

Обращаем внимание водителей, что постановлением возобновлено действие пп."е" п.2.1 Правил дорожного движения. Теперь водитель при себе должен иметь договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Кстати, пп."е" изложен в новой редакции, что побуждает к размышлениям.

Давайте сравним старую и новую редакции пп."е".

Старая редакция - страховое свидетельство (полис, сертификат) о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Новая редакция - действующий договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Обратите внимание на выделенные слова. В старой редакции речь шла о полисе или сертификате, а в новой - о договоре.

А теперь давайте вспомним техосмотр 2000 года. Вместе с инспекторами на нем присутствовали и страховые агенты, которые предлагали добровольнопринудительно приобретать страховые полисы, при этом предлагали их за 11 грн., обещая, что осенью они будут стоить 80 гривен. Водители были вынуждены их приобрести. А сейчас, останавливая вас, инспектор ГАИ требует предъявить приобретенный во время технического осмотра договор страхования. Вы показываете страховой полис, а инспектор в ответ ссылается на ст.15 Закона Украины "О страховании" от 7 марта 1996 г. N 85/96-ВР, в которой указывается, что договор страхования - это письменное соглашение между страхователем и страховщиком, а также то, что договор страхования должен иметь название документа, название и адрес страховщика, ФИО или название страхователя и его адрес, указание объекта страхования, размер страховой суммы, перечень страховых случаев, определение размера тарифа, размер страховых взносов и сроки их уплаты, срок действия договора, порядок изменения и прекращения действия договора, права и обязанности сторон и ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора, другие условия с согласия сторон и подписи сторон. (Перечень, согласитесь, немалый, а страховой полис его ? имеет.) После чего инспектор может заявить, что вы не имеете именно того документа, который предусмотрен в пп."е" п.2.1 Правил дорожного движения.

Пусть простят меня авторы постановления, но именно такой вывод напрашивается из вышесказанного, потому что тогда зачем было изменять редакцию пп."е".

В этом случае возникает несогласование. Обратите внимание на ч.2 ст.17 Закона Украины "О страховании", которая гласит, что факт заключения договора страхования может удостоверяться страховым свидетельством (полисом, сертификатом), которое является формой договора страхования.

Поэтому водитель согласно пп."е" должен иметь при себе договор страхования или страховой полис, или сертификат.

Но... Кабинет Министров Украины опять забегает вперед. Даже если одного из вышеуказанных документов и не будет у водителя, то привлечь к ответственности его все равно невозможно. Причина? Ответственность водителя из-за отсутствия договора страхования действующим законодательством пока что не предусмотрена.???*

Имеешь 9 автомобилей - создай автохозяйство

Действительно, постановление защищает интересы владельцев транспортных средств. Часть 2 новой редакции пункта 23 Правил государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок обязывает юридических лиц, которые имеют больше 9 единиц транспортных средств в одном населенном пункте, создать автохозяйство.

Для его создания (открытия) юридическое лицо должно иметь огражденную территорию с местами для стоянки и хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Кроме того, руководитель такого юридического лица должен назначить руководителя автохозяйства и ввести должности специалистов по безопасности дорожного движения, ответственных за хранение, техническое обслуживание и эксплуатацию транспортных средств.

Ну, что же, хотя бы армия безработных немного уменьшится.

Подведем итог

Издать такое постановление - это половина работы. Необходимо разработать механизм реализации большинства его положений, а главное - заставить владельцев транспортных средств выполнять нововведения путем введения ответственности за невыполнение.

Напомним, что согласно Конституции Украины уголовная, гражданская, административная и дисциплинарная ответственность устанавливаются исключительно законами.

* ??? - знаки вопросов - это обращение к Кабинету Министров: неужели это обеспечение защиты прав владельцев транспортных средств.

Приложение 1. Новая редакция п.2.1 Правил дорожного движения

2.1. Водитель должен иметь при себе:

а) удостоверение на право вождения транспортного средства соответствующей категории и талон, прилагаемый к удостоверению;

б) регистрационный документ на транспортное средство (в случае отсутствия в транспортном средстве владельца - свидетельство на право совместной собственности);

в) в случае установления на транспортных средствах специальных световых и (или) звуковых сигнальных устройств и размещения рекламы - разрешение или согласование, выданные Управлением Госавтоинспекции МВД Украины;

г) в установленных законодательством Украины случаях дорожный (маршрутный) лист и документы на перевозимый груз;

д) лицензию или лицензионную карточку - для транспортных средств предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, если их деятельность связана с перевозкой и подлежит лицензированию;

е) действующий договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Примечание. Владелец транспортного средства, а также лицо, имеющее временный регистрационный талон, может передавать в свое присутствие управление транспортным средством другому лицу, которое имеет при себе удостоверение на право вождения транспортного средства соответствующей категории.

Приложение 2. Извлечение из Правил дорожного движения

31.7. Запрещается эксплуатация транспортного средства с доставкой на штрафную площадку в случае, когда:

а) транспортное средство не зарегистрировано в установленном порядке;

б) регистрационные документы на транспортное средство подделаны;

в) номер кузова, шасси или двигателя транспортного средства уничтожен, подделан или не соответствует записи в регистрационных документах;

г) имеется сообщение компетентного органа об угоне этого транспортного средства;

д) номерные знаки транспортного средства не сыоответствуют записи в регистрационных документах.