Удержания из заработной платы
наемных работников в пенсионный фонд

ВОПРОС: При исчислении суммы удержаний пенсионного сбора из заработной платы наемных работников (1% или 2%) мы пользовались примером, приведенном в постановлении КМУ N 1064 от 13.07.98. В районном отделении Пенсионного фонда нам сказали, что пример неправильный и исчислять сбор необходимо в соответствии с Законом Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование". Как быть в этой ситуации? Значит ли это, что постановление КМУ N 1064 не действует? Какие штрафные санкции может применить к нам Пенсионный фонд?

ОТВЕТ: Прежде всего давайте обратимся к основному нормативно-правовому акту, регулирующему взимание сборов в Пенсионный фонд в Украине, - Закону Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 26.06.97 г. N 400/97-ВР (далее - Закон о пенсионном сборе). В п.4 ст.1 этого документа определено, что плательщиками сбора в Пенсионный фонд являются также физические лица, работающие на условиях трудового договора (контракта), и физические лица, выполняющие работы (услуги) согласно гражданско-правовым договорам, в том числе члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов, и т.д. Объектом налогообложения для взимания сбора у таких плательщиков является совокупный налогооблагаемый доход. При этом взимание сбора осуществляется по ставкам, определенным п.4 ст.4 Закона о пенсионном сборе, а именно:

- 1 процент от объекта налогообложения, если совокупный налогооблагаемый доход не превышает 150 гривен;

- 2 процента от объекта налогообложения, если совокупный налогооблагаемый доход превышает 150 гривен.

Такое распределение было введено Законом Украины N 208-XIV от 22.10.98 г., который внес в Закон о пенсионном сборе соответствующие изменения и вступил в силу с 10.11.98 г. До этого момента сбор взимался сначала в размере 1% от объекта налогообложения, а потом, на основании Указа Президента Украины "О неотложных мерах по погашению задолженности по выплате пенсий" N 957/98 от 31.08.98 (вступил в силу с 01.10.98 г.), - в размере 2%.

Следовательно, после 10.11.98 из суммы 140 грн. должно быть удержано 1,4 грн., а из суммы 160 грн. - 3,2 грн.

Все было ясно и понятно. Единственный вопрос, возникавший у бухгалтеров, - каков размер удержания из суммы 150 грн.? Как правило, из этой суммы удержания производились в размере 2%.

В июне 1998 года, а именно - 25 июня, вступил в силу Указ Президента Украины "Об ограничениях максимальной величины фактических расходов субъектов хозяйствования на оплату труда работников, суммах налогооблагаемого дохода (прибыли) совокупного налогооблагаемого дохода, с которых взимаются сборы (взносы) в социальные фонды" N 506/98 от 25.05.98. В этом документе указывалось, что "максимальная величина фактических расходов субъектов хозяйствования на оплату труда работников, суммы налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода, из которых в соответствии с законами Украины взимаются сборы (взносы) в Фонд социального страхования Украины, Государственный фонд содействия занятости населения, Пенсионный фонд Украины и Фонд по осуществлению мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения, с целью определения размера этих сборов (взносов), устанавливается Кабинетом Министров Украины и пересматривается по мере роста среднего уровня заработной платы (доходов) работников, занятых в отраслях экономики".

Во исполнение этого Указа было принято постановление КМУ "Об установлении максимальной величины фактических расходов субъектов хозяйствования на оплату труда работников, суммах налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода, с которых взимаются сборы (взносы) в социальные фонды" N 1064 от 13.07.98 г. Максимальная величина, о которой шла речь в Указе, была установлена в пределах 1000 гривен в месяц из расчета на каждого работающего.

Через некоторое время постановление КМУ N 1478 от 21.09.98 г. дополнило постановление N 1064 приложением с примером расчета. Однако со временем появилось дифференцированное распределение (1-2%) при определении сумм сбора из заработной платы наемных работников. Принимая это во внимание, пример, приведенный в приложении, был изменен постановлением КМУ N 2157 от 26.11.99 г. (вступившим в силу с 17.12.99 г., то есть с опозданием почти на год). По новой редакции приложения сумма сборов за счет заработка работающего в Пенсионный фонд должна исчисляться таким образом: из суммы до 150 гривен 1%, свыше 150 гривен - 2%.

Итак, согласно последней редакции постановления N 1064 из суммы в 160 грн. должно быть удержано: (150 х 1%+10 х х 2%) = 1,7 грн. А это на 1,5 грн. меньше, чем по Закону о пенсионном сборе.

Каким же нормативным документом следует руководствоваться бухгалтеру? Мы считаем, что при возникновении подобных проблемных ситуаций должны действовать нормы абзаца 3 ст.1 Закона Украины "О системе налогообложения" в редакции от 18.02.97 г. N 77/97-ВР, а именно: "ставки, механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей)... и льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении". Исходя из этого, при начислении взносов из заработной платы наемных работников необходимо использовать порядок, введенный Законом о пенсионном сборе. В то же время постановление КМУ, как и закон Украины, является обязательным для исполнения, и это не дело бухгалтера - искать несоответствие между нормативными актами и определять, какой из двух нормативных документов весомее. И все-таки, как тогда быть бухгалтерам, которые пользовались порядком расчета, приведенным в постановлении N 1064? Возможны два варианта.

Первый вариант. Оставить все без изменений, а в случае возникновения конфликтной ситуации с органами Пенсионного фонда попробовать доказать законность своих действий в суде.

Второй вариант. Не ждать проверки и самостоятельно рассчитывать недоначисленные суммы сбора и вместе с пеней оплатить их на счета Пенсионного фонда. В дальнейшем пользоваться исключительно нормами Закона о пенсионном сборе.

Также заметим, что, по нашему мнению, к должностным лицам предприятия не могут быть применены штрафные санкции на основании норм статьи 165-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях, поскольку "...сокрытие (занижение) должностым лицом предприятия, учреждения, организации фонда оплаты труда... нарушение установленного порядка расходования средств на это страхование и сроков перечисления взносов в соответствующие фонды, несвоевременное предоставление или непредоставление по установленной форме бухгалтерских отчетов и других документов о начислении и оплате взносов на социальное страхование..." в случае исполнения бухгалтером постановления N 1064 отсутствует.

И еще один момент. Постановлением N 1064 в редакции постановления N 2157 было введено осуществление перечисления сборов (взносов) в социальные фонды по итогам года для каждого работающего. Однако единого для всех механизма осуществления такого перечисления и порядка отражения в отчетности сумм такого перечисления (как это существует, например, по суммам подоходного налога с граждан) установлено не было.