Сроки выплаты и порядок налогообложения дивидендов,
начисленных в пользу государства*
Мнение комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности (далее - Комитет), изложенно в письме от 23.03.2000 г. N 06-10/197. В чем же оно заключается? Прежде всего, сроки уплаты и порядок налогообложения дивидендов, выплачиваемых на акции (части, доли), принадлежащие государству, происходят в общепринятом** порядке. С точки зрения действующего законодательства, Комитет абсолютно прав. Однако, поступают звонки и письма, свидетельствующие о том, что представители некоторых налоговых инспекций так не считают. Рассмотрим их позицию.
* Мнение Комитета, изложенное в комментируемом письме, относится исключительно к хозяйственным обществам. Поэтому редакция, как и Комитет, приводит аргументы лишь по отношению к ним, поскольку Закон об обществах, приказ N 679 и т.д. распространяются только на хозяйственные общества, а не, например, на коллективные сельскохозяйственные, частные, государственные предприятия и т.д.
** За исключением случаев, предусмотренных пп.7.8.5 п.7.8. ст.7 Закона о прибыли.
1. Хозяйственные общества должны перечислять в бюджет всю сумму начисленных в пользу государства дивидендов.
При этом налог на дивиденды с этих сумм не удерживается, и поскольку в соответствии с Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 1998 год" от ЗО.12.97 г. N 796/97-ВР, Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 1999 год" от 31.12.98 г. N 378-XIV, Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2000 год" от 17.02.2000 г. N1458-111 предусмотрено: "дивиденды (доход), начисленные на акции (части, доли) хозяйственных обществ, которые находятся в государственной собственности", поступают в доходную часть бюджета в полном объеме.
2. Сроки уплаты таких дивидендов в бюджет определяются исходя из п.6 Порядка контроля за начислением дивидендов, полученных от акций (частей, паев) хозяйственных обществ, находящихся в государственной собственности, утвержденного приказом фонда государственного имущества Украины от 07.04.98 г. N 679 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 15.05.98 г. под N 324/2764 (далее - приказ N 679), и согласно ему составляют всего 5 дней с момента принятия решения о выплате дивидендов.
Комитет приводит убедительные доводы, показывающие всю несостоятельность данной позиции. Редакция же, наряду с аргументами Комитета, приведет свои.
1. В Законе о прибыли не делается никаких исключений относительно порядка налогообложения дивидендов в зависимости оттого, кому они начисляются. Даже имея большое воображение, невозможно найти ни одной зацепки для освобождения предприятий-эмитентов от уплаты налога на дивиденды. Ссылки же налоговиков на законы о госбюджете хотя и понятны***, но безосновательны, так как ст.28 Закона Украины "О бюджетной системе Украины" от 05.12.90 г. N 512-X11 предусмотрено:
"Закон о Государственном бюджете Украины не может устанавливать новые, изменять или отменять действующие налоги, сборы, прочие обязательные платежи, вносить изменения в действующее законодательство. В случае необходимости изменения или дополнения вносятся вначале в соответствующие законы".
*** Поскольку сумма уплаченного налога на дивиденды уменьшает размер начисленных налоговых обязательств по налогу на прибыль в соответствии с пп.7.8.3, пп.7.8.4. Закона о прибыли, а суммы дивидендов, полностью перечисленные в бюджет, - нет.
Кроме того, поскольку налог на дивиденды является разновидностью налога на прибыль (п.1.29 ст.1 Закона о прибыли), то на него также распространяется действие статьи 15 Закона о прибыли. А согласно указанной статье: "ставки налога на прибыль, льготы по налогу, объект налогообложения, порядок исчисления налогооблагаемой прибыли, сроки и порядок уплаты... могут устанавливаться и изменяться только путем внесений изменений в этот Закон".
В связи с тем что подобные поправки законодатели не вносили, налогообложение дивидендов, выплачиваемых в пользу государства, производится согласно п.7.8 ст.7 Закона о прибыли (в размере 30% от суммы начисленных дивидендов).
2. Что касается сроков выплаты дивидендов, то хозяйственным обществам, по мнению автора, не всегда следует руководствоваться приказом N 679, так как государство является обычным акционером, на которого распространяются права и обязанности, оговоренные Законом Украины "О хозяйственных обществах" от 19.09.91 г. N 1576-X11 (далее - Закон об обществах). Следовательно, в тех случаях, когда государство не имеет полного контроля над эмитентом (не владеет контрольным пакетом акций), решение о сроках выплаты дивидендов должен определять не Фонд государственного имущества, а общее собрание учредителей. Это право за ними закреплено пп. "д" ст.41 Закона об обществах. Государство же как собственник доли в уставном фонде предприятия-эмитента имеет право через своих полномочных представителей лишь участвовать в таком собрании и влиять на процесс принятия решения. И не больше. В этой связи абсолютно абсурдным выглядит требование ФГИ для тех предприятий, где государство не имеет полного контроля над эмитентом, поскольку оно, обладая теми же правами и обязанностями, что и обычный учредитель, при помощи приказа N 679 заведомо ставит себя в более привилегированное положение, по сравнению с другими собственниками. Тем самым нарушается один из базовых законодательных принципов, определенных Законом Украины "О собственности" от 07.02.91 г. N 697-XIV (далее - Закон о собственности): все формы собственности (частная, коллективная, государственная) являются равноправными, и "Украина создает равные условия для развития всех форм собственности и их защиты" (п.п.4,5 ст.2 Закона о собственности).
Основываясь на позиции редакции, подведем итоги вышесказанному: сроки выплаты дивидендов могут определяться приказом N 679 лишь в случае, когда государство владеет контрольным пакетом акций (т.е. данный приказ можно квалифицировать как решение собственника). В ситуации, когда государство не имеет полного контроля над акционерным обществом, решение о сроках выплаты должно принимать общее собрание учредителей согласно Закону об обществах.
